Способы обслуживания поездов локомотивами

Локомотивы, приписанные к основному депо, перевозят поезда в пределах железнодорожных направлений, ограниченных станциями, на которых размещаются пункты оборота локомотивов. При значительной протяженности участков между граничными станциями, когда время в пути более 7–8 часов, размещаются дополнительные пункты смены локомотивных бригад и экипировки локомотивов. Участок между границами обслуживания поездов локомотивами называют участком обращения локомотивов. Участок, ограниченный станцией основного депо и станцией оборотного депо, называют тяговым плечом. К станции основного депо могут примыкать несколько тяговых плеч.

Два или несколько участков обращения, на которых по единому плану эксплуатируются локомотивы одного или нескольких депо, образуют зону обращения локомотивов.

Опыт работы железных дорог по эксплуатации локомотивов на измененных тяговых плечах (участках обращения с применением сменной езды) показал, что это способствует повышению среднесуточного пробега локомотивов, ускоряет оборот подвижного состава, сокращает потребность в локомотивах, обеспечивает безопасность движения и дает большой экономический эффект.

Вместе с тем, чрезмерное удлинение тяговых плеч может привести к обратному результату. Оптимальная длина участков обращения локомотивов не должна превышать 800–900 км. И они должны располагаться, как правило, в границах своей железной дороги.

На железных дорогах сети применяются в основном три способа обслуживания поездов локомотивами: кольцевой, петлевой и плечевой. При кольцевом способе работы (рис. 4.49 а) локомотив, выйдя из основного депо после очередного технического обслуживания или текущего ремонта, работает между станциями одного и другого оборотных депо, не заходя в основное депо до постановки его на следующее техническое обслуживание или ремонт. Экипировка локомотива может осуществляться как в оборотных депо Б и В, так и на станции основного депо А без отцепки от состава.

Техническое обслуживание ТО‑2, как правило, должно выполняться на ПТОЛ в оборотных депо Б и В.

При кольцевом способе обслуживания сокращается эксплуатируемый парк локомотивов, на 6–9 % снижается загрузка горловин станций, уменьшается число пересечений главных путей, что увеличивает пропускную способность станций, снижает простой поездов.

При петлевом способе обслуживания (рис. 4.49 б) локомотив, выйдя из основного депо, обслуживает одну пару поездов между пунктами Б и В без захода в депо А. Один раз за полный оборот локомотив отцепляется и заходит в основное депо для экипировки и технического обслуживания. Петлевой способ менее эффективен (на 3–4 % сокращается эксплуатируемый парк локомотивов), чем кольцевой и может быть вызван необходимостью выполнения ТО‑2 в основном депо.

Способы обслуживания поездов локомотивами - student2.ru Способы обслуживания поездов локомотивами - student2.ru Способы обслуживания поездов локомотивами - student2.ru

№ 2371
№ 2037
№ 2037
№ 2037
№ 2140
№ 2140
№ 2140
№ 2140
№ 2086
№ 2140
№ 2291
№ 2037
В
Б
А
В
Б
В
Б
А
А
а)
б)
в)
Рис. 4.49. Способы обслуживания поездов локомотивами а – плечевой; б – петлевой; в – кольцевой

Плечевой способ (рис.4.49.в) применяется, когда основное депо расположено на граничной станции участка обращения. При этом локомотив, вышедший из основного депо, обслуживает поезд до пункта оборота, где после отцепки от состава проходит предусмотренное техническое обслуживание, после чего прицепляется к ближайшему по времени отправления составу обратного направления и следует с ним до станции основного депо. На станции А локомотив отцепляется от состава, заходит в депо для экипировки и на ПТОЛ. Затем цикл повторяется.

4.5.2. Вагонное хозяйство

Основное назначение вагонного хозяйства — обеспечение перевозки пассажиров и грузов, содержание вагонов в исправном состоянии, под­готовка их к перевозкам, обслуживание пассажирских вагонов и рефрижераторных вагонов. Важнейшим требованием при этом является обеспечение бе­зопасности движения и сохранности перевозимых грузов. Для бесперебойной эксплуатации вагонного парка и содержания, его в исправном состоянии установлена система технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов. Эта система предусматривает:

техническое обслуживание (ТО) грузовых вагонов, находящихся в составах или транзитных поездах, а также порожних вагонов при подготовке под погрузку с производ­ством осмотра, ремонтных и профи­лактических работ, не требующих от­цепки от состава;

текущий ремонт (ТР-1) порожних вагонов при комплексной подготовке к перевозкам с отцепкой от состава и подачей на специализированные ремонтные пути;

текущий ремонт (ТР-2) вагонов с отцепкой от транзитных и прибы­вающих поездов или от сформиро­ванных составов для ликвидации неисправностей, которые невозможно устранить за время стоянки поезда на станции;

деповской ремонт (ДР) в вагон­ных депо;

капитальный ремонт (КР-1 и КР-2), выполняемый на вагоноре­монтных заводах.

Пассажирские вагоны проходят техническое обслуживание ТО-1 пе­ред каждым отправлением в рейс, ТО-2 — перед началом летних и зимних перевозок и ТО-3 — единую техническую ревизию основных узлов через 6 мес после постройки, пла­нового ремонта или предыдущей ревизии.

Установлена периодичность ре­монта вагонов в зависимости от их типа. Так, например, некоторые плат­формы, крытые вагоны и цистерны поступают в деповской ремонт внача­ле (после постройки) через 2 года, а затем ежегодно, а в капитальный (заводской) ремонт — через 10 лет.

Цельнометаллические пассажирские вагоны направляются на ремонт КР-1 через 4 года,; КР-2 — через 20 лет, а на деповской ремонт- еже­годно. Цельнометаллические пасса­жирские вагоны новой постройки поступают в деповской ремонт вна­чале через 2 года, а на капиталь­ный ремонт КР-1 —через 5 лет.

К основным сооружениям и устройствам вагонного хозяйства, обеспечивающим исправное содер­жание вагонного парка, относятся: вагонные депо, пункты подготовки вагонов к перевозкам, пункты техни­ческого обслуживания, механизи­рованные пункты текущего отцепочного - ремонта, специализированные пути укрупненного ремонта вагонов, посты опробования тормозов, посты безопасности, контрольные посты. Кроме того, в состав вагонного хо­зяйства входят вагоноколесные мас­терские, контейнерные депо и мастер­ские, перестановочные пункты, пунк­ты экипировки и технического об­служивания рефрижераторных ваго­нов, технические станции, резервы проводников и конторы, обслужива­ющие пассажирские поезда.

Вагонные депо с соответствующи­ми ремонтно-заготовительными цеха­ми относятся к линей­ным предприятиям вагонного хозяй­ства железных дорог и предназна­чены для деповского' периодического и текущего' отцепочного ремонтов вагонов, изготовления и ремонта запасных частей для пунктов тех­нического обслуживания и безотце-почного ремонта вагонов в пределах прикрепленных к депо участков. Ва­гонные депо подразделяются на гру­зовые, пассажирские и рефрижера­торные. При небольшом объеме ре­монта они могут быть смешанными (для пассажирских и грузовых ваго­нов).

Пункты подготовки вагонов к перевозкам предназначены для про­изводства текущего ремонта и подго­товки вагонов под перевозку грузов, с тем чтобы не было задержек поез­дов и отцепок вагонов в пути сле­дования и обеспечивалась сохран­ность перевозимых грузов. Разме­щают эти пункты в местах массовой погрузки и выгрузки грузов. В зависимости от типа подготавливае­мых вагонов различают пункты под­готовки полувагонов и платформ, пункты комплексной подготовки кры­тых и изотермических вагонов,' про-мывочно-пропарочные станции и пункты подготовки цистерн.

Пункты технического обслуживания вагонов (ПТО) размещают на
сортировочных, участковых и пассажирских станциях для выявления и"
устранения технических неисправностей вагонов в формируемых и транзитных поездах и обеспечения максимально возможных пробегов их без остановок. Техническое обслуживание осуществляется комплексными бригадами. В состав смен ПТО входят специализи-рованные бригады по ремонту тормозного оборудования.

Пункты контрольно-технического обслуживания вагонов (ПКТО) ор­ганизуются для выявления и устра­нения технических неисправностей вагонов, угрожающих безопасности движения и для опробования тормо­зов. Эти пункты размещаются на участковых станциях, где произво­дится смена локомотивов или локо­мотивных бригад, и на станциях.

Механизированные пункты текущего отцепочного ремонта вагонов (МПРВ) располагают на сортировочных станциях или в пунктах массовой погрузки и выгрузки вагонов. На некоторых сортировочных и крупных участковых станциях выделяются специализированные пути для укрупненного ремонта вагонов.

Пункты опробования тормозов создаются на станциях, где производится смена локомотивов или локомотивных бригад, при отсутствии ПТО и ПКТО. В этих пунктах производится опробование тормозов, ремонт и обслуживание их в поездах а также ремонт воздухораспределителей и другого оборудования в специальных мастерских.

Посты безопасности предназначены для выявления, в движущихся поездах неисправностей, угрожающих безопасности движения. Эти посты размещают на расстоянии 20-25 км друг от друга.

Контрольные посты предназначены для выявления на ходу поезда вагонов с перегретыми буксами другими неисправностями, угрожающими безопасности движения. Контрольные посты размещают на промежуточных станциях, разъездах обгонных пунктах, расположении на участках с интенсивным безостановочным движением поездов.

Вагоноколесные мастерские про­изводят ремонт колесных пар в основном со сменой элементов (осей колес) и размещаются в районах расположения вагонных депо.

Контейнерные депо и мастерские размещают в районах концен-трации контейнеров и предназначены для годового и капитального ремонтов.

Пункты экипировки и технического обслуживания рефрижераторных вагонов служат для заправки их топ­ливом, маслом, водой, соляным раствором, хладагентом (фреоном, ам­миаком) и другими материалами. В пунктах технического обслужива­ния производится периодический профилактический осмотр, регули­ровка аппаратуры и ремонт рефрижераторных вагонов.

Технические станции и пункты экипировки пасса­жирских вагонов предназначены для экипировки и технического обслуживания их при подготовке в рейс (снабжение водой, топливом, постельными принадлежностями, продуктами, наружная и внутренняя уборка вагонов обмывкой и санитарной обработкой). Технические станции и пункты экипировки располагают в пунктах расформирования пассажирских составов и приписки большого числа пассажирских вагонов. Технические станции имеют ремонтно-экипировочное депо с соответствующими устройствами для экипировки и текущего ремонта пассажирских вагонов.

Резервы проводников и конторы обслуживания с прачечными выпол­няют работу по обслуживанию пассажирских поездов и размещаются в пределах технических станций, готовящих пассажирские поезда в рейс.

Наши рекомендации