Составление сводной (обобщающей) таблицы
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» профессии23.01.03 «Автомеханик».
Профессиональный модуль «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» изучается в течение четырех семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы по МДК 01.01. «Слесарное дело и технические измерения» - 40 часов
Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», закреплении теоретических знаний и умений.
Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС профессии23.01.03 «Автомеханик» и требованиям рабочей программы ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»:
умения:
- выполнять метрологическую поверку средств измерений;
- выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
- определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
- определять способы и средства ремонта;
- применять диагностические приборы и оборудование;
- оформлять учетную документацию;
знания:
- средства метрологии, стандартизации и сертификации;
- основные методы обработки автомобильных деталей;
- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;
- технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;
- виды и методы ремонта;
- способы восстановления деталей.
1 Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Наименование раздела, темы | Виды ВСР | Количество часов на ВСР |
Раздел 1. МДК 01.01. Слесарное дело и технические измерения | 17(20) | |
Тема 1. 2.Технические измерения. | ||
Подготовить доклад «Наука метрология» | ||
Подготовить презентацию «Допуски и посадки» | ||
Составьте таблицу «Измерительный инструмент | ||
Составьте таблицу «Методы контроля геометрический параметров поверхностей» | ||
Тема 1.1. Слесарное дело. Основные виды слесарных операции | 12 (20) | |
Составьте таблицу «Подготовительные операции» | ||
Составьте таблицу «Размерная слесарная обработка» | ||
Составьте таблицу «Пригоночные операции» | ||
Составьте таблицу «Сборка соединений» |
2Методические рекомендации для студентовпо конкретным видам самостоятельной работы
Подготовка доклада
Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.
Работа над докладом состоит из следующих этапов:
- составление плана работы;
- систематизации полученных сведений;
- составление выводов и обобщений.
Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.
Письменный доклад – это запись устного сообщения по какой-либо теме объёмом от пяти до пятнадцати страниц. В таком докладе не обязательно:
- выделять структурные элементы работы в виде плана;
- выделять заголовки внутри текста;
- ссылаться на использованную литературу по ходу текста.
Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы. При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:
1. Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с её содержанием.
Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.
3. Составить план доклада.
4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, написать доклад, в заключение которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.
Прочитать текст и редактировать его.
6. Оформить в соответствии с требованиями к оформлению докладов
Критерии оценки подготовки доклада:
- полнота и качественность информации по заданной теме;
- свободное владение материалом доклада;
- логичность и четкость изложения материала;
- наличие и качество презентационного материала.
Подготовка конспекта
Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.
Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторнойсамостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.
Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) –опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответуи в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытываюттрудности при ее запоминании.
Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в видеступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.
Для составления опорного конспекта студент должен следовать следующим этапам:
- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;
- установить логическую связь между элементами темы;
- представить характеристику элементов в краткой форме;
- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации иотобразить в структуре работы;
- оформить работу и предоставить в установленный срок.
Оформление практической работы
1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.
2. Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.
3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.
4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению или практических работ.
Создание презентации.
В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.
Рекомендации по оформлениюслайдов
Стиль | Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями) |
Фон | Для фона предпочтительны холодные светлые тона (лучше пастельные). Категорически не рекомендуется использовать картинки в качестве фона |
Использованиецвета | На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования) |
Анимационныеэффекты | Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде |
Представлениеинформации
Содержаниеинформации | Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории |
Расположениеинформациинастранице | Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней |
Шрифты | Для заголовков – не менее 24 пн. Для информации – не менее 18 пн. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных) |
Способывыделенияинформации | Следует использовать: - рамки, границы, заливку; - штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов |
Объеминформации | Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде |
Видыслайдов | Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами |
Составление кроссворда.
Правила составления кроссвордов:
1 Составьте словник, то есть перечень слов, которые должны войти в кроссворд. Для этого найдите в своем конспекте основные понятия и подчеркните их. Слова-задания – это существительные в единственном числе, именительном падеже. Слов должно быть достаточно много (как правило, более 20), чтобы как можно полнее охватить всю тему (допустимо использование терминов из других тем и разделов, логически связанных с изучаемой темой).
3 Выпишите эти понятия на отдельный лист.
4 Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы.
5 Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали.
6 Пронумеруйте слова.
7 В соответствии с номерами выпишите определения понятий.
8 Начертите сетку кроссворда.
9 Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий).
10 Оформите кроссворд. Оформление кроссворда состоит из трех частей: заданий, кроссворда с решением, того же кроссворда без решения. Подпишите его.
Критерии оценки:
- смысловое содержание;
- грамотность;
- выполнение правил составления кроссвордов;
- точность формулировок;
- эстетичность.
3 Задания для самостоятельного выполнения по
Критерии оценки
- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;
- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;
- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.
Тема ВСР: Подготовить презентацию «Допуски и посадки» (2 часа).
Критерии оценки
- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;
- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;
- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.
Тема ВСР: Составьте таблицу «Измерительный инструмент» (2 часа).
Название инструмента | Назначение инструмента |
Критерии оценки
- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;
- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;
- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.
Тема ВСР: Составьте таблицу «Методы контроля геометрический параметров поверхностей» (2 часа).
Метод контроля | Описание метода |
Критерии оценки
- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;
- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;
- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.
Критерии оценки
- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;
- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;
- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.
Тема ВСР: Составьте таблицу «Размерная слесарная обработка» (2 часа).
Название операции | Применяемые инструменты | Применяемые приспособления |
Критерии оценки
- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;
- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;
- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.
Тема ВСР: Составьте таблицу «Пригоночные операции» (2 часа).
Название операции | Применяемые инструменты | Применяемые приспособления |
Критерии оценки
- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;
- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;
- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.
Тема ВСР: Составьте таблицу «Сборка соединений» (2 часа).
Виды соединений | Применяемые инструменты | Применяемые приспособления |
Критерии оценки
- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;
- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;
- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.
ВВЕДЕНИЕ
Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» профессии23.01.03 «Автомеханик».
Профессиональный модуль «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» изучается в течение четырех семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы по МДК 01.01. «Слесарное дело и технические измерения» - 40 часов
Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», закреплении теоретических знаний и умений.
Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС профессии23.01.03 «Автомеханик» и требованиям рабочей программы ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»:
умения:
- выполнять метрологическую поверку средств измерений;
- выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
- определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;
- определять способы и средства ремонта;
- применять диагностические приборы и оборудование;
- оформлять учетную документацию;
знания:
- средства метрологии, стандартизации и сертификации;
- основные методы обработки автомобильных деталей;
- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;
- технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;
- виды и методы ремонта;
- способы восстановления деталей.
1 Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Наименование раздела, темы | Виды ВСР | Количество часов на ВСР |
Раздел 1. МДК 01.01. Слесарное дело и технические измерения | 17(20) | |
Тема 1. 2.Технические измерения. | ||
Подготовить доклад «Наука метрология» | ||
Подготовить презентацию «Допуски и посадки» | ||
Составьте таблицу «Измерительный инструмент | ||
Составьте таблицу «Методы контроля геометрический параметров поверхностей» | ||
Тема 1.1. Слесарное дело. Основные виды слесарных операции | 12 (20) | |
Составьте таблицу «Подготовительные операции» | ||
Составьте таблицу «Размерная слесарная обработка» | ||
Составьте таблицу «Пригоночные операции» | ||
Составьте таблицу «Сборка соединений» |
2Методические рекомендации для студентовпо конкретным видам самостоятельной работы
Составление сводной (обобщающей) таблицы
Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания.
Этапы составления сравнительных таблиц:
- выделить существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление;
- сформулировать их в виде краткого плана, записать в первую графу таблицы;
- в соответствующие графы горизонтально заносятся сведения по каждой линии сравнения;
- формулируется частный вывод о сходстве и различии сравниваемых объектах;
- итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе.
Роль студента при составлении таких таблиц заключается в следующем:
- изучить информацию по теме;
- выбрать оптимальную форму таблицы;
- информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;
- пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.
Критерии оценки составления таблицы:
- соответствие содержания теме;
- логичность структуры таблицы;
- правильный отбор информации;
- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;
- работа соответствует по оформлению всем требованиям и сдана в срок.
Подготовка доклада