Способы загрузкии разгрузки ковшей
Ковши могут загружаться или зачерпыванием груза из нижней части кожуха элеватора (рис.3 а) или засыпанием груза непосредственно в ковши (рис.3 б). Практически обычно имеет место одновременное действие того или другого способов при преимущественном преобладании одного из них. Наполнение ковшей зачерпыванием применяется у ленточных и цепных элеваторов с расставленными ковшами при транспортировании пылевидных и мелкокусковых (главным образом, малоабразивных) грузов (например, угольная пыль, фрезерный торф, цемент, песок, опилки, дробленый уголь, фосфоритная мука и т. п.), черпание которых не вызывает значительных сопротивлений. Зачерпывание такого груза может происходить при повышенной скорости движения ковшей (0,8-2 м/сек). Крупнокусковые и абразивные грузы (гравий, руда, уголь и т. п.) зачерпывать ковшом со дна кожуха затруднительно, так как вследствие больших сопротивлений при черпании возможен отрыв ковшей и даже обрыв тягового элемента. Поэтому при крупнокусковых и абразивных грузах наполнение ковшей производится непосредственно засыпанием груза в ковши. Применение этого способа возможно только при непрерывном, сомкнутом расположении ковшей и при пониженных скоростях движения ковшей (не более 1 м/сек), так как при большой скорости ковши плохо заполняются и отбрасывают груз.
Разгрузка ковшей бывает центробежная (рис.3а), самотечная направленная ( рис.3 6) и самотечная свободная (рис. 3в,г). При центробежной разгрузке ковши разгружаются главным образом под действием центробежной силы, возникающей во время прохождения ковшей через барабан (или звездочку), и транспортируемый груз выпадает из ковшей непосредственно в разгрузочный патрубок верхней части кожуха элеватора. Для соблюдения правильных условий центробежной разгрузки и исключения просыпания груза необходим соответствующий выбор числа оборотов и диаметра приводного барабана (или звездочки), а также расположение разгрузочного патрубка в верхней части желоба элеватора.
Рассмотрим движение ковша с грузом (рис. 4) на восходящей вертикальной ветви и верхнем барабане. До подхода к барабану ковш движется прямолинейно и равномерно, и имеющийся
Рис. 4 Схемы для определения полюсного расстояния
в нем груз находится только под действием силы тяжести когда ковш с тяговым элементом начинает вращаться вокруг барабана (или звездочки), к силе тяжести добавляется центробежная сила
кг,
Равнодействующая R этих двух сил по мере вращения ковша изменяется по величине и направлению. Однако, если продлить равнодействующую R до встречи с вертикалью, проходящей через центр барабана, то при любом положении ковша сила R будет пересекать вертикаль в одной и той же точке В, называемой полюсом. Из подобия треугольников АВО и AFR (рис.4) имеем
откуда полюсное расстояние
Подставив в последнюю формулу значение
, получим,
Отсюда следует, что величина полюсного расстояния зависит только от числа оборотов барабана (или звездочки). При увеличении числа оборотов п полюсное расстояние уменьшается, и величина центробежной силы возрастает по сравнению с силой тяжести. При уменьшении числа оборотов барабана возрастает относительное значение силы тяжести по отношению к центробежной силе, и величина увеличивается. По данным проф. П. С. Козьмина, при когда полюс находится внутри окружности барабана (рис 4, б), величина центробежной силы получается значительно больше силы тяжести; все частицы груза движутся в ковше к его наружной стенке, и имеет место центробежная разгрузка ковшей. При когда полюс располагается вне окружности, проходящей через наружные кромки ковшей (рис. 4 в), сила тяжести велика по сравнению с центробежной силой, и происходит самотечная разгрузка ковшей. При имеет место смешанный центробежный и самотечный способы разгрузки ковшей.
Выброшенная из ковша частица груза движется по параболе внутри верхней части кожуха элеватора и падает на желоб разгрузочного патрубка. Положение верхней грани разгрузочного патрубка относительно центра О должно быть таким, чтобы не было просыпания груза, его излишнего крошения и пыления.
Центробежная разгрузка (рис. 3 а) применяется для быстроходных (преимущественно ленточных, реже — цепных) элеваторов с расставленными ковшами при транспортировании легкосыпучих пылевидных, зернистых и мелкокусковых грузов. При центробежной разгрузке скорость движения ковшей элеваторов общего назначения принимается обычно у элеваторов для зерна
и продуктов помола скорость доходит до 3 м/сек.
Расстояние между ковшами в быстроходных элеваторах должно выбираться так, чтобы выброшенные из ковша частицы груза не попадали на впереди идущий ковш.
Свободная самотечная разгрузка ковшей у вертикальных элеваторов достигается при помощи дополнительного отклонения ковшей на направляющих звездочках (рис. 3,в) или роликовых батареях. Это возможно только для двухцепных элеваторов с боковым расположением тяговых цепей. Отклонением ковшей обеспечивается свободное высыпание груза под действием силы его тяжести. У наклонных элеваторов свободная самотечная разгрузка обеспечивается наклонным положением самого элеватора, поэтому иногда для отклонения ковшей вертикальные элеваторы делают с наклонной верхней частью.
Свободная самотечная разгрузка ковшей применяется для трудно выгружаемых плохо сыпучих пылевидных, влажных, хлопье-образных и мокрых грузов .(например, угольной пыли, химикатов, мела, золы и т. п.) при пониженной скорости движения ковшей в пределах 0,6÷0,8 м/сек. Свободную самотечную разгрузку имеют специальные двухцепные элеваторы с центральной внутренней разгрузкой ковшей (рис.3,г).
Самотечная направленная разгрузка (рис. 3, 6) имеет место у вертикальных и наклонных элеваторов (ленточных и цепных) с непрерывным сомкнутым расположением ковшей. При огибании верхнего барабана (звездочек) груз высыпается из ковша под действием силы тяжести на заднюю стенку предыдущего ковша и направляется ею и боковыми бортами ковша в разгрузочный патрубок элеватора.
Этот тип разгрузки применяется у тихоходных элеваторов при скорости движения ковшей 0,4÷0,8 м/сек для транспортирования кусковых тяжелых абразивных и малоабразивных грузов (гравий, руда, шлак, крупнокусковой уголь и т. п.), а также хрупких грузов (торф, древесный уголь, кокс и т. п.), измельчение которых понижает их качество.
3. Элементы ковшовых элеваторов
Ковши по ГОСТ 2036-53 бывают с цилиндрическим днищем глубокие (рис. 5 а) и мелкие (рис. 5 в) и с бортовыми направляющими остроугольные (рис.5,г).
Известны также ковши трапецеидальные с плоским и скругленным дном.
Глубокие ковши имеют пологий обрез передней кромки и повышенную глубину; применяются они для транспортирования сухих, легкосыпучих и хорошо высыпающихся насыпных грузов (например, земля, песок, зерно, мелкий уголь).
Мелкие ковши имеют крутой отрез передней кромки и малую глубину, что способствует их лучшему опорожнению, поэтому они применяются для транспортировки влажных и слеживающихся плохо сыпучих насыпных грузов. Для лучшей разгрузки плохо сыпучих грузов применяют также ковши с дополнительной шарнирной задней стенкой. Глубокие и мелкие ковши имеют цилиндрическое днище для лучшего опорожнения при разгрузке и применяются только на элеваторах с расставленными ковшами.
Глубокие и мелкие ковши изготовляются сваркой или штамповкой из листовой стали толщиной 2÷6 мм; иногда отливаются из ковкого чугуна. Для предохранения от быстрого износа передняя (черпающая) стенка ковша усиливается дополнительной накладкой.
Рис. 5 Основные типы ковшей и их крепления к тяговым элементам:
а – ковш глубокий: б – крепление к ленте; в – ковш мелкий; г – ковш остроугольный с боковыми направляющими.
Ковши с бортовыми направляющими (остроугольные и трапецеидальные) применяются только при сомкнутом расположении на тяговом элементе (цепях или ленте) и предназначаются для транспортирования тяжелых кусковых и абразивных грузов. Параметрами ковша считается его тип, основные геометрические размеры (ширина Вк, вылет А и высота h) и емкость.
Тяговым элементом элеваторов служит лента или цепь. Ленты применяются текстильные прорезиненные (ГОСТ 20-57) такого же типа, как и для ленточных конвейеров. Ковши крепятся к ленте болтами со специальной головкой (рис. 5б); чтобы головки болтов не мешали прохождению ленты на барабанах, в задней стенке ковша делаются соответствующие углубления; иногда между задней стенкой ковша и лентой под болт подкладывают резиновую шайбу, что исключает скопление груза между ковшом и лентой.
Ширина ленты В принимается на 35 ÷ 40 мм больше ширины ковша Вк, а количество прокладок в ленте (обычно не менее четырех) определяется тяговым расчетом исходя из потребной прочности ленты с учетом ослабления ленты болтами. Порядок расчета лент такой же, как и для ленточных конвейеров. По ГОСТ 2036-53 для ковшовых элеваторов применяются ленты шириной В= 150, 200, 250, 300, 400 и 500 мм. Для элеваторов применяют цепи пластинчатые, втулочные и втулочно-роликовые, а также втулочно катковые (последние для наклонных элеваторов) по ГОСТ 588-54 с шагом t = = 100, 125, 160, 200, 250, 320, »400, 500 и 630 мм и сварные из круглой стали (ГОСТ 2319-55) с термической обработкой звеньев.
При транспорте пылевидных и зернистых абразивных грузов, а также грузов, вызывающих коррозию металла, применяют сварные круглозвенные цепи, а также пластинчатые цепи с повышенными зазорами (0,4 ÷ 0,6 мм) между валиком и втулкой или же с защитным уплотнением шарниров. Это способствует сохранению подвижности шарниров в тяжелых условиях эксплуатации.
Ковши крепятся к цепи при помощи уголков или фасонных звеньев на болтах или заклепках. Для ковшей шириной 160÷ ÷250 мм применяется одна тяговая цепь с центральным креплением к задней стенке ковша; при ширине ковшей 320 ÷630 мм применяются две тяговые цепи, крепление которых может быть к задней или боковым стенкам ковшей.
Применение ленты или цепи обусловливается производительностью элеватора, высотой подъема и характеристикой транспортируемого груза. Текстильная прорезиненная лента имеет менее прочное крепление ковшей и выдерживает меньшее тяговое усилие, чем цепь; однако лента допускает большую скорость и меньше изнашивается при транспортировании абразивных грузов. Поэтому ленты применяются, главным образом, в быстроходных элеваторах при небольшой и средней производительности (до 80 м3/час) и средней высоте подъема (обычно до 25 ÷ 40 м) для транспортирования пылевидных и мелкокусковых грузов малого и среднего объемного веса, которые не оказывают большого сопротивления при загрузке их зачерпыванием. Цепи применяются преимущественно при большой производительности (до 360 м3/час), значительной высоте подъема и перемещении тяжелых кусковых грузов, а также горячих и других грузов, транспортирование которых оказывает вредное воздействие на прорезиненную ленту.
Ленточные элеваторы имеют обычно скорости ковшей 0,8÷2,5 м/сек и в отдельных случаях до 3,5 м/сек, а цепные 0,4÷1,25 м/сек (редко до 1,6 м/сек). Как ленточные, так и цепные элеваторы изготовляются с расставленными и сомкнутыми ковшами.
Привод современных элеваторов, как правило, полностью редукторный и размещается в верхней части элеватора. Для ленточных элеваторов диаметр D приводного барабана определяется по числу прокладок i в ленте; обычно Z)=(125÷ 150) и в соответствии с ГОСТ 2036-53 принимается по следующему ряду: 250, 320, 400, 500, 630, 800, 1000 и 1250 мм. У цепных элеваторов звездочки берут с числами зубьев: 6, 8, 10, 12, 13, 14, 16 и 20 с числом оборотов 4,75÷75,5 в минуту. В целях предохранения от самопроизвольного обратного движения ходовой части с ковшами при остановке элеватора привод снабжается стопорным устройством: центробежно-храповым или роликовым остановом, или же электромагнитным тормозом.
Натяжное устройство для элеваторов бывает винтовое, пружинно-винтовое и рычажное грузовое; последнее особенно необходимо для фрикционного привода. Размещается оно на подшипниках вала барабана (или звездочки) и крепится к боковым стенкам нижней части кожуха элеватора . Ход натяжного устройства принимается в пределах 200 ÷ 500 мм. У ленточных элеваторов натяжной барабан конструируется обычно с решетчатым ободом для устранения налипания на него транспортируемого груза. Это налипание особенно возможно при транспортировании влажных грузов. Натяжной барабан (или звездочки) изготовляется обычно такого же диаметра, как и приводной.
Нижняя часть кожуха (башмак) элеватора может быть с высоким и низким расположением загрузочного патрубка. Высокий патрубок с днищем под углом 60° к горизонту применяется при транспортировании влажных, плохо сыпучих грузов, а низкий с днищем под углом 45° — для сухих хорошо сыпучих грузов. Для обслуживания и ремонта в боковых стенках нижней части кожуха делаются люки с дверцами.
Средние секции кожуха элеватора изготовляются из листовой стали толщиной 2÷ 4 мм и для жесткости окантовываются уголками. Секции обычно делаются высотой 2-: 2,5 м и соединяются одна с другой болтами. Для направления движения ходовой части и предохранения ее от раскачивания в средних секциях кожуха элеватора устанавливаются направляющие устройства.
4. Расчет ковшовых элеваторов
Таблица 1 Рекомендации по выбору типа ковшовых элеваторов (ориентировочные данные)
Тип элеватора и форма ковшей выбираются в зависимости от характеристики транспортируемого груза по табл.1 и заданной производительности. Производительность ковшового элеватора Q т/час определяется по формуле
υ =3,6 Или м3/ч
Если задана производительность элеватора, то погонную емкость ковшей получим по формуле
Где: —емкость ковша в л (берется по ГОСТ 2036-53 или по каталогу завода -изготовителя);
Т — шаг ковшей в м;
— скорость движения ленты или цепи в м/сек
— объемный вес груза в т/м3;
— коэффициент наполнения ковша. Для расставленных глубоких и мелких ковшей обычно принимают для ковшей с бортовыми направляющими, располагаемых непрерывно: где — высота ковша. Для цепных элеваторов шаг ковшей должен быть кратным шагу цепи. Средние значения скорости и коэффициента наполнения ковша для характерных грузов даны в таблице 2. Величины погонной емкости ковшей с размерами по ГОСТ 2036-53 приведены в табл.2. В этой же таблице даны производительности элеваторов при = Выбранные ковши проверяются по наибольшему размеру кусков ашах транспортируемого груза согласно условию
где А — вылет ковша в мм. Коэффициент х = 2-2,5 для рядовых и 4-5 для сортированных грузов
Основные параметры элеваторов Таблица 2
Ширина ковша Вк мм | Шаг ковшей Т в м | Емкость ковшей i в л | в л/м | Производительность Q т/ч при v=1 м/сек при γ=1 т/м3 |
Ковши глубокие | ||||
0,3 0,3 0,3 0,4 0,5 0,6 - - - | 0,75 1,1 2,0 3,2 7,8 14,5 - - - | 2,5 3,67 6,67 8,0 15,6 24,2 - - - | 6,3 9,3 16,8 20,2 39,3 - - - | |
Ковши мелкие | ||||
0,3 0,3 0,3 0,4 0,5 0,6 - - - | - 0,65 1,1 2,6 7,0 15,0 - - - | - 2,17 3,67 6,5 14,0 25,0 - - - | - 5,5 9,3 16,4 35,3 63,0 - - - | |
Ковши с бортовыми направляющими | ||||
- 0,16 - 0,2 0,25 0,32 0,4 0,5 0,63 | - 1,5 - 3,6 7,8 16,0 34,0 67,0 130,0 | - 9,4 - 18,0 31,2 50,0 85,0 134,0 206,0 | - - |
Тяговый расчет элеватора выполняется путем последовательного суммирования сопротивлений на отдельных участках контура трассы. Отличительной особенностью расчета элеваторов является учет сопротивления зачерпыванию груза ковшами в нижней загрузочной части кожуха элеватора. Величина этого сопротивления определяется опытным путем и зависит от характеристики перемещаемого груза, скорости движения ковшей, их типа и расстояния между ними, величины зазоров между ковшами и стенками нижней части кожуха, степени наполнения кожуха грузом и характера подачи груза в ковши.
Сопротивление зачерпывания можно определить по формуле
При скорости ковшей 1÷1,25 м/сек коэффициент зачерпывания К4, выражающий удельную работу, затрачиваемую на зачерпывание 1 кГ груза, принимают для порошкообразных и мелкокусковых грузов =1,25÷2,5 кГм/кГ; для среднекусковых грузов = 2 ÷ 4 кГм/кГ.
Вес ленты определяется по формуле; вес цепей и ковшей принимается по нормалям заводов-изготовителей или по соответствующим ГОСТ.
Для ленточных элеваторов наибольшее натяжение должно быть проверено по сцеплению ленты с приводным барабаном по формуле , согласно общей теории фрикционного привода.
По полученным величинам наибольшего расчетного натяжения ведется расчет цепи и ленты на прочность
Мощность двигателя элеватора определяется по формуле
кВт
Пример. 5. Расчет ковшового элеватора
Задание. Вертикальный ковшовый элеватор предназначен для транспорта сухого песка в землесушке литейного цеха завода. Расчетная производительность элеватора высота подъема 15 м, объемный вес песка
Основные параметры элеватора. По табл1. для транспорта песка принимаем ленточный элеватор с расставленными глубокими ковшами и скоростью движения ленты
Выбираем ленту с четырьмя прокладками, тогда диаметр приводного барабана и радиус барабана Число оборотов барабана при
что соответствует нормальному числу оборотов по ГОСТ 2036-53.
Полюсное расстояние по формуле
следовательно, обеспечивается центробежная разгрузка ковшей, согласно приведенному выше условию.
Рис.5 Расчетная схема (а) и диаграмма натяжения ленты (б)
По формуле погонная емкость ковшей при
По табл. 2 для - выбираем глубокий ковш шириной Вк== 250 мм и емкостью 3,2 л; тогда ширина ленты Л = 300 мм и шаг ковшей 7=0,4 м.
Погонные нагрузки. Вес 1 пог. м ленты с четырьмя прокладками из бельтинга Б-820 с резиновыми прослойками по формуле (46) и табл. 10:
По данным Союзпроммеханизации, вес глубокого ковша Вк = 250 мм, тогда погонный вес холостой ветви
принимаем
Полезная нагрузка
принимаем тогда погонная нагрузка на загруженной ветви
Таблица 3
Характеристика прокладок из различных тканей
Таблица 4
Запас прочности ленты в зависимости от числа прокладок
Таблица 5
Средние величины коэффициентов трения для различных условий эксплуатации.
Таблица 6
Средние величины коэффициентов сопротивления на поворотных участках пути конвейера при температуре окружающей среды -50 до +800С
Тип поворотного устройства | Обозначения коэффициентов сопротивления | Соотношение D/ d | Угол поворота в градусах, а | Величины коэффициентов сопротинления для условий работы конвейера | ||
хороших | средних | тяжелых | ||||
Поворот цепи на звездочке (или гладком блоке) с подшипниками качения | ξц | 1,016 | 1,022 | 1,030 | ||
1,020 | 1,025 | 1,035 | ||||
1,014 | 1,018 | 1,025 | ||||
1,016 | 1,020 | 1,030 | ||||
Поворот цепи с катками по направляющей шине катки на подшипниках скольжения катки на подшипниках качения | φ | 1,030 | 1,045 | 1,06 5 | ||
1.04С | 1,055 | 1,080 | ||||
1,045 | 1,065 | 1,100 | ||||
1.01 | 1.012 | 1,018 | ||||
1,015 | 1,020 | 1,025 | ||||
1,022 | 1.030 | 1,035 | ||||
Поворот цепи на роликовой батарее) (ролики на подшипниках качения) | λ | 1,020 | 1,025 | 1,030 | ||
1,025 | 1,032 | 1,040 | ||||
1,030 | 1,037 | 1,045 | ||||
Поворот прорезиненной ленты на барабане с подшипниками качения | ε | 1,015 | 1,020 | 1,025 | ||
1,020 | 1,025 | 1,030 |
Тяговый расчет. В соответствии с расчетной схемой на рис.5 наименьшее натяжение ленты следует ожидать в точке 1. Расчет ведем в общем виде, поскольку нам неизвестно натяжение сбегающей ветви с приводного барабана, необходимое для обеспечения потребного тягового усилия. Принимаем Натяжение в точке 2 с учетом сопротивлений на оборотном барабане и зачерпывания груза по формулам и табл. 6 для тяжелых условий работы при
При подсчете напряжения против движения ленты
Из теории фрикционного привода, имеем
или для нашего случая
Для чугунного барабана при влажной атмосфере имеем коэффициент трения и при из табл. 7 получаем
Отсюда или
Из решения этого уравнения получаем
Принимаем S0 =50 кг. Тогда:
Необходимое количество прокладок в ленте по формуле
при Кр =55 кГ/см и запасе прочности
Таблица 7
Учитывая ослабление ленты болтами и необходимость прочного закрепления ковшей на ленте, оставляем принятую ленту с четырьмя прокладками.
Окружное усилие на приводном барабане :
Мощность приводного двигателя при к. п. д.
приводного механизма
Принимаем электродвигатель типа А052-6 мощностью 4,5 кет с числом оборотов 980 в минуту.
В тетради для лабораторных работ сделать заключение, в котором кратко ответить на вопросы:
1) Какие типы элеваторов Вы знаете? Назовите их назначение и области применения.
2) Как устроен ковшовый элеватор и каковы его составные элементы?
3) Назовите типы ковшей и их назначение.
4) Какие бывают способы загрузки и разгрузки ковшей элеватора?
5) Каков порядок тягового расчета вертикального ковшового элеватора?
Упражнения
1. Определите натяжение цепи и мощность электродвигателя для вертикального ковшового элеватора, транспортирующего 60 т/час мелкой руды на высоту 18 .н. Вес ковша примерно 5 кг.
2. То же для транспорта 20 т/час сухого песка на высоту 10 м. Вес ковша примерно 2 кг.