Чрезвычайные ситуации техногенного характера, связанные с транспортными средствами

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ

«Утверждаю»

Заведующий кафедрой БЖД и ОМЗ

д.м.н. профессор

________________ Н.А. Куралесин

«____» ________________ 2011 г

Практическое занятие по теме:

«Чрезвычайные ситуации, связанные с транспортными средствами»

Для студентов ВГУ всех факультетов по дисциплине БЖД

( по программе 28-32час)

Время: 2 час

Разработана:

Преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ к.п.н. Скоробогатова Л.Г.

Кандидат биологических наук Дубова С.М.

2011 год

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Для подготовки к занятиям по дисциплине «Безопасность Жизнедеятельности» для студентов ВГУ

Тема №Чрезвычайные ситуации техногенного характера, связанные с транспортными средствами.

Учебная цель: ознакомить студентов с ЧС, связанными с транспортными средствами, их классификацией. Дать рекомендации о правилах поведения населения при различных видах ЧС транспортного характера.

Материальное обеспечение:

- таблицы по теме занятия; мультимедийная техника.

Литература:

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд. /Под ред. Михайлова Л.А. – СПб.: Питер, 2008. – 461 с.:ил.

2. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие для высшей школы / В.М. Емельянов, Н.В. Коханов, П.А. Некрасов; под ред. В.В. Тарасова. – 4-е изд., доп. И испр. – М.: Академический Проект, 2007. – 496 с. – (Gaudeamus)

3. Защита населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций и опасностей военного характера : учебное пособие / А.В. Горшков, Д.Л. Мальцев, С.М. Корнеев, И.В. Никишин ; под общ. ред. А.Г. Старикова. – Воронеж : Воронежский государственный университет, 2005. – 280 с.

4. Стихийные бедствия, аварии, катастрофы. Правила поведения и действия населения. М., 1995. 80 с.

5. Медицина катастроф (организационные вопросы) / И.И.Сахно, В.И. Сахно М. 2002г.-559с.

6. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие / Смирнов А.Т Издательство Дрофа 2009 -375с.

7. Безопасность жизнедеятельности: учебное пособие /Хван Т.А. , Хван П.А., Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 416 с.

8. Опасные ситуации техногенного характера и защита от них /С. В. Петров, В. А. Макашев М.2008-191с.

9. Безопасность жизнедеятельности: учебно-методический комплекс/ Сычев Ю.Н. М. 2008 -311с.

10. Безопасность жизнедеятельности: конспект лекций В.С.Алексеев, О.И.Жидков, Н.В. Ткаченко Эксмо 2008 -160с.

11. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи: учебное пособие под ред. Р.И.Айзмана Новосибирск 2004 -396с.

12. Безопасность жизнедеятельности под ред. Белова С.В.

М. 2007 -618с

УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Автомобильный и наземный транспорт. Основные требования безопасности.

2. Железнодорожный транспорт.Меры безопасности на железной дороге.

3. Метро. Правила поведения на эскалаторе, платформе.

4. Авиационный транспорт.Требования безопасности на авиационном транспорте.

5. Водный транспорт. Действия при авариях и объявлении шлюпочной тревоги.

6. Пожаро-взрывоопасные объекты. Действия при пожаре в помещении.

7. Взрывы бытового газа. Действия при внезапном обрушении здания.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

При рассмотрении вопросов необходимо изучить причины и классификации аварий на различных видах транспортных средств. Особое внимание обратить на правила поведения населения при различных транспортных авариях, чтобы сохранить здоровье и жизнь.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера, связанные с транспортными средствами

Жизнь современного общества невозможна без транспорта. Современные транспортные средства обеспечивают скорость, комфортабельность, безопасность передвижения. Наряду с этим они являются причиной возникновения ЧС, в результате которых травмируются и гибнут люди, повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимые грузы, наносится ущерб окружающей природной среде. Особенностью современного транспорта является его большая насыщенность электронергией. Наиболее электроемкими видами транспортных средств являются трамвай, троллейбус, метрополитен и железнодорожный транспорт.

Для того чтобы сократить число ЧС на транспорте и их последствия, необходимо знать и строго соблюдать требования по эксплуатации транспортных средств, правила дорожного движения, правила поведения пешеходов и пассажиров, уметь правильно действовать в случае возникновения ЧС на транспорте.

Автомобильный транспорт

Основным средством для перевозки пассажиров и грузов на небольшие расстояния (100-200 километров) является автомобильный транспорт. В нашей стране на его долю приходится более 50 % объема всех пассажирских и 75 % грузовых перевозок.

Автомобильный транспорт занимает лидирующее положение по числу ЧС и количеству человеческих жертв. Автодорожный травматизм занимает третье место в мире среди причин смертности населения.

Под дорожно-транспортным происшествием (ДТП)понимается собы­тие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, груз, сооружения.

Участник ДТП – лицо, имеющее к нему непосредственное отношение (водители, пешеходы, пассажиры, сотрудники ГИБДД и т.д.).

Основные причины ДТП: незнание или нарушение правил дорожного движения (75 %); неисправность транспортного средства, плохое состояние дороги, неумение ориентироваться в сложной обстановке, неблагоприятные погодные условия: туман, гололед, дождь, снегопад.

Особенность ДТП состоит в том, что 80 % раненых погибает в первые три часа. Кровопотеря в течение первого часа бывает столь велика и сильна, что даже блестяще проведенная операция оказывается бесполезной. Здесь очень важна первая помощь. Однако уровень медицинской подготовки работников ГИБДД низок, подготовка населения и водителей также недостаточна. Автоаптечки, которые должны быть в каждой машине, без которых не проходят техосмотр, часто неукомплектованы.

Основными видами ДТП являются наезд на пешеходов и другие подвижные объекты, наезд на неподвижные объекты, столкновение и опроки­дывание транспортных средств. По существующей классификации погибшим считается лицо, погибшее на месте происшествия либо умершее от его последствий в течение семи последующих суток. К раненымв ДТП относят лиц, получивших телесные повреждения, гос­питализированные на срок не менее одних суток, либо нуждающиеся в амбулаторном лечении.

Если попали в автомобильную аварию:

– Сохраняйте самообладание в любой ситуации, быстро оцените обстановку;

– Пассажиры должны быстро сгруппироваться, лечь на пол или на сидение, защитить голову руками, накрыть детей своим телом, напрячь мышцы;

– Определите степень травмирования и состояние всех участников ДТП;

– Постарайтесь самостоятельно выбраться из автомобиля и помочь всем пострадавшим покинуть автомобиль. При невозможности это сделать успокойтесь, примите оптимальную позу, позовите на помощь, ждите спасателей;

– Отойдите на безопасное расстояние от места аварии;

– Вызовите сотрудников ГИБДД, спасателей, медиков. Окажите помощь пострадавшим;

– При возникновении пожара постарайтесь погасить огонь подручными средствами или вызвать специалистов;

– Сохраните все следы аварии до прибытия сотрудников ГИБДД;

– Если Вас сбивает автомобиль и избежать этого уже нельзя, то необходимо прыгнуть на его капот или лобовое стекло и защитить голову руками.

Наземный транспорт

Миллионы людей пользуются услугами городского наземного транспорта: трамваями, троллейбусами, автобусами, маршрутными такси. Нередко городской наземный транспорт становится причиной возникновения ЧС. Это приводит к травмированию и гибели людей, уничтожению материальных ценностей. Высокая интенсивность транспортных потоков в городе, не всегда достаточно высокая квалификация водителей, недисциплинированность участников дорожного движения и ряд других обстоятельств создают предпосылки возникновения экстремальных ситуаций аварийного характера.

Городской транспорт – наиболее многочисленный и наиболее аварийный. По магистралям и улицам города непрерывными потоками совершаются перевозки грузов и людей.

Пешеходам необходимо руководствоваться следующими правилами:

1) двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны, а где их нет – по обочине;

2) при движении по обочине или краю проезжей части надо идти навстречу движению транспорта;

3) проезжую часть следует пересекать по пешеходным переходам;

4) при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка дорогу переходить под прямым углом к краю проезжей части на участке, где она хорошо просматривается в обе стороны;

5) в местах, где движение регулируется, руководствоваться сигналами светофора или регулировщика;

6) в других случаях выходить на проезжую часть можно только после того, как есть убежденность, что переход безопасен, и вы не создадите помех движению транспорта;

7) нельзя выходить из-за стоящего транспортного средства или другого препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии движения.

Основные требования безопасности на наземном транспорте:

– ожидайте общественный транспорт только на остановках, при отсутствии специальных площадок на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки;

– входите или выходите из транспортного средства только после его пол-

ной остановки;

– при движении не высовывайтесь из окон и люков;

– нельзя перевозить легковоспламеняющиеся жидкости, взрывоопасные предметы, колющие и режущие инструменты;

– во время движения обеспечьте себе устойчивое положение; если нет возможности сесть, держитесь за поручень, но помните, что низкий поручень при резком торможении не удержит от падения;

– находитесь лицом в сторону движения – так вы будете иметь информацию о возможной экстремальной ситуации;

– не отвлекайте водителя от управления транспортом;

– не рекомендуется спать, так как в этом случае можно своевременно не отреагировать на аварийную ситуацию.

ЧС на наземном транспорте имеют свои специфические особенности, которые связаны со скоплением большого количества людей в замкнутом пространстве салона или вагона, высокой скоростью движения транспортного средства, возникновением неожиданных ситуаций на дорогах, резким торможением, ДТП. Безопасность при дорожно-транспортном происшествии гарантируется устойчивым фиксированным положением тела. При сильном резком торможении возможна травма шеи, если вы не подготовлены к этому. Старайтесь компактно расположить голову, руки и ноги, чтобы они не оказались зажатыми при аварии. Сидя в кресле, наклонитесь вперед и положите скрещенные руки на стоящее впереди кресло, голову прижмите к рукам, ноги продвиньте вперед, но не просовывайте их под кресло, так как сломанное кресло может повредить ноги. При падении сгруппируйтесь, закройте голову руками. Не пытайтесь остановить падение, ухватившись за поручень или что-то другое. Чаще всего это приводит к вывихам и переломам. Падая, обхватив руками голову, постарайтесь упасть на бок, на сиденье или на пол автобуса (троллейбуса и др.), это позволит избежать значительных травм.

При возникновении аварии не дезорганизуйте и без того сложную обстановку, не кричите, не мечитесь. При пожаре в салоне транспорта необходимо как можно быстрее его покинуть, используя выходы, в том числе и аварийные.

Железнодорожный транспорт

В транспортной системе России лидирующую позицию по количеству перевозимых грузов и пассажиров занимает железнодорожный транспорт. Железнодорожный транспорт является потенциальным источником возникновения ЧС с большим числом пострадавших, значительным материальным ущербом, наступлением неблагоприятных экологических и санитарно-гигиенических последствий.

Железнодорожная авария – авария на железной дороге, повлекшая за собой повреждение одной или нескольких единиц подвижного состава железных дорог; гибель людей; причинение пострадавшим телесных повреждений различной степени тяжести либо полное прекращение движения.

Авария может сопровождаться возникновением химической, радиационной, пожаро-взрывоопасной и другой ЧС. Железнодорожный транспорт представляет собой угрозу для пассажиров, работников железной дороги и для населения, проживающего в непосредственной близости от железнодорожных путей, вокзалов, депо. Зоной повышенной опасности является железнодорожный путь, особенно в местах пересечения железной дороги с автодорогой или улицей. Такое пересечение устраивается в местах хорошей видимости. Приближающийся поезд должен быть виден на менее чем за 400 метров. Переезд должен быть оборудован звуковой и световой сигнализацией, шлагбаумом, в последнее время дополнительно устанавливаются поднимающиеся мостки.

Катастрофы на железнодорожном транспорте могут возникать при действии внешних поражающих факторов (в зонах стихийных бедствий, техногенных катастроф), а также в результате нарушения требований технической эксплуатации, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов, несвоевременного и некачественного технического обслуживания путевого хозяйства, неисправность пути, нарушений отправителями требований безопасности к транспортировке грузов, особенно взрывчатых, легковоспламеняющихся. Известны катастрофы, причинами которых являются террористические акции.

По виду подвижного состава катастрофа может возникнуть с пассажирскими поездами; с грузовыми поездами; одновременно с обоими поездами; при столкновении поезда с другим транспортом. В процессе возникшей аварии, кроме столкновений,возможны сходы поездов с путей, возникновение пожара и взрыва. Особую опасность представляют аварийные ситуации при перевозках РВ и АХОВ.

Непосредственную опасность для пассажиров будут представлять огонь и дым, если будет возгорание, а также удары о конструкции вагонов, что может привести к ушибам, переломам или гибели пассажиров. Большую опасность для пассажиров представляет загорание или пожар в вагоне. Эта опасность усугубляется сосредоточением в ограниченном пространстве большого количества людей, отдаленностью вагона от пожарных подразделений, быстрым повышением температуры в очаге пожара с образованием токсичных газов и трудностью эвакуации пассажиров, особенно на перегонах в ночное время. Правила поведения в экстремальных ситуациях аварийного характера на транспорте основываются на знании возможных причин их возникновения и последствий. Разумные, инициативные, решительные и грамотные действия, умение преодолеть страх и владеть собой дают шанс выйти из аварии с наименьшими потерями, во всяком случае, снизить степень экстремальности. Заставьте себя сохранить спокойствие и не делать ничего, что может дезорганизовать окружающих. Если с вами не произошло ничего серьезного, окажите помощь окружающим.

При резком торможении опасайтесь травм конечностей, головы, груди, сгруппируйтесь, займите фиксированное положение. Опасайтесь ударов падающих вещей.

Для обеспечения пожарной безопасности пассажиров, кроме первичных средств пожаротушения, в вагонах современной постройки устанавливаются системы пожарной сигнализации «Тесла» и аварийные выходы – по два в боковых окнах 3 и 6-го пассажирских отделений со стороны поперечных диванов. Для информации пассажиров об аварийных выходах на стене около электрокипятильника имеется надпись «Вагон оборудован дополнительными выходами через окна 3 и 6-го купе». При экстренной эвакуации из вагона не суетитесь, не мешайте, берите с собой только самое необходимое. Громоздкие вещи, которые могут препятствовать быстрой эвакуации и загромождать дорогу на пути к выходу, оставьте на месте в вагоне, используйте предназначенные для экстремальных ситуаций аварийные выходы. Помогите пассажирам с детьми, престарелым, инвалидам. Покидая вагон через боковые двери и аварийные выходы, будьте особо внимательны, чтобы не попасть под идущий навстречу поезд. При необходимости прыгать с высоты осмотритесь, выберите место для приземления, сгруппируйте тело.

Лучше же всего избежать аварий, а для этого следует помнить и соблюдать простые, доступные каждому правила поведения.

Меры безопасности на железной дороге:

1) при движении вдоль железнодорожных путей не следует подходить ближе 5 м к крайнему рельсу;

2) на электрифицированных участках нельзя подниматься на опоры, прикасаться к ним и к спускам, идущим от опоры к рельсам, лежащим на земле электропроводам;

3) переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь пешеходными мостами, туннелями, переходами, а также по настилам и в местах, где установлены указатели «Переход через пути».

4) при переходе через пути ни в коем случае не подлезать под вагоны и не перелезать через автосцепки;

5) при ожидании поезда нельзя устраивать на платформе подвижные игры, бежать рядом с вагоном идущего поезда, стоять ближе 2 м от края платформы во время прохождения состава без остановки;

7) к вагону следует подходить только после полной остановки поезда;

8) посадку в вагон или выход из вагона осуществлять только со стороны перрона или посадочной платформы, при остановках поезда на перегоне не рекомендуется выходить из вагона;

9) во время движения поезда нельзя открывать наружные двери тамбура, стоять на подножках и переходных площадках, высовываться из окон вагона;

10) запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества;

14) заняв свое место в вагоне, нужно ознакомиться со схемой эвакуации пассажиров при аварийных ситуациях (аварийные выходы в 3 и 6 купе);

Метро – вид железнодорожного транспорта, большая, сложная, техническая система, в которой возникают ЧС с травматизмом и гибелью людей. Каждый пассажир метро – это заложник судьбы и персонала метрополитена.

ЧС на станциях, в тоннелях, в вагонах метрополитена возникают в результате столкновения и схода с рельсов поездов, пожаров и взрывов, разрушения несущих конструкций эскалаторов, обнаружения в вагонах и на станциях посторонних предметов, которые могут быть отнесены к категории взрывоопасных, самовозгорающихся и токсичных веществ, а также падения пассажиров с платформы на пути.

Повышенную опасность для пассажиров метро представляет эскалатор. Самой частой и чрезвычайно опасной ситуацией на эскалаторе является падение людей вниз по лестнице в результате неожиданной остановки эскалатора или падения тяжелого предмета. Внизу у места cхода с эскалатора быстро образуется давка, травмируются и погибают люди.

ЧС может произойти на платформе. Находясь на платформе, человек может упасть на железнодорожные пути, попасть в пространство между вагонами. Если пассажир упал между вагонами стоящего поезда, находящиеся рядом люди должны подать сигнал машинисту круговыми движениями руки над головой, заблокировать входную дверь любым предметом, сообщить о случившемся дежурному по станции.

При остановке поезда в тоннеле необходимо соблюдать спокойствие, строго выполнять все указания машиниста по громкоговорящей связи. Если в вагоне станет душно, тяжело дышать, пассажиры начнут терять сознание – разбейте окна. Возможно, вам придется идти до ближайшей станции пешком. Не покидайте вагон, пока не будет отключена подача напряжения на контактный силовой рельс.

В случае возникновения пожара в вагоне сообщите об этом машинисту поезда по громкоговорящей связи, укажите точно номер вагона. Приступите к тушению огня имеющимися в каждом вагоне огнетушителями.

Требования безопасности при пользовании эскалатором метро:

– Стоять с правой стороны лицом по направлению движения;

– Держаться за поручень;

– Проходить с левой стороны;

– Не прислоняться к неподвижным частям эскалатора;

– Не сидеть на ступеньках;

– Не ставить вещи на ступеньки и поручень;

– Не допускать падения вещей на эскалатор.

Требования поведения на платформе метро:

– Не заходите за оградительную линию у края платформы до полной остановки поезда;

– При падении предметов на железнодорожные пути сообщите дежурному по станции. Не пытайтесь достать свои вещи самостоятельно;

В случае падения на рельсы в метро:

– не пытайтесь выбраться самостоятельно, нельзя подтягиваться за край платформы;

– быстро передвигайтесь к началу платформы, где находятся часы. В этом месте машинист сделает остановку;

– в случае приближения поезда нужно лечь между рельсами. Глубина лотка рассчитана так, что элементы поезда не травмируют человека.

Авиационный транспорт

Современный мир и общество невозможно представить без авиации.

Несмотря на то, что вопросам обеспечения безопасности на авиационном транспорте уделяется первостепенное внимание, ЧС все же происходят. В среднем ежегодно в мире происходит около 60 авиакатастроф. Однако ежегодно во всем мире на дорогах гибнут около 300 тыс. человек, в то время как в авиакатастрофах – менее 5 тыс. человек. Таким образом, риск попасть под машину в 10-15 раз выше риска погибнуть в авиакатастрофе. При этом анализ показывает, что шансы на спасение при полетах на крупных реактивных лайнерах выше, чем при полетах на небольших самолетах.

Современные авиационные ЧС условно объединены в три группы:

– происшествия при взлете (30 %);

– происшествия в крейсерском полете (18 %);

– происшествия при посадке (52 %).

Основными причинами авиационных катастроф являются:

– ошибки пилотов;

– ошибки работников диспетчерских и метеослужб;

– отказ авиационной техники в полете;

– конструктивные недостатки оборудования (авиагоризонт, шасси и др.)

– погодные условия;

– превышение эксплуатационных ограничений воздушных судов.

В последнее время увеличилось число аварийных ситуаций при взлете самолетов из-за их перегруженности. Серьезную опасность для воздушных судов представляют стаи птиц. Из-за столкновения с ними ежегодно в мире происходит около 4 тыс. авиационных аварий и катастроф.

Поломка – авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к повреждению воздушного судна, ремонт которого возможен и экономически целесообразен.

Авария - авиационное происшествие, за которым не последовала гибель членов экипажа и пассажиров, приведшее к полному разрушению или тяжёлому повреждению воздушного судна, в результате которого восстановление его технически невозможно и экономически нецелесообразно.

Катастрофа - авиационное происшествие, которое повлекло за собой гибель членов экипажа или пассажиров, а также смерть людей от полученных ранений, наступившую в течение 30 суток с момента происшествия.

Безопасность полетов зависит от многих составляющих, но прежде всего – от экипажа лайнера и специалистов, обеспечивающих полет. Однако и пассажир должен придерживаться определенных правил поведения.

Основными факторами травматизма и гибели людей при ЧС на авиатранспорте являются силы, возникающие при ударе воздушного судна при падении, пожар, взрыв, отравляющие газы, декомпрессия.

Наиболее сложными маневрами пассажирского самолета являются взлет и посадка. Поэтому в целях личной безопасности при взлете и посадке пассажир должен выполнить требование «Пристегнуть ремни безопасности», имеющиеся на каждом пассажирском месте. Несоблюдение этого элементарного правила чревато тяжелым травматизмом.

Важным фактором обеспечения безопасности пассажиров является аварийная эвакуация из самолета по надувным трапам. Подобная ситуация может возникнуть при аварийной посадке самолета вне аэродрома. Поэтому для обеспечения быстрой эвакуации на каждой стороне борта пассажирского салона имеются аварийные выходы, оснащенные надувными двухдорожечными трапами.

Безопасное расположение в салоне самолета – еще одна мера предосторожности от попадания в экстремальную ситуацию. Поэтому занимать место в салоне следует согласно указанному в авиабилете номеру. Однако если у вас будет возможность выбора, выбирайте кресло, расположенное рядом с выходом и по возможности ближе к середине или хвосту самолета.

В случае возникновения аварийной ситуации в самолете необходимо быстро принять безопасное положение: сгруппироваться, сцепить руки под коленями, голову положить на колени. Нельзя выпрямлять ноги и располагать их под впереди стоящим креслом. В момент удара они могут быть травмированы. Оставайтесь в кресле до полной остановки самолета,

не поднимайте панику, действуйте быстро и умело.

В случае возникновения ЧС на борту воздушного средства первоочередная задача по спасению людей заключается в быстрой эвакуации. Она должна осуществляться через основные, запасные, служебные выходы, форточки в кабине экипажа, грузовые люки, отверстия, проделанные спасателями, разломы в фюзеляже. После покидания транспортного средства необходимо отойти от него на безопасное (не менее 100 метров) расстояние. Необходимость оперативного проведения эвакуации с терпящего аварию воздушного средства связана с возможностью взрыва или пожара.

Одной из основных причин поражения людей внутри салона при пожаре является быстрое отравление продуктами горения и в первую очередь окисью углерода. Через несколько минут после начала горения ее концентрация достигает смертельного уровня. Не менее опасна высокая температура в салоне. Во время пожара не следует снимать верхнюю одежду и обувь, они защитят от ожогов и битого стекла.

Требования безопасности на авиационном транспорте:

– Нельзя выходить к месту стоянки воздушных судов без сопровождения работников аэропорта, без разрешения подниматься в салон самолета, заходить в кабину пилотов, трогать и открывать замки и ручки выходов, открывать двери и люки.

– Категорически запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывоопасные материалы, баллоны со сжатым и сжиженным газом, ядовитые, отравляющие, едкие вещества.

– Запрещается иметь при себе холодное и огнестрельное оружие.

– Запрещается пользоваться авиатранспортом людям, имеющим противопоказания по здоровью.

– Запрещается вставать со своих мест, ходить по салону при движении авиалайнера по земле, взлете и посадке.

Водный транспорт

Авария на морских (речных) судах – опасное происшествие на судах, приведшее к гибели людей, причинению вреда здоровью, уничтожению и повреждению транспортных средств или ущербу окружающей природной среде.

Аварии на водном транспорте возникают под воздействием опасных стихийных явлений (ураганов, штормов, туманов, льдов), по техническим причинам, а также из-за человеческого фактора.

Основными причинами аварийности на водном транспорте являются:

– техническая непригодность судов к эксплуатации на море или возникающие в них механические поломки;

– нарушение правил технической эксплуатации судов и оборудования;

– ошибки при проектировании и строительстве судов;

– нарушения правил пожарной безопасности и требований нормативных документов по безопасности перевозок грузов;

– по вине капитанов, лоцманов и судового персонала.

Кораблекрушение – гибель судна или его полное конструктивное разрушение. Авария – повреждение судна или его нахождение на мели не менее 48 ч (пассажирского судна – 24 ч). Аварийное происшествие – то же самое, что и авария, но меньшей продолжительности.

К катастрофам в широком понимании этого слова можно отнести все кораблекрушения и аварии, повлекшие за собой человеческие жертвы.

Часто из-за ошибок в навигационных расчетах, неправильного маневрирования, поломок в системах управления кораблем, сложных метеоусловий суда садятся на мель, наталкиваются на подводные камни, рифы, пробивают обшивки и через пробоины в корпусе заполняются забортной водой.

Среди предварительных мер защиты пассажиру можно посоветовать запомнить дорогу из своей каюты к спасательным шлюпкам на верхнюю палубу, так как во время катастрофы ориентироваться очень трудно, особенно при задымлении и крене судна.

В случае аварии на судах и объявлении шлюпочной тревоги пассажирам необходимо:

– выполнять все требования команды, не паниковать;

– надеть как можно больше теплой одежды, взять документы и спасательный жилет;

– быстро пройти на шлюпочную палубу;

– подготовиться к посадке в спасательное средство;

– при посадке в шлюпки соблюдать спокойствие, садиться по одному, пропуская вперед детей и женщин.

– при отсутствии шлюпки взять любой плавающий предмет и, осмотревшись, прыгнуть в воду ногами вниз, отплыть от корабля на 100–200 м (чтобы не затянуло водой, заполняющей трюмы).

Наши рекомендации