Основы технологического процесса работы вокзалов

Организацию работы вокзала регламентирует технологический процесс. Он должен предусматривать прогрессивную систему оформления проездных документов пассажирам и перевозки багажа, специализацию работы каждого подразделения вокзала, четкую последовательность и минимальные затраты времени на выполнение операций, рациональное использование помещений и технических средств, а также меры обеспечения безопасности пассажиров и обслуживающего персонала с учетом применения совершенных средств механизации, автоматизации и передовых методов труда.

Технологический процесс работы вокзала содержит следующие основные разделы:

· производственная характеристика вокзала, которая включает в себя следующие данные: число прибывающих и отправляемых дальних, местных и пригородных поездов; количество пассажиров, следующих в этих поездах, с выделением транзитных; объем почтово-багажных перевозок и др.;

· техническая характеристика вокзала, которая содержит генеральный план вокзала, где указано: наличие радиотелефонной связи; оборудование механизации механизмами билетных касс; механизмы, применяемые для перемещения багажа и ручной клади, уборки вокзальных помещений и др.;

· организация продажи билетов;

· организация работы справочно-информационной службы;

· организация пассажиропотоков;

· организация работы камер хранения ручной клади и багажного отделения;

· уборка помещений вокзала, привокзальной территории платформ, оперативное планирование работы вокзала, культурно-бытовое обслуживание пассажиров.

До его составления проводят хронометражные наблюдения, разрабатывают нормы затраты времени на различные операции по каждому производственному подразде­лению (билетные кассы, справочные бюро, камеры хранения, багажные отделения) и соответствующие технологические графики.

Затем готовят проект технологического процесса и обсуждают его среди работ­ников вокзала.

Принятый проект уточняют и дорабатывают: выявляют возможности совмещения операций, уплотнения рабочего времени, механизации наиболее трудоемких опера­ций, лучшего размещения и использования оборудования и т.д.

Технологический процесс работы вокзалов внеклассных и I класса утверждает начальник пассажирской службы дороги, II и III классов - начальник отделения.

На рис.4 показана обобщенная организационная структура управления вокзалом.

 
  Основы технологического процесса работы вокзалов - student2.ru Основы технологического процесса работы вокзалов - student2.ru Основы технологического процесса работы вокзалов - student2.ru Основы технологического процесса работы вокзалов - student2.ru Основы технологического процесса работы вокзалов - student2.ru Основы технологического процесса работы вокзалов - student2.ru Основы технологического процесса работы вокзалов - student2.ru Основы технологического процесса работы вокзалов - student2.ru

Рис.4 Организационная структура управления вокзалом

Оперативное планирование работы.

Задачи оперативного плана: полное удовлетворение спроса пассажиров на места в поездах; четкая работа подразделений вокзала не только в обычных условиях, на при резких изменениях пассажиропотоков.

Порядок выполнения операций подразделениями вокзала по времени определяется основным технологическим документом - суточным планом-графиком работы. Его составляют на основе расписания движения пассажирских поездов, данных о положении по всем цехам вокзала к началу суток и анализа их работы за предыдущий период. Он устанавливает: общую загрузку всех помещений, устройств вокзала в разные периоды суток в зависимости от расписания прибытия, отправления поездов и действующих норм; последовательность, очередность и параллельность операций, необходимых для нормального обслуживания пассажиров; оптимальную загрузку вокзала при назначении дополнительных поездов (или уменьшение загрузки при отмене отдельных поездов) с тем, чтобы не допустить сбоев в работе или нерационального использования персонала, средств, устройств; "узкие" места в работе вокзала по обслуживанию пассажиров или их пропуску (тоннели, платформы, билетные кассы и др.). Четкая регламентация всех видов обслуживания пассажиров в плане-графике имеет важное значение для обеспечения взаимно увязанной работы всех его структурных подразделений. При назначении дополнительного поезда наложением на суточный план-график соответствующего трафарета операций можно установить наиболее напряженные места в работе вокзала или его отдельных устройств.

Характер плана-графика зависит от месторасположения вокзала в городе, типа станции, ее схемы и технического развития. Различают планы-графики для станций сквозного и тупикового типов. Сложность построения графиков определяется схемами и маршрутами распределения пассажиропотоков на вокзале и его планировкой. Работу вокзала планируют на предстоящие сутки и смену. План составляют на основе расписания движения пассажирских поездов, данных о положении во всех цехах вокзала к началу суток и анализа их работы за предыдущий период.

Организация пассажиропотоков.

Организация пассажиропотоков на вокзале и на платформах должна обеспечивать поточность основных операций по отправлению и прибытию пассажиров, создавать четкий технологический режим.

На крупных вокзалах следует разделять пассажиропотоки дальнего и пригородного сообщения за счет рационального расположения стоянок городского транспорта, билетных касс, справочных бюро и устройств отдельного прохода для пригородных пассажиров. Причем пассажиры, имеющие абонементные билеты, должны проходить к пригородным поездам, минуя помещения вокзала.

Организация уборочных работ на вокзале.

Важная роль в технологии работы вокзала принадлежит поддержанию его высокого санитарно-гигиенического состояния на основе развитой системы периодически проводимых уборок помещений.

В зависимости от объема и вида работ и периодичности их повторения различают текущую, периодическую, суточную и генеральную уборки. Суточная уборка является основным видом и выполняется два раза в сутки, в период наименьшего скопления пассажиров.

Перечень, очередность и продолжительность операций по всем видам уборок регламентируется технологическим процессом работы вокзала. На крупных вокзалах сетевые графики уборки пассажирских зданий, платформ и прилегающих площадей разрабатываются в тесной увязке с графиком движения пассажирских поездов.

Выполняемые на вокзалах работы включают в себя уборку помещений, пассажирских платформ, прилегающих к вокзалам площадей и тротуаров. Уборка помещений - трудоемкая и организационно сложная работа. Она может быть разделена на три вида: уборка полов, а также стен, потолков, инвентаря, оборудования, мебели и чистка оконных и фонарных остекленей.

Для улучшения содержания помещений вокзалов, платформ и привокзальных территорий широко используют современную уборочную технику: поломоечные электрические машины (ПЭМ) для мытья плиточных, мраморных и других гладких полов с твердым покрытием (производительность до 1,2 тыс. м2/ч), тротуароуборочные машины для комплексной механизации основных видов работы по уборке платформ и привокзальных площадей с асфальтовым покрытием в летний и зимний периоды года, универсальные уборочные машины, в комплект которых входит плужно-щеточное оборудование для очистки территорий с твердым покрытием, автопогрузчики для очистки и погрузки снега на транспортные средства и другие машины и механизмы.

Наиболее распространенными и эффективными для уборки помещений являются электрополомоечные машины, которыми обеспечены все крупные вокзалы. Эксплуатационная производительность таких машин составляет 400¸800 м2/ч и зависит от состояния поверхности пола и степени ее загрязнения, площади убираемого зала, наличия мест набора горячей и холодной воды.

Для уборки стен, потолков, карнизов, приборов освещения на вокзалах широко используются телескопические вышки. Однако из-за широко расставленных опор с этих вышек трудно протирать стены и карнизы. В нерабочем положении они занимают много места и не вписываются в интерьер вестибюля вокзала.

Среди выпускаемых новых уборочных машин увеличивается число универсальных, выполняющих по две-три операции. В новых подметальных и полотерных машинах для обеспыливания использован прогрессивный вакуумно-всасывающий принцип.

Уборка пассажирских платформ и привокзальных площадей по характеру выполняемых операций бывает летняя и зимняя. Летняя уборка заключается в удалении смета, мойке и поливке асфальтовых покрытий. Зимой наружная уборка усложняется тем, что к уборке смета добавляются трудоемкие операции по очистке платформ от льда и снега и вывозу их за пределы города.

Для выполнения наружных уборочных работ используют специальные и универсальные машины. Наибольшее распространение на вокзалах получили универсальные машины. Это связано с тем, что объемы работ здесь сравнительно невелики, имеют сезонный характер, и универсальность позволяет эксплуатировать машины круглый год.

Все помещения вокзала следует оборудовать силовыми щитами для подключения уборочных машин с электроприводами. Необходимо максимально ограничивать число сооружений и устройств, размещаемых на пассажирских платформах, использовать подвесное освещение, предусматривать проезды шириной не менее 2 м в местах выходов из тоннелей, спусков с пешеходных мостов, размещения опор контактной сети для передвижения уборочных машин по платформам, а также переезды и пандусы для их заезда на все островные платформы.

Так как использование машин для уборки снега не дает необходимого качества содержания, а применение хлоридов ведет к отрицательным последствиям, целесообразно шире внедрять плавление снега за счет электроподогрева верхнего покрытия платформ или сооружать дебаркадеры и навесы.

Вокзал убирают специальные бригады рабочих. Каждая из них прикреплена к определенному помещению или части территории. На некоторых вокзалах бригады уборщиков специализированы по видам работ (обтирка мебели, уборка залов, привокзальной площади, перрона и др.). На крупных вокзалах уборочные работы механизированы, что повышает их качество и снижает стоимость. В вокзалах со значительной высотой помещений для их уборки применяют телескопические вышки высотой 8,5; 12,5 и 20 м. Электромоечная машина заменяет труд десяти уборщиков.

Для уборки помещений и платформы применяют передвижную ручную подметальную машину. Щетки ее, вращающиеся в направлении, обратном движению, собирают пыль и мусор в бункер. Универсальная уборочная машина применяется для уборки платформ привокзальных площадей. Она приводится в действие от сети переменного тока, подметает, поливает, убирает лед и снег, посыпает площади песком. Зимнее оборудование – щетки, бак с песком и распылитель; летнее – бак с водой, более мягкие щетки и мусоросборник. Для очистки вокзальных помещений от пыли используют промышленные пылесосы, а для влажной ручной уборки – гидропульты.

Помещение вокзала убирают не менее трех раз в сутки. Различают три вида уборки: суточную, систематическую и генеральную. Суточную уборку производят ежедневно в часы, когда сокращается движение поездов (обычно ночью). Параллельно с основными помещениями или в другое время убирают также все служебные помещения. Систематическую уборку делают по мере необходимости так, чтобы в вокзале постоянно соблюдались санитарно-гигиенические требования. Вместо мытья полов горячей водой их при этом очищают мокрыми опилками и щетками. Помещение дезинфицируют, моют полы, снимают занавеси и др.

Для постоянного наблюдения за санитарным состоянием и исправным содержанием техники основные объекты вокзала закрепляют за работниками различных специальностей. Например, столяры проверяют исправность дверей, окон, диванов, шкафов, стульев и др. мебели. Дежурные техники выявляют и устраняют недостатки освещения, световых указателей, электрических частей пылесосов, поломоечных машин и т.п.

Справочно-информационная работа на вокзале.

Пассажиры на вокзалах должны иметь возможность получения наиболее полной информации о перевозках. В настоящее время справочно-информационное обслуживание пассажиров обеспечивает выдачу информации о:

ü расписании движения поездов и его изменениях;

ü маршрутах, регулярности движения поездов;

ü назначении и отмене поездов;

ü наличии свободных и занятых мест;

ü стоимости проезда по категориям поездов и классности вагонов для взрослых, детей и пассажиров, имеющих льготы;

ü стоимости провоза багажа, грузобагажа, почты;

ü пунктах пересадки пассажиров и перегруза багажа;

ü маршрутах следования в международном сообщении;

ü правилах перевозок;

ü использовании мест в подвижном составе;

ü порядке приобретения билетов.

Справочная информация классифицируется по видам, способам отображения и используемым для ее отражения техническим средствам. Распределение справочной информации по видам определяется анализом запросов пассажиров и характером справок, выдаваемых информационными подразделениями.

Наибольшее число вопросов пассажиров связано с расписанием движения поездов, временем их отправления, прибытия и проследования через населенные пункты (до 34%), а также с наличием мест на поезда и, прежде всего, в купейных вагонах (до 24%), стоимостью проезда (до 4%), условиями перевозок, порядком оформления билетов (до 5%) и работой подразделений вокзала (до 3,5%). Объем справок во многом зависит от наличия на вокзалах дополнительной постоянной информации. При малых объемах наглядной справочной информации нагрузка на справочные подразделения возрастает, при больших - уменьшается.

Информация подразделяется также по способам отображения на визуальную с постоянным или переменным изображением, громкоговорящую оповестительную и устную. Визуальная информация с постоянным изображением представляет собой систему пиктограмм и указателей расположения помещений и служб вокзала, их назначения, специализации проходов, планов этажей вокзала, маршрутов следования поездов и железнодорожных сообщений, а также таблиц расписаний прибытия и отправления поездов, наименований пунктов, открытых для пассажирских операций (посадки-высадки, приема-выдачи багажа), стоимости проезда и услуг, правил проезда, условий перевозок, правил пользования автоматическими и стационарными камерами хранения, ассортимента предоставляемых услуг.

Визуальная информация с переменным изображением предусматривает периодическое (оперативное либо по запросам) частичное или полное изменение информации с использованием различных технических средств: знаковоспроизводящих установок, информационных табло и мониторов, автоматизированных справочных телемеханических установок, платформенных указателей.

Громкоговорящая оповестительная информация передается по внутренней радиотрансляционной сети. Она имеет устройства переключения для раздельной передачи объявлений пассажирам пригородного и дальнего сообщения внутри и вне вокзала, на привокзальной площади, а также на платформах. В организации работы радиотрансляционной сети широко используются магнитофоны с записью постоянных текстов для периодического повторения.

Радиотрансляция не должна вызывать отрицательные ощущения у пассажиров (оглушать их громким воспроизведением информации, сопровождаться фонирующим звуком и др.). После 23 ч местного времени необходимо ограничивать ее использование путем понижения громкости и отключения внешних привокзальных радиоточек.

Устная информация выдается через телефонную справочную и через справочное окно. Наиболее прогрессивной является телефонная справочная, которая дает возможность организовать справочно-информационное бюро (центр).

Для технического обеспечения отображения и выдачи вокзальной информации используют информационное табло, телевизионные устройства визуального наблюдения, системы двусторонней громкоговорящей связи, внутренние радиотрансляционные системы, электромеханические справочные установки, диктофоны, дистанционно управляемые платформенные указатели.

Наибольшее распространение получили электромеханические информационные табло, различные газоразрядные и электронные табло, а также табло на жидких кристаллах.

Для визуального наблюдения за пассажиропотоками и контроля за загрузкой отдельных помещений на вокзалах широко применяют промышленные телевизионные установки, оснащенные передающими камерами и телевизионными приемниками с пультами, которые обеспечивают дистанционное управление, установку диафрагмы и фокусирование изображения.

Для указания станций назначения, времени отправления и остановочных пунктов применяют электромеханические платформенные и вокзальные указатели, на которых информация наносится на специальные пластины для долговременного периодического использования. Наряду с радиотрансляционной сетью на вокзалах широко используются громкоговорящие переговорные устройства и автодиктофоны для периодического вывода справочной информации, записанной на магнитофон.

Справочно-информационная система вокзала связана с большим числом источников и потребителей информации, работающих независимо друг от друга. Для эффективного использования наборов технических средств вокзальной информации и наиболее полного обеспечения ею потребителей (пассажиров) выявляется потребность в оценке объемов и рациональном распределении информации между потребителями.

Организация справочной работы на вокзале зависит от многих факторов: классности вокзала, количества отправляющихся и прибывающих пассажиров, технической и наглядно-информационной обеспеченности вокзала и ряда других. При значительных объемах справочно-информационной работы на вокзалах создают информационные подразделения: справочные бюро, справочно-информационные центры либо соответствующие отделы. Заведующий бюро (центра либо отдела) подчиняется заместителю начальника вокзала. В штат информационного подразделения, кроме заведующего, входят агенты, дикторы, операторы справочно-информационных систем, старшие по сменам.

В практику справочно-информационной работы широко внедряются телевизионные системы, состоящие из телевизионных аппаратов, развешанных в помещениях вокзала и соединенных со студийным помещением, где размещаются видеомагнитофоны. На телевизоры выводятся информация о расписании движения поездов и условиях проезда, рекламные сообщения и др.

При разработке новых технологий на базе системы «Экспресс-3», связанных с подготовкой справочно-информационного обслуживания должна обеспечиваться возможность широкого и быстрого предоставления информации пассажирам не только на станциях и вокзалах, а также на дом и в офисы через сеть Internet, и в виде видеотекста на домашние телевизоры будущих пассажиров. Такая возможность в системе «Экспресс» должна рассматриваться как рекламная работа железных дорог России.

Наши рекомендации