Методы определения местоположения транспортных средств.
Методы ОМП, используемые в AVL-системах, можно разбить на три основных категории: зональные методы, методы навигационного счисления и методы ОМП по радиочастоте. Рассмотрим коротко особенности современных систем ОМП.
1. Методы приближения. С помощью достаточно большого количества контрольных пунктов (КП), точное местоположение которых известно в системе, на территории города создается сеть контрольных зон. Местоположение ТС определяется по мере прохождения им КП. Распознанный индивидуальный код КП передается в бортовую аппаратуру, которая через подсистему передачи данных передает эту информацию, а также свой идентификационный код в подсистему управления и обработки данных. Так реализуется метод прямого приближения. Однако на практике чаще используется инверсный метод приближения — обнаружение и идентификация ТС осуществляется с помощью установленных на них активных, пассивных или полуактивных маломощных радиомаяков, передающих на приемник КП свой индивидуальный код, или же с помощью оптической аппаратуры считывания и распознавания характерных признаков объекта, например, автомобильных номеров. Информация от КП далее передается в подсистему управления и обработки данных.
2. Методы ОМП по радиочастоте. Местоположение ТС определяется путем измерения разности расстояний от ТС до трех или более радиомаяков. Данную группу методов можно условно разбить на две подгруппы: радиопеленгация, при которой абсолютное или относительное местоположение ТС определяется при приеме излучаемого им радиосигнала сетью стационарных или мобильных приемных пунктов, и вычисление координат по результатам приема специальных радиосигналов на борту подвижного объекта (методы прямой или инверсной радионавигации).2.1. Методы радиопеленгации. С помощью распределенной по территории города сети пеленгаторов или с помощью мобильных средств пеленгации возможно отслеживание местоположения ТС, оборудованных радиопередатчиками-маяками.
2.2. Методы радионавигации. Наилучшие точностные и эксплуатационные характеристики в настоящее время имеют спутниковые навигационные системы (СНС), в которых достигается точность местоопределения в стандартном режиме не менее 50 —100 м, а с применением специальных методов обработки информационных сигналов в режиме фазовых определений или дифференциальной навигации — несколько метров.
3. Методы навигационного счисления. Данные методы ОМП основаны на измерении параметров движения ТС с помощью датчиков ускорений, угловых скоростей, пройденного пути и направления. На основе полученных данных вычисляется текущее местоположение ТС относительно известной начальной точки. В целом данные методы могут использоваться в системах, применяющих методы радионавигации. Основное преимущество методов навигационного счисления — независимость от условий приема навигационных сигналов бортовой аппаратурой. На территории города с плотной застройкой могут встречаться участки, где затруднен прием сигналов от наземных систем и даже СНС.
Примеры применения систем спутниковой навигации и связи.
Спутниковая система навигации — комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат и высоты) и точного времени, а также параметров движения (скорости и направления движения и т. д.) для наземных, водных и воздушных объектов.
В настоящее время работают или готовятся к развёртыванию следующие системы спутниковой навигации:
GPS
Принадлежит министерству обороны США. Этот факт, по мнению некоторых государств, является её главным недостатком. Устройства поддерживающие навигацию по GPS являются самыми распространёнными в мире. Также известна под более ранним названием NAVSTAR.
ГЛОНАСС
Принадлежит министерству обороны России. Система, по заявлениям разработчиков наземного оборудования, будет обладать некоторыми техническими преимуществами по сравнению с GPS. После 1996 года спутниковая группировка сокращалась и к 2002 году практически полностью пришла в упадок. Была полностью восстановлена только в конце 2011 года. Отмечается малая распространенность клиентского оборудования. К 2025 году предполагается глубокая модернизация системы.
Бэйдоу
Развёртываемая Китаем подсистема GNSS предназначена для использования только в этой стране. Особенность — небольшое количество спутников, находящихся на геостационарной орбите.
На 28 декабря 2012 года выведено на орбиту Земли шестнадцать навигационных спутников, из них по предназначению используется 11.[1]
Согласно планам, к 2012 году она сможет покрывать Азиатско-Тихоокеанский регион, а к 2020 году, когда количество спутников будет увеличено до 35, система «Бэйдоу» сможет работать как глобальная. Реализация данной программы началась в 2000 году. Первый спутник вышел на орбиту в 2007-ом.
Galileo
Европейская система, находящаяся на этапе создания спутниковой группировки. Планируется полностью развернуть спутниковую группировку к 2020 году.
IRNSS
Индийская навигационная спутниковая система, в состоянии разработки. Предполагается для использования только в Индии. Первый спутник был запущен в 2008 году. Общее количество спутников системы IRNSS - 7.
QZSS
Первоначально японская QZSS была задумана в 2002 г. как коммерческая система с набором услуг для подвижной связи, вещания и широкого использования для навигации в Японии и соседних районах Юго-Восточной Азии. Первый запуск спутника для QZSS был запланирован на 2008 г. В марте 2006 японское правительство объявило, что первый спутник не будет предназначен для коммерческого использования и будет запущен целиком на бюджетные средства для отработки принятых решений в интересах обеспечения решения навигационных задач. Только после удачного завершения испытаний первого спутника начнётся второй этап и следующие спутники будут в полной мере обеспечивать запланированный ранее объём услуг.
56 Система определения местоположения и связи «Euteltracs».
Была введена в действие в 1992 году, по всему миру имеет большое количество эксплуатируемых мобильных терминалов. Так, только в Республике Беларусь зарегистрировано около 200 терминалов. Мобильный терминал в системе Euteltracs имеет размеры в 2-3 раза превышающие размеры терминала Inmarsat, но для установки на грузовые машины это не существенно. На сегодняшний день система работает только до долготы Омска.
В Euteltracs присутствует обязательная абонентская плата за фиксированный объем информации.
Современная система управления - необходимое условие эффективной работы транспортных предприятий, повышения оборачиваемости транспортных средств.
Система обеспечивает высоконадежную и удобную двухстороннюю текстовую связь диспетчера со всеми своими водителями в любой точке Европейского континента и в любое время суток и постоянное наблюдение за их движением по электронной карте на экране своего компьютера. Для этого на автомашине устанавливается малогабаритный спутниковый мобильный связной терминал, состоящий из трех блоков: антенна, которая крепится на крыше машины, связной блок и пульт водителя.
Система Euteltracs является единственной спутниковой системой, разработанной специально для наземного транспорта, что позволило разработчикам учесть всю специфику автоперевозок. В результате система имеет ряд очень ценных для автоперевозчиков характеристик:
1. Высочайшая надежность доставки сообщений в сложных условиях движения автомашины.
2. Автоматическое определение местоположения всех автомашин.
3. Автоматическое получение и хранение информации даже в отсутствие диспетчера.
4. Экономичность.
5. Обеспечение гигиенических условий для водителя.
6. Возможность связи при выключенном двигателе.
7. Низкая стоимость.
8. Конфиденциальность связи. Для системы Euteltracsхарактерна высокая конфиденциальность связи Она обеспечивается целым рядом факторов:
· использование широкополосных шумоподобных сигналов ниже уровня естественных шумов в сочетании с остронаправленными антеннами делает перехват таких сигналов крайне трудной задачей;
· каждый мобильный связной терминал (МСТ) имеет индивидуальный код, и сообщение получает только тот МСТ, которому оно адресовано;
· передаваемые сигналы закодированы.
9. Преимущества текстовой связи.
10. Дистанционный контроль груза и машины.
11. Возможность для водителя послать сигнал тревоги.
Все эти и многие другие возможности системы Euteltracs существенно повышают эффективность использования подвижного состава, разумеется, при правильной, современной технологии управления.
Расчеты, основанные на исходных данных автоперевозчиков, использующих Euteltracs, а также опыт работы, показывают, что применение этой системы повышает эффективность использования машин не менее, чем на 20 % (разумеется, при правильном управлении). Следовательно, оснастив 4 машины системой Euteltracs, перевозчик может получить тот же эффект, который дает работа пяти машин, а ведь стоимость такого оснащения несоизмерима со стоимостью автопоезда и эксплуатационными расходами на него.Именно поэтому система Euteltracs получила такое широкое распространение в мире. В настоящее время число машин с Euteltracs превысило 350 тысяч и ежемесячно увеличивается в среднем на 3 тысячи.
57 Система определения местоположения и связи «Диспетчер».
Спутниковая связь - это один из самых эффективных инструментов контроля и управления на транспорте.
Система управления перевозками "Диспетчер" предоставляет возможность оперативного наблюдения за местонахождением машин и круглосуточной связи с водителем на всей зоне покрытия GSM связью. Мобильное оборудование работает на стыке 2-х технологий GSM и GPS. Программное обеспечение вобрало в себя опыт последних достижений в области транспортной логистики и теории оптимизации управления. Немаловажным является то, что затраты как на оснащение парка так и эксплуатацию системы "Диспетчер"- самые низкие из всех систем связи и навигации представленных на рынке.
Система предоставляет возможность общаться водителю с диспетчером, как с помощью текстовых сообщений, так и голосом.
Мобильное оборудование автоматически передает свое местоположение диспетчеру. Диспетчер может регулировать частоту местоположений в широких пределах или получать внеочередное местоположение по запросу. Местоположения машин отображаются на картах диспетчера.
В системе "Диспетчер" имеются подробные карты всей зоны работы системы. На картах можно наблюдать как текущее местоположение всех машин автотранспортного предприятия, так и историю прохождения маршрутов каждой машиной.
В системе "Диспетчер" нет центра сбора и накопления информации. Все сообщения между водителями и диспетчером, а также все местоположения передаются напрямую между абонентами. Система практически мгновенно доставляет сообщения от водителя к диспетчеру или обратно.
Оперативность связи позволяет реализовать оперативное управление. Система "Диспетчер" позволяет оперативно отслеживать выполнение расписания движения машинами на маршрутах. При этом будет заблаговременно выдано предупреждение о возможном опоздании, если машина задерживается в пути и может опоздать в следующую контрольную точку маршрута. Система "Диспетчер" позволяет перейти от наблюдения за машинами к автоматическому отслеживанию.
Система позволяет клиентам получать оперативную информацию о текущем местоположении груза и ожидаемом времени его прибытия. Для этого клиентам нужен только сотовый телефон.
Дополнительные свойства системы: Надежность; Скрытность установки; Низкая стоимость
Использование системы "Диспетчер" различными группами пользователей дает следующий набор возможностей:
Клиенту АТП:
§ Возможность иметь оперативную информацию о местонахождении груза и ожидаемом времени его прибытия в точку назначения.
Экспедитору
§ Возможность предоставить клиенту больший сервис.
§ Возможность наблюдения за прохождением перевозки.
§ Получать информацию о сроках и месте освобождения транспорта, что позволяет заблаговременно подыскать выгодный фрахт.
Руководству АТП
§ Возможность увеличить оборачиваемость транспорта.
§ Избавление от непродуктивных простоев и "левых" рейсов.
§ Выход на рынок дорогих фрахтов "доставка точно в срок" с минимальным риском.
§ Возможность получить дорогие контракты на выполнение перевозок для Западных партнеров.
§ Получение актуальной и полной информации о каждой машине предприятия.
§ Уменьшение себестоимость перевозок.
§ Распределение управления парком между партнерами.
Диспетчеру АТП
§ Оперативность реакции на сбой в перевозке.
§ Полная документированность диалога с водителем.
§ Отслеживание выполнения каждого рейса.
§ Возможность обслуживать большее число машин, так как многие рутинные функции программа берет на себя.
§ Удобное рабочее место с хорошей картографией.
Водителю
§ Возможность отвечать только за вопросы, находящиеся в его компетенции.
§ Чувство связи с фирмой, водитель знает, что за ним наблюдают и им управляют.
§ Оперативность связи.
Основой системы является главный диспетчерский центр. К главному диспетчерскому центру подключаются рабочие места диспетчеров. Причем рабочие места могут быть соединены с главным диспетчерским центром как по локальной сети, так и через Интернет. Подсоединенные по Интернету диспетчерские центры называются удаленные диспетчерские центры. Аналогично, к главному диспетчерскому центру через сеть Интернет подсоединяются экспедиторы.