Безстрелочный (рельсомобильный) разъезд.
Главным недостатком рельсового транспорта является его немобильность. Эта проблема состоит из двух частей:
1) Невозможность обгона. Эта проблема полностью решается системой автоматической диспетчеризации СПРУТ (аналогичной диспетчеризации на железнодорожном транспорте), которая обеспечивает проезд по одной линии транспорта с различной скоростью. Наличие нескольких полос с разной скоростью движения вообще сводит проблему к нулю, так как обгоны невозможны не из-за рельс, а из-за ограничения максимальной безопасной скорости.
2) Необходимость большого количества дорогих, медленных и требующих серьёзного обслуживания железнодорожных стрелок. Эта проблема полностью решается концепцией «Безстрелочный рельсовый разъезд». Основная идея: движение по прямой осуществляется по рельсам, а повороты и смена колеи осуществляются по обычной автомобильной дороге. Таким образом, безстрелочный рельсовый разъезд представляет собой участок автомобильной дороги с твёрдым покрытием, скаты с двух сторон по линии расположения рельс и направляющие (контррельсы) для гарантированной установки транспорта на рельсы после разъезда.
Принцип работы:
На перегоне транспорт движется на рельсовых катках, дорожные колёса вращаются вхолостую, так как не достают до земли. Рычаг безопасности цепляется за выступ рельсовой балки. При подъезде к разъезду плавно исчезают рельсы, а уровень земли плавно повышается до уровня автомобильных колёс. При этом дорожные колёса касаются дороги и движение осуществляется с опорой на них, а рельсовые катки теряют контакт с рельсами и крутятся вхолостую. Рычаг безопасности скользит по дороге на специальных колёсиках. После поворота или смены рельсовой колеи на новую, специальные направляющие плавно направляют транспорт на рельсы, а при достижении ската дороги плавно сажают транспорт на рельсы. Рычаг безопасности при этом автоматически встаёт на своё место. Так как в автомобиле, в отличие от железнодорожной тележки, возможна активная подвеска-управление, то создание автоматической подруливающей системы не представляет сложности. Более того, простейшие датчики позволят при движении по рельсам даже на поворотах не касаться гребнями катков за рельсы, что избавит рельсовый транспорт от боковых «ударов» при поворотах.
До перекрёстка с каждой стороны строится дополнительная полоса автомобильной дороги длиной около 30 метров для остановки общественного транспорта и временной стоянки сломавшегося транспорта или для разъезда разноскоростного транспорта по сигналам системы СПРУТ. То есть так, как сейчас сделано на скоростных дорогах в Европе, где чтобы автомобили не создавали помех движению, остановка разрешена только в специальных карманах как для общественного транспорта. То есть, при поломке автомобиля, едущий сзади автомобиль, создав минипоезд, толкает сломавшийся автомобиль до ближайшего перекрёстка или специального кармана, где сломавшийся автомобиль освобождает путь и не мешает движению по дороге. Большегрузные автомобили должны ездить только составами по 2 или более машин, что выгодно экономически. То есть при поломке просто меняется ведущий автомобиль даже без снижения скорости. Движение разноскоростного и даже разнонаправленного транспорта по одной колее широко используется в железнодорожном транспорте с центральной диспетчеризацией. Но наши инновационные чиновники [ГК «Автодор» предлагает строить в селах только однополосные дороги] с разъездными карманами. То есть, планируется диспетчеризацию возложить на самих водителей.
Конструкция рельсомобильного съезда физически не позволяет использовать его для въезда на рельсы, то есть столкновение транспорта, двигающегося по одним рельсам на встречу друг другу, невозможно механически.
Конструктивно рельсомобильный разъезд строится на свайном основании и покрывается железобетонными плитами типа плит перекрытия камер с решётчатыми отверстиями для самоочистки от снега (утрамбованный колёсами снег через решётки поступает в полость под дорогой, где естественным способом таит весной). Идеальная ровность дороги и ограничение скорости по перекрёстку из соображений безопасности 30 кмч, позволяет обойтись вообще без асфальтового покрытия.
Конструкция рельсомобильного разъезда позволяет осуществлять движение автомобильными составами при управлении только головным автомобилем.