Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки судна

Судо-часовой нормой называется количество груза, подлежащего погруз­ке в судно или выгрузке из него в течение 1 ч. В нормах регламентированы сроки обработки судов на прича­лах речных портов, отправителей и получателей, разграничивается ответ­ственность перевозчиков и грузовладельцев за соблюдение этих сроков. Применение судо-часовых норм способствует сокращению затрат эксплуата­ционного времени на выполнение грузовых операций.

Судо-часовые нормы подразделяют на общие (единые) и специальные. Последние устанавливают для причалов, специализированных на перера­ботке какого-либо одного груза, оснащенных механизацией и поэтому имеющих более высокую производительность перегрузочных работ.

Общие судо-часовые нормы обязательны для любых, в том числе и неме­ханизированных причалов, если для них не установлена специальная норма.

Нормы устанавливают с учетом конструкции и грузоподъемности судна, рода и упаковки груза. Специальные судо-часовые нормы, кроме того, учитывают производительность перегрузочных механизмов.

Для расчета норм сухогрузные самоходные и несамоходные суда распределены на четыре типа в зависимости от раскрытия грузовых помещений, которые определяются коэффициентом вертикальной проницаемости kв.пр. – отношением общей площади просвета люков Fn, к пло­щади FTp грузовых трюмов. (kв.пр. = Fn/FTp). К первой группе относятся суда-площадки с погрузкой груза на палубу, для которых установлены наиболее высокие нормы, ко второй - открытые суда (kв.пр. > 0,61), к третьей — полуоткрытые (kв.пр. > 0,31 … 0,6), к четвертой - закрытые суда (kв.пр. < 0,3).

По грузоподъемности суда также распределены на четыре группы: грузоподъемностью до 500 т; 501 … 1900; 1901 … 3000; более 3001 т.

Учитывая возможность использования на обработке одного крупнотоннажного судна большего количества перегрузочных механизмов с более высокой производительностью, а также необходимость сокращения стоянки такого судна, при установлении норм исходят из того, что с увеличением грузо­подъемности судна увеличивается судо-часовая норма.

Все грузы в зависимости от их вида и рода упаковки распределены по классам. Для грузов, отнесенных к различным классам, но однородным по упаковке и условиям выполнения перегрузочных работ, установлена одинаковая судо-часовая норма.

В качестве примера в таблице 10.1 приводится классификация отдельных категорий грузов.

Классификационные показатели грузов

        Таблица 10.1
Груз   Вид упаковки Масса одного места, кг.     Класс груза Параграф Общих норм  
               
Навалочные грузы: гравийно-песчаная смесь     Навалом   нп  
зерно тяжеловесное   То же   Н-ЗТ  
Металлы и металлические изделия: металл толстолистовой     Без упаковки   Любой     ММ-Л    
то же, в чушках   Чушки До 80   ММ-Ч  
                       

Норму времени на погрузку или выгрузку тяжеловесных грузов массой одного места более 16 т устанавливает перевозчик с учетом условий работы и характера груза.

Судо-часовые нормы загрузки-разгрузки наливных судов рассчитаны в зависимости от грузооборота причалов. Наиболее низкие нормы установ­лены для причалов, навигационный грузооборот которых не превышает 5 тыс. т, самые высокие — для причалов грузооборотом более 200 тыс. т. Судо-часовая норма изменяется прямо пропорционально в зависимости от грузоподъемности судна и диаметра грузового трубопровода причала. Суда по грузоподъемности распределены на четыре группы: до 600 т; 601-1800; 1801-4000; более 4000 т.

Нормы установлены отдельно на погрузку светлых нефтепродуктов, выгрузку светлых и погрузку темных, выгрузку темных нефтепродуктов.

Специальные судо-часовые нормы, установленные для отдельных при­чалов необщего пользования, предусматривают более высокую норму погрузки-выгрузки.

В табл. 10.2 в качестве примера приводятся судо-часовые нормы для отдельных типов судов и грузов.

Как общие, так и специальные судо-часовые нормы опубликованы в специальном сборнике и в Справочнике эксплуатационника речного транспорта.

Число одновременно обрабатываемых судов на причалах грузовладельца определяет перевозчик. Как правило, оно должно соответствовать числу причалов. Но если при этом не обеспечивается переработка всего планового грузооборота, должны быть органи­зованы дополнительные причалы или увеличена производительность имеющихся.

В судо-часовую норму, кроме продолжительности непосредственно погруз­ки или выгрузки, входят продолжительность подготовительных, дополнительных и за­ключительных операций (установка и уборка мостков и перегрузочных механизмов; перешвартовка судов, перестановка вагонов и механизмов, сепарация, взвешивание и крепление груза и др.). Транспортные документы оформляют в процессе перегрузочных работ.

Таблица 10.2

Параграф норм Грузоподъемность судна, т
До 500 501 …1900
Площадки Открытые Полуоткрытые Закрытые Площад­ки Откры­тые Полуот­крытые, закрытые
                Погрузка     Выгрузка            
               

При загрузке и разгрузке речных судов на причалах морских портов и портовых пунктов действуют специальные судо-часовые нормы. Эти нормы утверждены для определенных портов и грузов с учетом технической оснащенности причалов и дифференцированы по грузоподъемности судов.

В судо-часовых нормах не учитываются продолжительности: простоя вследствие техни­ческой неисправности судна, препятствующей загрузке-разгрузке, зачистки, дезинфекции, дезинсекции и дегазации судна; на подъем слани для уборки просыпавшегося груза и настила ее на место; перерывов в перегрузочных работах из-за сильного ливня и тумана, когда по условиям безопасности труда работа портальных или плавучих кранов невозможна или возникает угроза порчи некоторых грузов (экспортных пиломатериалов, цемента навалом, зерна и др.).

Сроки загрузки и разгрузки судна исчисляются с момента подачи его к причалу и ошвартовки. Исключение допускается, когда судно подано перевозчиком без предварительного извещения (в этом случае на подготов­ку к загрузке-разгрузке предоставляется 2…4 ч). Когда причал занят ранее поданным судном, сроки загрузки-разгрузки которого не истекли, вре­мя обработки исчисляется с момента окончания (по нормам) загрузки-разгрузки этого находящегося у причала судна. Но, когда причал клиента занят ранее поданным судном, сроки обработки которого истекли, или когда по вине отправителя или получателя судно не могло быть подано к причалу, сроки загрузки-разгрузки исчисляются с момента постановки судна на рейде.

Наши рекомендации