Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность

Показатели транспортной обеспеченности и доступности

Эти показатели отражают уровень транспортного обслуживания хозяйства, населения

и зависят от многих факторов:

- протяженность сети;

- пропускная и провозная способность;

- конфигурации улиц;

- параллельность ходов;

- погодных условий (дождя, гололеда и др).;

Чем больше показатель, тем больше развита сеть.

1) Густота сети на 1000 км2

Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность - student2.ru

Lэ – протяженность эксплуатационной линии; S – площадь территории.

2) Транспортная обеспеченность населения на 10000 человек

Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность - student2.ru

Н – число населения.

3) Обобщенный показатель (формула Эйнгеля)

Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность - student2.ru

4) С развитием различных видов транспорта появился показатель по приведению

их к общему виду

Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность - student2.ru

S0 – обжитая территория

Василевский предложил следующий коэффициент приведения транспортной линии к

одному км железных дорог (пропускной и провозной способностей)

- для автомагистралей - 0,45

- обычное шоссе - 0,15

- речной путь - 0,25

- магистральный газопровод - 0,30

- нефтепровод - 1

Показатели по железнодорожному транспортуdsж/д:

- мир в целом - 1,81

- СНГ - 0,65

- США - 2,27

- Азия - 1,35

- Россия - 0,51

- Африка - 0,50

Пропускная способность дороги — это максимальное количество транспортных средств, которые могут проследовать в единицу вре­мени через сечение дороги. Можно определять пропускную способ­ность мест перегрузки, например порта водного транспорта.

Провозная способность дороги — это общее количество тонн грузов (пассажиров), перевозимых на данном участке в единицу времени.
Пропускная и провозная способности дороги — очень важные показатели для характеристики возможностей транспортной сети и степени ее использования. Они определяются габаритами сети, преж­де всего шириной, качеством дорожного покрытия на автомобиль­ных дорогах, глубиной фарватера на водных видах транспорта, сте­пенью прочности железнодорожного полотна и т.д., а также орга­низацией дорожного движения. На основе этих показателей реша­ются вопросы о развитии сети и ее необходимых параметрах, а также о реорганизации дорожного движения. В крупных городах при увеличившейся интенсивности движения автомобильного транс­порта городские дороги не обеспечивают достаточной пропускной способности, что снижает скорость транспортного потока и требу­ет реорганизации всего дорожного движения. Так, в Москве стро­ится 3-е кольцо для автомобильного транспорта, которое позволит сократить транзитные перевозки по центру города. Московская коль­цевая дорога реконструирована и позволяет большему количеству автомобилей ехать с повышенной, но допустимой по условиям безопасности скоростью движения (в левом крайнем ряду разре­шена скорость до 100 км/ч).
Показатели транспортной обеспеченности и доступности от­ражают уровень транспортного обслуживания хозяйственных объектов и населения и зависят от протяженности сети путей со­общения, их пропускной и провозной способности, конфигура­ции размещения транспортных линий и других факторов. Оче­видно, что эти показатели тем выше, чем более развита сеть пу­тей сообщения. Различия в обеспечении путями сообщения от­дельных стран и регионов характеризуются показателем плотность сети P, km/1000 км2, измеряемым отношением протяженно­сти эксплуатационной длины сети L к площади территории S:

P = 1000Lэ/S

При равной площади двух регионов потребность в транспорте будет больше у того региона, численность населения которого больше.Тогда густота сети, характеризующая транс­портную обеспеченность населения, км/10000 чел,

PН = 1000Lэ/H

Для обобщенной характеристики транспортной обеспеченно­сти территории немецкий статистик Э. Энгель предложил фор­мулу определения единого показателя густоты сети PФормула опредa, км, с уче­том и площади, и численности населения:
Вместе с тем очевидно, что при одинаковой численности на­селения и площади территории потребность в перевозках может быть различна в зависимости от структуры, объемов и размеще­ния производства. Для учета этих факторов русский инженер Ю. И. Успенский модифицировал формулу Энгеля, введя в зна­менатель объем предъявляемых к перевозке грузов Q, тыс. т:

Приведенные формулы, хотя и не отражают достаточность или оптимальность развития транспортной сети, являются важ­ным индикатором уровня обеспеченности территорий путями со­общений отдельных видов транспорта. Для определения ком­плексного показателя густоты сети различных видов транспорта dK, прив. км, предложено указывать приведенную длину путей сообщения £прив, км, и учитывать только обжитую площадь So рассматриваемого региона:
Как видно, Россия имеет наиболее низкие показатели транс­портной обеспеченности, сопоставимые только с показателями стран Африки и Азии.


Таблица

Регионы и страны Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность - student2.ru Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность - student2.ru Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность - student2.ru Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность - student2.ru Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность - student2.ru
Мир в целом 1,81 15,6 8,2 11,5 3,1
СНГ 0,65 5,2 5,0 10,6 2,6
Россия 0,51 2,4 4,2 6,8 2,0
США 2,27 62,3 28,4 54,3 10,5
Азия 1,35 13,8 5,7 4,4 1,4
Африка 0,50 2,1 1,2 2,8 1,1

Примечания. Вопрос 4. Транспортная доступность и обеспеченность - student2.ru — показатели густоты транспортной сети соответственно для железнодорожного, автомобильного и для всех видов транспорта (общий). 2. Пока­затели в таблице даны в расчете на 100 кв. к. и Н=10000 человек.

Наши рекомендации