Составление сводной (обобщающей) таблицы

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» профессии23.01.03 «Автомеханик».

Профессиональный модуль «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» изучается в течение четырех семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы по МДК 01.01. «Слесарное дело и технические измерения» - 40 часов

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», закреплении теоретических знаний и умений.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС профессии23.01.03 «Автомеханик» и требованиям рабочей программы ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»:

умения:

- выполнять метрологическую поверку средств измерений;

- выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;

- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;

- определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;

- определять способы и средства ремонта;

- применять диагностические приборы и оборудование;

- оформлять учетную документацию;

знания:

- средства метрологии, стандартизации и сертификации;

- основные методы обработки автомобильных деталей;

- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;

- технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;

- виды и методы ремонта;

- способы восстановления деталей.

1 Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Наименование раздела, темы Виды ВСР Количество часов на ВСР
Раздел 1. МДК 01.01. Слесарное дело и технические измерения 17(20)
Тема 1. 2.Технические измерения.  
  Подготовить доклад «Наука метрология»
Подготовить презентацию «Допуски и посадки»
Составьте таблицу «Измерительный инструмент
Составьте таблицу «Методы контроля геометрический параметров поверхностей»
Тема 1.1. Слесарное дело. Основные виды слесарных операции 12 (20)
  Составьте таблицу «Подготовительные операции»
Составьте таблицу «Размерная слесарная обработка»
Составьте таблицу «Пригоночные операции»
Составьте таблицу «Сборка соединений»

2Методические рекомендации для студентовпо конкретным видам самостоятельной работы

Подготовка доклада

Доклад – публичное сообщение на определенную тему, способствующее формированию навыков исследовательской работы, расширяющее познавательный интерес.

Работа над докладом состоит из следующих этапов:

- составление плана работы;

- систематизации полученных сведений;

- составление выводов и обобщений.

Доклад может быть представлен в устной и письменной форме.

Письменный доклад – это запись устного сообщения по какой-либо теме объёмом от пяти до пятнадцати страниц. В таком докладе не обязательно:

- выделять структурные элементы работы в виде плана;

- выделять заголовки внутри текста;

- ссылаться на использованную литературу по ходу текста.

Но обязательно следует приводить список всех используемых источников в конце работы. При подготовке доклада целесообразно соблюдать следующий порядок работы:

1. Подобрать литературу по изучаемой теме, познакомиться с её содержанием.

Пользуясь закладками, отметить наиболее существенные места или сделать выписки.

3. Составить план доклада.

4. Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и составленный план, написать доклад, в заключение которого обязательно выразить своё отношение к излагаемой теме и её содержанию.

Прочитать текст и редактировать его.

6. Оформить в соответствии с требованиями к оформлению докладов

Критерии оценки подготовки доклада:

- полнота и качественность информации по заданной теме;

- свободное владение материалом доклада;

- логичность и четкость изложения материала;

- наличие и качество презентационного материала.

Подготовка конспекта

Конспект – это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения.

Составление опорного конспекта – представляет собой вид внеаудиторнойсамостоятельной работы студента по созданию краткой информационной структуры, обобщающей и отражающей суть материала лекции, темы учебника. Опорный конспект призван выделить главные объекты изучения, дать им краткую характеристику, используя символы, отразить связь с другими элементами.

Основная цель опорного конспекта – облегчить запоминание. В его составлении используются различные базовые понятия, термины, знаки (символы) –опорные сигналы. Опорный конспект – это наилучшая форма подготовки к ответуи в процессе ответа. Составление опорного конспекта к темам особенно эффективно у студентов, которые столкнулись с большим объемом информации при подготовке к занятиям и, не обладая навыками выделять главное, испытываюттрудности при ее запоминании.

Опорный конспект может быть представлен системой взаимосвязанных геометрических фигур, содержащих блоки концентрированной информации в видеступенек логической лестницы; рисунка с дополнительными элементами и др.

Для составления опорного конспекта студент должен следовать следующим этапам:

- изучить материалы темы, выбрать главное и второстепенное;

- установить логическую связь между элементами темы;

- представить характеристику элементов в краткой форме;

- выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации иотобразить в структуре работы;

- оформить работу и предоставить в установленный срок.

Оформление практической работы

1. Обратитесь к методическим указаниям по проведению практических работ и оформите работу, указав название, цель и краткий порядок проведения работы.

2. Повторите основные теоретические положения по теме практической работы, используя конспект лекций или методические указания.

3. Сформулируйте выводы по результатам работы, выполненной на учебном занятии. В случае необходимости закончите выполнение расчетной части.

4. Подготовьтесь к защите выполненной работы: повторите основные теоретические положения и ответьте на контрольные вопросы, представленные в методических указаниях по проведению или практических работ.

Создание презентации.

В оформлении презентаций выделяют два блока: оформление слайдов и представление информации на них. Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований, предъявляемых к оформлению данных блоков.

Рекомендации по оформлениюслайдов

Стиль Соблюдайте единый стиль оформления. Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями)
Фон Для фона предпочтительны холодные светлые тона (лучше пастельные). Категорически не рекомендуется использовать картинки в качестве фона
Использованиецвета На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования)
Анимационныеэффекты Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде

Представлениеинформации

Содержаниеинформации Используйте короткие слова и предложения. Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных. Заголовки должны привлекать внимание аудитории
Расположениеинформациинастранице Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней
Шрифты Для заголовков – не менее 24 пн. Для информации – не менее 18 пн. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных)
Способывыделенияинформации Следует использовать: - рамки, границы, заливку; - штриховку, стрелки; - рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов
Объеминформации Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде
Видыслайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов: с текстом, таблицами, диаграммами

Составление кроссворда.

Правила составления кроссвордов:

1 Составьте словник, то есть перечень слов, которые должны войти в кроссворд. Для этого найдите в своем конспекте основные понятия и подчеркните их. Слова-задания – это существительные в единственном числе, именительном падеже. Слов должно быть достаточно много (как правило, более 20), чтобы как можно полнее охватить всю тему (допустимо использование терминов из других тем и разделов, логически связанных с изучаемой темой).

3 Выпишите эти понятия на отдельный лист.

4 Подчеркните в них одинаковые повторяющиеся буквы.

5 Расположите слова так, чтобы повторяющееся буквы одновременно использовались в словах, написанных по вертикали и по горизонтали.

6 Пронумеруйте слова.

7 В соответствии с номерами выпишите определения понятий.

8 Начертите сетку кроссворда.

9 Разметьте сетку кроссворда цифрами (номерами понятий).

10 Оформите кроссворд. Оформление кроссворда состоит из трех частей: заданий, кроссворда с решением, того же кроссворда без решения. Подпишите его.

Критерии оценки:

- смысловое содержание;

- грамотность;

- выполнение правил составления кроссвордов;

- точность формулировок;

- эстетичность.

3 Задания для самостоятельного выполнения по

Критерии оценки

- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;

- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;

- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.

Тема ВСР: Подготовить презентацию «Допуски и посадки» (2 часа).

Критерии оценки

- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;

- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;

- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.

Тема ВСР: Составьте таблицу «Измерительный инструмент» (2 часа).

Название инструмента Назначение инструмента
   

Критерии оценки

- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;

- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;

- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.

Тема ВСР: Составьте таблицу «Методы контроля геометрический параметров поверхностей» (2 часа).

Метод контроля Описание метода
   

Критерии оценки

- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;

- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;

- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.

Критерии оценки

- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;

- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;

- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.

Тема ВСР: Составьте таблицу «Размерная слесарная обработка» (2 часа).

Название операции Применяемые инструменты Применяемые приспособления
     

Критерии оценки

- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;

- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;

- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.

Тема ВСР: Составьте таблицу «Пригоночные операции» (2 часа).

Название операции Применяемые инструменты Применяемые приспособления
     

Критерии оценки

- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;

- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;

- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.

Тема ВСР: Составьте таблицу «Сборка соединений» (2 часа).

Виды соединений Применяемые инструменты Применяемые приспособления
     

Критерии оценки

- «отлично» выставляется, если задание выполнено своевременно, коротко и точно раскрыты основные параметры, работа защищена;

- «хорошо» выставляется, если задание выполнено своевременно, содержание раскрыто неполностью, работа защищена;

- «удовлетворительно» выставляется, если задание выполнено несвоевременно, содержание неконкретно, работа не защищена.

ВВЕДЕНИЕ

Данные методические указания по организации и проведению самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с содержанием рабочей программы ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» профессии23.01.03 «Автомеханик».

Профессиональный модуль «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» изучается в течение четырех семестров. Общий объем времени, отведенный на выполнение самостоятельной работы по МДК 01.01. «Слесарное дело и технические измерения» - 40 часов

Методические указания призваны помочь студентам правильно организовать самостоятельную работу и рационально использовать свое время при овладении содержанием ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта», закреплении теоретических знаний и умений.

Самостоятельная работа направлена на освоение студентами следующих результатов обучения согласно ФГОС профессии23.01.03 «Автомеханик» и требованиям рабочей программы ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»:

умения:

- выполнять метрологическую поверку средств измерений;

- выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;

- снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;

- определять неисправности и объем работ по их устранению и ремонту;

- определять способы и средства ремонта;

- применять диагностические приборы и оборудование;

- оформлять учетную документацию;

знания:

- средства метрологии, стандартизации и сертификации;

- основные методы обработки автомобильных деталей;

- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;

- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;

- технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;

- виды и методы ремонта;

- способы восстановления деталей.

1 Распределение часов на выполнение самостоятельной работы студентов по разделам и темам ПМ 01. «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»

Наименование раздела, темы Виды ВСР Количество часов на ВСР
Раздел 1. МДК 01.01. Слесарное дело и технические измерения 17(20)
Тема 1. 2.Технические измерения.  
  Подготовить доклад «Наука метрология»
Подготовить презентацию «Допуски и посадки»
Составьте таблицу «Измерительный инструмент
Составьте таблицу «Методы контроля геометрический параметров поверхностей»
Тема 1.1. Слесарное дело. Основные виды слесарных операции 12 (20)
  Составьте таблицу «Подготовительные операции»
Составьте таблицу «Размерная слесарная обработка»
Составьте таблицу «Пригоночные операции»
Составьте таблицу «Сборка соединений»

2Методические рекомендации для студентовпо конкретным видам самостоятельной работы

Составление сводной (обобщающей) таблицы

Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы. Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания.

Этапы составления сравнительных таблиц:

- выделить существенные признаки (линии), по которым целесообразно провести сопоставление;

- сформулировать их в виде краткого плана, записать в первую графу таблицы;

- в соответствующие графы горизонтально заносятся сведения по каждой линии сравнения;

- формулируется частный вывод о сходстве и различии сравниваемых объектах;

- итоги всей сравнительной работы сходятся в общем выводе.

Роль студента при составлении таких таблиц заключается в следующем:

- изучить информацию по теме;

- выбрать оптимальную форму таблицы;

- информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;

- пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

Критерии оценки составления таблицы:

- соответствие содержания теме;

- логичность структуры таблицы;

- правильный отбор информации;

- наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

- работа соответствует по оформлению всем требованиям и сдана в срок.

Подготовка доклада

Наши рекомендации