Тема 9: Предполётные процедуры в аэропорту вылета. Брифинг. Хендлинг

План:

1. Классическая предполётная схема в АП вылета

2. Предполётная подготовка по типу Брифинг

3. Наземное обслуживание полётов. Хендлинг

1. Классическая предполётная схема в АП вылета

Существует две схемы предполётной подготовки: классическая предполётная процедура и по типу брифинг.

Классическая предполётная схема предполагает:

1. Командир ВС под роспись должен получить НОТАМ в САИ (служба аэронавигационной информации).

(НОТАМ (англ. NOtice To AirMen, NOTAM) — оперативно распространяемая информация (извещения) об изменениях в правилах проведения и обеспечения полётов и аэронавигационной информации. НОТАМ содержит извещение о всех поправках, временных или постоянных, которые не были включены в последний сборник аэронавигационной информации (AIP).

Извещения НОТАМ могут включать такую информацию:

- о событиях и явлениях, которые могут представлять опасность для проведения полётов, таких как авиашоу, запуск ракет и т. п.;

- неработающих рулёжных дорожках и взлётно-посадочных полосах;

- неработающих средствах радионавигации или световом оборудовании и связанным с этим изменением метеорологических минимумов аэродрома;

- ограничении полётов в определённом воздушном пространстве в связи с полётами военной авиации, экспериментальной авиации или выполнением литерных и подконтрольных рейсов (перевозящих глав государств и правительств, иностранные делегации);

- работах, проводимых вблизи аэродромов, которые могут, например, потребовать установки подъёмного крана;

- пролётах стай птиц;

- извещения о затоплении/обледенении или покрытии вулканическим пеплом ВПП, РД или перрона.)

2. КВС должен получить в метеорологической службе МЕТАРы для аэропорта вылета, прилёта, транзита, по пути следования и по запасным аэродромам. (METAR (METeorological Aerodrome Report) — метеорологический код для передачи сводок о фактической погоде на аэродроме. Сводки в коде METAR содержат данные о скорости и направлении ветра, дальности видимости, атмосферных явлениях, облачности, температуре воздуха, точке росы, атмосферном давлении).

3. Для заполнения сводно-загрузочной ведомости загрузка/выгрузка ВС должна осуществляться под контролем одного из членов экипажа, как правило, второго пилота.

4. КВС подписывает и подает повторяющийся флайт-план (RPL Repetitive Flight Plan) в АДП (аэродромный диспетчерский пункт).

Повторяющийся флайт-план подается для полетов на регулярной основе в то же самое время и день на протяжении определенного периода времени (по расписанию). Командир ВС должен обеспечить, чтобы флайт-план был подан (активирован), с соответствующим извещением. Не позднее, чем за 30мин до вылета. В случае задержки на 30мин. после расчетного времени уборки колодок выполнение контролируемого полет, этот план полета должен быть изменен или представлен новый план полета, а прежний план полета аннулирован, в зависимости от того, что применимо.

2. Предполётная подготовка по типу БРИФИНГ

Брифинг – предполетное информационно-консультативное обслуживание летных экипажей воздушных судов.

Основная задача брифинга – это разгрузить КВС от наземной предполётной подготовки. Основной причиной разгрузки КВС от этих обязанностей является такое понятие, как время оборота ВС (время между прилётом и обратным вылетом). Чем меньше будет это время, тем ВС смогут больше налетать «физически».

Брифинг заключается в следующем:

Всю необходимую информацию для полёта КВС получает от представителя авиакомпании - ground dispatcher. Это должностное лицо объединяет в себе все навыки и знания людей разных специальностей.

Функции структуры брифинга:

1. Аэронавигационное обеспечение полетов, Совершенствование структуры воздушного пространства;

- Сбор, подготовку и отслеживание исходной АНИ по своему аэродрому;

- Выполнение предварительных расчетов, подготовку необходимых справочных данных;

2. Обеспечение экипажей ВС и служб аэропорта необходимой аэронавигационной и метео информацией, включающее:

- Сбор, обработку и хранение аэронавигационной и метео информации;

- Предполетное информационно-консультативное обслуживание экипажей ВС;

- Прием и передача сообщений в соответствии с табелем сообщений;

- Сбор и передача службам аэропорта послеполетной информации экипажей ВС;

- Взаимодействие со службами аэропорта;

- Хранение и выдача документов.

3.Отличительной особенностью «Брифинга» является то, что экипажам предоставляется право самостоятельно принимать решение на вылет. До этого ответственность распределялась между авиакомпанией и аэропортом. Ранее аэропортовые службы могли запретить посадку или взлет ВС.

3. Наземное обслуживание полётов. Хендлинг

Одним из наиболее сложных и трудоемких процессов обеспечения полетов в гражданской авиации является наземное обслуживание (Ground handling). Оно включает в себя не только полную подготовку ВС к полету, но и размещение персонала (экипаж и технический персонал авиакомпании) в гостиницах, доставку бортпитания на судно, согласование маршрутов полета и даже предоставление услуг по регистрации пассажиров и обработке багажа и ручной клади. Многие крупные авиакомпании имеют свою отдельную службу по обеспечению полетов. Это, в большинстве своем, авиакомпании, которые являются основными национальными перевозчиками.

В 1936 году в США 16 авиакомпаний (которым принадлежит более чем 90 процентов авиаперевозок) основали Ассоциацию воздушного транспорта Америки, Inc (ATA). С тех пор авиакомпании Америки участвуют в условиях стандартной взаимопомощи по обеспечению полетов согласно Договору об оказании услуг (Standard Ground Handling Agreement - SGHA а также приложения к нему – Annex) . Одним из вопросов, регулируемых договором, является регламентирование цен и условий на услуги наземного обслуживания полетов, которые пересматриваются каждый год, в зависимости от изменения цен поставщиков услуг а так же общей экономической ситуации в стране. Многие авиакомпании США и Европы заключают договор на хендлинговые услуги, придерживаясь условий изложенных в MAGSA.

Со времен распада СССР в стране появилось несколько сотен мелких авиакомпаний, парк ВС которых, зачастую насчитывал единицы техники. Однако служб по наземному обслуживанию полетов они не имели. С тех пор существует практика заключения Договоров на оказание хендлинговых услуг с Аэропортами либо компаниями специализирующимися на предоставлении таких услуг. В наше время данная практика приобрела широкое применение, ведь вопрос в экономической целесообразности заключения данного договора со сторонней организацией, нежели создании собственного центра обслуживания полетов очевиден, не то, что для владельцев частных самолетов, но и авиакомпаний с несколькими единицами судов.

Хендлинг – это комплекс мероприятий по наземному комплексному обслуживанию воздушных судов.

Хендлинговый агент – это агент предприятий аэропортового комплекса. Он работает с авиаперевозчиками, заключая договор на организацию аэропортового и наземного обслуживания, представляя интересы авиакомпаний при взаимоотношениях с предприятиями аэропорта.

К хендлинговым мероприятиям относят:

1. Регистрация пассажиров и багажа, организация посадки/высадки пассажиров, загрузки/разгрузки багажа. Загрузка и разгрузка багажа обычно производятся выделенными бригадами. Они могут оснащаться вспомогательной техникой — малогабаритными тягачами для тележек, транспортёрами, подъёмниками и автомашинами для обработки контейнеров.

2. Встреча ВС. Работы по встрече ВС включают в себя управление им с помощью визуальных сигналов во время руления в пределах стоянки, установку колодок, послеполётный осмотр ВС.

3. Координация в предоставлении брифинг услуг. Формирование пакета брифинга, включающего в себя предоставление МЕТАРов, НОТАмов, заполнение перевозочной документации (сводно-загрузочная ведомость, генеральная декларация с приложениями), заполнение и подача повторных флайт-планов или контроль за прохождением оперативного флайт-плана.

4. Некоторые виды технического обслуживания ВС.

5. Координация обслуживания ВС по предоставлению им радиотехнческих средств по обеспечению посадки или взлёта

- Буксировка ВС или предоставление Follow Me Car (автомобиль для сопровождения самолетов на ВПП и к гейтам). Буксировка ВС необходима при ограниченности пространства аэродрома, делающей невозможным руление ВС на тяге собственных двигателей, а также для перемещения ВС без участия экипажа в ходе работ по техническому обслуживанию ВС.

- Предоставление наземных источников электропитания (ground power unit - аэродромный пусковой агрегат, АПА).

- Предоставление спецавтотранспорта (автобусы для доставки пассажиров + мобильные пассажирские трапы, грузовики для доставки и выгрузки багажа + мобильная транспортная лента, амбулифты, автомобиль для экипажей).

6. Заказ и бронирование гостиниц для экипажей ВС, а также закказ автомобилей для их доставки.

7. Клининговые услуги салона. Производится для удаления мусора и загрязнений из салона ВС и его кабины и подготовки к приёму пассажиров. Обычно включает вынос содержимого мусорных баков, очистку загрязнённых чехлов сидений кресел и привязных ремней пассажиров и экипажа, уборку мусора пылесосом и влажную протирку элементов интерьера салона (стёкол окон, зеркал, подлокотников, багажных полок и их крышек). Объём уборки зависит от формы обслуживания ВС и отпущенного на уборку времени. Также может полностью или частично производиться с помощью экипажа ВС (обычно кабинного — бортпроводников) для сокращения времени стоянки ВС и затрат авиакомпании.

8. Кондиционирование салона. Также часто производится от наземного источника в целях сокращения потребления топлива и уменьшения нагрузки на самолётные системы. В условиях холодного климата осуществляется подача подогретого воздуха, а в жаркое время — охлаждённого. Воздух подаётся в самолётную систему кондиционирования воздуха (СКВ) с помощью рукава (тонкостенного шланга большого диаметра) через быстроразъёмное соединение в системе кондиционирования ВС, закрытое обычно лючком в обшивке.

9. Заправка ВС питьевой и технической водой.

10. Toilet Flushing – обработка санузлов.

11. Кетеринг – обеспечение бортпитанием (может и не относится к хендлингу). Бортпитанием называется пища и напитки для употребления пассажирами и экипажем ВС в течение полёта.

12. Заправка ВС топливом (может и не относится к хендлингу).

13. Обливка воздушного судна антиоблединительными жидкостями. Противообледенительная обработка проводится при необходимости для удаления с поверхностей ВС замёрзших осадков или для предотвращения их появления. Обычно производится на выделенных площадках, куда ВС после окончания загрузки груза, багажа и посадки пассажиров буксируется тягачом. Возможна также обработка при запущенных двигателях и обработка на месте стоянки — это зависит от правил, действующих в конкретном аэропорту.

14. Запуск двигателей. Запуск двигателей производится экипажем ВС под наблюдением наземного персонала, так как обычно экипаж ВС не имеет возможности наблюдать за выхлопной частью двигателей и контролировать их состояние визуально. Наземный персонал перед запуском и во время него следит за тем, чтобы в опасных зонах вокруг двигателей и ВС не находились посторонние предметы, люди и спецтранспорт; за отсутствием течей жидкостей и видимых отклонений в работе двигателей и систем ВС.

Наши рекомендации