Основные цели и задачи функционирования внутреннего водного транспорта
В результате спада производства и масштабной дестабилизации экономики страны с 1990 г. наблюдалось снижение объемов перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом, которое продолжалось до 1999 г. Объем перевозок грузов за этот период сократился с 562 до 103 млн. т. Завоз грузов на Крайний Север снизился в 4 раза и в 1999 г. составил 12,4 млн. т. Исключение составили перевозки внешнеторговых грузов, которые возросли за тот же период с 17,5 до 18,2 млн. т. Падение объемов перевозок было связано с резким сокращением объемов промышленного, гражданского и дорожного строительства и, в связи с этим, спроса на поставки строительных грузов, в том числе собственной русловой добычи судоходных компаний и портов. Объем доставки строительных грузов, традиционно занимающих значительную долю в объеме перевозимых внутренним водным транспортом грузов, снизился с 407 до 52 млн. т.
Начиная с 2000 года складывается тенденция к росту объемов перевозок грузов на внутреннем водном транспорте. К настоящему времени свыше 1 млн. 700 хозяйствующих субъектов имеют лицензии на перевозки грузов и пассажиров, При этом негосударственный сектор занимает на внутреннем водном транспорте доминирующее положение и им выполняется более 90 % перевозок грузов и пассажиров. С начала 1990-х г. государство практически ушло из этого бизнеса и осуществляет лишь регулирующие функции и поддержание водных путей в пригодном для судоходства состоянии.
Соотношение объемов перевозок грузов различными видами транспорта в Российской Федерации приведено в табл.1.1, структура перевозок грузов ВВТ - в табл.1.2. и табл. 1.3.
Таблица 1.1
Перевозки грузов по видам транспорта общего пользования
млн т.
Вид транспорта | ГОДЫ 2007./ 1992, % 2007 / 2000, % | Доля вида тр-та в 2009 г., % | |||||
железнодорожный | 14,85 | ||||||
автомобильный | 70,16 | ||||||
трубопроводный | 13,19 | ||||||
морской | 0,49 | ||||||
внутренний водный водный | 1,30 | ||||||
воздушный | 0,8 | 0,8 | 0,9 | 1,0 | 1,0 | 1,0 | 0,01 |
всего |
Объемы перевозок грузов автомобильного транспорта приведены в целом организациями всех видов экономической деятельности с учетом оценки неформальной деятельности.
Анализ производственной деятельности судоходных компаний, рост экономики Российской Федерации позволяют прогнозировать дальнейший рост перевозок грузов внутренним водным транспортом к 2030 году до 210-215 млн. т.
В целях закрепления положительных тенденций в отрасли, определения стратегии и основных направлений ее развития, распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2003 г. № 909-р была одобрена Концепция развития внутреннего водного транспорта до 2015 г. Основная цель концепции - превращение внутреннего водного транспорта в современную, высокоэффективную и устойчиво функционирующую отрасль транспортного комплекса России. Достижение этого должно обеспечиваться за счет решения задач по двум направлениям:
создание условий для эффективного функционирования ВВТ и повышение конкурентоспособности предприятий отрасли;
расширение и развитие рынков транспортных услуг, предоставляемых внутренним водным транспортом.
В современных условиях главным достижением национальной транспортной политики явилось утвержденные Правительством Российской Федерации в 2008 году основного стратегического документа «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».
Основным инструментом выполнения задач стратегии до 2010 года являлась Федеральная целевая программа «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)». Важным для развития ВВТ было наличие в ней программ «Внутренние водные пути» и «Внутренний водный транспорт».
В ближайшей перспективе развитие ВВТ будет осуществляться в соответствии с новой редакцией Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)».
Определенное внимание ВВТ уделено и в транспортной стратегии Российской Федерации до 2020 года, принятой Министерством Транспорта Российской Федерации в 2005 году.
Таблица 1.2
Объём перевозок грузов внутренним водным транспортом России до 2030 г.
млн.т.
Показатель | Годы | |||||||
2030 (ожид.) | ||||||||
Перевозки грузов, всего | 210-215 | |||||||
В том числе: | ||||||||
Внутреннее сообщение | 96,7 | 104,7 | 116,8 | 131,7 | 138,7 | 170-175 | ||
Заграничное сообщение | 20,3 | 29,3 | 22,2 | 21,3 | 12,3 |
Таблица 1.3
Структура перевозок грузов внутренним водным транспортом общего пользования по видам грузов
в процентах
Род груза | Годы | ||||||
Отправлено грузов – всего | |||||||
В том числе: Нефть и нефтепродукты наливом | 11,2 | 15,9 | 10,0 | 6,3 | 6,7 | 12,1 | 12,2 |
Зерно и продукты перемола | 1,5 | 2,7 | 2,4 | 1,9 | 0,6 | 1,1 | 0,67 |
Комбикорма | 0,1 | 0,2 | 0,2 | 0,1 | 0,0 | 0,05 | 0,23 |
Уголь и кокс | 3,3 | 2,6 | 2,5 | 1,6 | 1,2 | 2,7 | 2,72 |
Лесные в судах | 8,0 | 6,6 | 5,5 | 6,8 | 5,4 | 5,7 | 3,38 |
Металлы черные | 3,3 | 2,8 | 2,0 | 2,9 | 1,3 | 2,6 | 2,29 |
Руда всякая | 0,1 | 0,5 | 0,6 | 0,3 | 0,1 | 0,2 | 0,3 |
Строительные | 60,0 | 57,6 | 67,0 | 68,2 | 75,0 | 61,4 | 62,06 |
Цемент | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,29 |
Удобрения | 2,7 | 2,5 | 1,7 | 1,6 | 0,6 | 1,2 | 1,43 |
Прочие* | 9,7 | 8,5 | 8,0 | 10,0 | 8,8 | 12,7 | 14,43 |
Исходя из указанных программ для улучшения условий функционирования и повышения конкурентоспособности внутреннего водного транспорта отрасли необходимо решить следующие задачи:
I. Улучшение условий судоходства на внутренних водных путях с учетом перспективы развития рынка услуг ВВТ и повышения требований безопасности, в том числе:
реконструкция ВВТ и улучшение эксплуатационных параметров судоходных гидротехнических сооружений для повышения их пропускной способности;
увеличение протяженности ВВТ с гарантированными габаритами судовых ходов и освещаемой обстановкой;
создание судоходных условий для доставки грузов во вновь осваиваемые труднодоступные районы, прежде всего в районы Крайнего Севера, в том числе по малым и быстро мелеющим рекам;
модернизация технического флота и повышение интенсивности его использования для улучшения параметров водных путей;
развитие связи и навигации посредством модернизации существующих и внедрения новых средств связи, спутниковой навигации и информатизации;
развитие инфраструктуры ВВТ для обеспечения перевозок по международным транспортным коридорам, а также для развития туристического бизнеса, водного спорта и отдыха;
обеспечение развития ВВТ и их инфраструктуры в соответствии с задачами и потребностями формирования транспортной инфраструктуры страны в целом;
II. Развитие транспортного флота в соответствии с потребностями рынка, в том числе:
проведение реновации судов, ремонта и модернизации флота на судоремонтных предприятиях отрасли;
пополнение флота за счет закупки судов преимущественно российского производства;
ускоренное списание морально и физически устаревших судов, подготовка решения о запрещении эксплуатации судов, создающих угрозу для безопасности судоходства;
III. Реконструкция портов и реформирование портовой деятельности, в том числе:
улучшение технического состояния причальных сооружений в портах;
модернизация и замена морально и физически изношенного перегрузочного оборудования и иных технических средств и устройств;
создание специализированных портовых мощностей для освоения новых видов грузопотоков;
строительство новых причалов и терминалов, прежде всего для переработки контейнеров, минеральных удобрений, химических грузов и сжиженного газа;
капитальный ремонт и развитие припортовых железнодорожных и автомобильных подъездных путей;
приоритетное развитие портов в полосе международных транспортных коридоров;
IV. Становление и развитие экономически состоятельных и инвестиционно-привлекательных судоходных компаний путем стимулирования процессов реструктуризации и реформирования предприятий отрасли, повышения эффективности их работы, содействия процессам интеграции и образования крупных конкурентоспособных компаний при обеспечении конкуренции на рынке услуг внутреннего водного транспорта;
V. Совершенствование государственного управления на внутреннем водном транспорте, в том числе:
реструктуризация государственных учреждений и унитарных предприятий;
совершенствование механизма управления объектами федеральной собственности;
VI. Расширение взаимодействия со смежными видами транспорта за счет внедрения качественно новых логистических схем и технологий организации транспортного процесса, прежде всего интермодальных перевозок;
VII. Обеспечение безопасности судоходства на внутренних водных путях, включая экологическую безопасность, путем:
создания системы управления обеспечением безопасности на внутреннем водном транспорте;
регламентации и координации контрольных и надзорных функций государственных органов для повышения их эффективности в условиях снижения степени их вмешательства в деятельность субъектов рынка;
создания специальных судов и технических средств по сбору, комплексной переработке и утилизации различных видов отходов, образующихся при эксплуатации или попадающих в водную среду в результате аварий объектов водного транспорта, включая затонувшее имущество;
расширения использования экологически чистых судовых источников энергии и экологически безопасных перегрузочных технологий;
VIII. Развитие страхования на внутреннем водном транспорте, в том числе:
страхование пассажиров и экипажей судов;
страхование ответственности перед третьими лицами при перевозках опасных грузов и лоцманской проводке судов;
страхование ответственности за негативное воздействие на окружающую среду при эксплуатации объектов водного транспорта.
IX. Обеспечение доступности транспортных услуг и их качества для населения и хозяйствующих субъектов за счет:
устранения разрыва между увеличивающимся спросом на пассажирские перевозки и уровнем развития общественного пассажирского транспорта;
обеспечения ценовой доступности социально значимых услуг ВВТ;
обеспечения круглогодового доступа к опорной транспортной сети по водным путям для сельских населенных пунктов, в которых проживает значительная часть населения страны.
Задачами по расширению и развитию рынков транспортных услуг являются:
1) развитие рынка внутренних перевозок, в том числе:
увеличение объемов перевозок нерудных строительных материалов;
освоение новых грузопотоков, образующихся в результате расширения внутреннего производства и потребления промышленной и сельскохозяйственной продукции, добычи и использования природных ресурсов страны и развития торгово-хозяйственных связей между регионами;
увеличение объема грузовых перевозок в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в том числе в связи с прогнозируемым развитием экономики этих районов на основе освоения новых месторождений природных ископаемых;
расширение географии перевозок за счет освоения районов со слабо развитой транспортной инфраструктурой, включая развитие грузовых перевозок по малым рекам Сибири и Дальнего Востока;
2) обеспечение интеграции внутренних водных путей России в систему международных транспортных коммуникаций и увеличение грузооборота экспортно-импортных и транзитных перевозок, в том числе:
освоение новых экспортно-импортных грузопотоков, образующихся в результате расширения внешнеэкономической деятельности российских хозяйствующих субъектов (прежде всего из внутренних речных портов);
организация перевозок по международным транспортным коридорам;
развитие прямого бесперевалочного сообщения между незамерзающими российскими и иностранными портами в зимний период;
переключение существующих в международном сообщении грузопотоков из портов стран Балтии и Украины в российские речные и устьевые порты;
развитие трансграничных перевозок на основе двусторонних договоров с сопредельными государствами;
обеспечение доступа российских судов на внутренние водные пути других государств;
регулирование на взаимной основе доступа на внутренние водные пути России судов под флагом иностранного государства;
3) развитие рынка пассажирских перевозок, в том числе:
совершенствование механизма обеспечения социально значимых пассажирских перевозок;
развитие туристического бизнеса, в первую очередь за счет организации новых круизных и туристических маршрутов, в том числе и на неиспользуемых в настоящее время для этих целей ВВП;
повышение уровня обслуживания пассажиров и туристов, развитие береговой инфраструктуры.
Решение этих задач дает надеяться, что внутренний водный транспорт будет и дальше развиваться в целях обеспечения потребности Российской Федерации в перевозке грузов, пассажиров, буксировке судов, плотов и иных плавучих объектов.
Специальные функции по государственному регулированию в сфере внутреннего водного транспорта осуществляются федеральными органами исполнительной власти в области транспорта и находящимися в их ведении территориальными (бассейновыми) органами куда входят: Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).
Министерство транспорта РФ осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере внутреннего водного транспорта.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, находящаяся в ведении Министерства транспорта РФ - функции по контролю и надзору в сфере внутреннего водного транспорта.
Федеральное агентство морского и речного транспорта, находящееся в ведении Министерства транспорта РФ и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, в том числе в сфере внутреннего водного транспорта.
Ряд функций, выполняемых указанными федеральными органами исполнительной власти, непосредственно связан с организацией коммерческой работы на внутреннем водном транспорте.
Согласно Положению о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года №371, Росморречфлот осуществляет в порядке и в пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимые для обеспечения функций федеральных органов исполнительной власти в сфере морского и речного транспорта, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Росморречфлоту.
К настоящему времени в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта находятся 27 федеральных государственных унитарных предприятий (в том числе четыре стратегических: ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Гидрографическое предприятие», ФГУП «Морсвязьспутник» и ФГУП «Канал имени Москвы»), 55 государственных учреждений, а также 74 акционерных общества, пакет акций которых находится в собственности Российской Федерации.
В Федеральном агентстве морского и речного транспорта на основании Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта образован ряд советов: Совет по образованию Федерального агентства морского и речного транспорта, Экспертный Совет капитанов морских портов.
На схеме 1 приведена структура подведомственных организаций (Росморречфлота).
Учреждения и предприятия, находящиеся в ведении Росморречфлота и акционерные общества, в которых государство имеет доли акций | ||
Федеральные госудасртвенные учреждения (55) | Федеральные государственные унитарные предприятия (27) | Акционерные общества (74) |
Администрации морских портов Государственные бассейновые учреждения водных путей и судоходства Образовательные учреждения Прочие | Стратегические: ФГУП «Канал имени Москвы» ФГУП «Росморпорт» ФГУП «Гидрографическое предприятие» ФГУП «Морсвязьспутник» | Морские пароходства Речные пароходства Заводы и судоверфи Ремонтно-эксплуатационные базы Морские торговые порты Речные порты Прочие |
Схема 1. Структура подведомственных организаций Росморречфлота.
Содержание коммерческой работы на внутреннем водном транспорте
Эффективное функционирование ВВТ заключается в обеспечении потребности клиентуры в перевозках при получении перевозчиками финансовых результатов, позволяющих им инвестировать средства в обновление основных фондов, сохраняя конкурентоспособные цены на транспортные услуги и поддерживая на приемлемом для экономики уровне размер транспортной составляющей в конечной цене продукта. Для этого необходимо четкое взаимодействие всех управляющих звеньев организаций внутреннего водного транспорта и, в частности, связанных с организацией грузопотоков, установлением связей с грузовладельцами и смежными видами транспорта, выполнением начальных и конечных операций перевозок, разработкой и осуществлением такого порядка транспортирования грузов, который гарантирует отсутствие претензий.
Все это относится к сфере коммерческой работы, которая имеет следующее содержание:
обеспечение потребностей юридических и физических лиц в услугах ВВТ;
достижение объемов перевозок грузов и пассажиров, буксировок судов, плотов и иных плавучих объектов, гарантирующих перевозчику (буксировщику) рентабельность осуществляемой деятельности;
улучшение эффективности использования транспортного флота, портового хозяйства и других технических средств организаций внутреннего водного транспорта;
обеспечение сохранности груза и буксируемого объекта при перевозке;
обеспечение выполнения установленных сроков доставки грузов и буксируемых объектов;
снижение транспортных затрат, повышение доходности и рентабельности связанных с перевозками грузов ВВТ.
Для решения этих задач за федеральными органами исполнительной власти в области транспорта Правительством РФ закреплены следующие функции.
Министерство транспорта Российской Федерации осуществляет нормативное правовое регулирование в области организации коммерческой работы на внутреннем водном транспорте. В этих целях Минтранс России разрабатывает и принимает различные дополнения, разъяснения и т.п. к действующим на ВВТ основным нормативно-правовым документам – Кодексу внутреннего водного транспорта, правилам перевозок грузов, касающиеся коммерческой эксплуатации ВВТ, регламентирующие следующие вопросы:
- порядок приема и выдачи грузов получателям, заполнения перевозочных документов, пломбирования грузовых помещений судов и контейнеров;
- сроки прекращения обязательного приема грузов для перевозки, судов, плотов и иных плавучих объектов для буксировки, порядок объявления сроков открытия и закрытия навигации, а также оформления извещений об ограничении или запрещении движения судов, изменения пункта назначения и грузополучателя;
- способы определения массы груза, порядок предъявления и рассмотрения заявок на перевозку грузов;
- технические нормы загрузки судов, порядок пересчета массы грузов при изменении их влажности за время перевозки;
- порядок составления коммерческих актов и предъявления претензий;
- порядок признания организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих погрузочно-разгрузочную деятельность в речных портах по обращению любого лица;
- порядок перевозки пассажиров, ручной клади и багажа.
Организация грузовой и коммерческой деятельности осуществляется хозяйствующими субъектами ВВТ, поскольку именно от этого зависит возможность перевозки грузов на определенных маршрутах ВВП, уровень использования грузоподъемности транспортных судов, продолжительность навигации, сроки начала и окончания приема грузов для перевозки, сроки открытия и закрытия навигации и др.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства внутреннего водного транспорта Российской Федерации, и в том числе за выполнением требований указанных ранее нормативных правовых документов, принимаемых Министерством транспорта Российской Федерации, а также лицензирование на ВВТ деятельности по перевозке грузов и пассажиров и погрузочно-разгрузочной деятельности в отношении опасных грузов.
На уровне перевозчиков ВВТ осуществляются:
технико-экономические изыскания и организация грузопотоков и пассажирских маршрутов;
выполнение договорной работы;
организация выполнения правил и условий перевозок;
прием и выдача грузов, оформление транспортных документов и расчетов по перевозкам и сопутствующим услугам;
транспортно-экспедиционное обслуживание грузовладельцев;
координация взаимодействия со смежными видами транспорта при организации прямых смешанных перевозок.
Денационализация флота и портового хозяйства в значительной мере изменила взаимоотношения транспортных организаций и грузовладельцев. Возник новый, не существовавший в условиях плановой экономики, вид отношений - отношения перевозчиков и грузовладельцев с организациями, осуществляющими в портах деятельность по погрузке-выгрузке и хранению грузов. Постоянное развитие и совершенствование взаимоотношений участников транспортного процесса на ВВТ находит отражение в нормативных правовых документах, регламентирующих его работу, что способствует обеспечению безопасности и эффективности перевозок грузов и пассажиров, буксировки судов, плотов и иных плавучих объектов на ВВТ, а также устойчивому развитию отрасли.