Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя

Для анализа работы двигателей используются различные характеристики: скоростные, нагрузочные, регуляторные, регулировочные и т.д. Обычно все характеристики получают экспериментальным путем при испытаниях двигателей.

При проектировании нового двигателя отдельные характеристики (например, скоростная и нагрузочная) могут быть построены расчетным путем.

Скоростная характеристика показывает изменение мощности Nе, крутящего момента Ме, расход топлива gе, GТ и других параметров от частоты

вращения коленчатого вала n.

Скоростная характеристика, полученная при полном дросселе (карбюраторный двигатель) или при положении рейки топливного насоса (дизель), соответствующем номинальной мощности, называется внешней. Внешняя скоростная характеристика позволяет провести анализ и дать оценку мощностных, экономических, динамических и эксплуатационных показателей при работе двигателя с полной нагрузкой.

С достаточной степенью точности внешнюю скоростную характеристику можно построить по результатам теплового расчета, проведенного для одного режима работы двигателя – режима максимальной мощности, и использования эмпирических зависимостей.

Построение кривых скоростной характеристики ведется в интервале:

– для карбюраторных двигателей от nmin=600…1000 мин-1 до nmax = (1.05…1.20)nNe;

– для дизелей от nmin = 350…800 мин-1 до nNe, где nNe - частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности (берется из задания).

Расчетные точки параметров определяются по эмпирическим зависимостям через каждые 500…1000 мин-1 (определяются промежуточные 5…6 точек).

Расчетные точки кривой эффективной мощности Nех, (кВт) определяются по следующим эмпирическим зависимостям:

– для карбюраторных двигателей:

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (122)

– для дизелей с неразделенными камерами:

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (123)

– для дизелей с предкамерой:

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (124)

– для дизелей с вихревой камерой:

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (125)

В формулах (122) – (125) принято:

Nе и nNe – номинальная эффективная мощность (кВт) и частота вращения коленчатого вала (мин-1) при номинальной мощности (берутся из задания);

Nех и nх – эффективная мощность (кВт) и частота вращения коленчатого вала (мин-1) в искомой точке скоростной характеристики двигателя.

По рассчитанным в масштабе М строят кривую эффективной мощности (рисунок 7, а, б).

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru

а – карбюраторный двигатель; б – дизель

Рисунок 7 – Скоростные характеристики двигателей

Точки кривой эффективного крутящего момента (Н·м) определяют по формуле

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (126)

Кривая крутящего момента, построенная в масштабе мм, выражает также изменение среднего эффективного давления, но в масштабе Мр (МПа/мм):

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (127)

Средняя скорость поршня (м/с)

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (128)

Величину среднего эффективного давления рех (МПа) для рассчитываемых точек можно определить по кривой Мех или из выражения

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (129)

Точки кривой среднего индикаторного давления находят по формуле

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (130)

где рмх – среднее давление механических потерь (МПа) определяют в зависимости от типа и конструкции двигателя по уравнениям:

– для карбюраторных двигателей с числом цилиндров до шести и отношением Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (131)

– для карбюраторных восьмицилиндровых двигателей с отношение Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (132)

– для карбюраторных двигателей с числом цилиндров до шести и отношением Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (133)

– для четырехтактных дизелей с неразделенными камерами

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (134)

– для дизелей с предкамерой

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (135)

– для дизелей с вихревыми камерами

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (136)

Кривая среднего индикаторного давления, построенная в масштабе Мр,

выражает также изменение индикаторного крутящего момента, но в масштабе Мм , (Н·м/мм):

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (137)

Расчетные точки индикаторного крутящего момента М, (Н·м) можно определить по кривой р или из выражения

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (138)

Удельный эффективный расход топлива (г/кВт·ч), в искомой точке скоростной характеристики:

– для карбюраторных двигателей

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (139)

– для дизелей с неразделенными камерами

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (140)

где gеNе – удельный эффективный расход топлива при номинальной мощности, г/(кВт·ч).

Часовой расход топлива Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru , (кг/ч) определяется по уравнению

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (141)

Для определения коэффициента наполнения необходимо задаться законом изменения Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru по частоте вращения. Для карбюраторных двигателей с достаточной степенью точности можно принять значения Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru постоянными на всех скоростных режимах, кроме минимальной частоты вращения. При nx= nmin следует принимать смесь, несколько более обогащенную, чем при nx= nNе, т.е. Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru .

В дизелях при работе по скоростной характеристике с увеличением частоты вращения значении Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru несколько увеличивается. Для четырехтактного дизеля с непосредственным впрыском можно принять линейное изменение Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru ,

причем Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru . Соединяя Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru и Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (рисунок 7) прямой линией, получим значения Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru для всех расчетных точек.

По выбранном закону изменения Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru коэффициент наполнения

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (142)

По скоростной характеристике определяют коэффициент приспособляемости К, представляющий собой отношение максимального крутящего момента Мемах к крутящему моменту МеNe при номинальной мощности:

Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru (143)

Этот коэффициент служит для оценки приспособляемости двигателя к изменению внешней нагрузки и характеризует способность двигателя преодолевать кратковременные перегрузки. Для карбюраторных двигателей К = 1,20…1,35, у дизелей характеристика крутящего момента протекает более полого и значения коэффициента приспособляемости находятся в пределах К = 1,05…1,20.

Все расчетные данные заносятся в таблицу 17.

Таблица 17

Расчетные параметры внешней скоростной характеристики двигателя

Частота вращения коленчатого вала nх, мин-1 Параметры внешней скоростной характеристики
Nех, кВт Мех, Н·м pех , МПа Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru , м/с рмх, МПа рiх, МПа М, Н·м gех, г/(кВт·ч) Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru , кг/ч αх Расчет и построение внешней скоростной характеристики двигателя - student2.ru
                       

По расчетным данным, приведенным в таблице 17, строим внешние скоростные характеристики двигателей (рисунок 7, а,б).

Наши рекомендации