Вопрос № 2. Организационно-правовые основы деятельности строевых подразделений ППСП.
В теории и практике термин «патрульно-постовая служба» употребляется в двух значениях: как вид деятельности специальных нарядов полиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью и как совокупность аппаратов, частей и подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности. Оба эти значения с разных сторон раскрывают содержание ППСП.
Строевые подразделения ППСП являются основным средством обеспечения общественного порядка и безопасности, а также борьбы с преступностью на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, пристанях, в аэропортах и других общественных местах, в том числе при проведении массовых мероприятий.
Строевые подразделения входят в штаты территориальных органов МВД России и находятся в непосредственном подчинении их начальников[1].
Изучение ППСП как аппаратов, частей и подразделений позволяет подробно рассмотреть ее систему и организационную структуру. Организационная структура включает в себя систему аппаратов, подразделений, то есть построение сверху донизу и внутреннее строение отдельного аппарата и подразделения, включая перечень должностей их сотрудников. Она определяется, во-первых, характером выполняемых задач и функций; во-вторых, национально-государственным устройством и административно-территориальным делением Российской Федерации.
Так, в соответствии с типовыми штатами строевых подразделений ППСП данная служба может быть представлена такими самостоятельными подразделениями, как полк, батальон, рота, взвод и отделение патрульно-постовой службы, каждое из которых включает в себя определенное количество сотрудников, занимающих штатные должности.
В рамках территориальных органов МВД России на районном уровне патрульно-постовая служба представлена отдельными ротами ППСП, в состав которых входят:
- командир роты,
- заместители командира роты по кадровой и воспитательной работе и по технической части,
- командиры взводов и их заместители,
- инспектора службы,
- командиры отделений,
- полицейские (полицейские-кинологи, полицейские-кавалеристы) и полицейские-водители,
- старшина роты[2].
Подразделения ППСП в своей деятельности руководствуются:
- Конституцией Российской Федерации;
- общепризнанными принципами и нормами международного права;
- международными договорами РФ;
- федеральными конституционными законами;
- федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и другими федеральными законами;
- актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;
- актами МВД РФ;
- а также законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Деятельность подразделений ППСП строится в соответствии с принципами:
- соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина,
- законности,
- беспристрастности,
- открытости и публичности,
- общественного доверия и поддержки граждан,
- взаимодействия и сотрудничества,
- использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.
В своей деятельности подразделения ППСП взаимодействуют с подразделениями ДПС ГИБДД МВД Российской Федерации, вневедомственной охраны территориальных органов МВД России, а также с другими подразделениями полиции, воинскими частями ВВ МВД России. Принятие решений на охрану правопорядка на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах на конкретные сутки в соответствии с планом единой дислокации оформляется решением начальника ОВД, занесенным в постовую ведомость.
В решении определяются расчет сил и средств, расстановка нарядов подразделения ППСП, задействованных на обеспечение правопорядка. На период выполнения конкретной задачи оформляется приказом, специальным планом обеспечения правопорядка, планом расстановки личного состава.
При принятии решения по организации патрульно-постовой службы учитываются:
1. Географические, социально-экономические особенности региона (города, района), численность, состав и движение коренного населения, приток иногородних и иностранных граждан и лиц без гражданства, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений, расположение объектов особой важности, жизнеобеспечения, разрешительной системы, банков, специальных учреждений органов внутренних дел.
2. Плотность пассажиропотока на объектах метрополитена, железнодорожного, воздушного и водного транспорта с учетом сезонности (времени года).
3. Количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах, с учетом времени года, суток и метеорологических условий.
4. Расстановка нарядов патрульно-постовой службы полиции и ее соответствие реально складывающейся оперативной обстановке, система установленных технических средств (видеонаблюдения и «гражданин-полиция») на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
5. Результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.
6. Места скопления несовершеннолетних, в том числе состоящих на учете в территориальных органах МВД России (групп несовершеннолетних антиобщественного и иного характера).
Источниками информации при изучении оперативной обстановки являются:
1. Статистическая отчетность, аналитические материалы, оперативные и рабочие карты (схемы) и другие документы, отражающие состояние обеспечения общественного порядка и борьбы с преступностью, ориентировки о совершенных преступлениях и розыске преступников.
2. Оперативные данные, сведения, поступающие от сотрудников подразделений полиции.
3. Доклады нарядов патрульно-постовой службы полиции и других нарядов комплексных сил.
4. Сообщения органов внутренних дел и других правоохранительных органов, воинских частей внутренних войск МВД России, подразделений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации.
5. Сообщения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных учреждений, общественных объединений и организаций.
6. Заявления граждан.
7. Сообщения средств массовой информации.
8. Сведения, полученные по техническим каналам связи от систем видеонаблюдения, мониторинговых систем и другие.
Сотрудники подразделений ППСП при выполнении своих обязанностей в установленном порядке имеют право доступа к информации, содержащейся в учетах информационных центров УТ МВД России по федеральным округам, МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам РФ.
Перед принятием решения о заступлении на службу начальник территориального органа МВД России на районном уровне и начальник полиции, командир подразделения ППСП в необходимых случаях проводят рекогносцировку на местности с участием своих заместителей, руководителей, командиров подчиненных и приданных подразделений, воинских частей ВВ МВД России. Во время рекогносцировки уточняется расчет и расстановка сил и средств, определяются расположение постов, маршрутов патрулирования, виды и состав нарядов, порядок и время несения службы, их особые обязанности, численность, размещение и задачи резерва.
Проведение рекогносцировки и оформление картографического решения являются обязательными при выработке мер по обеспечению правопорядка во время массовых мероприятий, при обеспечении безопасности передвижения объектов государственной охраны, упреждении и предотвращении террористических актов, стихийных бедствий, крупных производственных аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотии, а также в целях ликвидации групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков.
В решении по организации патрульно-постовой службы на последующие сутки предусматриваются:
1. Общая задача территориального органа МВД России на районном уровне, подразделения исходя из сложившейся оперативной обстановки.
2. Обязательные нормы выставления сотрудников и выделения технических средств.
3. Состав, расстановка и задачи патрульно-постовых нарядов, особенности несения службы, организация взаимодействия между ними, с участковыми уполномоченными полиции, другими сотрудниками полиции, представителями общественных формирований правоохранительной направленности, частных охранных организаций по охране общественного порядка.
4. Возможность и формы маневра силами и средствами при изменении оперативной обстановки.
5. Система связи с нарядами, сроки представления информации, сигналы и условные знаки.
6. Порядок контроля за несением патрульно-постовой службы.
7. Несение службы в течение дежурной смены может осуществляться на одном или нескольких маршрутах (постах), при этом патрульному (постовому) выдаются соответствующие карточки.
Уставом ППСП предусмотрены следующие условия службы нарядами:
- Назначение сотрудника подразделения ППСП в наряд производится с учетом состояния здоровья и физического развития, возраста, опыта работы и других индивидуальных особенностей, которые наиболее полно соответствуют условиям несения службы и обстановке на том или ином маршруте, посту (п. 53)
- Сотрудники ППСП несут службу в установленной форменной одежде. При решении специальных задач им может быть разрешено несение службы в гражданской одежде (п. 59)
- Режим работы ППСП определяется распорядком дня и графиком, в котором указываются дни и часы (смены) несения службы каждым сотрудником подразделения ППСП и его выходные дни (п. 60).
- Распорядок дня и график работы утверждает командир ППСП (п. 61).
- Для сотрудников ППСП устанавливается общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю, выходные дни предоставляются по графику (п. 63).
- Продолжительность непрерывного несения службы нарядами ППСП на внешних постах и маршрутах при температуре воздуха -20 градусов и ниже (в случае отсутствия утепленного укрытия), а также при температуре +35 градусов и выше не должна превышать 2 часов. В этих случаях организуется подмена нарядов (п. 64).
- Порядок несения службы нарядами ППСП в период проведения массовых мероприятий и при возникновении чрезвычайных обстоятельств определяется приказами начальника территориального органа МВД России на районном уровне и МВД России (п. 81).
Уставом определено служебное время нарядов ППСП (п. 62):
- Служебное время при несении службы определяется нахождением нарядов в оперативном подчинении дежурного по территориальному органу МВД России на районном уровне, подразделению или иных должностных лиц, осуществляющих руководство службой (с начала инструктажа до поступления команды об окончании службы).
- Время инструктажей, боевой, служебной и физической подготовки, служебных совещаний, учебных занятий включается в график работы как рабочее время.
Вывод по вопросу: Подразделения ППСП в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами, федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», другими федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, актами МВД РФ, а также законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах их компетенции.
Деятельность подразделений ППСП строится в соответствии с принципами соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, беспристрастности, открытости и публичности, общественного доверия и поддержки граждан, взаимодействия и сотрудничества, использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем.
В своей деятельности подразделения ППСП взаимодействуют с подразделениями ДПС ГИБДД МВД РФ, вневедомственной охраны территориальных органов МВД России, а также с другими подразделениями полиции, воинскими частями ВВ МВД России. Службу подразделения ППСП несут в условиях и порядке, предусмотренных требованиями Устава ППСП.