Расположение и крепление тормозного оборудования

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Иркутский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство»

Лабораторная работа №

«Автотормоза грузовых и пассажирских вагонов».

Выполнил: студент гр. ПСЖ 3-11-4

Мясоедов И.И.

Проверил: преподаватель

Машуков А.А.

Иркутск 2012

Тормозное оборудование вагонов предназначено для создания и увеличения сил сопротивления движущемуся поезду. Силы, создающие искусственное сопротивление, называются тормозными силами.

Тормозные силы и силы сопротивления движению гасят кинетическую энергию движущегося поезда. Наиболее распространенным средством для получения тормозных сил является колодочный тормоз, при котором торможение осуществляется прижатием колодок к вращающимся колесам, благодаря чему возникают силы трения между колодкой и колесом.

На подвижном составе железных дорог применяются 5 типов тормозов: стояночные (ручные), пневматические, электропневматические, электрические и магнитно-рельсовые.

На грузовых вагонах общей сети МПС применяются пневматические тормоза. В систему пневматического тормоза входят: тормозная магистраль (М), которая расположена относительно продольной оси симметрии вагона (рис. 1). Тормозная магистраль крепится к кузову вагона в нескольких местах и у концевой балки рамы вагона она имеет концевые краны, соединительные рукава с головками (рис. 2). Тормозная магистраль каждого вагона, входящего в сформированный поезд, должна быть соединена при помощи соединительных рукавов между собой, а концевые краны открыты. Концевой кран хвостового вагона поезда должен быть пер

. Расположение и крепление тормозного оборудования - student2.ru

От тормозной магистрали на каждом вагоне имеются отводы через тройники к воздухораспределителю (ВР) и, в некоторых случаях, к стоп-кранам (рис. 1). Воздухораспределитель (ВР) и запасный резервуар (ЗР) крепятся к кронштейнам, установленным на раме вагонов, при помощи болтов. В основных типах вагонов воздухораспределитель и запасный резервуар расположены в средней части рамы. У некоторых типов грузовых специализированных вагонов воздухораспределитель и запасный резервуар устанавливаются в консольной части рамы вагона.

Воздухораспределитель соединен с тормозной магистралью (М), запасным резервуаром и тормозным цилиндром при помощи труб (рис. 3).

Расположение и крепление тормозного оборудования - student2.ru

На трубе между тормозной магистралью (М) и воздухораспределителем (ВР) установлен разобщительный кран, который при неисправном автотормозе вагона должен быть перекрыт – рукоятка крана расположена поперек трубы.

Тормозной цилиндр крепится при помощи болтов к кронштейнам, установленным на раме вагона, и соединен с воздухораспределителем при помощи трубы (рис. 4).

При торможении усилие от штока тормозного цилиндра (ТЦ) передается через горизонтальные рычаги и затяжку горизонтальных рычагов к тягам, соединенным с тормозной рычажной передачей тележки.

На одной из тяг тормозной рычажной передачи устанавливается регулятор выхода штока, который по мере износа тормозных колодок уменьшает длину этой тяги и тем самым компенсирует увеличение зазоров между колодками и поверхностями катания колес.

Принципиальная схема тормозной рычажной передачи двухосной тележки грузового вагона представлена на рис. 5.

Расположение и крепление тормозного оборудования - student2.ru

Для закрепления одиночно стоящего грузового вагона от самопроизвольного ухода, на нем имеется стояночный (ручной) тормоз, основные элементы которого представлены на рис. 6. Аналогичное устройство имеет стояночный тормоз пассажирских вагонов. Приведение в действие этих тормозов осуществляется вручную поворотом штурвала или рукоятки.

Кроме указанных узлов тормозное оборудование некоторых типов грузовых вагонов имеет авторежим – это прибор, обеспечивающий автоматическое регулирование давления воздуха в тормозном цилиндре в зависимости от загрузки вагона. Устанавливается между воздухораспределителем и тормозным цилиндром.

У некоторых типов пассажирских вагонов устанавливается противоюзное устройство, обеспечивающее автоматическое понижение давления в тормозном цилиндре для прекращения проскальзывания колесной пары при движении заторможенного вагона.

Пневматические тормоза

Пневматические тормоза имеют однопроходную магистраль (возду- хопровод), проложенную вдоль каждого локомотива и вагона для дистанционного управления воздухорас­пределителями с целью зарядки за-пасных резервуаров, наполнения тормозных цилиндров сжатым воздухом при торможении и сообщения их с атмосферой при отпуске. Применяе­мые на подвижном составе пневмати­ческие тормоза разделяются на автоматические и неавтоматические, а также на пассажирские (с быстрыми тормозными процессами) и грузовые (с замедленными процессами).

Автоматическими, называются тормоза, которые при разрыве поезда или тормозной магистрали, а также при открытии стоп-крана из любого вагона автоматически приходят в действие вследствие снижения-давле­ния воздуха в магистрали (при повы­шении давления происходит отпуск тормозов). Неавтоматические тормоза, наоборот, приходят в действие при повышении давления в трубо­проводе, а при выпуске воздуха про­исходит отпуск тормоза.

Работа автоматических тормозов разделяется на следующие про­цессы:

- зарядка — воздухопровод (ма­гистраль) и запасные резервуары под каждой единицей подвижного соста­ва заполняются сжатым воздухом;

- торможение — производится снижение давления воздуха в маги­страли вагона или всего поезда для приведения в действие воздухорас­пределителей, и воздух из запасных резервуаров поступает в тормозные цилиндры; последние приводят в дей­ствие рычажную тормозную переда­чу, которая прижимает колодки к ко­лесам;

- перекрыша — после произве­денного торможения давление в ма­гистрали и тормозном цилиндре не изменяется;

- отпуск — давление в магистра­ли повышается, вследствие чего воз­духораспределители выпускают воз­дух, из тормозных цилиндров в атмо­сферу, одновременно производится подзарядка запасных резервуаров путем сообщения их с тормозной магистралью.

Рассмотрим принципиальные схе­мы трех групп тормозов.

Прямодействующий неавтомати­ческий тормоз (рис. 7). Такой тор­моз применяется на локомотивах. Воздух нагнетается компрессором в главный, резервуар 2, откуда по питательной магистрали 3 поступает к крану 4, в простейшем виде представляющему собой пробковый трехходовой кран. Каждому положению ручки крана 4 соответствует опреде­ленный процесс.

Торможение - питательная магистраль 3 сообщается с тормозной магистралью 5 , и воздух поступает в тормозные цилиндры, перемещая поршень 7 со штоком 8 вправо, вследствие чего вертикальный рычаг поворачивается вокруг неподвижной точки 9 и нижним концом прижимает тормозную колодку 10 к колесу;

Перекрыша - тормозная магистраль 5 разобщается с питательной магистралью 3 , давление воздуха в тормозных цилиндрах 6 остается без изменения.

Рис.7
Расположение и крепление тормозного оборудования - student2.ru

Непрямодействующий автоматиче­ский тормоз(рис. 8). Тормоз этого типа отличается от прямодействующего неавтоматического тем, что на каждой единице подвижного состава между тормозной магистралью 5 и тормозным цилиндром 7 установлены прибор 6, называемый воздухораспределителем, и запасный резервуар 8. По этой схеме оборудованы все пассажирские вагоны, электро- и дизель-поезда. Компрессор 1, главный резервуар 2 и кран машиниста монтируются на локомотиве.

Перед отправлением поезда тормоз заряжают, для чего ручку крана машиниста 4 ставят в отпускное положение I (рис. 8, а), при котором воздух из главного резервуара 2 по питательной магистрали 3 через кран машиниста 4 поступает в тормозную магистраль 5 и далее через воздухораспределитель 6 – в запасный резервуар 8. При этом тормозной цилиндр 7 через воздухораспределитель 6 сообщен с атмосферой Ат.

Для торможения поезда ручку крана машиниста 4 переводят в тормозное положение III (рис. 8, б), питательная магистраль 3 отключается, а тормозная магистраль 5 через кран 4 сообщается с атмосферой Ат. При понижении давления в магистрали 5 воздухораспределитель 6 приходит в действие, разобщает тормозной цилиндр 7 с атмосферой и сообщает его с запасным резервуаром 8, наполненным сжатым воздухом. Под действием сжатого воздуха поршень тормозного цилиндра перемещается и при помощи системы тяг и рычагов прижимает тормозные колодки к колесам.

Для отпуска тормоза ручку крана машиниста 4 ставят в положение I. Питательная магистраль 3 сообщается с тормозной магистралью 5, вследствие чего давление в ней повышается и воздухораспределитель 6 сообщает тормозной цилиндр 7 с атмосферой, а магистраль 5 – с запасным резервуаром 8. В случае открытия в вагоне крана для экстренного торможения (стоп-крана) 9 тормоза автоматически приходят в действие.

Расположение и крепление тормозного оборудования - student2.ru

Рис. 8. Схема непрямодействующего автоматического тормоза:

а—зарядка и отпуск; б—торможение

Показанный на рис. 8 тормоз называется непрямодействующим, или истощимым, потому что в про­цессе торможения воздухораспреде­литель 6 разобщает тормозную ма­гистраль от запасного резервуара 8 и тормозного цилиндра 7 и при утечках воздуха из запасного резервуара или тормозного цилиндра давление в них не восстанавливается.

Прямодействующий автоматиче­ский тормоз(рис. 9). Этот тормоз состоит из тех же основных частей, что и непрямодействующий. По такой схеме выполнены тормоза гру­зовых вагонов и локомотивов с воз­духораспределителями 5 № 135, 270-002, 270-005-1 и 483-000 с равнин­ным и горным режимами отпуска. Утечки из запасного резервуара и тормозного цилиндра пополняются автоматически в процессе служебно­го торможения или питающей перекрыши крана машиниста. Принципиальное отличие прямодействующего автоматического тор­моза от непрямодействующего за­ключается в устройстве воздухорас­пределителя 5.

В зависимости от положения кра­на 3 происходит:

- зарядка и отпуск— тормоз­ная магистраль 8 (рис. 9, а) сообщается с питательной маги­стралью 2 и главным резервуаром , тормозной цилиндр 6 через воздухо­распределитель 5—с атмосферой Ат, а запасный резервуар 4 через обратный клапан 7—с тормозной магистралью;

- торможение — давление в тормозной магистрали 8 (рис. 9, б) понижается путем выпуска, воздуха краном 3 в атмосферу. Ат. В дей­ствие приходит воздухораспредели­тель 5, который разобщает

Расположение и крепление тормозного оборудования - student2.ru

цилиндр 6 с атмосферой Ат и сообщает его с запасным резервуаром 4.

При торможении, а также в про­цессе ступенчатого отпуска воздухо­распределитель 5 через обратный клапан 7 пополняет утечки воздуха в запасном резервуаре 4 и тормозном цилиндре 6 непосредственно (прямо) из магистрали, поэтому такие тор­моза называются прямодействующими.

Путем изменения краном 5 давле­ния воздуха в тормозной маги­страли 8 осуществляется ступенчатое торможение и ступенчатый или бес­ступенчатый отпуск.

Расположение и крепление тормозного оборудования

3.1. Пассажирские вагоны (рис. 32). Воздухораспределитель № 292-001 и электровоздухораспределитель 12 № 305-000 установлены на кронш­тейне задней крышки тормозного цилиндра 13. Под вагоном также расположены магистральная труба 3 диаметром, концевые краны с междувагонными соединительными рукавами 7 и тройник или пылеловка 9. Разобщительный кран 10 служит для включения и выклю­чения воздухораспределителя 11.

В каждом пассажирском вагоне имеется не менее трех кранов 5 для экстренного торможения (стоп-кра­нов). Запасный резервуар 15 соединен трубой диамет­ром с кронштейном задней крыш­ки тормозного цилиндра 13. На трубе от запасного резервуара или на за­пасном резервуаре установлен вы­пускной клапан 14. На некоторых типах вагонов приборы 10 и 12 уста­новлены на отдельном кронштейне, а тормозной цилиндр имеет обычную крышку.

Расположение и крепление тормозного оборудования - student2.ru

Рис.10. Схема тормозного оборудования пассажирского вагона

3.2. Грузовые вагоны(рис. 11). Двух­камерный резервуар 7 прикреплен к раме вагона четырьмя болтами и соединен трубами с тройником или пылеловкой 2, за­пасным резервуаром 4 и тормозным цилиндром 10 диаметром через авторе­жим 9. К резервуару 7 прикреплены магистральная 6 и главная 8 части воздухораспредели­теля.

 
  Расположение и крепление тормозного оборудования - student2.ru

Рис. 11. Схема тормозного оборудования грузового вагона

Разобщительный кран 5 диамет­ром служит для включе­ния и выключения воздухораспреде­лителя. На магистральной трубе расположены концевые краны 3 и соединительные рукава. Концевые краны установлены с пово­ротом на 60° относительно гори­зонтальной оси. Это улучшает работу рукавов в кривых участках пути и устраняет удары головок рукавов при следовании через горочные за­медлители.

Стоп-кран 1 со снятой ручкой ставят только на вагонах с тормозной площадкой.

Наши рекомендации