Маркетинг портовой деятельности

Маркетинг портовой деятельности – это комплексный подход к организации и управлению производственной, сбытовой и торговой деятельностью организации, ориентированный на учет требований рынка и на удовлетворение потребностей грузоотправителя в портовых услугах.

Основные направления маркетинговой деятельности порта состоят в следующем:

1. изучение конкурентной среды, в том числе в корреспондирующих органах;

2. выработка стратегий и тактики полного использования производственных мощностей порта, возможного их и привлечения необходимых капиталовложений.

3. определение форм и условий участия стивидорной компании транспортно-технологических схемах интермодальных перевозок.

4. формирование тарифной базы на портовые работы и услуги, так же изучение тарифов в транспортных организациях, взаимодействие с портом.

5. изучение финансового положения и платежеспособности возможных партнеров: грузовладельцев, судовладельцев и фрахтователей.

6. изучение формы и условий взаимодействия с конкурирующими портовыми структурами

7. рекламирование различных аспектов стивидорной деятельности, своевременная публикация тарифов, портовых сборов, норм погрузки и др. данных для клиентуры

Для осуществления маркетинговой деятельности в стивидорной компании формируется информационная база. Это база данных, как правило, включает следующие данные:

1. общие сведения о порте и стивидорной компании

2. ситуация на подходе к порту, ситуация в порту, судовые операции, общепортовые операции, ставки портовых сборов и тарифные ставки на погрузочно-разгрузочные работы, портовый флот, гидротехнические и береговые сооружения, валовые нормы погрузочно-разгрузочных работ, статистика по обслуживаемым судам и флоту, переработке грузов, использованию перегрузочного оборудования и т.д. Кроме этого, подготавливаются следующие информационные базы общего пользования: фрахтовые ставки на мировом фрахтовом рынке, флот стран, тяготеющих к данному порту, грузовая база, и другие сведения о грузоотправителях и грузополучателях. В процессе решения задач, относящихся к маркетинговой деятельности стивидорной компании, решаются следующие проблемы:

1) оптимальное распределение загрузки портов данного региона и конкурирующих стивидорных компаний, расчет стоимости судозаходов в порты, прогнозирование ситуаций в портах и т.д. Изучение рынка, как правило, завершается подготовкой коммерческого предложения или офертой (определение в ГК РФ ст. 435 – Офертой признается адресованное одному или нескольким лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица о желании вступить в юридически обязывающий договор, причем из условий этого предложения (сообщения) подразумевается, что оно будет связывать оферента, как только сторона, которая акцептует этот документ. Обычно оферта направляется конкретной стороне, но может быть совершена, и как публичное объявление в журнале, телепередаче, а также на торгах. Оферта вступает в силу, когда она получена адресатом. Цель оферты – привлечь внимание и вызвать интерес у потенциального партнера предложением, и заставить его уловить ее смысл. Оферта сделанная на биржевых торгах называется тендером).

Непрерывное оперативное планирование работы стивидорных компаний.

Непрерывное оперативное планирование осуществляется по ситуационным периодам, охватывающим несколько суток, непрерывно чередующихся в календарном разрезе времени. Ситуационный период – это непрерывно скользящий в календарном разрезе период. В этом случае стивидорная компания и главная диспетчерская ежедневно составляет оперативный план работы на 1-10 сутки календарного периода, на следующие сутки – на 2-11 календарный период.

При этом уточняется производственная обстановка и, в случае необходимости, принимаются соответственные регулирующие решения.

При становлении системы НОП в морских портах и в последствии в речных портах продолжительность ситуационного периода ограничивалась 10 сутками. Это обосновывалось возможностями информационного обеспечения производственной обстановки. Управленческие решения по погрузке-разгрузке судов, других транспортных средств уточнялись и более подробно представлялись в сменно-суточном плане на 1-ые сутки ситуационного периода. С учетом информации о подходе судов уточнялись и более подробно представлялись в сменно-суточном плане на 1-ые сутки ситуационного периода. С учетом информации о подходе судов уточнялись также даты, прогнозируемые на последующие 9 месяцев.

Планирование комплексного обслуживания судов в порту.

Планирование и координация работ по порту необходимо для обеспечения различных портовых организаций. К их числу относятся:

1) организации, задействованные на договорной основе в определенном грузопотоке – это стивидорные, экспедиционные и агентские компании.

2) организации, обслуживающие все грузопотоки – это лоцманская, буксирная, бункеровочная и другие коммерческие, а также портовые власти, такие, как таможня, пограничники, карантинно-санитарные организации, морская администрация порта, или в речном порту – бассейновое управление. Одну из важнейших функций в системе комплексного обслуживания судна выполняет судовой агент. Со всеми организациями, которые обслуживают судно, судовой агент заключает агентский договор. В предмете договора, как правило, имеется по поручению организации агент от своего имени, но за счет организации осуществляющий действия, связанные с реализацией услуг данной организации по обслуживанию судна. Агент обязуется представлять интересы организации перед судовладельцами и капитанами судов, осуществляющими заход в порт.

Планирование комплексного обслуживания судна осуществляется в 2 этапа:

Вначале разрабатывается весь комплекс операций по комплексному обслуживанию судов в непрерывном режиме их выполнения, на 2 этапе учитывается количество одновременно обслуживаемых судов и производственные возможности, т.е. способность выполнения каждой операции. Показатели, характеризующие качество обслуживания судна в порту включают в следующие показатели:

1) интенсивность комплексного обслуживания судна и судовых и грузовых работ

n

Икос = Qс / ∑ ti т/судочас

i=1

Q – масса судовой грузовой партии (т)

n

∑ ti – затраты времени на все операции процесса перевалки судовой грузовой партии в i=1 порту конкретной стивидорной компании (судочас)

2) индекс выполнения каждой операции

И = tф / tн

tф, tн – продолжительность выполнения операций, соответственно фактическая и нормативная (судочас)

3) соотношение интенсивности комплексного обслуживания судна и судовых работ

φ = Икос / Ис

Икос, Ис – интенсивность комплексного обслуживания судна (т/судочас)

Форму плана комплексного обслуживания по основным операциям представим в следующей таблице:

Целевые операции Нормы времени, судо-час Организации и исполнители
1. Лоцманская проводка В Своде обычаев порта Лоцманские, буксирные, швартовные
2. Оформление прихода судна портовыми властями В Своде обычаев порта Пограничные, таможенные, санитарно-карантинные
3. Подача нотиса капитана о готовности судна, его проверка, получение судном свободной практики, информация о времени начала обработки судна и режиме производительности работ В Своде обычаев порта Капитан судна и стивидорная компания
4. Разрыв смены По соглашению сторон Стивидорная компания
5. Выгрузка судовой грузовой партии Свод или специальное соглашение Стивидорная компания
6. Таможенная операция с грузом Нормы времени “совмещение во времени с производительностью грузовых работ” Таможня
7. Бункеровка и другие виды обслуживания судна по его заявке По соглашению сторон Бункеровочная компания, нефтебаза и т.д.
8. Оформление грузовых документов По соглашению сторон Экспедиторская компания
9. Оформление отхода судна портовыми властями В Своде обычаев порта Портовые власти (пограничные, таможенные, санитарно-карантинные)
10. Отшвартовка и лоцманская проводка судна из порта В Своде обычаев морского или речного порта Лоцманские, буксирные, швартовные
Всего: Суммарное время по совмещенным операциям и суммарное время по всем несовмещенным операциям Судовой агент

Первый этап комплексного планирования для оптимизации времени обработки судов можно выполнять с помощью сетевого планирования.

Сетевой график обработки судов в порту.

Планирование технического обеспечения погрузочно-разгрузочных работ.

При планировании технического обеспечения погрузочно-разгрузочных работ первоначально решается вопрос распределения грузопотока по перегрузочным комплексам по признаку соответствия транспортной характеристики грузопотока, т.е. условиям хранения на складах порта, особо физико-химическим свойствам груза, соответствие перегрузочного оборудования характеристикам грузов и полная оснащенность перегрузочного комплекса. По указанным признакам перегрузочные комплексы подразделяются на специализированные и универсальные. Дополнительным признаком закрепления грузопотока за перегрузочным комплексом является соответствие грузовой осадки судна глубине у причала. При перегрузке навалочных грузов важное значение имеет также развитые подъездные ж.д. пути. Затем определяется пропускная способность каждого перегрузочного комплекса.

Наши рекомендации