Технико-экономические характеристики вагонов

Для грузовых вагонов основными характеристиками являются: осность, грузоподъемность, линейные размеры, масса тары (вагона), коэффициент тары, нагрузка от колесной пары на рельсы, нагрузка на 1 м пути (погонная нагрузка), удельный объем, удельная площадь.

Осностьопределяется общим числом колесных пар (осей) данного вагона.

Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru

Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru

Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru

Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru

Грузоподъемностьюгрузового вагона называется наибольшая масса перевозимого груза, на которую рассчитана его конструкция.

Линейные размерыопределяют базу вагона и его тележки, длину по осям сцепления автосцепок, длину и ширину кузова и высоту его от головки рельса.

Крытый вагон с уширенными дверными проёмами, модель 11-217 (цельнометаллический)
Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru
Грузоподъемность - 68 тн Масса вагона (тара) - 24,7 тн Длина вагона по концевым балкам рамы - 14700 мм Максимальная ширина вагона - 3260 мм Максимальная высота от уровня головок рельсов - 4654 мм Размеры грузового помещения: длина - 13870 мм ширина - 2769 мм высота - 2740 мм полезная площадь - 38,4 кв.м полезный объем - 120 куб.м Количество погрузочных дверей - 2 шт Размеры дверного проема: ширина - 3825 мм высота - 2340 мм

Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru

Базой вагонаназывается расстояние между центрами пятников вагона, базой тележки— расстояние между центрами осей колесных пар двухосной тележки, а у трех- и четырехосной — расстояние между центрами крайних осей.

Тара вагона— это масса всех его частей (в порожнем состоянии), включая тележки и колесные пары. Тара определяется взвешиванием на специальных вагонных весах и указывается на боковых балках вагона.

Грузоподъемность и тара вагона составляют массу брутто вагона.

Коэффициент тарыпоказывает массу тары вагона, приходящуюся на 1 т его грузоподъемности.

Допускаемая нагрузкаот колесной пары на рельсы зависит главным образом от типа рельсов, числа шпал, уложенных на 1 км пути, рода балласта и скорости движения поездов.

Допускаемая осевая нагрузка определяется конструкцией и прочностью верхнего строения пути и скоростью движения поездов. В настоящее время она ограничена величиной 230 кН (23,5 тс) для грузовых вагонов и 177 кН (18 тс)— для пассажирских.

Погонная нагрузкаопределяется отношением массы брутто вагона к длине его по осям сцепления и измеряется в тоннах на 1 м (т/м).

Такие вагоны позволяют формировать поезда увеличенной массы при существующих длинах станционных путей. Допустимая погонная нагрузка регламентируется несущей способностью мостов и других искусственных сооружений. В современных условиях предусматривается повышение погонных нагрузок путем внедрения восьмиосных вагонов.

Объем вагонаопределяется внутренними геометрическими размерами кузова и характеризует вместимость вагона. Он рассчитывается по объемному весу наиболее массовых грузов, перевозимых в вагонах данного типа.

Удельная площадьдля платформ определяется делением площади пола в квадратных метрах на грузоподъемность в тоннах.

Для пассажирских вагонов основными показателями экономичности являются: число мест и отношение тары к числу перевозимых пассажиров.

Это отношение зависит от конструкции вагона и предоставляемых пассажиру удобств. Для вагонов пригородных поездов экономичность определяют тарой, приходящейся на 1 м2 площади пола, так как в этих вагонах принимаются во внимание места не только для сидения пассажиров, но и для стояния.

Пассажирский парк вагонов

Пассажирский парксоставляют вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров (пассажирские), а также почтовые, багажные, вагоны-рестораны и служебно-технические (служебные, вагоны-лаборатории, поликлиники, вагоны-клубы и другие пассажирские вагоны специального назначения).

Парк пассажирских вагонов делится на рабочий, участвующий в перевозках пассажиров, и нерабочий, в который входят неисправные вагоны, используемые для технических нужд. Вагоны пассажирского парка либо постоянно обращаются в пределах дороги (местное и пригородное сообщения), либо после каждого рейса вновь возвращаются на дорогу, к которой они приписаны (дальнее сообщение). Кроме того, пассажирские вагоны приписывают к определенному депо, которое осуществляет их ремонт и техническое обслуживание. Трафарет о приписке вагона к тому или другому депо наносится на торцевую стену вагона.

Пассажирские вагоны имеют кузова с окнами, дверьми, тамбурами, помещением для пассажиров; туалетными отделениями

Пассажирские поезда, сформированные из вагонов пассажирского парка, в соответствии с назначением и дальностью перевозок подразделяют на:

- дальние, следующие на расстояния свыше 700 км,

- местные — до 700 км

- пригородные — до 150 км.

На торцевой стене пассажирского вагона трафаретом наносят (в соответствии с Альбомом "Знаки и надписи на пассажирских вагонах" 0082-05 ПКБ ЦЛ):

1. место приписки вагона (ЛВЧД №…)

2. дата последнего деповского ремонта (ДР)

3. дата и место последнего заводского ремонта (КР1, КР2)

4. весенне-осеннее «оздоровление» (ТО-2)

5. дата единой технической ревизии (ТО-3)

6. знак «высокое напряжение»

7. высота автосцепки над уровнем головки рельса (980—1080)

На боковой стороне вагона наносят:

1.у входной двери рабочего тамбура: тару вагона, количество посадочных мест.

2.в центре вагона логотип железнодорожной компании и номер вагона:

Например: 003 24736 (в 2 строки),

где: 0 — род вагона (пассажирский);

3.03 — код железной дороги (Октябрьская — 01—07; Калининградская — 10; Московская — 17—23; Горьковская — 24—27; Северная — 28—31; Северо-Кавказская — 51—53; Юго-Восточная — 58—60; Приволжская — 61—62; Куйбышевская — 63—65; Свердловская — 76—79; Южно-Уральская — 80—82; Западно-Сибирская — 83—87; Красноярская — 88—89; Восточно-Сибирская — 90—93; Забайкальская — 94—95; Дальневосточная — 96—98; Сахалинская — 99);

4.2 — тип вагона (0 — спальный, 1 — купейный, 2 — плацкартный, 3 — межобластной, 4 — почтовый, 5 — багажный, 6 — ресторан, 7 — служебный, 8 — принадлежащий частным компаниям);

5.473 — порядковый номер;

6.6 — контрольная цифра (Каждая четная цифра номера умножается на 1, а нечетная — на 2, и все произведения суммируются)

Внутреннее устройство и оборудование вагонов этих видов поездов различные.

Вагоны, предназначенные для перевозки пассажиров на большие расстояния, имеют жесткие и мягкие полки для лежания, багажные полки, системы водоснабжения, отопления, вентиляции и освещения, а также другие устройства, обеспечивающие необходимые удобства для пассажиров.

Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru

Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru

Вагоны пригородного и местного сообщений, находящиеся в пути сравнительно короткое время, рассчитаны на максимальную вместимость. В них устанавливаются жесткие, мягко-жесткие диваны или мягкие кресла (внутренних перегородок нет).

Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru

Внутреннее устройство почтовых, багажных, специальных вагонов и вагонов-ресторанов определяется их назначением.

Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru

Вагоны-рестораны предназначены для обеспечения питанием пассажиров в пути следования, почтовые — для перевозки писем, посылок и другого почтового груза, а багажные — для багажа.

Грузовой парк вагонов

Важное значение для организации эксплуатационной работы имеет структура вагонного парка, которая должна отражать структуру перевозимых грузов.

Грузовой парксоставляют крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, изотермические и вагоны специального назначения (передвижные мастерские, контрольные платформы для поверки вагонных весов, снегоочистители, а также другие вагоны, приспособленные для технических и бытовых нужд железных дорог). Каждый из перечисленных видов вагонов предназначен для перевозки определенных грузов. Конструкция грузового вагона должна обеспечивать сохранность груза, удобство погрузки и выгрузки и наибольшую вместимость.

Крытые вагоны Предназначены для перевозки требующих защиты от атмосферных воздействий тарно-упаковочных, высокоценных грузов: различных пищевых продуктов, промышленных товаров, приборов, станков, зерна и др. В крытых вагонах специального назначения перевозят скот, птицу. Крытые вагоны оборудованы люками и задвижными дверьми, обеспечивающими погрузку и выгрузку грузов, вентиляцию и очистку кузовов.  
Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru
Полувагоны   Предназначены для перевозки навалочных грузов: угля, руды, кокса, флюсов, а также длинномерных грузов — леса, металлопроката. Они являются основным типом вагонов грузового парка, так как имеют наиболее высокие показатели использования. Полувагон имеет открытый кузов, удобный для погрузки и выгрузки. В полу таких вагонов имеются люки для разгрузки сыпучих материалов и поэтому они называются саморазгружающимися.  
Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru
Платформы   Служат для перевозки лесных, сыпучих, штучных и тарных грузов, металлопроката, различных машин и других грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Также они предназначены для перевозки длинномерных, громоздких и тяжеловесных грузов. Преимущество платформ состоит в том, что их можно быстро и легко загружать и разгружать, применяя простейшие средства механизации
Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru     Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru     Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru
Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru
Цистерны Представляют собой грузовые вагоны, кузовом которых является металлический резервуар (котел), прочно укрепленный на раме и служащий для перевозки наливных грузов. Большое разнообразие жидких и газообразных грузов привело к специализации цистерн по роду перевозимых грузов (нефти, бензина, кислот, спирта, молока, сжиженных газов, вина и т.д.).
Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru
Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru
Транспортеры Специальные многоосные (от 6 до 40 осей) платформы, предназначенные для перевозки громоздких и тяжелых грузов массой до 400 т: крупных отливок, ферм мостовых кранов, трансформаторов, генераторов, турбин и т.п. Средняя часть рамы транспортеров располагается как можно ниже для облегчения по- грузки, выгрузки и размещения громоздких грузов большой массы  
Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru
Изотермические вагоны Служат для перевозки скоропортящихся или боящихся замерзания грузов (мясо, рыба, молоко, минеральные воды, фрукты и т.п.). Кузова таких вагонов теплоизолированы, оборудованы приборами охлаждения, отопления и вентиляции. Изотермические вагоны бывают с машинным охлаждением и электрическим отоплением (рефрижераторные) и льдосоляные (вагоны-ледники). Рефрижераторные вагоны строятся как автономными (с самостоятельной холодильной установкой), так и в виде отдельных по- ездов (секций) вагонов с центральной холодильной установкой.  
Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru
Думпкары и Хопперы К саморазгружающимся вагонам относятся металлические вагоны — думпкары и хопперы. Думпкары предназначены для перевозки руды и строительных материалов на короткие расстояния. При разгрузке их кузов наклоняется в одну из сторон пневматическим механизмом. В крытых хопперах (хоппер-дозаторы) перевозят цемент, а в открытых — щебень, песок и др.  
Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru Технико-экономические характеристики вагонов - student2.ru

Инвентарный парк грузовых вагонов, находящийся в распоряжении дорог, делится на рабочий и нерабочий.

Рабочий парк состоит из исправных вагонов, находящихся в поездах, на станциях под погрузкой и выгрузкой и др., т.е. участвующих непосредственно в перевозочном процессе.

К нерабочему парку относятся вагоны неисправные, находящиеся в капитальном, деповском и текущем ремонтах.

Наши рекомендации