Понятие логистической системы и каналов распределения товаров и услуг
2. Принципы создания логистических центров и основы их функционирования
1.
Логистика – стратегическое управление закупкой, снабжением, перевозками и хранением. Это понятие включает в себя также управление потоками информации, а также финансовыми потоками. Логистика направлена на оптимизацию издержек, рационализацию процессов производства, сбыта и сопутствующего сервиса как в рамках одного предприятия, так и для группы предприятий.
В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы.
Логистическая система – совокупность действий участников логистической цепи (производители, перевозчик, организации сбыта), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.
Существуют понятия бизнес-логистика, закупочная логистика, сбытовая логистика, транспортная логистика, логистика запасов.
Бизнес-логистика
По экономическому пониманию логистика – наука об управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии с целью их оптимизации и уменьшения издержек производства.
Логистические системы очень разнообразны по обхвату деятельности предприятия. Для некоторых логистика – просто умение работать с базами данных, для некоторых – снабженческая или складская деятельность, но по своему назначению логистические системы должны охватывать все направления деятельности предприятия (кроме бухгалтерского учета и кадровой деятельности)
Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать специализированные логистические организации.
В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач логистики различают разные уровни
- 1 PL – подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно
- 3 PL – подход, при котором полный комплекс логистических услуг передается специализированным логистическим компаниям
- 2 PL – частично выполняет компания, частично наемная спец. организация.
Основной целью закупочной логистики является удовлетворение производства материалами с максимальной экономической эффективностью, качеством и в кротчайшие сроки. Закупочная логистика проходит по поиску и выбору альтернативных поставщиков-изготовителей.
Целью сбытовой логистики является обеспечение доставки товаров в нужное время, в нужное место с минимальными затратами.
Основной задачей транспортной логистики является осуществление деятельности по планированию, организации доставки материальных ресурсов от первичного источника сырья до конечного потребителя, т.е. транспортная логистика это система по организации доставки каких-либо материальных предметов из одной точки в другую по оптимальному маршруту.
Оптимальным является маршрут, по которому возможно доставить логистический объект в кротчайшие сроки с минимальными затратами.
Канал распределения товаров и услуг – это совокупность фирм или отдельных лиц, которые помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю.
Параметры канала распределения:
Уровень канала распределения представляет собой посредника, который обеспечивает работу по продвижению товаров от производителя к конечному потребителю. Существуют каналы распределения следующих уровней:
-0: производитель - потребитель
-1: производитель - оптовый посредник – потребитель
-2: производитель - оптовый посредник – розничный посредник - потребитель
-3: производитель - оптовый посредник – мелкооптовый посредник – розничный посредник – потребитель
2) мощность канала распределения определяется количеством продукции, которая проходит через распределительный канал.
3) длина и ширина канала распределения характеризуются количеством посредников на любом этапе реализации продукции.
Функции каналов распределения:
Организует товародвижение, транспортировку и складирование
Стимулирование сбыта
Налаживание и поддержка связи с потенциальными покупателями
Дорабатывает, сортирует, монтирует, упаковывает товар
Ведут переговоры по согласованию цен и других условий продаж
Финансирует функционирование каналов распределения
Принимает на себя риск ответственности за функционирование канала
Собирает информацию для планирования сбыта
2.
Логистические предприятия в последнее время все чаще оказываются в центре внимания экономического сообщества.
Общий борот европейского рынка логистических услуг составляет 600 млрд евро. Примерно 30% логистических функций во всех отраслях экономики ежегодно передаются логистическим компаниям.
Спрос на услуги таких компаний формирует промышленность и торговля.
В РБ правительство утвердило Программу развития логики, системы РБ на период до 2015 г.
Согласно данной программе логистическая система РБ включает совокупность логистических центров. В зависимости от отраслевой направленности будут формироваться транспортно-логистические, оптово-логистические (торговые), и многофункциональные логистические центры.
Транспортно-логистические центры предназначены для оптимизации внутренних и внешних материальных каналов, а также сопутствующих им информационных, финансовых, сервисных каналов с целью минимизации общих лгистических затрат.
Одной из важнейших задач транспортно-логистических центров является обработка транзитного грузопотока, кроме тог, транспортно-логистические центры осуществляют разработку, организацию и реализацию рациональных схем товаров движения на территории РБ и других государств, на основе организации единого технологического и информационного прогресса, объединяющего деятельность поставщиков и потребителей различных видов тр-та, банка, страховых организаций, таможни, органов гос контроля.
Конечной целью деятельности логистических центров является оказание полного цикла тр. логистических услуг промышленным и торговым организациям по национализации перевозимого процесса и гарантированной доставки грузов в оптимальные сроки.
ТЛ центры могут быть территориальными и региональными; общего назначения и ведомственными, а также специализированными по отдельным видам грузов и условием их хранения. Они предназначаются для обслуживания перевозок, обработки грузов по месту нахождения клиента и обеспечение транспортно-эксплуатац. и логистических услуг.
Основной функцией оптово-логистических (торговых) центров является доставка оптовых партий товаров непосредственно потребителям или организациям розничной торговли.
На территории ОЛ центров размещаются склады для хранения и переработки грузов общего назначения, склады с особым температурным режимом, переработки и хранения грузов в контейнерах. ОЛ центры могут быть республиканскими и региональными, специализированными на поставках товаров производственно-технического потребительского назначения.
Лекция 11