Расчет распределительного вала
Распределительные валы изготовляют из углеродистых (40, 45) или легированных (15Х, 12ХНЗА) сталей и легированных чугунов. При работе двигателя на распределительный вал со стороны клапанного привода действуют; сила упругости пружины Рпр.т, сила инерции деталей клапанного механизма Pjт и сила давления газов Рг.т, приведенные к толкателю. Суммарная сила, действующая на кулачок со стороны клапанного привода:
Рт = Ρпр.т + Ρjт + Рг.т = (Рпр+ Рг) + Μг jт. (300)
Наибольшая сила Pт.max передается на кулачок от выпускного клапана в начальный период его открытия (φ1= 0). Для выпуклого кулачка
(301)
где Pnp min – сила упругости пружины при закрытом клапане, Н;
dв – наружный диаметр тарелки выпускного клапана, м;
рг – давление в цилиндре в момент начала открытия выпускного клапана (точка b΄ на рисунок, 36) для расчетного режима, Па;
рr΄ — давление в выпускном трубопроводе (при выпуске в атмосферу рr΄≈ р0), Па;
lкл и lт – плечи коромысла, мм;
ωк – угловая скорость вращения распределительного вала, рад/с;
r0 и r1 – соответственно радиусы начальной окружности и первого участка профиля кулачка, м;
Мт = (mкл + тnp/3) (lкл/lт)2 + mт + тшт + тк″ — масса движущихся деталей механизма распределения, приведенная к толкателю, кг;
ткл, тnp, mт, тшт и тк″ – соответственно массы клапана, пружин, толкателя, штанги и коромысла, кг;
тк″ ≈ тк(lкл+lт)2/(12lт2) – масса коромысла, приведенная к оси толкателя, при двуплечем рычаге с опорной стойкой в виде шпильки;
тк″ ≈ тк lкл2 /(3lт2) – масса коромысла, приведенная к оси толкателя, при одноплечем рычаге с опорной стойкой в виде болта (рисунок 35).
Основным расчетом распределительного вала является расчет на жесткость, который заключается в определении стрелы прогиба у под действием суммарной силы Pт.max. Расчетная схема вала представляет собой свободно лежащую на опорах двухопорную разрезную балку; нагруженную в месте действия толкателя (рисунок 42).
Стрела прогиба, мм
(302)
где а и b – расстояния от опор до точки приложения силы Рттах, мм;
l – расстояние между опорами вала, мм;
dp и δp – наружный и внутренний диаметры распределительного вала, мм;
Ε — модуль упругости первого рода, МПа.
Величина прогиба у не должна превышать 0,02÷0,05 мм. Напряжения смятия, возникающие в местах контакта рабочих поверхностей кулачка и толкателя, определяют для плоского и роликового толкателей:
(303)
(304)
где bк – ширина кулачка, м;
r – радиус ролика толкателя, м.
Допускаемые напряжения смятия [σсм] = 400÷1200 МПа.
Кроме определения стрелы прогиба и напряжений смятия иногда определяют суммарные напряжения σΣ, возникающие в распределительном вале от совместного действия, изгибающего и скручивающего моментов. Напряжение изгиба
(305)
Рисунок 42 - Расчетная схема распределительного вала
Скручивающий момент от каждого кулачка обычно достигает максимальной величины в конце первого периода подъема толкателя, когда его точка касания с кулачком наиболее удалена от оси толкателя.
Для кулачка с выпуклым профилем и плоским толкателем
(306)
где при ;
.
Для определения максимального скручивающего момента Мкр.mах от одновременного действия всех кулачков необходимо построить кривые набегающих моментов.
Напряжения скручивания и суммарное
(307)
, (308)
где Wκρ= 0,5Wиз – момент сопротивления кручению расчетного сечения.
Величина σΣ не должна превышать 100÷150 МПа.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 1. Теория рабочих процессов: Учебник для вузов/ В.Н.Луканин, К.АМорозов, А.С.Хачиян и др.; под ред. В.Н.Луканина, М.Г.Шатрова. – 3-е изд., перераб. и испр. – М.: Высшая школа, 2007. – 479 с.: ил.
2 Двигатели внутреннего сгорания. В 3 кн. Кн. 2. Динамика и конструирование: Учебник для вузов/ В.Н.Луканин, И.В.Алексеев, М.Г.Шатров и др.; под ред. В.Н.Луканина, М.Г.Шатрова. – 3-е изд., перераб. – М.: Высшая школа, 2007. – 400 с.: ил.
3 Автомобильные двигатели /Архангельский В.М., Вихерт М.М. и др.; Под. ред. М.С. Ховаха. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Машиностроение,1977 г.
4 Двигатели внутреннего сгорания: Теория поршневых и комбинированных двигателей / Вырубов Д.Н., Иващенко Н.А. и др., Под. ред. Орлина А.С., Круглова М.Г., 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1983 г.
5 Дьяченко Н.Х., Костин А.К. и др. Теория поршневых двигателей внутреннего сгорания – Л.: Машиностроение, 1974 г.
6 Двигатели внутреннего сгорания / Хачиян А.С., Морозов В.Н. и др.; Под. ред. Луканиена В.Н. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа, 1985 г.
7 Белов П.М., Бурячко В.Р., Акатов Е.И. Двигатели армейских машин. Часть первая. Теория.- М.: Воениздат, 1971 г.
8 Колчин А.И., Демидов В.П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высшая школа,1980 г.
9 Римарев Д.С., Астафьев М.Б. Двигатели буровых установок. – М.: Недра, 1976 г.
10 Автомобильные двигатели/Под ред. М. С. Ховаха. - М.: Машиностроение, 1977 г. - 591 с.
11 Колчин А. И., Демидов В. П. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. - М: Высш. шк., 1980 г. - 400 с.
12 Автомобильные двигатели. Теория автомобильных двигателей. Питание двигателей: Программа и методические указания к изучению разделов курса для студентов специальности 150500 заочной формы обучения / Сост. В. Д. Басаргин. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2002 г. - 35 с.
13 Автомобильные двигатели. Конструкция и расчет автомобильных двигателей: Программа и методические указания к изучению раздела курса для студентов специальности 150500 «Автомобили и автомобильное хозяйство» заоч-ж формы обучения / Сост. В. Д. Басаргин. - Хабаровск: Изд-во Хабар, гос. техн. ун-та, 2002. – 16 с.
14 Двигатели внутреннего сгорания: Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. Учебник для студентов втузов, обучающихся по специальности «Двигатели внутреннего сгорания» В.П.Алексеев, Н.А.Иващенко, В.И.Ивин и др.; Под ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Машиностроение, 1980. – 288 с., ил.
15 Двигатели внутреннего сгорания: Конструирование и расчет на прочность поршневых и комбинированных двигателей/ Под ред. А.С.Орлина, М.Г.Круглова. М.: Машиностроение, 1984. – 384 с.
16 Толеуов К.Т. Двигатели внутреннего сгорания. Методические указания к выполнению курсовой работы. – Алматы: КазНТУ, 1997, с. 1-54.
СОДЕРЖАНИЕ | ||
ВВЕДЕНИЕ | ||
Цель, объем и содержание курсового проекта | ||
1.1 | Оформление расчетно-пояснительной записки | |
1.2 | Оформление чертежей | |
1.3 | Защита курсовых проектов | |
1.4 | Технико-экономическое обоснование параметров и конструктивных форм проектируемого двигателя | |
Общие вопросы и методические указания по выполнению курсового проекта | ||
Тепловой расчет и тепловой баланс двигателя | ||
3.1 | Процесс впуска | |
3.1.1 | Давление pо и температура То окружающей среды | |
3.1.2 | Давление pr (МПа) и температура Тr (К) остаточных газов | |
3.1.3 | Температура подогрева свежего заряда ΔТ (К) | |
3.1.4 | Давление в конце впуска pа | |
3.1.5 | Коэффициент остаточных газов γr | |
3.1.6 | Температура в конце впуска Та | |
3.1.7 | Коэффициент наполнения ηv | |
3.2 | Процесс сжатия | |
3.3 | Процесс сгорания | |
3.3.1 | Термохимический расчет процесса сгорания | |
3.3.2 | Теплоемкость продуктов сгорания (газов) | |
3.4 | Процесс расширения | |
3.5 | Процесс выпуска | |
3.6 | Индикаторные показатели рабочего цикла двигателя | |
3.6.1 | Среднее индикаторное давление рi, (МПа) | |
3.6.2 | Индикаторный к.п.д. ηi | |
3.6.3 | Удельный индикаторный расход топлива gi (г/кВт ч) | |
3.7 | Эффективные показатели двигателя | |
3.7.1 | Среднее эффективное давление ре (МПа) | |
3.7.2 | Эффективная мощность Nе (кВт) | |
3.7.3 | Эффективный к.п.д. ηе | |
3.7.4 | Эффективный удельный расход топлива gе (г/кВт ч) и часовой расход топлива Gт (кг/ч) | |
3.8 | Определение основных размеров двигателя. | |
3.9 | Индикаторная диаграмма рабочего цикла и ее построение | |
3.10 | Тепловой баланс двигателя | |
Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя | ||
Кинематика кривошипно-шатунного механизма | ||
5.1 | Перемещение поршня | |
5.2 | Скорость поршня | |
5.3 | Ускорение поршня | |
5.4 | Кинематика шатуна | |
5.5 | Кинематика кривошипно-шатунного механизма с прицепным шатуном | |
Динамика кривошипно-шатунного механизма | ||
6.1 | Общие сведения | |
6.2 | Развертка индикаторной диаграммы | |
6.3 | Силы инерции движущихся масс КШМ | |
6.4 | Суммарные силы и моменты, действующие в КШМ | |
6.5 | Построение полярной диаграммы давлений на шатунную шейку | |
Прочностной расчет деталей двигателя | ||
7.1 | Предпосылки к расчету и расчетные режимы | |
7.1.1 | Расчетные режимы | |
7.1.2 | Расчет деталей с учетом переменной нагрузки | |
7.2 | Расчет деталей поршневой группы | |
7.2.1 | Расчет поршня | |
7.2.2 | Расчет поршневого пальца | |
7.2.3 | Расчет поршневого кольца | |
7.2.4 | Расчет элементов шатуна на прочность | |
7.3 | Расчет механизма газораспределения | |
7.3.1 | Расчет клапанного механизма | |
7.3.2 | Построение профиля кулачка | |
7.3.3 | Профилирование безударных кулачков | |
7.3.4 | Время-сечение клапана | |
7.3.5 | Расчет пружины клапана | |
7.4 | Расчет распределительного вала | |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
Куанышкали Сагидулаевич Алипов
Ардак Ескандирович Канажанов
РАСЧЕТ ПОРШНЕВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Учебное пособие к курсовому проектированию по дисциплине
«Энергетические установки транспортной техники»
(для студентов специальности 050713)
Редактор
Техн. редактор
УТВЕРЖДЕНЫ – Председателем научно – методического совета
института
Есырев П.Г. «____»_____________2010г.
СОГЛАСОВАНЫ – Заведующим кафедрой ПТМиГ
Саргужин М.Х. «___»______________2010г.
Подписано в печать 2010г.
Тираж______экз. Формат 60 84 1/16. бумага типографская № 1.
Объем п. л. Заказ № Цена договорная
Издание Казахского национального технического университета
имени К.И. Сатпаева
Научно – технический издательский центр КазНТУ
г. Алматы, ул. Ладыгина, 32
Приложение А
ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ КУРСОВОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ
№ варианта | Тип двигателя | Число и расположение цилиндров | Степень сжатия, ε | Номинальная мощность Nе, кВт | Частота вращения при номинальной мощности nN, мин-1 | Отношение хода поршня к диаметру цилиндра S/D | Охлаждение | Форма камеры сгорания и способ смесеобразования | Давление наддува (турбокомпрессора) рк, МПа |
Карбюраторный четырехтактных | 4V | 7,2 | 29,4 | 0,868 | В | Внешнее | |||
4-Р | 8,4 | 36,8 | 0,868 | В | Внешнее | ||||
4-Р | 8,5 | 50,7 | 0,836 | Ж | Внешнее | ||||
4-Р | 8,8 | 55,0 | 0,854 | Ж | Внешнее | ||||
6-Р | 6,5 | 66,2 | 0,934 | Ж | Внешнее | ||||
8-V | 6,7 | 84,4 | 0,869 | Ж | Внешнее | ||||
8-V | 6,5 | 110,0 | 0,950 | Ж | Внешнее | ||||
8-V | 6,5 | 132,0 | 0,880 | Ж | Внешнее | ||||
8-V | 8,5 | 161,4 | 0,880 | Ж | Внешнее | ||||
Дизель четырехтактный без наддува | 2-Р | 17,5 | 14,7 | 1,234 | Ж | НК-ОП | |||
2-Р | 17,0 | 22,0 | 1,200 | В | НК-ОП | ||||
4-Р | 16,0 | 29,4 | 1,143 | Ж | НК-ОП | ||||
4-Р | 16,0 | 36,8 | 1,137 | Ж | РК-ВК | ||||
4-Р | 16,5 | 40,5 | 1,136 | Ж | РК-ВК | ||||
4-Р | 16,5 | 47,7 | 1,130 | В | РК-ВК | ||||
4-Р | 16,5 | 46,3 | 1,153 | Ж | НК-ОП | ||||
4-Р | 16,5 | 55,0 | 1,66 | Ж | РК-ВК | ||||
4-Р | 15,5 | 60,0 | 1,316 | Ж | РК-ПК | ||||
4-Р | 15,0 | 74,0 | 1,322 | Ж | РК-ПК | ||||
6-Р | 16,0 | 110,0 | 1,079 | Ж | НК-О | ||||
6-Р | 15,5 | 103,0 | 1,383 | Ж | РК-ПК | ||||
6-V | 16,5 | 132,0 | 1,09 | Ж | НК-О | ||||
6-Р | 14,5 | 135,0 | 1,383 | Ж | НК-О | ||||
6-Р | 15,5 | 140,0 | 1,372 | Ж | РК-ПК | ||||
8-V | 16,5 | 162,5 | 1,077 | Ж | НК-О | ||||
8-V | 17,0 | 165,0 | 1,053 | Ж | НК-ОП | ||||
8-V | 16,5 | 176,5 | 1,077 | Ж | НК-О | ||||
8-V | 16,5 | 180,0 | 1,08 | Ж | НК-ОП | ||||
6-Р | 16,0 | 123,0 | 1,136 | В | НК-О | ||||
6-V | 15,0 | 128,6 | 1,10 | Ж | НК-О | ||||
8-V | 15,0 | 190,0 | 1,11 | В | НК-О | ||||
12-V | 15,0 | 221,0 | 1,20 | Ж | НК-ОП | ||||
12-V | 16,5 | 265,0 | 1,073 | Ж | НК-П | ||||
12-V | 15,0 | 295,0 | 1,21 | Ж | НК-О | ||||
12-V | 15,0 | 310,0 | 1,22 | Ж | НК-П | ||||
8-V | 15,0 | 164,0 | 1,05 | Ж | НК-ОП | ||||
12-V | 16,5 | 235,0 | 1,076 | Ж | НК-ОП |
Продолжение таблицы А
Дизель четырехтактный с газотурбинным наддувом | 4-Р | 14,0 | 79,0 | 1,36 | Ж | НК-О | 0,165 | ||
4-Р | 17,0 | 96,0 | 1,077 | Ж | НК-ОП | 0,170 | |||
6-Р | 14,5 | 148,0 | 1,37 | Ж | НК-О | 0,175 | |||
6-V | 16,5 | 180,0 | 1,076 | Ж | НК-ОП | 0,170 | |||
6-V | 15,0 | 168,0 | 1,083 | Ж | НК-П | 0,190 | |||
8-V | 15,0 | 206,0 | 1,110 | В | НК-ОП | 0,170 | |||
8-V | 15,0 | 212,0 | 1,08 | Ж | НК-ОП | 0,170 | |||
4-Р | 16,5 | 66,0 | 1,09 | Ж | НК-П | 0,165 | |||
6-Р | 16,0 | 138,0 | 1,136 | В | НК-О | 0,175 | |||
12-V | 16,5 | 320,0 | 1,077 | Ж | НК-П | 0,190 | |||
12-V | 15,0 | 386,0 | 1,20 | Ж | НК-О | 0,170 | |||
8-V | 16,5 | 235,0 | 1,076 | Ж | НК-ОП | 0,185 | |||
12-V | 15,0 | 590,0 | 1,22 | Ж | НК-П | 0,190 | |||
Примечания 1 Расположение цилиндров: Р – рядное, V– образное; 2 Охлаждение: В – воздушное, Ж – жидкостное; 3 Типы камеры сгорания: НК – неразделенные камеры, РК – разделенные камеры; 4 Смесеобразование: О – объемное, ОП – объемнопленочное, П – пленочное, ВК – вихрекамерное, ПК – предкамерное. |