Проблемы эффективного функционирования складов
Эффективное функционирование складов (складского хозяйства) в системе логистики, независимо от их назначения и вида деятельности, возможно лишь при успешном решении целого ряда основных проблем. К таким проблемам, с которыми сталкиваются фирмы при создании складского хозяйства и при рационализации действующих складов, можно отнести:
- выбор между собственным складом и складом общего пользования;
- определение количества складов и размещение складской сети;
- выбор места расположения склада;
- определение вида и размера склада;
- разработка системы складирования.
Выбор между собственным складом и складом общего пользования.
Одно из важных решений, которое должна принять фирма в сфере складского хозяйства – это выбор организационной формы управления складом. Фирма должна выбирать: иметь собственный склад или воспользоваться услугами склада общего пользования, арендовав в нем требуемые площади (объемы). Возможно использование и третьего варианта – аренда всего склада с обслуживающим складским оборудованием (лизинг) за ежегодную плату. Однако такой вариант близок к приобретению склада, поскольку все затраты на обслуживание склада ложатся на фирму, и может быть рассмотрен как первый вариант.
Наиболее актуально проблема владения складом стоит в снабженческой и распределительной логистике. Решение этой проблемы должно быть направлено на поиск компромиссов. Например, возможна комбинация использования собственного склада и склада общего пользования. Это становится особенно привлекательным и экономически выгодным решением, обеспечивающим минимальные общие издержки, при условии расширения рынка сбыта фирмы в различных регионах, а так же в случае сезонного спроса на товар.
Ключевой фактор выбора варианта – объем складского товарооборота. Предпочтение собственному складу отдается при стабильно большом объеме складируемой продукции и высокой оборачиваемости. При этом стабильность имеет первостепенное значение. Другим определяющим фактором является рыночная пространство: чем выше концентрация потребителей в регионе сбыта, тем целесообразнее организация собственного склада. Наряду с плотностью рынка сбыта в данном случае необходимо учитывать также постоянный спрос на товар.
Немаловажное значение при выборе играет конкуренция. Чем выше конкуренция при обслуживании покупателей, тем важнее такие факторы, как обеспечение необходимым (и даже специальных) условий хранения продукции и контроля за ее запасами, гибкая политика в оказании предлагаемых клиенту услуг. Все это достижимо лишь на собственных складах. Располагая же складом общего пользования, руководство фирмы может оперативно корректировать стратегию сбыта с целью укрепления своих активных позиций в конкурентной борьбе.
К складам общего пользования следует обращаться при низких объемах товарооборота фирмы или при хранении товара сезонного спроса. Снабженческой и распределительной логистики (в тех случаях, когда на первое место выходят требования частой поставки мелкими партиями при строгой гарантии ее выполнения) многие фирмы стремятся воспользоваться услугами складов обще6го пользования, которые максимально приближены к потребителям. Это приобретает особое значение при работе «на основе принципа» точно в срок». Складам общего пользования так же отдается предпочтение когда фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен.
Многие фирмы в начальной стадии своей деятельности из-за отсутствия финансовых возможностей для обзаведения собственным складским хозяйством так же пользуются мощностями складов общего пользования.
Склады общего пользования имеют следующие преимущества:
· не требуются частые инвестиции в развитие складского хозяйства;
· сокращаются финансовые риски;
· увеличивается гибкость требуемой складской площади (можно изменить арендованные мощности и сроки их аренды);
· отпадает необходимость в подборе квалифицированных кадров и ответственности по управлению запасами.
Размещение складской сети
Проблема размещения складской сети и выделения необходимого количества складов является одной из наиболее важных при стратегическом планировании в сфере распределительной и снабженческой логистики. Эта проблема может быть выдана вхождением фирмы на новые рынки сбыта, изменениями в территориальном распределении потребителей, внедрением принципа «точно в срок» при снабжении производства и т.д.
Как и при решении проблемы собственного склада, здесь должен примениться метод поиска компромисса и анализ потребности складских мощностей в различных регионах сбыта. Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад.
Крупным же фирмам, имеющим дело с большим национальным или межнациональным рынком, недостаточно одного склада, поэтому им приходится организовывать складскую сеть. Увеличение количества складов неизбежно ведет к изменению затрат.
При увеличении числа складов в логистической системе уменьшаются транспортные затраты на доставку товара со склада конечному потребителю; одновременно происходит увеличение стоимости содержания запасов, учета заказов и расходов на хранение.
Транспортные расходы, связанные с доставкой грузов на склады, естественно, будут увеличиваться пропорционально количеству складов. В тоже время благодаря увеличению числа складов их приближению к потребителю сокращается расстояние доставки со складов, что ведет к уменьшению данной кате6гории транспортных расходов. При этом гарантируется качество поставки в срок.
Затраты на хранение грузов возрастают, так как расходы на эксплуатацию при складировании будут увеличиваться прямо пропорционально количеству складов. Аналогично происходит и увеличение общих запасов, а значит, затрат на их содержание, увеличится также стоимость учета заказов как сумма этих затрат на каждом из складов.
Максимальное приближение складов к потребителям дает возможность более четко и точно выполнять заказы клиентов, быстрее реагировать на изменения их потребностей, что в итоге позволяет также сократить расходы от упущенных продаж.
Делая вывод, можно констатировать, что, принимая решения по количеству складов, фирма должна исходить из условия максимальной эффективности, связанной в первую очередь с наименьшими общими суммарными издержками обращения. Так же необходимо учитывать и ряд других факторов, зависящих от количества складов и влияющих на обеспечение уровня обслуживания, представляющие логистические услуги, транспортное обслуживание, частоту и ритмичность поставок, размер партии поставки.
Существует сильная взаимозависимость между возможностью быстрого удовлетворения потребностей клиентов (в плане оказания различных логистических услуг, включая замену дефектной продукции) и количеством складов. Чем больше складов, тем ближе склад к потребителю. Следовательно, меньше время, затрачиваемое на доставку груза, больше возможностей обеспечить необходимую частоту и ритмичность поставок мелкими партиями – в итоге существенно повышается уровень обслуживания клиентов, повышается конкурентоспособность.
Следует иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети, как и любая логистическая задача, является оптимизационной. С одной стороны, строительство новых или покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями а с другой – наряду с повышением уровня обслуживания потребителей должно быть обеспечено сокращение издержек обращения.
Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков и степенью их рациональной организации. Необходимо учитывать: спрос на рынке сбыта; размеры региона сбыта и концентрацию в нем потребителей; относительное расположение поставщиков и покупателей, особенности коммуникационных связей и т.д. На практике рассматриваются, как правило, две основные альтернативы размещения складов и их количества – централизованная система складирования и децентрализованная.
Централизованная система складирования включает в себя один крупный центральный склад, где накапливается основная часть запасов, а филиальные склады, роль которых могут выполнять не только собственные, но и склады общего пользования, будут располагаться в местах сбыта.
Децентрализованная система складирования основную часть запасов концентрирует в сети складов, расположенных в различных регионах сбыта в непосредственной близости от потребителя. Этой системе отдается предпочтение при высокой корреляции спроса на продукцию одновременно в различных регионах, при высоком уровне продаж, если покупатель предъявляет повышенные требования к уровню обслуживания, поскольку децентрализация сети позволяет значительно сократить время на снабжение потребителя и т.д. Такая система разветвленной складской сети наиболее актуальна в распределительной логистике, где основным клиентом выступает розничная сеть, стремящаяся к сокращению собственных складских площадей, и вследствие этого предпочитает осуществлять заказы мелкими партиями, но с более частой периодичностью поставки.