Развитие и оценка состояния культуры безопасности движения
Культура безопасности –результат осознания важности и социальной ответственности работника в обеспечении безопасности движения (понимание работником факта не нарушения, роль и ответственность при выполнении своих обязанностей).
Культура безопасности характеризует качество СМБД и степень соответствия этой системы выполняемым задачам в области безопасности движения и является составной частью корпоративной культуры.
Культура безопасности должна присутствовать во всех функциональных элементах СМБД и отражать качество реализации этих элементов. Кроме того, культура безопасности вплотную соприкасается с корпоративными нормами и правилами служебного поведения должностных лиц и других работников ОАО «РЖД» и принципами взаимоотношений ОАО «РЖД» с акционером, органами власти, юридическими и физическими лицами, которые установлены Кодексом деловой этики ОАО «РЖД».
Следует различать 3 взаимосвязанных аспекта (виды проявлений) культуры безопасности движения:
- восприятия;
- поведения;
- состоятельности.
Аспект восприятия имеет отношение к тому, как в данный момент времени работники воспринимают необходимость соблюдения требований безопасности движения и эффективность функционирования СМБД. Этот аспект включает мнения, отношения, ценности и восприятия в области безопасности движения, как отдельных личностей, так и групп работников на всех уровнях организации.
Аспект состоятельности отражает набор средств, механизмов, процедур, технологий, которыми располагает подразделение для обеспечения безопасности движения.
Система единой методики профессиональной оценки работников и формирования групп риска в структурных подразделениях Центральной дирекции
В качестве элемента разрабатываемого факторного анализа состояния безопасности движения, в Центральной дирекции, Центрах, на железнодорожных станциях, ежеквартально, должна проводиться профессиональная оценка работников и формирование групп риска по нижеприведенной методике.
При формировании плана управления риском (КД и ПД) учитываются данные профессиональной оценки работников.
Устанавливаются следующие факторы оценки расчета риска:
· стаж работы в должности «К1»;
· наличия образования «К2»;
· психологический отбор «К3» (только для ДСП и ДНЦ);
· оценка знаний работника, полученная при проведении тестирования в АОС-Д во время технической учебы «К4»;
· допускаемые нарушения «К5»;
· коэффициент рабочего времени работника за квартал «К6»;
Группа риска «2» - эта категория персонала, при работе которого вероятность возникновения транспортных событий очень высокая. Необходимо для данной группе работников начальнику станции провести анализ причин попадания в данную группу и составить в рамках плана управления рисками программу персональной работы с работником с ежемесячным собеседованием по проблемным вопросам.
Группа риска «1» - эта категория персонала, при работе которого возникает возможность возникновения транспортных событий. Данной группе работников начальником станции определять план подготовки на квартал, исходя из характера выявленных замечаний.
Группа риска «0» - для данной категории работников начальник станции должен провести собеседование по выполнению технологических операций по которым были выявлены замечания.
Риск маловероятен - эта категория персонала, которые имеют достаточно хорошую подготовку в работе и риск возникновения транспортных событий при их работе маловероятен.
Контрольные вопросы.
Вопрос №1 Система менеджмента безопасности движения это:
1мероприятия по выполнению требований безопасности движения поездов
2 система руководства и управления безопасностью движения, через достижение целей и решение задач по БД, оценку рисков и их последствий, распределение ответственности, процессы мониторинга и оценивания
3анализ состояния безопасности движения в дирекции управления движением
Вопрос №2 Главные задачи системы менеджмента безопасности движения (далее – СМБД)
1 предупреждение и сокращение числа транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (далее – транспортные происшествия и события)
2 привлечение к участию в управлении безопасностью движения руководителей всех уровней и рядовых сотрудников Центральной дирекции
3 обеспечение высокой результативности и адресности проведения работы в вопросах обеспечения безопасности движения
4 снижение размера финансовых расходов и потерь от транспортных происшествий и событий
5 формирование позитивной культуры безопасности движения
Вопрос №3 Культура безопасности это:
1соблюдение работниками деловой этики
2 осознания важности работника в обеспечении требований охраны труда
3 результат осознания важности и социальной ответственности работника в обеспечении безопасности движения (понимание работником факта не нарушения, роль и ответственность при выполнении своих обязанностей).