ФГ-400 – одиннадцать последовательно соединенных аккумуляторов, никель-кадмиевых, герметичных, фольговых, с площадью фольги в одном аккумуляторе 400 см, емкостью1,5 Ач
Перечень основных АКБ, применяемых в образцах РАВ приведен в Приложении 9.
131. Щелочные АКБ выпускаются промышленностью и поставляются потребителю, как правило, в сухом (не залитом электролитом) виде.
Для приведения АКБ в рабочее состояние необходимо приготовить электролит (для аккумуляторных батарей серебряно - цинковой электрохимической системы электролит поставляется с изделиями), залить в аккумуляторные батареи и выдержать их для пропитки пластин электродов электролитом, провести несколько тренировочных циклов заряда и разряда аккумуляторных батарей для восстановления их емкости после хранения, проверить величину емкости аккумуляторных батарей, зарядив и разрядив их токами строго определенной величины (контрольный цикл), зарядить аккумуляторные батареи током заряда в нормальном режиме, проверить уровень и плотность электролита и выдержать аккумуляторные батареи до окончания выделения газов на электродах аккумуляторных батарей (отгазовка).
Компоновка АКБ в зарядные группы и расчет электрических цепей производится для нормального, усиленного и форсированного (ускоренного) режимов зарядки.
Усиленный режим позволяет более качественно и полно произвести заряд активной массы АКБ, однако требует значительных временных и энергетических затрат.
Циклограмма заряда щелочных АКБ в усиленном режиме приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Циклограмма заряда щелочных АКБ в усиленном режиме
В случае крайней необходимости допускается приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние в форсированном режиме. Частое приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние в форсированном режиме отрицательно сказывается на их долговечности. Срок службы таких батарей сокращается.
Заряд аккумуляторных батарей в форсированном режиме осуществляется токами, величина которых превышает токи нормального заряда. Длительность операций пропитки электродов, заряда, отгазовки уменьшена. Контрольно-тренировочные циклы при приведении аккумуляторных батарей в рабочее состояние в форсированном режиме не проводятся.
При первой возможности батареи, приведенные в рабочее состояние в форсированном режиме, повторно приводятся в рабочее состояние в нормальном режиме.
132. Работы по заряду щелочных АКБ осуществляются в такой последовательности:
подготовить АКБ к заряду;
рассчитать электрическую схему заряда АКБ;
соединить АКБ последовательно в зарядные группы;
подготовить зарядные устройства к работе согласно эксплуатационной документации зарядных устройств, и подключить группы АКБ к зарядным устройствам;
зарядить АКБ стабилизированным током, контролируя ток заряда, температуру электролита, уровень электролита, напряжение на элементах аккумуляторных батарей и аккумуляторах;
отключить АКБ от зарядных устройств после окончания заряда;
установить АКБ с открытыми заливочными отверстиями для отгазовки (удаления газов из внутреннего объема элементов батарей);
довести до нормы уровень и плотность электролита в элементах АКБ (типы и плотность электролитов представлены в таблице 1);
измерить напряжение на каждом элементе АКБ и заполнить Книгу учета технического состояния аккумуляторных батарей.
Таблица 1 Типы электролитов
Тип электролита | Раствор КОН: на 1 л дист. воды, г | Плотность, г/см3 | Примечание |
Калиево-литевый обыкновенный (КЛО) | 20...30 | 1,19-1,21 | выше –20°С |
Каливый зимний (КЗ) | 1,25-1,27 | ниже –20°С | |
Калиево-литевый зимний (КЛЗ) | 20...30 | 1,19-1,21 | –20 ... –40°С |
Калиево-литевый восстановительный (КЛВ) | 1,25-1,27 | Для восстановления емкости АКБ |
В процессе подготовки АКБ к заряду контролируется их внешний вид, при этом особое внимание обращается на:
на чистоту корпуса, выводов, шин, каркаса аккумуляторных батарей, отсутствие ржавчины на корпусе и повреждение лакокрасочного покрытия;
отсутствие повреждений корпуса и деталей аккумуляторов и батарей;
отсутствие подтекания электролита;
наличие и исправность вентильных колец (резина вентильных колец должна быть эластичной), пробок, выводов, шин;
отсутствие на выводах и пробке карбонатов (углекислых солей);
неокрашенные поверхности АКБ должны быть покрыты тонким слоем смазки МЗ, или ПВК или ГОИ-54п (покрытие смазкой резиновых деталей не допускается).
При наличии недостатков в техническом состоянии АКБ эти недостатки устраняются личным составом, за которыми закреплены образцы вооружения, или специалистами - аккумуляторщиками в помещении щелочной аккумуляторной, куда передаются АКБ, в том случае, если обнаруженные недостатки технического состояния не могут быть устранены личным составом (расчетом). Личным составом (расчетом) выполняется чистка поверхности АКБ, восстанавливается лакокрасочное покрытие, вывинчиваются и промываются вентильные пробки в дистиллированной воде, при необходимости заменяются вентильные кольца, аккуратно подтягиваются гайки выводов, измеряется уровень и плотность электролита, напряжение каждого элемента АКБ. Проверяется правильность установки контактных шин между элементами АКБ. Батареи собираются в группы, соединяются последовательно. Плюс группы подсоединяется к плюсу зарядного устройства, а минус – к минусу. Проверяется правильность подключения групп АКБ к зарядному устройству.
133. При подготовке зарядных устройств к работе необходимо проверить надежность заземления зарядных устройств и стеллажей, на которых они установлены.
Подготовить зарядные устройства к включению согласноихэксплуатационной документации.
Установить регулировочные реостаты на максимальное значение сопротивления.
В процессе заряда необходимо:
с помощью регулировочных реостатов поддерживать постоянную величину зарядного тока;
следить за температурой электролита;
измерять напряжение каждого аккумулятора и элемента аккумуляторной батареи вольтметром через каждые 2 часа заряда.
Напряжение правильно подключенного для заряда аккумулятора аккумуляторной батареи в начале заряда должно быть 1,4-1,45 В, в конце заряда 1,75-1,85 В.
Заряд АКБ проводится с вывернутыми вентильными пробками, так как выделяющиеся при заряде газы в случае, если пробки не будут вывернуты, создают во внутреннем объеме аккумулятора избыточное давление, что может привести к выпучиванию стенок и повреждению корпуса АКБ.
Батареи 5НКГБ-80 и 20СЦС-10М заряжаются с ввернутыми вентильными пробками, однако исправность пробок перед зарядом батарей обязательно должна быть проверена.
После того как аккумуляторам будет сообщено при заряде примерно 75% номинальной емкости, напряжение на аккумуляторах достигает 1,75 В.
Электролит во время заряда не должен выплескиваться из горловин аккумуляторов. Избыток электролита следует отобрать из аккумуляторов резиновой грушей. Не допускается отекание электролита в батарейные ящики или металлические каркасы батарей, так как электролит разрушает эти элементы аккумуляторных батарей, а также появляется возможность короткого замыкания между аккумуляторами по электролиту. Рекомендуется перед зарядом вынимать аккумуляторы из каркасов и батарейных ящиков.
В горловины малогабаритных безламельных батарей типа 2НКБН-1.5, 3НКБН-1.5, 2НКБ-2 рекомендуется вворачивать защитные трубки. Применение трубок значительно уменьшает количество щелочи, выносимой газами из аккумуляторов, причем почти вся эта щелочь оседает в широкой части трубки, так как вследствие резкого изменения диаметра канала частички щелочи теряют здесь свою скорость.
Газовыделение при заряде щелочных АКБ происходит в течение всего времени заряда, причем в конце заряда становится наиболее интенсивным, так как почти 100% энергии отдаваемой зарядным устройством, расходуется на электролиз воды.
Об окончании заряда нельзя судить по наличию газовыделения. Единственным показателем окончания заряда аккумуляторов и аккумуляторных батарей является напряжение, которое, достигнув определенной величины, остается постоянным в течение 20-30 минут.
Температура электролита при заряде никель-кадмиевых аккумуляторов не должна превышать +35°С. Если температура электролита поднимется выше указанного предела, заряд аккумуляторов необходимо прервать доих остывания. Заряд никель-кадмиевых и серебряно-цинковых аккумуляторов рекомендуется проводить в помещениях с температурой от +10 до +25°С в вечерние или ночные часы. Не рекомендуется ставить аккумуляторы на сильно нагретую землю и оставлять под воздействием прямых солнечных лучей.
134. Заряд ламельных никель-кадмиевых аккумуляторов зимой на открытом воздухе при температуре в течение 7 ч, при этом аккумуляторы и батареи необходимо утеплить войлоком или брезентом. Заряд безламельных аккумуляторных батарей 2НКБ-2, 2НКБН-1,5 проводится при температуре не ниже +5°С.
Рекомендуется, при заряде аккумуляторов зимой на открытом воздухе для разогревания аккумуляторов в начале заряда в течение двух-трех часов вести заряд током, вдвое превышающим нормальный, а затем продолжить заряд нормальным зарядным током.
Число аккумуляторов в зарядных группах при этом необходимо уменьшить на 10-20%, так как зарядное напряжение при заряде в условиях отрицательных температур должно быть увеличено.
135. Не допускается перезаряд серебряно-цинковых АКБ выше 2,1 В на аккумулятор, так как они могут при этом выйти из строя. Заряжать серебряно-цинковые аккумуляторы рекомендуется с использованием зарядной установки ЗУ-СЦ, которая обеспечивает отключение аккумуляторов от источника стабилизированного тока при достижении напряжения на них во время заряда 2,1 В.
Если заряд серебряно-цинковых АКБ осуществляется от зарядного устройства, не оборудованного системой автоматического отключения АКБ от источника тока, контролировать напряжение на аккумуляторах нужно через каждый час. При достижении напряжения на отдельных аккумуляторах 2 В замеры производить через каждые 5-10 мин., одновременно измеряя напряжение на батарее. При достижении на любом аккумуляторе батареи напряжения 2,1 В снять аккумулятор с заряда.
136. После окончания заряда необходимо отключить АКБ от зарядного устройства и установить на стеллаж для отгазовки. При отгазовке из аккумуляторов выделяются остаточные газы, которые во время заряда задерживаются в порах пластин и электролите. Количество остаточных газов и продолжительность газовыделения зависят от пористости активного материала и конструкции АКБ. Продолжительность отгазовки аккумуляторов, имеющих вентильные пробки, – 1,5-2 ч. Батареи, не имеющие вентильных пробок, типа 2НКБН-1.5, 2НКБ-2 выдерживаются для отгазовки до 2 ч.
Рекомендуемая заводскими инструкциями выдержка АКБ после заряда необходима для выхода газов и опускания уровня электролита и снижения напряжения после окончания заряда. Повышенное значение напряжения может представлять определенную опасность для аппаратуры, не рассчитанной на значительное отклонение напряжения от номинального значения.
После отгазовки необходимо проверить уровень и плотность электролита в АКБ, довести их при необходимости до нормы и ввернуть пробки. Измерить напряжение каждого элемента батареи и аккумулятора под нагрузкой с помощью вольтметра, тщательно протереть 3% раствором борной кислоты и водой поверхность аккумуляторов, батарейных ящиков и каркасов, заполнить формуляры АКБ.