Самоходные стреловые краны
Башенные краны
- строительные краны со стрелой, закрепленной в верхней части вертикально установленной башни, и выполняющие работу по перемещению грузов и монтажу строительных конструкций за счет сочетания рабочих движений: подъема и опускания груза, изменения вылета, поворота стрелы с грузом и передвижения самого крана (для передвижных кранов).
Башенные краны используют как основные г/п машины для выполнения СМР и погрузочно-разгрузочных работ в гражданском, промышленном и энергетическом строительстве. Г/п кранов, используемых в жилищном стр-ве - 5...25 т, а кранов для монтажа конструкций и тяжелого промышленного оборудования — до 50 т и даже до 250 т. Широкое распространение башенных кранов в стр-ве предопределяется их высокой маневренностью, большой зоной обслуживания и под стреловым пространством.
Башенные краны классифицируют:
по назначению (строительные, монтажные, краны-перегружатели);
по возможности передвижения (передвигающиеся по рельсовым путям; стационарные или приставные, прикрепляемые к возводимому сооружению; самоподъемные, устанавливаемые на каркасы зданий и перемещаемые по ним в вертикальном направлении);
по способу изменения вылета крюка (с подъемной и с горизонтальной балочной стрелой);
по типу вращающихся элементов башенно-стрелового оборудования (с поворотными башнями или головками);
по типу металлических конструкций основных элементов (решетчатые и трубчатые).
Башенные краны обозначают индексом типа КБ-0000. Для конкретной модели крана нули заменяют цифрами. 1-я цифра обозначает размерную группу крана (от 1 до 9 соответственно грузовым моментам до 300, 750, 1000, 1750, 3000, 5500, 8000, 12000 и > 12000 кНм). Следующие две цифры обозначают порядковый номер базовой модели: краны с поворотной башней - от 01 до 69, а краны с неповоротной башней — от 71 до 99. 4-я цифра - порядковый номер исполнения, отличающегося от базовой модели, например, длиной стрелы, высотой подъема, г/п. Модели кранов, прошедшие первую модернизацию, помечают буквой А, помещаемой после цифровой части индекса, прошедшие вторую модернизацию — буквой Б и т.д. в порядке русского алфавита. Также буквами русского алфавита обозначают специальное климатическое исполнение крана — для холодного (ХЛ), тропического (Т) и тропического влажного (ТВ) климата.
Большинство моделей башенных кранов выполнены по единой конструктивной схеме с максимальным использованием унифицированных узлов и механизмов, а также устройствами плавного пуска и торможения механизмов и посадки грузов с малой скоростью. Все механизмы башенных кранов оборудованы нормально закрытыми тормозами, автоматически размыкающимися при включении привода.
Башенный кран с поворотной башнейсостоит из неповоротной рамы с ходовым устройством 5, его приводом и поворотной части. Последняя включает поворотную платформу 4 с противовесом 7, механизмом вращения 3, грузовой 8 и стреловой 9 лебедками, башню 2, стрелу 1, грузовой 13 и стреловой 10 полиспасты. Все механизмы крана имеют индивидуальный электропривод. Поворотная часть опирается на неповоротную ч/з опорно-поворотный шариковый или роликовый круг 6 закрытого типа. Башня решетчатой или трубчатой конструкции закреплена на поворотной платформе, а стрела - шарнирно в верхней части башни. Стрела удерживается растяжками 12, огибающими направляющие блоки и закрепленными своими концами на верхней обойме стрелового полиспаста, с помощью которого, а также стрелоподъемной лебедки она может подниматься и опускаться, изменяя при этом высоту подъема и вылет груза. Поднимают и опускают груз грузовой лебедкой с полиспастом 13 и крюковой подвеской.
Стрела может быть оборудована грузовой кареткой 15 (г), перемещающейся по направляющим вдоль горизонтально или наклонно установленной стрелы с помощью тяговой электрореверсивной лебедки 14 (д), расположенной на стреле или на поворотной платформе. На каретке установлены блоки грузового полиспаста. При перемещении каретки они обкатываются по грузовому канату, и груз перемещается вдоль стрелы в горизонтальной плоскости (е). При необходимости подъема стрелы грузовую каретку фиксируют на стреле. Управляют краном из кабины 11.
Опорная часть башенных кранов с поворотной башней включает нижнюю ходовую раму 4, шарнирные кронштейны 2 и четыре ходовые тележки 1. В рабочем положении, при передвижении крана по прямолинейному рельсовому пути, кронштейны фиксированы тягами 7. Для движения на закруглениях тяги снимают. В транспортном положении ходовые тележки устанавливают вдоль продольной оси, уменьшая этим габаритную ширину неповоротной части крана. Обычно ходовые тележки выполняют многоколесными, соединяя колеса балансирами рис. б. Такая схема обеспечивает автоматическую установку колес в нужное положение вне зависимости от неровностей рельсового пути, а также их равномерную загрузку. Приводными обычно являются две тележки из четырех. Их располагают либо диагонально, либо, при передвижениях крана на закруглениях, на стороне большего радиуса последних. Ходовые колеса 5 (в) приводятся в движение ЭД 6 обычно ч/з червячный редуктор 12 и открытую зубчатую передачу 11. Трансмиссия оборудуется нормально замкнутым колодочным тормозом 13, автоматически размыкаемым при включении ЭД.
Для передачи нагрузок от верхней, поворотной, части крана на нижнюю раму служит опорный круг 3. Он представляет собой упорный подшипник большого диаметра, состоящий из наружного 10 и внутреннего 8 колец, и шариковых или роликовых тел качения 9 между ними. Внутреннее кольцо закреплено болтами на неподвижной нижней раме, а внешнее соединено с поворотной платформой. Тела качения загружаются неодинаково. Зона, расположенная со стороны рабочего оборудования более нагружена. Наоборот, противоположная зона опорного круга испытывает меньшую нагрузку. Для выравнивания нагрузок в указанных зонах и обеспечения устойчивости крана служит противовес 7 (а).
Краны с неповоротной башнейотличаются от кранов с поворотной башней тем, что вместе с нижней рамой 2 и ходовыми тележками 3, к неповоротной части относится также башня 1 с порталом и балластом 4 в нижней 1 части. Балласт обеспечивает крану требуемую устойчивость против опрокидывания как под нагрузкой, так и в ненагруженном состоянии. Поворотная же часть крана включает поворотную головку 12, опирающуюся на верхнюю часть башни ч/з опорно-поворотное устройство 6, обычно горизонтально расположенную стрелу 14 с грузовой кареткой 15 и лебедкой 13 для ее передвижения и противовесную консоль 7 с передвижным противовесом 8, грузовой лебедкой 9 и лебедкой передвижения противовеса 11. Стрела и противовесная консоль поддерживаются растяжками 10. Противовес служит для выравнивания нагрузок на тела качения опорно-поворотного круга. Его положение на противовесной консоли зависит от положения грузовой каретки на стреле и массы поднимаемого груза.
В кранах с поворотной башней масса высокорасположенных элементов <, чем в кранах с неповоротной башней, а следовательно, общий центр масс расположен ниже, что способствует ↓ общей массы крана, ↑ его динамической устойчивости и удобства его транспортирования и монтажа. Однако при больших г/п и высоте подъема груза у этих кранов значительно ↑ их общая масса, в связи с чем при г/п > 10 т целесообразно использовать краны с неповоротной башней.
Приставные (стационарные) башенные краныс поворотной головкой и горизонтальной стрелой с перемещающейся по ней грузовой кареткой применяют при стр-ве высотных сооружений (150 м и >). Эти краны монтируют на специальном фундаменте или части фундамента здания. Башню крана крепят к зданию с помощью закладных рам 1, монтируемых между двумя секциями. По мере возведения здания башню удлиняют методом подращивания снизу или методом наращивания сверху промежуточными секциями длиной 2,5...7 м. Метод наращивания сверху - промежуточную секцию поднимают крюковой подвеской и навешивают на выдвижную раму 3 далее две верхние секции башни крепят к монтажной стойке 2 и расстыковывают между собой. Монтажной лебедкой 5 поднимают по направляющим монтажной стойки поворотную часть крана вместе с отсоединенной верхней секцией башни и в образовавшийся зазор ручной лебедкой заводят промежуточную секцию, после чего ее соединяют со смежными верхней и нижней секциями.
Переставные краныприменяют на стр-ве высотных зданий с жестким и прочным металлическим каркасом. Они отличаются от обычных башенных кранов короткой башней 1 без портала и наличием охватывающей башню обоймы 2. Башня опирается на опорную балку с откидными упорами 3. Обойма также снабжена откидными упорами 4 в перпендикулярной прежней плоскости. Для вертикального перемещения крана вверх обойму снимают с упоров и специальной лебедкой 5 поднимают на высоту двух этажей, где ее снова устанавливают на упоры. Далее башню снимают с упоров и подтягивают лебедкой к обойме, где ее устанавливают упорами на каркас здания. Демонтируют кран в обратной последовательности. Г/п переставных кранов достигает 15 т, а грузовой момент — 3300 кН-м.
Самоходные стреловые краны
Термин «самоходные краны» объединяет большую группу стреловых кранов, характеризуемых высокой транспортной маневренностью, независимым энергоснабжением и разнообразным рабочим оборудованием. Маневренность кранов обеспечивается ходовым оборудованием (гусеничным или пневмоколесным), приспособленным для передвижения как по дорогам с твердым покрытием, так и по грунтовым. Гусеничным ходом оборудуют преимущественно краны большой г/п, используемые на монтажных работах больших объемов с крупногабаритными грузами. Разновидностью гусеничных кранов являются краны небольшой г/п на базовых гусеничных тракторах или на базе тракторных узлов, в частности, краны-трубоукладчики, применяемые в трубопроводном стр-ве.
Пневмоколесное ходовое оборудование более маневренное, чем гусеничное, допускает движение с большой скоростью по дорогам с твердым покрытием и с умеренной скоростью по грунтовым и подготовленным дорогам стройплощадок. Краны с пневмоколесным ходовым оборудованием изготавливают на базе шасси стандартных грузовых автомобилей, специализированных пневмоколесных шасси (нормальных или короткобазовых) и многоосных шасси автомобильного типа.
Большая часть самоходных кранов выполняет работу в основном рабочем режиме позиционно за исключением кранов-трубоукладчиков, рабочий режим которых включает их передвижение.
При этом для повышения устойчивости и по условиям допустимой загрузки пневматических шин краны с пневмоколесным ходовым оборудованием устанавливают на располагаемые по углам неповоротной рамы выносные опоры в виде выдвижных балок, поворотных или вертикальных откидных кронштейнов, на свободных концах которых устанавливают опирающиеся на клетки из деревянных брусьев винтовые домкраты или, чаще, гидравлические цилиндры. Кроме того, у кранов с подрессоренной ходовой частью рессоры на время работы крана блокируют специальными устройствами. При работе на неустойчивых грунтах выносные опоры иногда применяют и в гусеничных кранах.
При работе с грузами небольшой массы (до 50 % г/п крана) и продольном расположении стрелы краны на пневмоколесном ходу могут передвигаться и работать без выносных опор. Независимость энергоснабжения самоходных кранов обеспечивается ДВС (карбюраторными и дизельными). В самоходных кранах применяют разнообразные стрелы: прямые короткие (а) — для перегрузочных работ и работ со штучными и сыпучими грузами, называемые основными, для которых определяется номинальная г/п крана на всех вылетах; удлиненные вставками (б) для подъема грузов на большую высоту; с гуськами, оснащенными крюком вспомогательного подъема (в) — для перегрузочных работ с объемными штучными грузами, в т.ч с контейнерами, требующими увеличенных размеров подстрелового пространства. Гусек крепят к голове стрелы шарнирно, а второй его конец закрепляют гибкой оттяжкой у основания стрелы.
Для работы на монтажных работах гусек делают управляемым, закрепив конец канатной оттяжки на барабане лебедки. Для подачи грузов вглубь возводимого здания, а также для монтажа весьма объемных объектов используют башенно-стреловое оборудование, состоящее из установленной почти вертикально с незначительным наклоном (3...5°) основной стрелы и горизонтально установленного удлиненного гуська (г). Самоходный кран с башенно-стреловым оборудованием (БСО) по технологическим возможностям аналогичен башенному крану. Из-за более сложного устройства самоходного крана его эксплуатация, включая первичные затраты, обходится дороже эксплуатации башенного крана. Поэтому применять кран с БСО целесообразно на работах разового характера. Для кранов большой г/п (250 т и >) используют аналогичные виды стрелового и башенно-стрелового оборудования, но с сильно развитыми поперечными размерами (д).
Вторую разновидность составляют телескопические стрелы, которыми оборудуют, в основном, краны с гидроприводом — автомобильные и на специальных самоходных шасси. В зависимости от г/п крана телескопические стрелы бывают двух- трех-, четырех- и пятисекционными.
Самоходный стреловой кран состоит из ходовой части 1, опорно-поворотного устройства 2, поворотной платформы 3 с расположенным на ней крановым оборудованием, стрелового 4 или башенно-стрелового рабочего оборудования, силовой установки, механизмов привода и системы управления.
Основные параметры - масса крана, грузовой момент, максимальная г/п, вылет крюка L, Ах и А2 соответственно относительно оси вращения поворотной платформы и ребра опрокидывания с выносными опорами и без них (ребро опрокидывания - ось, относительно которой возможно опрокидывание крана при потере им устойчивости), максимальная высота подъема крюка Н, глубина его опускания И, колея ходовой тележки К, ее база В, удельное давление на грунт (для гусеничных кранов) или нагрузка на ходовую ось (для кранов на колесном ходу), скорости подъема, опускания, посадки, отрыва и горизонтального перемещения груза, частота вращения поворотной части, рабочая и транспортная скорости передвижения, мощность силовой установки, производительность крана и др. Индекс типа КС-0000. Для конкретной модели крана 1-й нуль цифровой части индекса заменяют цифрами от 1 до 9, обозначающими размерную группу (г/п 4; 6,3; 10; 16; 25; 40; 63; 100 и > 100 т). 2-й нуль заменяют цифрами, обозначающими тип ходового устройства (1 — гусеничное с минимальной опорной поверхностью, 2 — то же с увеличенной опорной поверхностью, 3 — пневмоколесное, 4 — на специальном шасси, 5 — автомобильное, 6 — тракторное, 7 — прицепное, 8 и 9 — резерв для иных ходовых устройств). 3-й нуль заменяют цифрами от 6 до 9, обозначающими исполнение стрелового оборудования (6 — с гибкой, канатной, подвеской, 7 — с жесткой, гидравлической, подвеской, 8 — телескопическое, 9 — резерв). Последний нуль заменяют цифрой, обозначающей порядковый номер модели. Дополнительно, как и для башенных кранов, буквами русского алфавита обозначают очередную модернизацию, а также специальное климатическое исполнение.
Гусеничные краныработают без выносных опор и могут передвигаться в пределах строительной площадки без предварительной подготовки трассы со скоростью 0,5...1 км/ч, а при специальной подготовке с номинальным грузом на крюке. Г/п отечественных гусеничных кранов - 16...250 т.
Высокая маневренность и большая г/п обусловили их широкое применение в различных отраслях строительства на объектах с большими, в том числе с рассредоточенными, объемами работ для монтажа укрупненных конструкций и технологического оборудования. Этими качествами предопределяется высокая конкурентная способность гусеничных кранов по отношению к специальным башенным кранам, требующим устройства подкрановых путей.
Кроме кранов на собственной гусеничной базе в стр-ве используются также гусеничные краны, изготовленные на базе универсальных ЭО.
Гусеничные краны комплектуют всеми перечисленными выше видами стрелового и башенно-стрелового рабочего оборудования. Длина основных прямых стрел обычно - 10...15 м. ↑ высоты подъема крюка достигается установкой до пяти дополнительных вставных секций длиной 5...10 м, а также гуськов различной длины.
Гусеничные краны имеют, как правило, индивидуальный электропривод с первичным силовым агрегатом — дизелем и электрогенератором переменного трехфазного тока частотой 50 Гц, напряжением 380 и 220 В, что допускает работу от внешней электросети. Дизель-генератор устанавливают в хвостовой части поворотной платформы.
Устойчивость и связанная с ней г/п гусеничных кранов в числе прочих параметров зависит от размеров опорного контура — базы и колеи. Краны с раздвижной колеей частично (только при расположении рабочего оборудования поперек гусениц) решают задачу более полной реализации возможностей использования г/п. Уширенная колея ↓ маневренность машины, вследствие чего краны с раздвижной колеей целесообразно использовать в ограниченной зоне рабочих площадок со сравнительно незначительной долей передвижений всего крана в течение его рабочего цикла.
Пневмоколесные краныимеют одинаковое с гусеничными кранами назначение и сходное с ними устройство поворотной части, отличаются пневмоколесным ходовым оборудованием. Они бывают с нормальной базой или короткобазовые. Последние облагают повышенной маневренностью, что особенно важно для работы в стесненных условиях, в т.ч внутри производственных помещений.
Пневмоколесное ходовое оборудование может быть двухосным, многоосным (до пяти осей). Короткобазовые краны имеют две оси со всеми поворотными колесами, что ↑ маневренность.
Все грузоподъемные операции пневмоколесные краны обычно выполняют будучи установленными на выносные гидравлические опоры. Работа без выносных опор допускается только с малыми грузами, чем предопределяется невысокая маневренность кранов, являющаяся причиной их замедленного развития.
Перспективными для стесненных условий работ являются пневмоколесные краны на короткобазовом шасси с гидравлическим приводом всех механизмов и всеми поворотными колесами, обеспечивающими малый радиус разворота крана. Колеса оборудуют многослойными шинами, допускающими повышенные нагрузки. Стрелу у таких кранов выполняют раздвижной телескопической, состоящей обычно из трех секций.
Автомобильный кран- самоходный стреловой кран на базе двух- или трехосных серийно выпускаемых или усиленных шасси грузовых автомобилей. В стр-ве их применяют при проведении погрузочно-разгрузочных работ и монтаже конструкций и оборудования небольших масс и размеров. Оборудованные двухканатным грейфером, автокраны используют при перегрузке сыпучих материалов.
Базовый автомобиль является ходовой неповоротной частью крана. Поворотная часть крана с закрепленной на ней стрелой, кабиной и крановыми механизмами соединена с его неповоротной частью опорно-поворотным устройством роликового, шарикового типов.
Рис. Автокраны:
а — с решетчатой стрелой и групповым приводом: 1 — шасси грузового автомобиля; 2 — коробка отбора мощности; 3 и б — выносные опоры; 4 — дополнительная рама; 5— опорно-поворотное устройство; 7— поворотная платформа; 8— противовес; 9 — двуногая стойка; 10— грузовая и стреловая лебедки; 11 — реверсивно-распределительный механизм; 12 — механизм вращения; 13 — стрела; 14 — крюковая подвеска; б — с телескопической стрелой и гидравлическим индивидуальным приводом: 1 — стрела; 2 — гидроцилиндр раздвижки секций стрелы; 3 — гидроцилиндр подъема стрелы; 4 — механизм вращения; 5 — грузоподъемный механизм; 6 — насос; 7 — коробка отбора мощности; 8 — коробка передач; 9 — двигатель автомобиля
По типу стрелового оборудования различают краны с жесткими (нераздвижными) и телескопическими (раздвижными) стрелами. Жесткие стрелы, обычно решетчатые, поддерживаются в требуемом положении канатами стрелоподъемного механизма. Для ↑ рабочего подстрелового пространства и его основных параметров (высоты подъема и вылета груза) кран может быть укомплектован дополнительной удлиненной стрелой или вставкой для удлинения основной стрелы, надставкой — гуськом и башенно-стреловым оборудованием. Угол наклона к горизонту телескопической стрелы коробчатого сечения, а также ее раздвижку обеспечивают гидравлические цилиндры. В современных кранах телескопическая стрела может раздвигаться с грузом на крюке, обеспечивая этим высокую точность установки монтируемых элементов. Гидравлические краны на автомобильном шасси с телескопическими стрелами стали снабжать дополнительным оборудованием — монтажными люльками, устанавливаемыми вместо гуська на верхней секции стрелы, что существенно расши ряет область их применения.
Краны на спецшасси автомобильного типа- для строительно-монтажных работ, для монтажа технологического оборудования промышленных предприятий, а также для погрузочно-разгрузочных работ. Обладая высокой подвижностью и большой г/п, эти краны не требуют монтажа при установке в рабочее положение, обеспечивают низкую посадочную скорость груза, а также большую высоту подъема крюка. Краны имеют г/п — 25, 40, 50, 63, 100 и 250 т. Известны зарубежные краны г/п до 1000 т. Специальные многоосные шасси (3—8 осей) этих кранов отличаются от автомобильных шасси возможностью воспринимать большие нагрузки от кранового оборудования повышенной г/п.
Состоят из двух частей — неповоротной (собственно специального шасси) и поворотной, соединенных между собой опорно-поворотным устройством обычного типа. Колесные формулы отечественных кранов — 6x4, 8x4, 12x6, 14x6. Ходовая часть оборудована пневматическими двухконтурными тормозами. Каждый контур затормаживает часть колес, поэтому даже при выходе из строя одного контура надежность торможения обеспечивается вторым контуром.
Краны на спецшасси оборудуют телескопическими стрелами, состоящими из 3— 5 секций, которые раздвигаются гидроцилиндрами. Краны большой грузоподъемности оборудуют также решетчатыми стрелами и дополнительно — решетчатыми удлинителями, гуськами или стрелами. В последнем случае рабочее оборудование крана превращается в башенно-стреловое.
Краны на спецшасси работают на выносных гидравлических опорах, при этом горизонтальность платформы контролируется системой автоматики.
Консольные краны,обычно стреловые, состоят из неповоротной и поворотной частей; к поворотной прикреплена стрела с полиспастом на ее конце, к подвижной обойме которого подвешено грузозахватное устройство. Неподвижная обойма полиспаста может быть также установлена на подвижной каретке (тележке), перемещающейся вдоль стрелы. Груз в этих кранах всегда находится вне опорного контура крана. К консольным относятся мачтово-стреловыеи башенные краны, большая группа самоходных стреловых красное (гусеничных, рельсоколесных, пневмоколесных, на шасси автомобильного типа, автомобильных, тракторных, кранов-трубоукладчиков, мощных монтажных кранов).
Краны пролетного (мостового) типасостоят из пролетного строения и перемещающейся по нему тележки с полиспастом. Груз находится в пределах опорного контура крана. Существуют также пролетные краны с консолями, при выезде тележки на которые груз выходит за пределы опорного контура крана. В эту группу кранов входят мостовые, козловые и кабельные краны.
Каждый из кранов пролетного типа имеет две опоры, перемещающиеся по рельсам или на пневмоколесах, и пролетную часть, функцию которой у кабельных кранов выполняет несущий канат, а у всех других кранов — мост решетчатой или коробчатой конструкции. У кранов мостового типа груз подвешен на грузовом полиспасте, верхняя (неподвижная) обойма которого закреплена на перемещаемой вдоль моста грузовой тележке. Пространственная траектория груза образуется из сочетания траекторий трех простых движений — подъема груза, перемещения тележки вдоль моста и перемещения всего крана.
Козловые краныиспользуют в основном при обслуживании складов строительств и монтажных площадок по изготовлению и сборке металлических и ж/б конструкций и монтажу оборудования. Г/п - 1...500 т при пролетах 9,3...50 м и высоте подъема 7...30 м. По сравнению со стреловыми кранами козловые краны имеют постоянную г/п по всей площади обслуживаемой зоны, более устойчивы, менее материалоемки. Недостатки - меньшая маневренность и сложность монтажа.
Различают козловые краны общего назначения и специальные (монтажные). По конструкции моста они бывают однобалочными и двух-балочными, а по типу металлоконструкций — решетчатыми и коробчатыми. Мосты некоторых кранов имеют консоли. Кран перемешается по рельсам, реже на пневматических шинах. В последнем случае, а также при небольших пролетах, а следовательно, небольшой колее рельсового пути опоры крана 7 могут соединяться с мостом 2 жестко.
У полукозлового кранамост опирается на одну жесткую опору (как у козлового крана) и на конструкцию здания. Кран передвигается по рельсовым путям, уложенным на полу здания и на его строительной конструкции. Для ↓ нагрузок на конструкцию здания механизмы подъема и передвижения грузовой тележки устанавливают на жесткой опоре. Полукозловые краны применяют для монтажа оборудования и погрузочно-разгрузочных работ. Г/п 10... 30 т, пролет 11 ...28 м, высота подъема 16...60 м.
Мостовые краныотличаются от козловых тем, что они передвигаются по рельсовым путям, уложенным на колоннах цеха (склада). Мостовые краны применяют для механизации грузоподъемных работ на машиностроительных и ремонтных предприятиях, в производстве строительных материалов и т.п., механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ.
По конструкции моста эти краны бывают одно- и двухбалочными. Г/п двухбалочных - 5... 500 т, пролет— 10...32 м. В качестве подъемного механизма у однобалочных мостовых кранов, называемых также кран-балками используют электротали. Г/п— до 5 т, пролет 5... 17 м. Управляют краном с пола, реже из кабины.
Устойчивость кранов
Свободно стоящие стреловые краны, не закрепленные на фундаменте или стене здания, подвержены действию внешних нагрузок в процессе выполнения г/п операций, а также в нерабочем состоянии, определенное сочетание которых вместе с силами тяжести составных частей кранов может привести к их опрокидыванию. Способность кранов противостоять опрокидыванию относительно некоторой общей с основанием оси (ребра опрокидывания) наз. устойчивостью. Условием устойчивости является равенство опрокидывающих (Мопр) и удерживающих (Мул) кран моментов сил относительно возможного ребра опрокидывания или превышение второго над первым: Муд > Мопр.
Устройства безопасности
Строительные краны оборудуют устройствами безопасности: для автоматической остановки механизмов подъема крюка в его крайних (верхнем и нижнем) положениях; изменения вылета в крайних положениях; передвижения рельсовых кранов и их тележек: передвижения мостовых и козловых кранов и их грузовых тележек, работающих на одном пути; всех других механизмов при необходимости ограничения их хода, например, механизма поворота; ограничителями и указателями грузоподъемности; анемометрами; креномерами; сигнализаторами приближения к ЛЭП и др. устройствами. В кранах с электроприводом приборы и устройства безопасности включают в эл. цепи питания соответствующих механизмов. При срабатывании их контакты разрывают эл. цепь.
В качестве ограничителей линейных и угловых перемещений применяют концевые и путевые выключатели рычажного и шпиндельного типов.
Ограничитель передвижения предназначен для автоматической остановки рельсово-колесного крана перед его подходом к тупиковым упорам. Ограничитель поворота ограничивает угол вращения механизма поворота в кранах с бескольцевым токоприемником, чем исключается скручивание питающего кабеля.
Ограничителем угла наклона стрелы у кранов с маневровой стрелой или пути тележки у кранов с балочной стрелой автоматически останавливают механизм изменения вылета перед подходом стрелы или грузовой тележки к конечным положениям.
Ограничителем подъема отключают грузовую лебедку перед подходом крюковой подвески к стреле.
Козловые краны оборудуют ограничителями перекоса для отключения привода механизма передвижения крана при забегании одной стороны крана относительно другой.
Ограничители грузоподъемности применяют для защиты стреловых и в некоторых случаях мостовых кранов от перегрузок и опрокидывания. Ограничители автоматически отключают механизмы подъема груза и изменения вылета при подъеме груза массой, превышающей номинальную грузоподъемность ≥ чем на 10% для стреловых и на 25 % — для кранов мостового типа.
В стреловых кранах с переменным вылетом груза ограничивают не саму грузоподъемность, являющуюся функцией вылета, а грузовой момент.
На кранах устанавливают указатели вылетов и соответствующей им грузоподъемности.
Краны, работающие на открытом воздухе, подвержены действию ветрового давления. Работа крана допускается при давлении ветра не 250 Па (для некоторых районов — до 400 Па). При превышении указанных значений кран должен прекращать работу, а его ходовая часть должна быть заторможена. В практике эксплуатации рельсово-колесных кранов большой высоты имеют место случаи самопроизвольного передвижения крана под действием ветрового давления, приводящие к сходу крана с путей и опрокидыванию. Во избежание этого ходовые тележки этих кранов оборудуют противоугонными захватами в виде клещей, которыми в нерабочем состоянии крана ходовую тележку жестко соединяют с рельсами. С той же целью в конце рельсового пути устанавливают тупиковые упоры с буферными устройствами для смягчения удара при наезде крана на упор. Буферными, обычно резиновыми, упорами оборудуют также концевые участки пути грузовой тележки башенных кранов.
Для звуковой (сиреной) и световой (красной лампой) сигнализации о скорости ветра, превышающей допустимую для рабочего состояния, башенные с высотой до оголовка 15 м, козловые краны с пролетом 16 м, мостовые перегружатели, а также стреловые самоходные краны с удлиненными стрелами и БСО оснащают анемометрами, которые устанавливают в верхней части 1 (рис. 11.26) крана так, чтобы вертушка 2 анемометра свободно обдувалась ветром при любом его направлении. Там же для защиты от поражения молнией на рельсово-колесных кранах устанавливают громоотвод 3 в виде штыря, соединенного через металлоконструкцию крана и рельс с землей.
На стреловых самоходных кранах устанавливают прибор со звуковым сигналом для оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам электросети. Эти краны (кроме гусеничных) имеют также электрическую защиту от опасного напряжения при их работе вблизи ЛЭП.
На рельсово-колесных кранах устанавливают звуковые сигнальные приборы, отличающиеся по тональности от автомобильных, для оповещения находящегося на строительной площадке персонала о начале работы крана.