Порядок пользования телемеханической системой контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ)
6.1 Система ТСКБМ предназначена для совместной работы с АЛСН, КЛУБ (КЛУБ-У), БКБ. Система ТСКБМ обеспечивает непрерывный контроль работоспособности машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья руки. Если по параметрам сопротивления кожи определяется снижение работоспособности машиниста, то ТСКБМ производит проверку бдительности машиниста, через устройства АЛСН (КЛУБ-У).
Система ТСКБМ обеспечивает предварительную световую сигнализацию индикатором желтого цвета светодиодной линейки перед запросом на подтверждение бдительности. В остальное время индикатор не сигнализирует.
Система ТСКБМ должна быть включена при всех видах поездной и маневровой работы.
6.2 Порядок приёмки системы ТСКБМ локомотивной бригадой.
6.2.1 Перед приёмкой локомотива машинисту необходимо предъявить носимую часть ТСКБМ-Н лицу, ответственному за предрейсовый контроль носимых частей ТСКБМ-Н, для проведения тестирования на устройстве проверки носимой части (ПНЧ).
6.2.2 Ответственный за предрейсовый контроль ТСКБМ-Н должен в присутствии машиниста проверить её работоспособность на устройстве проверки носимой части ПНЧ, поставить в маршрутном листе ТУ-3 ВЦЕ штамп о проверке носимой части ТСКБМ-Н и сделать запись в журнале учета проверки носимых частей ТСКБМ-Н.
6.2.3 В случае неработоспособности ТСКБМ-Н машинисту должна быть выдана резервная проверенная носимая часть ТСКБМ-Н. В переходном запасе должно находиться не менее 3 носимых частей ТСКБМ.
6.2.4 После проверки (до прибытия машиниста на локомотив) носимая часть ТСКБМ-Н должна быть выключена.
6.2.5 При приёмке локомотива машинист должен убедиться в наличии в журнале ф. ТУ-152 штампа-справки о исправности устройств ТСКБМ с подписью работника ремонтного депо, проводившего эту проверку.
6.3 Порядок включения системы ТСКБМ.
6.3.1 Для включения ТСКБМ необходимо надеть носимую часть ТСКБМ-Н на запястье руки (контактами к внутренней стороне запястья) и включить устройства АЛСН или КЛУБ.
6.3.1.1 включить носимую часть ТСКБМ-Н (с часовым циферблатом) кратковременным нажатием на кнопку включения с левой стороны корпуса (кроме шариковой авторучки, т.к. засохшая паста выводит кнопку из строя) и убедиться, что засветился светодиодный индикатор на корпусе ТСКБМ-Н;
6.3.1.2 включение носимой части ТСКБМ-Н без часового циферблата производится автоматически через 16 сек. поле контакта электродов датчика с
кожным покровом. Включенное состояние прибора сигнализирует светящимся индикатором включения.
6.3.1.3 включить тумблер локомотивной аппаратуры ТСКБМ в положение «ВКЛ». На приемном блоке ТСКБМ-П (ТСКБМ-И) должен загореться индикатор «приём», светодиодная линейка жёлтого цвета и индикатор красного цвета ТСКБМ-П, которые в течение времени не более 6 сек. должны погаснуть кроме индикатора «приём». Если индикатор «приём» на блоке ТСКБМ-П (ТСКБМ-И) не светится, это означает, что ТСКБМ-Н не включена. Необходимо повторно включить ТСКБМ-Н и проконтролировать включение по свечению индикатора «приём» и светодиодного индикатора ТСКБМ-Н.
6.4 Пользование системой ТСКБМ в пути следования.
6.4.1 При нормальной работоспособности машиниста индикаторы «предварительная световая сигнализация» жёлтого цвета и «запрос подтверждения бдительности» красного цвета погашены. Светится только индикатор «приём».
6.4.2 При снижении работоспособности машиниста за 8 секунд до момента возможного появления запроса на подтверждение бдительности в виде свечения индикатора красного цвета, включается (начинает светиться) индикатор жёлтого цвета. Тем самым обеспечивается предварительная световая сигнализация.
6.4.3 Во время предварительной световой сигнализации машинист может подтвердить бдительность нажатием на кнопки РБС, при этом индикатор «предварительная световая сигнализация» жёлтого цвета на ТСКБМ-П должен погаснуть. Количество нажатий на кнопку РБС не ограничивается.
6.4.4 Если во время предварительной световой сигнализации машинист не подтвердил бдительность путем нажатия на кнопку РБС, система ТСКБМ выдаст запрос на подтверждение бдительности в виде свечения индикатора красного цвета с одновременным свистком ЭПК.
6.4.5 Для предотвращения экстренного торможения машинист должен в течение не более 4-5 сек. от начала свистка ЭПК нажать кнопку РБС. При этом должен погаснуть красный индикатор и прекратиться свисток ЭПК. Количество нажатий на кнопку РБС не ограничивается. Если машинист при свистке ЭПК не нажмет кнопку РБС, то через 7-8 сек. произойдет экстренное торможение.
6.4.6 Если проверки бдительности, инициированные системой ТСКБМ участились, машинисту рекомендуется привести себя в более работоспособное состояние, оговоренное п. 2 Памятки локомотивным бригадам по предупреждению проездов светофоров с запрещающим показанием, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 11.01.2011г. № 6р.
6.5 Совместное функционирование системы ТСКБМ с другой локомотивной аппаратурой.
6.5.1 При включенной ТСКБМ система ТСКБМ (АЛСН) или ТСКБМ (КЛУБ-У) работает только с однократными проверками бдительности машиниста. Периодические проверки отменяются.
6.5.2 Включенное состояние ТСКБМ не отменяет однократных проверок бдительности, инициированных работой САУТ, КЛУБ-У.
6.5.3 Включенное состояние ТСКБМ фиксируется на кассете регистрации при совместной работе ТСКБМ с КЛУБ-У и в модуле памяти КПД при совместной работе ТСКБМ с КПД-3.
6.6 Выключение системы ТСКБМ.
6.6.1 Для выключения ТСКБМ необходимо выключить носимую часть ТСКБМ-Н нажатием острым предметом на кнопку включения и проконтролировать выключение по погасанию индикатора «приём» на блоке ТСКБМ-П (ТСКБМ-И) и светодиодного индикатора на корпусе ТСКБМ-Н. Выключение носимой части ТСКБМ-Н без часового циферблата происходит автоматически примерно через 2 мин после прекращения контакта электродов датчика с кожным покровом (электроды датчика должны быть свободны).
Принудительное выключение прибора ТСКБМ-Н производится путем замыкания электродов датчика металлическим предметом на время не более 6 сек. (должно быть обеспечено электрическое короткое замыкание). Выключенное состояние прибора отображается отсутствием свечения индикатора включения.
После отключения носимой части ТСКБМ выключить локомотивную аппаратуру ТСКБМ, переведя тумблер включения в положение «ВЫКЛ».
6.7 Порядок действий машиниста при нарушениях нормальной работы системы ТСКБМ.
6.7.1 Нарушениями в работе ТСКБМ являются:
- отсутствие приёма радиосигнала от ТСКБМ-Н;
- приём сигнала двух и более носимых частей ТСКБМ-Н или тестеров ТЛ-ТСКБМ или нарушение контакта электродов носимых частей ТСКБМ-Н с кожным покровом запястья руки;
- пониженное напряжение элемента питания носимых частей ТСКБМ-Н, либо другая неисправность носимой части ТСКБМ-Н.
Сбоями в работе ТСКБМ являются внутренние аппаратные сбои, препятствующие нормальной работе системы.
6.7.2 Внешним признаком возникновения нарушения в работе ТСКБМ является мигание индикатора «предварительная световая сигнализация» жёлтого цвета или «запрос подтверждения бдительности» красного цвета, сопровождаемое проверками бдительности машиниста с периодом 60 сек. до устранения причины, вызвавшей нарушение.
6.7.3 В случае обнаружения внутреннего аппаратного сбоя системы раздается не прекращаемый нажатием на кнопки РБС свисток ЭПК при погашенных индикаторах на блоке ТСКБМ-П (ТСКБМ-И), кроме индикатора «приём».
6.8 Действия машиниста при возникновении нарушений в работе ТСКБМ.
6.8.1 Нет приёма радиосигнала. Признаком нарушения является погасший индикатор «ПРИЕМ» и последующее мигание индикатора жёлтого цвета «ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СВЕТОВАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ» или индикатора красного цвета «запрос подтверждения бдительности» со свистком ЭПК. При погасшем индикаторе «ПРИЕМ» машинист должен изменить положение руки, на запястье которой надета носимая часть ТСКБМ-Н, и проверить включенное состояние ТСКБМ-Н по светящемуся светодиоду на её корпусе. Свечение индикатора «ПРИЕМ» показывает нормальное состояние канала радиосвязи.
6.8.2 Приём 2-х и более радиосигналов. Признаком нарушения является мигание индикатора жёлтого цвета «предварительная световая сигнализация» или индикатора «запрос подтверждения бдительности» красного цвета со свистком ЭПК при горящем индикаторе «приём». При возникновении этой ситуации машинист должен убедиться, что в кабине локомотива выключены посторонние
носимые части ТСКБМ-Н или ТЛ-ТСКБМ, а также убедиться в надёжности контакта между кожным покровом руки и электродами носимой части ТСКБМ-Н.
6.8.3 В случае возникновения внутреннего аппаратного сбоя необходимо выключить и снова включить ТСКБМ тумблером «ВКЛ». В результате произойдёт процедура инициализации ТСКБМ и нормальное функционирование системы должно восстановиться. Если после повторного включения ТСКБМ нормальная работа системы не восстанавливается, машинист должен действовать в соответствии с п. 7.8.4.
6.8.4 В случае невозможности устранения нарушений в работе ТСКБМ, для предотвращения экстренного торможения, машинист должен выключить локомотивную аппаратуру ТСКБМ тумблером «ВКЛ». После этого машинист должен через некоторое время попытаться вновь включить систему ТСКБМ. В случае если нормальная работа ТСКБМ не восстановилась, сделать запись в журнале ф. ТУ-152 об отключении ТСКБМ и ее причине. Продолжить движение до основного или оборотного депо, имеющей ПТОЛ, с выключенной аппаратурой ТСКБМ, подтверждая бдительность при периодических проверках системы АЛСН (КЛУБ).