Акт загрузки-разгрузки судна

Акт загрузки-разгрузки судна (форма ГУ-30) является важным докумен­том, определяющим отношения судоходных компаний и отправителей или получателей груза при погрузке или выгрузке груза. Основная цель составления такого акта — фиксирование времени, затраченного на загрузку или разгрузку суд­на; определение количества погруженного или выгруженного груза.

В акте, составляемом в процессе погрузки-выгрузки на месте выполне­ния работ, фиксируют все данные, требуемые по форме бланка: основные характеристики судна, его тип, грузоподъемность, название или номер; наз­вание владельца судна; время прибытия судна на рейд и постановки к причалу, время начала и окончания погрузки или выгрузки; факти­ческую продолжительность стоянки судна под загрузкой-разгрузкой; норму загрузки судна; наименование отправителя или получателя груза, чьими средствами производились работы; наименование и количество погруженного или выгруженного груза; способ определения массы груза; результаты заме­ров осадки судна, если масса определяется по осадке, а также замеров штабелей; время извещения о подаче судна.

Поскольку при загрузке и разгрузке судна применяют одинаковую форму бланка акта, при его составлении зачеркивают такие графы, которые к операции, фиксируемой актом, не имеют отношения. Так, если составляется акт погрузки, то в заголовке, в гр. 4, 5, 8 и др. надо зачеркнуть слова «раз­грузки» («выгрузки»), в гр. 2 — слово «получатель» и т. д., чтобы исключить недоразумения при расчете судо-суточной нормы и оформлении транспорт­ных документов. В гр. 4 необходимо определенно указать, за чьей ответствен­ностью (перевозчика или грузовладельца) выполнялись работы по загрузке, разгрузке или зачистке судна. Следует иметь в виду, что выполнение перегру­зочных работ силами порта по договору с грузовладельцем не освобождает последнего от обязанности зачистить судно, если эта работа не принята пор­том по договору.

Продолжительность разгрузки определяют отдельно для каждого обраба­тываемого судна в соответствии с правилами и согласно судо-часовым нормам. Продолжительность выполнения непосредственно грузовых операций (время t)определяют по формуле:

t=G / Z, ч (10.1)

где

G — общее количество погруженного в судно или выгруженного груза, т;

Z — судо-часовая норма погрузки, т/ч.

Если судно было задержано под загрузкой-разгрузкой больше, чем пола­галось по норме, в акте указывают причины задержки.

На основе указанной в акте замеров осадки судна в необходимых случаях рассчитывают массу погруженного или выгруженного груза.

В случае пломбирования трюмов судна в акте отправителем или портом указывают знаки и число пломб, а при выгрузке отмечают со­стояние пломб.

Акт загрузки-разгрузки груза составляют в четырех экземплярах, подпи­сывают его представитель перевозчика, капитан судна и отправитель или получатель груза.

На основе указанных в акте данных о фактической плановой по нормам продолжительности перегру­зочных работ рассчитываются размеры премии за досрочную загрузку-разгрузку или штрафа за простой суд­на сверх нормы. Данные расчеты вносят в соответствующий раздел акта.

АРЕНДА СУДНА

На внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и установленными правилами Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (гл. X).

Аренда судов осуществляется на основании договора между арендателем – лицом, сдающим судно в аренду, и арендатором – лицом, принимающим судно в аренду.

Перевозчик - арендатель передает судно на условиях аренды в тех случаях, когда арендатору необходимо судно для выполнения каких-либо работ нетранс­портного характера или таких транспортных работ, которые непосредственно связаны с технологией производства и трудно поддаются обычному учету и не предусмотрены тарифами на перевозки.

Особенность договора состоит в том, что переданное в аренду судно, продолжая оставаться собственностью перевозчика, поступает в распоряжение арендатора, который устанавливает ему производственное задание, характер и режим работы и ведет учет его выпол­нения. Перевозчик не несет ответственности за выполнение установленного арендатором производственного задания судну. Капитан и экипаж с момента передачи судна в аренду поступают в оперативное подчинение арендатору.

Заработную плату экипажу выплачивает перевозчик, причем арендатор по требованию перевозчика обязан выдавать капитану судна денежный аванс для этой цели в счет арендной платы. Арендатор за время аренды снаб­жает судно топливом, смазкой и материалами. Кроме того, при нормальной эксплуатации он выполняет текущий ремонт судна за счет перевозчика.

Арендатор обязан сдать судно по окончании аренды в исправном состоя­нии с учетом нормального износа. Он несет ответственность за гибель или по­вреждение судна, судового имущества и инвентаря, происшедших по его вине.

При несвоевременном возвращении судна из аренды арендную плату начисляют в повышенном размере. По окончании навигации арендатор, не возвра­тивший судно в срок, обязан своими силами и за свой счет обеспечить безопасный отстой судна и оплатить вызванные этим и положенные по гражданскому законодательству дополнительные расходы судового экипажа.

Заключение договора на аренду должно предшествовать передаче судна в аренду. На тех же условиях перевозчик принимает в аренду суда от других организаций. Сдачу судна в аренду и прием его из аренды оформляют актом.

Наши рекомендации