Уравнение тормозного баланса автотранспортных средств.

Если записать уравнение динамического равновесия продольных сил, но для тормозящего одиночного автомобиля (все реакции Rx отрицательны, а сила Pjx положительна), то оно будет иметь вид

Pjx = SPxt + Pw + Pa . (83)

Уравнение тормозного баланса после преобразований можно записать в виде

Pjt = Pдt + Pt + Pw + Py , (84)

где Pдt – тормозная сила двигателя, Н.

Замедление АТС при торможении и тормозной путь. Можно записать уравнение удельного тормозного баланса, если обе части уравнения (84) разделить на полный вес АТС

djt / g jt = (Pдt + Pt + Pw) / Ga + y. (86)

Первое слагаемое правой части уравнения (86) называется тормозным фактором Dτ= (Pдt + Pt + Pw) / Ga, и тогда для замедления АТС можно записать (м/с):

jt = [(Dt + y) g] / djt . (87)

Графическая зависимость тормозного фактора от скорости движения Dt = f (Va) называется тормозной характеристикой АТС.

Уравнение (87) может быть использовано при любых режимах торможения.

При служебном торможении, имеющим целью уменьшение скорости движения до желаемой величины или до полной остановки в случае, когда нет необходимости создавать на колесах тормозные силы, максимально возможные по сцеплению. Свыше 95% случаев торможения относится к служебному. Поэтому правильное использование различных способов служебного торможения в значительной степени определяет долговечность и надежность рабочей тормозной системы и безопасность движения.

Служебное торможение может производиться следующими способами:

- торможение двигателем;

- торможение с неотсоединенным двигателем;

- торможение с отсоединенным двигателем.

Проходимость как фактор выбора автотранспортных средств для перевозок в определенных условиях.

Под проходимостью понимают свойство АТС перевозить грузы, пассажиров с наибольшей эффективностью в тяжелых дорожных условиях или условиях бездорожья. К таким условиям относятся мокрые, грязные, заснеженные, размокшие и т.п. дороги и различные препятствия.

Около 35% грузооборота автотранспорта приходится на сельское хозяйство и около 25% – на строительство. Значительная часть перевозок как сельскохозяйственных, так и строительных грузов перевозится по местности или грунтовым дорогам без их укрепления, обработки вяжущими материалами или улучшения такими материалами, как гравий, щебень и др.

Все АТС в зависимости от их назначения и соответствующего этому назначению объема конструктивных мероприятий, обеспечивающих их проходимость, подразделяются на три основные группы (категории): дорожной (колесная формула 4´2, 6´4, 6´2), повышенной (4´4, 6´6) и высокой проходимости (8´8, 12´12).

К группе дорожных принято относить АТС с колесным движителем, у которых на ведущие колеса приходится только часть массы.

К группе АТС повышенной проходимости относят двух- и трехосные полноприводные автомобили, автопоезда с активным приводом (автопоезда, у которых все колеса тягача и прицепа (полуприцепа) ведущие) и подобные им АТС. На таких автомобилях применяют тороидные шины с соответствующим рисунком протектора, широкопрофильные или арочные шины. В некоторых конструкциях используют центральную систему регулирования давления воздуха в шинах. В трансмиссиях устанавливают в большинстве случаев блокируемые дифференциалы.

К группе высокой проходимости относят полноприводные четырехосные АТС, конструкции которых специально приспособлены для движения в условиях бездорожья. АТС такого типа отличаются своеобразной компоновочной схемой, полноприводностью, наличием в трансмиссии самоблокирующихся дифференциалов, использованием специальных типов шин (сверхнизкого давления, пневмокатков), а также дополнительных устройств (выдвижные катки для преодоления канав). Очень часто АТС высокой проходимости являются плавающими и имеют различные особые типы движителей.

В соответствии с ГОСТом проходимость делится на профильную и опорную. Профильная проходимость характеризует возможность преодолевать неровности дороги, препятствия (канавы, рвы, броды), вписываться в полосу движения. Опорная проходимость определяет возможность движения в ухудшенных дорожных условиях и по деформируемым опорным поверхностям.

Наши рекомендации