Перевозка лесного груза на судах
В номенклатуру лесных грузов входят: круглый лес, пиломатериалы, шпалы, рудничная стойка, балансы, дрова, экстрактовое сырье, клепка, заготовки, отходы обработки лесных материалов. В зависимости от характера обработки для различных видов лесных грузов установлены соответствующие правила приема к перевозке и условия складирования.
Абсолютно сухая древесина по химическому составу состоит в среднем из углерода - 49,5 %, водорода - 6,3 %, кислорода и азота - 44,2 %. Минеральные вещества (главным образом соли кальция) в древесине (0,2…1,7 %) при сгорании остаются в виде золы.
Лесные материалы широко применяют в народном хозяйстве. С точки зрения транспорта целесообразно рассмотреть такие свойства древесины, которые влияют на условия перевозки и хранения: влажность, объемную массу, гигроскопичность, пороки.
Влажность древесины изменяется в широких пределах. Различают следующие состояния древесины: мокрая (долго хранившаяся в воде) влажность 100 %, сырая свежесрубленная около 100 %, воздушно-сухая (после длительного хранения в штабелях) не более 15…20 %, комнатно-сухая - 8…10 %, абсолютно сухая. Для расчета массы лесных грузов при перевозке внутренним водным транспортом учитывают степень влажности древесины.
Объемная масса зависит от породы и влажности древесины. Например, при влажности 15% объемная масса следующая, т/м3:
Лиственница сибирская ……...… 0,67
Сосна ……………………………. 0,51
Кедр сибирский ……………….... 0,45
Ель обыкновенная …………….... 0,46
Береза обыкновенная ………...… 0,65
Дуб …………………………….… 0,72
Осина ……………………………. 0,5
При перевозке в основу расчета принимают объем плотной древесины или ее складочную меру и условную массу единицы объема (1 м3). Масса G груза, когда его объем определен в плотной древесине, может быть рассчитана по формуле
G = wny, т (14.3)
где
wn - количество леса (плотной древесины), м3;
у - условная масса плотной древесины, которая для сухого круглого леса, рудстойки, дров равна 0,8 т/м3; для сырого леса (т.е. леса, заготовленного в текущем году или в прошлых годах, но погруженного из воды) -0,88 т/м3; для сухих пиломатериалов - 0,6 т/м3, сырых- 0,66 т/м3 (сырыми считаются пиломатериалы, заготовленные после 1 сентября предыдущего года).
Массу древесины, объем которой определен в складочной мере, определяют:
G = wсклy β, т (14.4)
где
wскл - количество лесного груза, складочные, м3;
β - коэффициент, учитывающий пустоты в штабеле и поленнице.
Древесина обладает гигроскопичностью. При просушке до влажности около 30 % из нее в первую очередь испаряется свободная влага, форма и размеры при этом не меняются. При дальнейшем просушивании происходит усыхание клеток древесины, изменяются размеры и форма бруска.
Из пороков древесины практическое значение при перевозке имеют гниль и синева, которые возникают при неправильном хранении в результате деятельности различных грибков и усиленно развиваются при влажности древесины 20…50 % и температуре 23…440 С. Солнечный свет и отсутствие влаги губительно действуют на грибки. Не могут они жить и в древесине, хранящейся на воде, насыщенной водой и поэтому лишенной воздуха.
Лесные грузы перевозят в открытых и закрытых судах, а также на баржах-площадках (рис. ).
Рис. Перевозка круглого леса на баржах-площадках
По удобству механизации погрузки и выгрузки баржа-площадка (лесовоз) оказалась наиболее удобным судном для транспортировки лесных грузов. При размещении груза только на палубе она загружается на полную грузоподъемность.
На перевозку в одном судне лесные грузы должны быть предъявлены назначением в один пункт в адрес не более чем двух получателей, а при перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с передачей на железную дорогу в одном пункте перевалки.
Рис. Т\х «Балтийский-202» с пиломатериалами в пакетах.
Материалы, необходимые для сепарации и крепления груза и для приспособления или оборудования судов и вагонов, отправитель предоставляет в размерах, установленных нормами. Эти материалы включают и накладную, перевозят как груз и выдают получателю.
До погрузки лесных грузов отправитель должен отсортировать их по длине, виду древесины и уложить в штабеля одинаковой длины. Пиломатериалы сортируют также по толщине досок и чистоте обработки. При погрузке в судно груз укладывают в штабеля из лесоматериалов одинаковой длины. Погрузка «костром» или внахлестку не допускается.
Рис. . Пакетированные пиломатериалы в трюме
Лесные грузы принимают к перевозке одним из следующих способов: по числу контейнеров, пакетов, связок или другой упаковки, предусмотренной государственными стандартами и техническими условиями; по числу правильно уложенных отправителем штабелей с маркировкой их в соответствии с правилами либо (при покрытии штабелей специальной крышей или укладке верхнего ряда лесоматериалов в виде крыши) без обмера и маркировки.
Мелкие лесоматериалы (тарная дощечка, клепка, квадратик и т.п.) принимают к перевозке только в жестко связанных пакетах или в контейнерах. При перевозке в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении пакеты формируют в соответствии с особыми техническими условиями.
Пиломатериалы пакетируют в соответствии с требованиями ГОСТа, а отгружаемые в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении с техническими условиями РЖД (рис. ).
Рис. Пиломатериалы – брус в полувагоне.
В прямом внутреннем водном сообщении пиломатериалы могут быть приняты к перевозке с разрешения перевозчика пакетами без жесткой обвязки. В этом случае их грузят в судно отдельными рядами с прокладками между рядами досок или брусков толщиной 6…8 см, чтобы обеспечить застропку пакетов при выгрузке.
При бесклеточной загрузке и креплении бортовыми стойками допускается прием к перевозке лесных грузов без счета штабелей, только с нанесением маркировки. С проводником отправителя лесные грузы могут быть приняты к перевозке навалом без замера штабелей, сепарации и маркировки.
Способ приема груза к перевозке должен быть указан отправителем в накладной и в акте погрузки, где делается отметка «По маркировке штабелей»; «Под крышей»; «Навалом» и др.
При перевозке по водохранилищам, озерам или морским участкам штабеля лесных грузов отправитель должен закрепить на судне, предоставив необходимые для этого материалы.
При транспортировании в одном судне лесных грузов по нескольким накладным, каждая партия должна быть отделена от другой прокладками из этих же лесоматериалов. В таких случаях представитель порта и капитан (шкипер) судна составляют грузовой план размещения отдельных отправок груза. Этот план (подписанный ими и отправителем) предъявляют в порту выгрузки, и груз сдают в соответствии с грузовым планом и накладными.
Массу лесных грузов при перевозке определяет отправитель, делая отметку в накладной.
Представитель перевозчика или капитан судна имеют право проверить установленное отправителем количество груза и при необходимости потребовать новые транспортные документы.
Сведения о числе мест (если такая приемка перевозчиком не производилась) или кубометров древесины могут быть указаны отправителем на обороте накладной в графе отметок, не обязательных для транспорта.
В пункте назначения лесные грузы считаются доставленными полностью, если они прибыли без нарушения маркировки штабелей или повреждения крыши. В случае нарушения их груз проверяют путем обмера только в поврежденных штабелях.
Если лесные грузы перевозились навалом и прибыли в пункт назначения в исправном судне, их выдают получателю без проверки количества.
К лесным грузам относится и щепа-продукт переработки отходов лесопиления и лесозаготовок, употребляемая как технологическое сырье при изготовлении целлюлозы.
Технологическая щепа - легкогорючий материал, перевозится во внутреннем водном сообщении навалом в судах любого типа с соблюдением правил перевозки опасных грузов. Погрузку и выгрузку производят на причалах отправителя и получателя. Количество груза определяет отправитель, который обязан указать в накладной ее влажность и приложить сертификат или удостоверение о качестве.