Определение потребного количества транспортных средств

1.1 Обоснование марочного состава и составление календарного плана выполнения транспортных работ

По маркам автомобилей, выданных в задании на курсовую работу, необходимо определить модель автомобиля (табл. П.2.1, П.2.2, П.2.3) с учетом следующих основных факторов: высокая производительность и низкая себестоимость транспортных работ; возможно большая годовая загрузка, дорожные условия, классы и виды перевозимых грузов; возможность эффективной работы в составе поточных линий с другими типами агрегатов, включая уборочные, погрузочно-разгрузочные, сортировальные; высокое качество работ в соответствии с агротехническими требованиями. После выбора моделей автомобилей, необходимо привести их техническую характеристику в пояснительной записке.

Основой расчета потребного количества транспортных средств для предприятия или его подразделения являются календарные планы перевозок. Календарный план выполнения транспортных работ предприятия, поддающихся планированию (перевозка строительных материалов, готовой продукции, удобрений, кормов и т. д.) составляется в форме таблицы 1.

В графе 1 указывается номер транспортной работы. Номер транспортной работы состоит из двух цифр разделенных точкой, первая – указывает на месяц, в котором совершается данная работа, вторая – на вид груза (к примеру, 6.2. – транспортная работа совершается в июне месяце перевозится груз №2).

В графе 2 указываются календарные сроки выполнения транспортных работ. Календарные сроки выполнения транспортных работ для перевозки с.-х. культур определяются на основании технологических карт по возделыванию с.-х. культур [3]. Календарные сроки перевозки остальных грузов согласовываются с преподавателем. Количество перевозимого груза (графа 4) берется из задания.

В графах 5,6,7 производится распределение перевозимого груза по маркам автомобилей.

Таблица 1

Календарный план транспортных работ предприятия

N п/п Наименование транспортной работы Календарные сроки выполнения Количество перевозимого груза, т Марка автомобиля
     
             

1.2 Составление годового плана транспортных работ и расчет потребного количества автомобилей

Годовой план транспортных работ (табл. 2) составляется на основании данных таблицы 1. Каждая отдельная транспортная работа и соответствующие данные к ней записываются в отдельной строке таблицы. Работы располагаются в календарной последовательности таким образом, чтобы каждая последующая работа началась не раньше предшествующей.

В графе 1 для каждого вида транспортной работы целесообразно приводить номер из двух цифр, который был присвоен в таблице 2. Номера, присвоенные в таблице 1, сохраняются на протяжении всех последующих расчетов.

В графе 2 приводятся наименования транспортных работ из табл. 1. По соображениям компактности возможны сокращения отдельных слов без ущерба пониманию.

Графы 3 и 4 заполняются по данным таблицы 2. В графе 3 проставляются цифры количества перевозимого груза QГ. В графе 4 указываются календарные сроки выполнения транспортной работы, а в графе 5 количество календарных дней ДК.

Количество рабочих дней ДР (гр. 6) определяется на основании календарных сроков, при этом учитывается первый и последний день. Влияние метеоусловий, выходных дней и простоев по причине отказов учитывается поправочными коэффициентами. Значения коэффициентов принимаются следующие: при продолжительности транспортной работы от 5 до 10 дней коэффициент равен 0,9; от 10 до 15 дней – 0,85-0,90 и свыше 15 дней – 0,80-0,85. Количество рабочих дней указывается в целых числах.

В графе 7 указывается продолжительность рабочего ТН дня в часах, которая не должна превышать допустимые по охране труда значения. Нормативная продолжительность смены в сельском хозяйстве составляет 7 ч, за исключением вредных условии работы. При необходимости организуется работа с увеличенной продолжительностью рабочего дня путем введения соответствующего коэффициента сменности.

Среднее расстояние перевозки LП (гр. 8) берется из задания. Общий объем транспортной работы (гр. 9) определяется по формуле

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru , т·км,

где Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru – количество перевозимого груза (гр. 3), т;

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru – среднее расстояние перевозки (гр. 8), км.

В графах 10, 11 указывается класс груза и соответствующий коэффициент использования грузоподъемности, Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru . Классификация грузов (табл. П.2.4) осуществляется по возможной степени использования грузоподъемности транспортных средств, характеризуемой коэффициентом использования грузоподъемности. По значению Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru различают пять классов грузов: 1-й – 1,0; 2-й – 0,99-0,71; 3-й – 0,7-0,51; 4-й – 0,5-0,41; 5-й < 0,4. По классу груза выбирается средний коэффициент использования грузоподъемности.

Марка выбранного автомобиля для выполнения транспортной работы записывается в графу 12, а его номинальная грузоподъемность (табл. П.2.1, П.2.2, П.2.3) Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru в графу 13. Среднетехническая скорость Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru (гр. 14) берется из задания.

Дневная производительность транспортного средства Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru (гр. 15) определяется по выражению

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru , т·км/день,

где Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru – номинальная грузоподъемность автомобиля (гр. 13), т;

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru – коэффициентом использования грузоподъемности (гр. 11);

LП – среднее расстояние перевозки (гр. 8), км;

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru – коэффициент использования пробега (как правило, при перевозки с.-х. грузов β=0,5);

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru – среднетехническая скорость (гр. 14) , км/ч;

ТН – продолжительность рабочего дня (гр. 7), ч;

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru – коэффициент использования рабочего времени (0,8-0,9);

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru – время на погрузочно-разгрузочные работы (0,4-0,5) ч.

Время погрузки и разгрузки можно определить по нормативным данным или расчетным путем. При расчете этого показателя важно учесть такие факторы, как грузоподъемность транспортного средства, тип транспортного средства, вид погрузочного устройства, способ упаковки груза, организацию погрузочного процесса, способ разгрузки транспортного средства. Время определяется как сумма времени, необходимого на погрузку и разгрузку.

Для определения ежедневного объема работ (гр. 16) необходимо поделить объем транспортной работы (гр. 9) на количество рабочих дней (гр. 6):

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru , т·км/день.

В графе 17 рассчитывается потребное количество автомобилей для выполнения каждой работы по формуле:

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru , шт.

Полученное число автомобилей округляют в большую сторону до целого числа.

Общий пробег (гр. 18) определяется по формуле:

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru , км.

Пробег на один автомобиль (гр. 19) определяется путем деления общего пробега (гр. 18) на потребное количество автомобилей (гр. 17).

Расход топлива на 100 км Н100 (гр. 20) для данной марки автомобиля определяется по таблицам П.2.1, П.2.2. П.2.3 или по справочным данным.

Общий расход топлива (гр. 21) определяется по формуле:

Определение потребного количества транспортных средств - student2.ru , л.

Полученные данные в результате расчета по всем операциям заносятся в таблицу 2. По данным расчета производится построение графика использования автомобилей в течение года по каждой марке автомобиля.

График использования автомобилей строится для каждой выбранной марки грузового автомобиля. На одном листе формата А1 можно разместить до трех графиков.

По горизонтальной оси откладывается календарное время в месяцах с января по декабрь, разделенных на пятидневки. Для каждой операции по оси абсцисс откладывается календарное время выполнения работы в соответствии с графами 4, 5 таблицы 2.

По оси ординат откладывается потребное количество грузовых автомобилей для выполнения каждой работы из графы 17. Также следует указывать номер выполненной работы из графы 1 таблицы 2.

Полученные описанным способом графики для каждой марки грузового автомобиля следует откорректировать таким образом, чтобы все транспортные работы были выполнены наименьшим количеством автомобилей.

Корректировка может осуществляться следующими способами:

- изменение календарных сроков выполнения работ и продолжительности рабочего дня в допустимых пределах;

- перераспределение транспортных работ между разными марками автомобилей;

- выравнивание площадей на графиках за счет изменения количества автомобилей, занятых на одной операции в разные периоды ее выполнения.

Для удобства проведения указанных неизбежных корректировок целесообразно построить графики использования автомобилей сначала на миллиметровой бумаге или в электронном виде. После завершения корректировок графики переносятся на обычный лист формата А1.

Потребное количество грузовых автомобилей каждой марки определяется по наибольшей ординате каждого графика после корректировки.

Таблица 2

Годовой план транспортных работ и расчет потребного количества автомобилей

№ п/п Наименование транспортных работ, перевозимого груза Количество перевезенного груза, QГ, т Календарные сроки выполнения транспортной работы Коли-чество дней Продолжительность рабочего дня, ТН, ч Среднее расстояние перевозки, LП, км Объем транспортных работ, Ω, т·км Характе-ристика груза Марка автомобиля Номинальная грузоподъемность, qН, т Средняя техническая скорость, VТ, км/ч Дневная производительность, WД, т·км/день Ежедневный объем работ, QД т·км Потребное количество автомобилей, n, шт Пробег автомоби-ля, км Расход топлива, л
Календарные, ДК Рабочие, ДР Класс груза Коэффициент использования Грузоподъемности, αГ Общий, LОБЩ На 1 авто На 100 км Общий
                                         

Из описанного хода построения графиков использования автомобилей следует, что имеет место приближенный критерий оптимальности, соответствующий минимуму потребного числа автомобилей каждой марки. Соответственно меньше будет и расход ресурсов на выполнение транспортных работ.

Кривая пробега в расчете на один автомобиль данной марки строится по данным графы 19.

Кривая пробега наносится на график для каждой марки автомобиля. Шкала пробега строится на правой стороне графика. Масштаб при этом выбирается таким образом, чтобы ордината суммарного пробега по графе 19 укладывалась в пределах графика машиноиспользования.

Для удобства построения интегральных кривых пробега целесообразно группировать работы по графе 19 таким образом, чтобы они разделялись на соответствующем графике сквозными вертикальными границами. В пределах каждой такой группы работ суммируются пробеги, и полученная сумма откладывается в виде ординаты в конце срока выполнения группы работ. Полученные таким образом точки последовательно соединяются ломаной линией, представляющей собой интегральную кривую пробега в расчете на один автомобиль данной марки.

В случае если известен начальный пробег автомобилей данной марки, началом интегральной кривой пробега является не «0», а точка, соответствующая на графике начальный пробегу.

Наши рекомендации