Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля.

Обратим внимание на то, что в принципе, большую часть времени движение осуществляется без ДТП. То есть, ДТП не является неотъемлемой функцией дорожного движения, как, например, сила трения или затраты времени на движение. Поэтому у каждого ДТП есть чёткие причины, а следовательно, ликвидировав или снизив до несмертельного уровня причины ДТП, получим систему дорожного движения с отсутствием погибших.

Для этого рассмотрим все [причины ДТП] и опишем способы их устранения:

Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru

Все причины ДТП можно объединить в три категории:

1) Преднамеренное нарушение ПДД (проезд на красный, пьяные за рулём и так далее).

2) Человеческий фактор, то есть, непреднамеренное нарушение ПДД (невнимательность, неправильное определение дистанции и так далее).

3) Техническая неисправность транспорта или дороги (отказали тормоза, ямы на дороге и так далее).

1)2) Первые две категории связаны с ключевым понятием БДД - соблюдением ПДД [Только за первые три месяца этого года ГИБДД Московской области сумела выявить более одного миллиона нарушений ПДД]. Однако существующая концепция БДД направлена не на соблюдение ПДД, а на сбор денег с нарушителей [нарушения ПДД за удовольствие надо платить], [видеокамеры нарушений ПДД будут пополнять бюджет]. Жалко, что погибшим это не поможет, да и с погибших виновников тоже много денег не возьмёшь [Водитель, сбивший пешехода, привлекался 15 раз]. [Число жертв ДТП, в котором погиб Н. Емшанов, выросло до 4 человек] [только в Москве его шесть раз ловили на превышении допустимой скорости]

Такая концепция снижает нарушения ПДД опосредовано, то есть плохо, и полностью решить проблему не может в принципе, так как такая цель перед ней и не стоит. Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru По сути, существующая система БДД (регистрация нарушений камерами ГИБДД или видеорегистраторами и наказание виновных) выполняет функцию патологоанатома, а не профилактики.

Однако такая система очень выгодна чиновникам, которые таким способом, в прямом смысле слова «на крови», пополняют бюджет, в том числе и свой личный [Подмосковные видеокамеры выписали штрафы на 1,2 млрд рублей].

Поэтому, система безопасности дорожного движения должна быть нацелена на то, чтобы не позволять нарушать ПДД, а не платить за их нарушение. Новая парадигма: вместо повышения безопасности дорожного движения, создание системы безопасного дорожного движения.

Для этого надо чётко и объективно разделить случайное и преднамеренное нарушение ПДД.Сейчас это решает суд по показаниям свидетелей в духе анекдота о подрезающем асфальтовом катке.

Чтобы решить эту проблему необходимо и достаточно создать Систему Полного Контроля Движения (СПКД), или более продвинутый вариант Систему Полного Регулирования и Управления Транспортом (СПРУТ) на всей дорожной сети, и предупреждать участников движения о возникновении потенциальной возможности нарушения ПДД, предлагать всем участникам движения пути выхода из потенциально опасной ситуации. А для того чтобы всё это не превратилось в очередную утопию, эта же система должна контролировать выполнение принятых решений. Не надо изобретать велосипед, такая система давно и успешно работает в авиационном транспорте. Система диспетчеризации авиационного движения работает настолько эффективно, что авиационный транспорт самый безопасный вид транспорта [в авиакатастрофах в 2010 году погибло 828 человек в мире].

И это не смотря на:

1) движение со скоростями в 10 раз больше чем автомобили

2) движение в пространстве, а не на плоскости

3) отсутствие визуальных ориентиров воздушных коридоров и эшелонов

4) мизерную площадь аэропортов по сравнению с дорожной сетью

5) практически любая серьёзная техническая неисправность приводит к катастрофе с многочисленными жертвами

6) шансы спастись в авиакатастрофе очень малы

Таким образом, надо просто перенести авиационную систему диспетчеризации в автомобильный транспорт. А учитывая существенно большую простоту автомобильного транспорта, эту систему можно упростить настолько, что её легко можно сделать автоматической. Большее количество автомобильного транспорта проблемой не является. Так как невозможно одновременно ехать по двум разным дорогам, то количество автомобилей в пределах действия одного автоматического диспетчера будет даже меньше чем самолётов в одном аэропорту. А далее применяется тот же зонный (сотовый) принцип, как и в авиации. Каждый диспетчер отвечает только за свой участок и передаёт транспорт от одной соты к соседней. Такая распределённая система (как сотовая связь) значительно дешевле существующих централизованных систем управления дорожным движением типа СТАРТ (когда в единый центр собирается вся информация, которую невозможно обработать).

Такую систему будем называть СПРУТ (Система Полного Регулирования и Управления Транспортом).

Технически для реализации такой системы надо:

1) Аналог аэродромного радара. Реализуется как сотовая сеть видеокамер направленных вниз на дорогу с аэростатов, высотных зданий или столбов освещения. Таким образом, получается вид сверху всех дорог в режиме реального времени.

2) Осуществлять двухстороннюю связь всех участников движения с автоматическим диспетчером СПРУТ. Учитывая очень ограниченный набор движения автомобиля (скорость, остановка, повороты, парковка) всё это просто оцифровать и передавать по существующей цифровой сотовой сети. То есть, к каждому транспорту приписывается постоянно включённый в нём сотовый телефон с интерфейсом, передающим системе СПРУТ запросы на разрешения (при включении поворотников) и отображения ответов системы СПРУТ в виде цветовых индикаторов (красный - поворачивать нельзя, зелёный можно и так далее). Такой своеобразный Индивидуальный светофор (ИС). То есть, все опасные манёвры выполняются только после разрешения системы СПРУТ. Для обгона водитель включает рычаг левого поворота, через сотовый телефон этот сигнал поступает в СПРУТ, имея полный вид сверху всех участников движения, система проверяет безопасность этого манёвра и выдаёт в обгоняющий автомобиль разрешение на обгон, переключая соответствующий индикатор в зелёный цвет, одновременно СПРУТ сообщает обгоняемому автомобилю о поддержании постоянной скорости, так как его обгоняют. То есть водители перестают принимать опасные конфликтующие решения, а только реализуют проверенные правильные решения. Такая система позволяет легко, дёшево и надёжно сделать полностью автоматический автомобиль. Подробнее смотрите дуамобиль.

Так как у нас есть видео всех дорог в режиме реального времени, то система чётко отслеживает точность и своевременность выполнения водителями команд диспетчера. Игнорирование указаний системы автоматической диспетчеризации СПРУТ, как и в авиации, ведёт к немедленному лишению прав с выдачей ориентировки ближайшему посту ДПС.

Таким образом, система СПРУТ гарантирует соблюдение ПДД всеми участниками дорожного движения, а значит, ДТП, причинами которых были преднамеренные нарушения ПДД, исчезают полностью. Далее, по рисунку причины ДТП:

1) Превышение скорости. СПРУТ определяет мгновенную скорость и мгновенное ускорение каждого транспорта в реальном времени. При превышении на несколько кмч даёт указание немедленно снизить скорость, то есть, значительно превысить скорость невозможно. Если на машине установлен круиз-контроль, СПРУТ автоматически дистанционно изменяет максимальную скорость автомобиля.

2) Несоблюдение очерёдности проезда. Система СПРУТ однозначно определяет очерёдность проезда всех участников дорожного движения и сообщает эти правильные решения водителям. То есть, конфликты и неопределённость исключены полностью.

3) Необученные за рулём. Система СПРУТ позволяет водителю вообще не знать тонкости ПДД. Все вопросы: кто едет по главной, кто кого должен пропустить, можно ли здесь парковаться, какая максимальная разрешённая скорость, можно ли разворачиваться примерно за 30 метров до перекрёстка и так далее, однозначно решаются системой СПРУТ, которая не только чётко знает все правила, но и знает где какие должны стоять знаки (даже если их сорвали). СПРУТ имеет траекторию движения всех автомобилей, а простейший анализ этой траектории чётко определит надо ли водителю ещё подучиться вождению. Установка системы СПРУТ на полигонах по сдаче вождения, просто не выдаст права недостаточно квалифицированному водителю. При этом значительно снизив коррупцию в автошколах [неопытный водитель выезжает с парковки с четвёртой попытки].

4) Выезд на встречку. Сам по себе выезд на встречку не является причиной ДТП. Это обычный манёвр. Причиной ДТП является не сам манёвр, а несогласованность его с дорожной обстановкой, то есть с действиями других участников движения. Так как СПРУТ знает траектории движения всех автомобилей, то давая разрешения только на безопасный выезд на встречную полосу и предупреждая об этом манёвре все окружающие автомобили, делает этот манёвр полностью безопасным.

5) Несоблюдение дистанции. СПРУТ в режиме реального времени определяет оптимальную дистанцию в зависимости от скорости, дорожных и погодных условий и передаёт эту информацию в автомобили, переключая в них индикатор скорости.

6) Несоблюдение правил проезда перехода. Тоже что и пункт 2.

7) Пьяные за рулём. Пьянство за рулём, как и выезд на встречку, не является прямой причиной ДТП. Причинами ДТП являются последствия алкоголя в виде снижения реакции, внимательности и так далее. Поэтому, как правило, пьяный далеко не сразу попадает в ДТП. А значит, проанализировав траекторию движения, время реакции на команды диспетчера и дорожные знаки, можно очень быстро определить неадекватность водителя и дистанционно заглушить двигатель, в случае возникновения опасной ситуации. Одновременно предупредить ДПС и других участников движения об этом неадекватном водителе. Простые логические тесты через сотовый телефон до начала движения позволят вообще не допустить такого водителя до управления. Более того, СПРУТ аналогично выявляет не только пьяных, но и не менее опасных уставших водителей. В случае игнорирования системы СПРУТ, машину с таким неадекватным водителем можно рассматривать как технически неисправную и безопасность обеспечивать соответствующими методами.

8) Проезд на красный. При преднамеренном нарушении ПДД, СПРУТ заранее предупреждает окружающие автомобили и сиреной предупреждает пешеходов. А машину с таким неадекватным водителем можно рассматривать как технически неисправную и безопасность обеспечивать соответствующими методами.

То есть, устранены все причины ДТП связанные с непреднамеренным нарушением ПДД.

Таким образом, остались ДТП по техническим причинам и приравненные к ним, когда водитель либо не хочет адекватно управлять автомобилем (преднамеренное нарушение ПДД), либо не может (пьяный, заснул, сердечный приступ, не справился с управлением и так далее).

Рассмотрим способы борьбы с ДТП по техническим причинам.

Понятно, что для этого надо максимально быстро остановить неисправный автомобиль. При этом сделать это надо максимально безопасно, прежде всего для окружающих.

В существующей концепции пиар-снижения ДТП достаточно продемонстрировать саму «борьбу» для галочки в отчёте, а эффективность никого не интересует.

Поэтому дороги огораживают дорогими, малоэффективными и даже опасными металлическими ограждениями.

Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru

Такое ограждение не может задержать даже малолитражку, не говоря уже про автобус или фуру. Более эффективные разделительные барьеры тоже полностью проблемы не решают. А о внешнем виде и безопасности пешеходов и говорить нечего.

Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru

Но и вообще, данным способом полностью решить проблему невозможно, так как неуправляемый автомобиль может перелететь значительно более высокое ограждение.

Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru

А подскочив на бордюре или снежном сугробе может перелететь и несколько метров в высоту.

Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru

Выдвигающиеся столбики, улавливающие сетки, очень дороги, сложны и малоэффективны. Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru

Но самое плохое небезопасны, так как останавливают транспорт методом искусственной катастрофы.

Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru Докажем возможность снижения количества погибших в ДТП до нуля. - student2.ru

То есть, избегая потенциальной аварии при выезде неисправного автобуса на перекрёсток, ему устраивают гарантированную аварию, с гарантированными жертвами.

Из анализа существующих средств обеспечения безопасности видно, что все они направлены не на повышение безопасности дорожного движения, а на уменьшение ущерба от низкой безопасности. То есть в идеале люди должны погибнуть от удара об ограждение, но при этом никого не убив на встречной полосе. Очевидно, что в этой концепции достичь отсутствия погибших невозможно даже теоретически. Более того, при относительном повышении безопасности, значительно возрастает скорость движения. А на большой скорости даже высокие бетонные разделительные барьеры становятся малоэффективными.

Поэтому задачу нейтрализации неисправного автомобиля, или неадекватного водителя надо концептуально решать иначе. Не надо изобретать велосипед: болезнь легче профилактически не допустить, чем лечить. То есть задачу надо формулировать так: «неадекватный» автомобиль не должен стать причиной ДТП с жертвами.

Для этого достаточно создать систему дорожного движения в которой физически невозможны столкновения пешехода с транспортным средством, и столкновения автомобилей в критических направлениях (лоб в лоб и лоб в бок, а также с препятствиями) на относительной скорости более 50 кмч, так как при меньших скоростях современное автомобилестроение гарантирует пострадавшим жизнь [По действующим Правилам ЕЭК ООН № 32, 33, 94, 95 жизнь водителя и пассажиров должна быть сохранена при наезде автомобиля на неподвижное препятствие со скоростью 14 мс; во время столкновения автомобилей при скорости 19,4 мс].

Причиной большинства случаев неуправляемости автомобиля является человеческий фактор. Вроде бы очевидное решение создание роботизированного автомобиля проблему очевидно не решает, а лишь заменяет человеческий фактор на роботизированный, который даже более опасен, так как для робота катастрофа не является фатальной. И при этом, всё равно, останутся ДТП из-за технических неисправностей.

Поэтому решение надо искать не в сфере электроники, а в сфере механики. Не надо изобретать велосипед – это рельсовая дорога, на которой в принципе невозможно выехать на встречку или не справиться с управлением. Далее, рельсовую дорогу легко сделать активным элементом безопасности, оснастив дистанционно управляемыми системой СПРУТ тормозами (подробнее Система принудительного торможения), что гарантирует соблюдение безопасной дистанции. Конструкция рельс как на американских горках (притягивание транспорта к рельсам снизу) практически гарантирует невозможность схода с рельс. Таким образом, полностью исключена возможность ДТП на больших скоростях вплоть до 300 кмч (скоростной поезд).

Недостатки рельсового транспорта полностью решаются созданием рельсомобильного транспорта, то есть, полного гибрида, который на перегонах на большой скорости едет по рельсам, а на перекрёстках, на низкой скорости поворачивает по обычной дороге. Переход с рельс на дорогу и обратно происходит мгновенно автоматически и безопасно. Технически, рельсомобильный транспорт получается путём замены автомобильных колёс на спаренные автомобильные колёса и железнодорожные катки меньшего диаметра. Подробнее в главе «Рельсомобильный транспорт».

Таким образом, в данной системе столкновения возможны только на перекрёстках. Но так как система принудительного торможения не позволит транспорту выехать на перекрёсток со скоростью более 30 кмч, то ДТП произойдёт на скорости менее 60 кмч, что не является смертельным.

По статистике большинство погибших на дорогах пешеходы. Поэтому необходимо полностью разделить движение транспорта и пешеходов. В зависимости от конкретных условий для этого надо применять различные решения: безопасный перекрёсток и пешеходный переход, горизонтальный лифт, псевдовыделенная полоса, подземная транспортная инфраструктура. Эти меры рассмотрены в соответствующих разделах.

Итак, предложенные меры физически не позволяют происходить ДТП на смертельно опасных скоростях. А гарантирующая безусловное соблюдение ПДД система СПРУТ теоретически сводит к нулю не только количество погибших, но и количество самих ДТП. Что и требовалось доказать.

Для скептиков предлагаю описать даже гипотетическое ДТП с погибшими, которое возможно в предлагаемой системе. Пока таких ДТП никто не нашёл.

Другие меры повышения БДД.

Рассмотрим другие способы повышения БДД в рамках концепции устранения причин ДТП, а не существующей борьбы с их последствиями.

1) Откровенно слабым звеном автомобильного транспорта является человек-водитель. Поэтому, чтобы устранить конфликт между желанием выпить и необходимостью вести автомобиль надо создать автоматического водителя. Но не обязательно для этого создавать робота водителя, достаточно, используя систему СПРУТ, создать дистанционно управляемый автомобиль (дуамобиль), что значительно проще чем существующие дистанционно управляемые беспилотные самолёты, так как дистанционно управлять автомобилем имея вид сверху, может даже детский конструктор. А в системе СПРУТ самая сложная часть (оптическое распознавание траектории) вообще не нужна.

2) Причиной множества ДТП является заложенные в ПДД конфликты (кто главнее, кто кого должен пропустить и так далее). Поэтому надо реорганизовать правила проезда перекрёстка и тогда все участники движения, включая пешеходов, всегда будут двигаться по максимально безопасным непересекающимся траекториям, что практически исключит столкновения как таковые (Подробнее Псевдовыделенная полоса).

3) Самыми опасными являются ДТП с пешеходами, поэтому надо разделить транспорт и пешеходов подробнее «Подземная транспортная инфраструктура». В качестве дешёвой альтернативы можно разделить пешеходов и транспорт не в пространстве, а во времени (Безопасный пешеходный переход). А вместо очень дорогих и крайне неудобных для пешеходов внеуличных (подземных или надземных) пешеходных переходов строить в 100 раз более дешёвые «горизонтальные лифты».

4) Чтобы не гоняться со стрельбой и серьёзными ДТП за нарушителями достаточно рельс и системы принудительного торможения.

5) При недостатке информации у водителя надо создавать внешнюю систему, имеющую всю полноту информации (Система СПРУТ).

6) Гонки на дорогах общего пользования. Бороться штрафами с гонками на дорогах бессмысленно в принципе, так как штраф, это билет на смертельно опасный аттракцион. Без опасности он неинтересен. Следовательно, единственный способ, это полный контроль скорости и стиля вождения. Таких водителей надо физически отделять от тех, кому надо просто ехать. Для этого надо по государственной программе выделять возле каждого города место под гоночную трассу. А строительство и содержание возложить на самих гонщиков. Для многих гонок покрытие трассы вообще не нужно. В Европе по дорогам общего пользования не гоняют, потому что там полно специализированных гоночных трасс.

7) Лопнувшая покрышка является источником очень серьёзных ДТП. Полностью решается отказом от газонаполненных покрышек в рельсомобильном транспорте.


Наши рекомендации