Функции и уровни управления транспортным производством
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
ЛЕКЦИЯ 1
Сущность и методические основы организации управления на транспорте
Роль управления в организации современного транспортного производства
Доля транспорта в валовом общественном продукте составляет в разных развитых странах мира в среднем 5-8%, примерно пятая часть стоимости ОПФ приходится на долю транспорта. В перевозках грузов и пассажиров во всем мире занято свыше 100 млн. чел.
Таблица
Доля транспорта в топливно-энергитическом балансе стран
Страна | Доля транспорта, % | |
в топливно-энергитическом балансе | в потреблении нефтяных моторных топлив | |
Россия | ||
США | ||
Япония | ||
Англия |
Удельный вес транспорта в капиталовложениях в развитых странах мира составляет не менее 10-12%. По величине государственных ассигнований транспорт занимает в бюджете ведущих странах мира 2-3 место. Транспортные расходы входят значительной частью в стоимость продукции промышленности и сельского хозяйства. В среднем транспортировка составляет 25% стоимости товаров. В развитых странах 7-8%.
Особенности структуры и размещения производительных сил и сырьевых ресурсов России приводят к более высокой по сравнению с другими странами транспортоемкости продукции и определяют большие объемы перевозок грузов и пассажиров.
В России транспорт обеспечивает 8% ВВП. На транспорте занято около 3 млн. чел., что составляет 5-6% работающего населения. 13% национального энергопотребления приходится на транспорт. Перевозки грузов всеми видами транспорта, включая трубопроводный и транспорт необщего пользования, составляет примерно 12-13 млрд. тонн. Грузооборот общий составляет около 5 трлн. ткм. Значителен объем перевозок пассажиров в РФ. Перевозки пассажиров вместе с городским транспортом составляет примерно 20 млрд. чел в год.
Транспортная система России в настоящее время - это
1 - 140 тыс. км магистральных и подъездных ж/д путей, в том числе 86 тыс. км ж/д пути общего пользования;
2 - около 900 тыс. км автодорог, примерно треть из них ведомственные;
3 - примерно 102 тыс. км внутренних водных путей;
4 - сотни тыс. км авиалиний и морских судоходных линий;
5 - примерно 3 тыс. км трамвайных путей и примерно 5 тыс. км троллейбусных линий во всей стране, несколько миллионов км автобусных линий;
6 - порядка 500 км метро на всю страну.
Транспорт в целом отстает от потребностей экономики и населения, причем такая ситуация во всем мире, даже в развитых странах мира. Несмотря на недостатки технических возможностей транспорта в нашей стране, главным способом увеличения объема и качества перевозок остается совершенствование управления транспорта, улучшение взаимодействия его видов, планомерное и пропорциональное развитие всех звеньев транспортной системы.
Функции и уровни управления транспортным производством
Предмет науки управления на транспорте - это сложная система общественно-производственной деятельности людей, связанной с перемещением грузов и пассажиров.
Основными вещественными элементами этой системы являются:
- пути сообщения разных видов транспорта с расположенными на них постоянными устройствами и средствами связи;
- транспортные средства - подвижной состав разных видов транспорта;
- погрузочно-разгрузочные машины и механизмы, обеспечивающие перевалку грузов;
- материалы, топливо и электроэнергия обеспечивающие работу транспорта;
- промышленные предприятия по производству и ремонту транспортных средств и других устройств.
Сами элементы не являются производительными. Для приведения этих вещественных элементов в действие и получения специфической транспортной продукции, т.е. эффекта перемещения, необходимы физические знания и умения человека, т.е. трудовые ресурсы. Поэтому основным содержанием процесса управления является объединение, координация и обеспечение эффективного использования вещественных и рудовых элементов предприятий транспорта.
Крупные подразделения и предприятия транспорта могут быть представлены двумя подсистемами: управляющей и управляемой.
Рис. 1. Взаимодействие управляющей и управляемой подсистем
Интегрированная функция управления ‑ это "разум системы". Она, во-первых, информативна т.е. не вещественна, и, во-вторых, структурна, т.е. многоэлементная.
Рис. 2. Структура интегрированной функции управления
Это так называемые общие функции управления. Их отличительная черта - это универсальный характер, т.е. они имеют место на любом уровне управления, хотя их масштабы и глубина по уровням не одинаковы.
Руководство заключается в определении целей и критериев движения системы.
Планирование ‑ это выбор пути и средств для достижения поставленных целей.
Управление в узком смысле слова ‑ это действия по изменению режима работы (структуры) системы.
Регулирование ‑ это действие, направленное на поддержание работы системы в заданном режиме в рамках установленной структуры.
Контроль ‑ действия, заключающиеся в сравнении фактической траектории движения системы с заданной.
Организация ‑ действия, направленные на закрепление (фиксацию) исходной структуры системы.
Кроме общих, существуют также специфические функции управления (наиболее полно представлены на ж/д):
- планирование перевозок;
- оперативное управление перевозочным процессом;
- техническая и технологическая подготовка транспортного производства;
- обеспечение безопасности движения;
- подбор, обучение и расстановка кадров;
- организация материально-технического снабжения;
- организация труда и заработной платы;
- организация финансовой деятельности;
- организация бух учета и отчетности;
- экономический анализ, совершенствование планирования и управления транспортным производством.
Выделяют три основных уровня:
- народно-хозяйственный уровень управления – самый высокий уровень управления транспорта – уровень правительства, которое, совместно с федеральным собранием, разрабатывает основные направления социально-экономического развития страны и ее транспортной системы, решает стратегические задачи;
- отраслевой уровень управления – обеспечивает решение задач отраслевого значения в рамках министерства транспорта, для этого есть центральный аппарат министерства, подведомственные Минтрансу федеральные агентства, занимающиеся вопросами транспорта (Росавиация и др.), плюс научно-исследовательские и проектные организации;
- региональный уровень управления – отдельные транспортные предприятия решают свои узкие задачи, принимая во внимание требования региональных властей.
ЛЕКЦИЯ 2