Техническое обслуживание грузовых вагонов
Техническое обслуживание грузовых вагонов предусматривает:
– контроль технического состояния вагонов, находящихся в сформированных составах и транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке их к перевозкам без отцепки от состава или группы вагонов;
– выявление неисправностей; выполнение необходимого ремонта, беспечивающего безопасность движения, пожарную безопасность, сохранность перевозимых грузов;
– постановку в поезда и следование в них технически исправных вагонов (ТО);
– текущий ремонт вагонов при подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов с подачей на специализированные пути (ТР-1);
– текущий ремонт грузовых вагонов с отцепкой от транзитных, прибывших в разборку, или сформированных составов (ТР-2).
Техническое обслуживание вагонов выполняется:
· в парке прибытия — выявление неисправностей, требующих отцепочного и безотцепочного ремонтов;
· в сортировочном парке — выявление повреждений, происшедших в процессе маневровой работы, чтобы не пропустить в парк отправления неисправные вагоны, требующие ремонта с отцепкой, а также текущий ремонт на специально выделенных путях;
· в парках отправления и сортировочно-отправочном — замена и ремонт неисправных деталей и узлов вагонов без отцепки от состава, обнаруженных как в парках прибытия и сортировочном, так и в парке отправления:
· в приемо-отправочном парке для транзитных поездов совмещены работы, проводимые в парках прибытия и отправления.
При техническом обслуживании вагонов проверяется:
– наличие деталей и узлов вагонов и их соответствие установленным нормативам;
– сроки ремонта;
– исправность и действие автосцепного устройства, тормозного оборудования, буферных устройств, переходных площадок, специальных подножек и поручней, тележек, колесных пар, буксовых узлов, рессорного подвешивания и т.п.;
– исправность кузова вагона.
Работники ПТО должны в соответствии с технологическим процессом своевременно выполнять техническое обслуживание и нести ответственность за безопасное проследование вагонов без отцепки от поездов в пределах гарантийного участка.
Рабочие места осмотрщиков оснащают связью громкоговорящего оповещения с переговорными колонками (их размещают в районе работы каждой группы), общестанционной телефонной связью, устройством централизованного ограждения (в парке технического обслуживания вагонов). Пульт дистанционного ограждения составов находится в помещении оператора. На станциях, не оборудованных системой централизованного ограждения, применяют ограждение состава переносными сигналами — красными щитами (днем) и красными фонарями (ночью).
Освещение в парках в ночное время должно отвечать действующим нормам и требованиям охраны труда.
Запрещается включать в поезда и допускать следование с ними груженых вагонов, в рамах которых имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
— излом или трещина, выходящая с горизонтальной на вертикальную полку хребтовой, боковой продольной, шкворневой или концевой балок;
— продольные трещины в балках и брусьях рамы длиной более 300 мм, а также вертикальные, продольные или наклонные трещины, когда они проходят более чем через одно отверстие для болтов или заклепок;
— излом сварного шва угольника или шва крепления балок;
— вертикальные прогибы балок у четырех- и шестиосных грузовых вагонов более 100, а у двухосных более 50 мм.
— повреждение крыши, обшивки или пола, если груз может быть испорчен в результате подмочти, выпасть на путь или быть расхищеным, а также когда возникает опасность срыва или задира листов кровли;
— неисправность обшивки, пола и крыши у порожних вагонов;
— отсутствие двери или дверного упора;
— перекос кузова более 75 мм у грузовых и более 50 мм у пассажирских вагонов;
и др.
В кузовах крытых грузовых вагонов наблюдаются: повреждения крыши, обшивки, досок пола, двери и деталей ее подвешивания, рамок и запоров загрузочных люков, поручней; изгиб или излом раскосов, стоек, потолочных дуг, фрамуг, обвязочных поясов, люковых и дверных брусков, настенных досок и колобашек внутреннего несъемного оборудования; трещины и обрыв заклепочных сварных соединений; перекос и уширение кузова; щели в полу и стенах.
Полувагоны повреждаются главным образом на вагоноопрокидывателях, при небрежной выгрузке грузов грейферными кранами и при неправильной погрузке тяжелых штучных грузов.
Для четырехосных полувагонов характерны следующие неисправности кузовов: изгиб верхней металлической обвязки; повреждение торцевых дверей и запоров, крышек погрузочных люков, торсионов и запоров, сварных швов, прикрепляющих стойки к боковым продольным балкам; обрыв стоек, излом досок обшивки.
Полувагоны с металлическими кузовами повреждаются в меньшей степени. У них наблюдаются прогиб, пробоины металлической обшивки и коррозия нижних частей стен.
У платформчасто повреждаются деревянные борта, доски пола, бортовые запоры и кронштейны; изгибаются металлические борта; теряются валики шарнирных соединений и закладки запоров.
У котлов цистерн наблюдаются трещины в швах, ослабление заклепок, пробоины, коррозия, особенно у кислотных.
Саморазгружающийся цельнометаллический вагон бункерного типаоборудован специальным разгрузочным механизмом с пневматическим приводом, расположенным под рамой между бункерами.
Наиболее часто встречающимися неисправностями разгрузочного механизма являются изгиб или обрыв штока поршня вследствие заедания связанного с ним зубчатого сектора, обрыв петель разгрузочного люка.
Бункерные полувагоны для перевозки битума имеют двойные стенки, в пространство между которыми подводится пар для подогрева битума при выгрузке.
При осмотре бункерного вагона необходимо проверять исправность всех крюков-растяжек, удерживающих бункеры в вертикальном рабочем положении. Перед подачей бункерного полувагона для погрузки следует осмотреть поверхности внутренних стен бункеров. При обнаружении на них пробоин вагон должен быть отправлен в ремонт.