Организация капитального ремонта электрооборудования
21.1.1 Ремонт электрооборудования должен производиться на вагоноремонтных предприятиях, имеющих специализированные ремонтные отделения, цеха, участки, оснащенные необходимым оборудованием, инструментом и материалами.
21.1.2 Выбор ремонтного оборудования должен производиться в соответствии с требованиями типового технологического процесса капитального ремонта пассажирских вагонов (ТК-11) с Техническим регламентом технической оснащенности РД 32 ЦЛ 020-05, а также рекомендациями завода-изготовителя.
Производственно-технологическое оборудование, используемое при ремонте электрооборудования пассажирских вагонов, должно быть сертифицировано и аттестовано в соответствии с требованиями нормативных документов.
21.1.3 Объем работ при выполнении капитального ремонта должен быть определен в зависимости от технического состояния конкретного изделия электрического оборудования, определяемого в процессе его дефектации.
21.1.4 Перед проведением дефектации и ремонта изделия электрооборудования пассажирского вагона необходимо его очистить от грязи, снега, пыли.
21.1.5 Ремонт и испытания электрооборудования должны производиться в соответствии с утвержденным технологическим процессом с обязательным соблюдением требований и рекомендаций завода-изготовителя, требований документа "«Руководство по эксплуатации электрооборудования пассажирских вагонов» РД 32 ЦЛ 033-2010, утвержденной советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, протокол от18-19 мая 2011г. №54, и настоящего Руководства.
Ремонт и испытания и приемка генераторов на вагоне должны производиться в соответствии с требованиями документа "Генераторы пассажирских вагонов. Руководство по ремонту" 037 ПКБ ЦЛ-04 РД и рекомендаций завода- изготовителя.
21.1.6 При ремонте электрооборудования пассажирских вагонов необходимо применять материалы и комплектующие изделия, рекомендованные заводом-изготовителем ремонтируемого изделия.
21.1.7 Все отремонтированное и новое электрооборудование перед установкой на вагон должно выдержать стендовые испытания в объеме, указанном в руководстве 030 ПКБ ЦЛ-03 РК, если объем испытаний нового электрооборудования не оговорен особо.
Отремонтированное электрооборудование, не выдержавшее испытаний, подлежит повторному ремонту или замене на новое.
На новое электрооборудование, не выдержавшее испытаний, должна быть оформлена рекламация в установленном порядке заводу-изготовителю.
21.1.8 После монтажа электрооборудования на вагон должна быть проверена работа электрооборудования на вагоне.
21.1.9 В случае, если в руководстве 030 ПКБ ЦЛ-03 РК не указаны требования к испытаниям отремонтированного электрооборудования, испытания производить в соответствии с требованиями технических условий, руководств по эксплуатации на конкретное устройство, инструкций заводов-изготовителей.
21.1.10 Измерительные приборы, инструменты и устройства, применяемые при ремонте и испытаниях электрического оборудования, должны подвергаться периодической поверке в установленные сроки в соответствии с ПР 50.2.006-94 и содержаться в исправности.
21.1.11 На основании настоящего Руководства, документа «Руководство по эксплуатации электрооборудования пассажирских вагонов» РД 32 ЦЛ 033-2010, утвержденной советом по железнодорожному транспорту государств – участников Содружества, протокол от18-19 мая 2011г. №54.
Руководство по ремонту" 030 ПКБ ЦЛ-03 РК и действующей ремонтной документации на конкретное изделие на предприятии должен быть разработан технологический процесс с учетом местной организации ремонта и имеющегося оборудования и технологической оснастки. В технологическом процессе требования к проверяемым параметрам должны соответствовать технической документации на изделие и руководству 030 ПКБ ЦЛ-03 РК.
21.1.12 Действующей документацией на ремонт узлов вагонного электрооборудования считается ремонтная документация, утвержденная установленным порядком, а при ее отсутствии - инструкции заводов-изготовителей.
21.1.13 Материалы, полуфабрикаты, запасные части и комплектующее оборудование, применяемые при ремонте электрооборудования, должны иметь сертификат соответствия или технический паспорт и соответствовать действующим стандартам и техническим условиям.
21.1.14 Испытательные и ремонтные стенды, устройства и приспособления должны иметь соответствующие паспорта и инструкции по эксплуатации.
21.1.15 Ремонт электрооборудования в период гарантийного срока должен производить завод-изготовитель или специализированное предприятие, осуществляющее сервисное обслуживание.
21.1.16 Результаты испытаний электрических машин, регулирующей и защитной аппаратуры, аккумуляторных батарей, электропроводки, а также результаты дефектоскопии деталей и узлов электрооборудования должны отражаться в журналах учета испытаний электрооборудования по формам, приведенным в приложении Ж Руководства по ремонту 030 ПКБ ЦЛ-03 РК.
21.1.17 При направлении вагона в ремонт должна быть сделана отметка в паспорте вагона о высылке журнала формы ВУ-8, при отправлении вагона из ремонта предприятие, проведшее ремонт вагона, должно сделать отметку в паспорте вагона о высылке журнала.
Меры безопасности
21.2.1 Администрация предприятий, производящих ремонт электрооборудования, работы по его демонтажу и монтажу на вагон, обязана обеспечить безопасные условия и надлежащую организацию труда, оснастить рабочие места необходимыми приборами и инструментами.
21.2.2 При проведении ремонтных работ на вагоне должны соблюдаться требования пожарной безопасности согласно Правилам пожарной безопасности на железнодорожном транспорте РК ЦУО-112 и Инструкции ЦВ-ЦУО-4290.
21.2.3 Помещения и рабочие места должны соответствовать требованиям Правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте РК ЦУО-112, санитарным нормам и должны быть оборудованы противопожарным инвентарем согласно требованиям документа "Нормы оснащения объектов и подвижного состава федерального железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения" N Г-822у от 31.03.2000 г.
21.2.4 Ремонт электрооборудования должен производиться в соответствии с "Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок" (ПОТРМ-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00), с требованиями ГОСТ 12.3.032-84.
21.2.5 Испытания электрооборудования должны производиться в соответствии с утвержденными Госэнергонадзором "Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей" ПТЭЭП и "Межотраслевыми правилами по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок" (ПОТРМ-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00).
21.2.6 Коллективные и индивидуальные средства защиты работающих должны отвечать требованиям.
21.2.7 На участке проведения ремонта и испытаний электрооборудования должно находиться не менее 2-х пар резиновых диэлектрических перчаток и калош 8, а также средства первой помощи при поражении электрическим током.
21.2.8 Проходы должны быть свободными и иметь габаритные полосы безопасности.
21.2.9 Испытательные станции по испытанию электрических машин и аппаратов должны быть выгорожены из помещения цеха. Запрещается нахождение на испытательной станции лиц, не связанных с проведением испытаний.
21.2.10 Испытания электрической прочности изоляции проводов и испытания электрооборудования вагона в сборе должны производиться на специальных позициях, имеющих все необходимые устройства и ограждения.
Запрещается во время испытаний производство на вагоне любых работ, кроме устранения дефектов, обнаруженных в процессе испытаний.
За время испытаний принимается интервал от момента начала испытаний до полного их завершения.
21.2.11 Запрещается оставлять испытательные установки, электрические измерительные приборы и ремонтируемое электрооборудование под напряжением без присмотра.
21.2.12 Все электрические стенды должны быть заземлены.
21.2.13 Рабочий инструмент должен находиться в исправном состоянии. Разрешается использовать инструмент с изолированными ручками, изготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ 11516-94. Применяемый при ремонте электроинструмент должен соответствовать ПТЭЭП и ПОТРМ электроустановок потребителей.
21.2.14 Источники питания, используемые при ремонте электрооборудования, должны иметь гальваническую развязку вторичных цепей с промышленной сетью переменного тока 220/380 В.
21.2.15 При выполнении ремонтных работ на печатных платах электронного оборудования запрещается применять электропаяльник на напряжение свыше 42 В, мощностью более 25 Вт и без заземления жала.
21.2.16 Ремонт электронного оборудования должны проводить лица, прошедшие специальное обучение, изучившие эксплуатационные документы на ремонтируемое оборудование и имеющие квалификационную группу по технике безопасности не ниже третьей.
21.2.17 На рабочих местах, где производят ремонт и проверку работоспособности электронного оборудования, не должно быть лиц, не связанных с выполнением данных работ.
21.2.18 На участках по ремонту холодильного оборудования и аккумуляторных батарей должны соблюдаться меры безопасности при работе с холодильным агентом (хладагентом) и электролитом.
21.2.19 Во время работы с хладагентом или с электролитом необходимо пользоваться защитными очками ГОСТ Р 12.4.230.1-2007 и перчатками ГОСТ 12.4.020-82, а при работе с электролитом использовать также резиновые фартук и сапоги.
21.2.20 В помещениях, где хранится или используются хладагент, электролит не допускается наличие открытых источников пламени и курение. Помещение необходимо регулярно проветривать, вентиляция должна быть в исправном состоянии.
21.2.21 Запрещается производить демонтаж и монтаж электрооборудования на вагоне без снятия напряжения.
21.2.22 На каждом вагоноремонтном предприятии, исходя из местных условий и на основании действующих правил и инструкций, должна быть разработана местная инструкция по технике безопасности при ремонте и испытаниях электрооборудования.
21.2.23 При ремонте и испытаниях электрооборудования напряжением свыше 1000 В также необходимо соблюдать меры безопасности, указанные в 21.2 настоящего Руководства.
21.2.24 При замыкании на землю в электроустановках с напряжением выше 1000 В для оперативных переключений с целью ликвидации замыкания и освобождения людей, попавших под напряжение допускается только приближаться к месту замыкания на расстояние не более 4 метров. При этом следует пользоваться электрозащитными средствами.
21.2.25 Отключать и включать разъединители, отделители и выключатели напряжением выше 1000 В с ручным приводом необходимо в диэлектрических перчатках.
21.2.26 Демонтаж и монтаж электронного оборудования напряжением свыше 1000 В следует производить только после снятия с вагона всех видов напряжения.
Последующие работы производить не ранее чем через 5 минут после снятия напряжения (время для разрядки конденсаторов).
21.2.27 При необходимости (в аварийных ситуациях) снятия и установки предохранителей под напряжением в электроустановках напряжением выше 1000 В необходимо пользоваться изолирующими клещами (штангой) с применением диэлектрических перчаток и средств защиты лица и глаз.
21.2.28 К производству ремонта и испытаниям электрооборудования допускаются лица, возраст и квалификация которых позволяют на основании действующих инструкций принимать участие в выполнении соответствующих операций.
21.2.29 Все виды работ, связанные с подачей в магистраль вагона и на узлы электрооборудования вагона высокого напряжения, должны производиться под руководством лица, имеющего группу допуска не ниже пятой, назначенного приказом по ремонтному предприятию и ответственного за безопасное выполнение работ.
21.2.30 При проведении испытаний оборудования, связанных с подачей на вагон напряжения свыше 1000 В, мастером-производителем работ должно быть оформлено разрешение на производство работ (форма наряд-допуска приведена в приложении N 4 ПОТРМ электроустановок потребителей).