Кафедра «Экономика природопользования и сервис экосистем»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Экономика природопользования и сервис экосистем»

Ф.П. Шпак, А.М. Перепеченов

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА

ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

Учебное пособие для студентов специальности

Сервис»,

Специализации 100101.65.12 «Автосервис»

Издание второе, переработанное и дополненное

Санкт-Петербург

Шпак Ф.П., Перепеченов А.М. Проектирование процесса оказания услуг. Учебное пособие для студентов специальности 100101.65 «Сервис», специализации 100101.65.12 «Автосервис». Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: СПбГУСЭ, 2009. – 129 с.: ил.

Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом специальности 100101.65 «Сервис» по дисциплине ДС 01.05 «Проектирование процесса оказания услуг» для студентов, обучающихся по специализации 100101.65.12 «Автосервис».

В пособии представлены виды, типы и функции предприятий и организаций сферы сервиса транспортных средств, состояние и пути развития их производственно-технологической базы, включая порядок проектирования, реконструкции и технического перевооружения с учетом требований технической, пожарной и экологической безопасности работ.

Основное внимание в пособии уделяется вопросам непосредственно проектированию процессов оказания самих услуг, началом которых являются их маркетинговые исследования и информационные воздействия на потребителя услуг транспортной сферы.

Важнейшими составляющими проектирования процессов оказания услуг являются обеспечение согласования спроса и предложения, высокого качества, производительности и эффективности их реализации на предприятиях сферы сервиса транспортных средств, порядок согласования документации и сертификации услуг.

Рецензент:

Санкт-Петербургский Государственный университет сервиса и экономики

Основные сокращения

АТП – автотранспортные предприятия,

АТС - автотранспортные средства,

ЕО – ежедневное обслуживание,

ЕСКД – единая система конструкторской документации,

ЕСТД – единая система технологической документации,

ИСО – Международная организация стандартов,

КДО – контрольно-диагностическое оборудование,

КДР – контрольно-диагностические работы,

КР – капитальный ремонт,

НТД – нормативно-техническая документация,

ОНТП – Общесоюзные нормы технологического проектирования,

ОСУ – орган по сертификации услуг,

ПАС – предприятие автосервиса,

ППР – планово-предупредительные работы,

ПТБ – производственно-технологическая база,

СИ – средства измерений,

СМО – система массового обслуживания,

СНиП – строительные нормы и правила,

СО – сезонное обслуживание,

СТС – сервис транспортных средств,

ТО – техническое обслуживание,

ТР – текущий ремонт,

ТУ – технические условия.

Введение

Цель изучения дисциплины: формирование знаний, умений и навыков студентов в вопросах проектирования процессов оказания услуг в сфере СТС с учетом соблюдения технологических, нормативно-правовых и экологических требований, рекомендаций Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002–93 [13], которые обеспечивают квалифицированную реализацию профессиональных обязанностей исполнителей услуг.

Основные задач дисциплины:

- освещение принципов и методов проектирования процессов оказания услуг,

- изучение основ проектирования и реконструкции предприятий сферы СТС,

- изучение вопросов анализа и оценки эффективности процессов оказания услуг,

- изучение методов теории массового обслуживания и имитационного моделирования в приложении их к проектированию процессов оказания услуг,

- освоение студентами методов выбора современного оборудования для реализации процессов оказания услуг,

- формирование у студентов практических навыков поиска оптимальных технических решений при проектировании процессов оказания услуг на предприятиях сферы СТС.

В результате освоения дисциплины «Проектирование процесса оказания услуг» выпускник должен:

знать:

- виды, типы и функции предприятий коммунально-бытовой и транспортной сфер сервиса;

- нормативную документацию, регламентирующую деятельность предприятий сервиса и порядок согласования проектной документации;

- принципы и методы проектирования процессов оказания услуг в Российской Федерации и за рубежом;

- нормативно-правовые и технологические требования к предприятиям и исполнителям услуг;

уметь:

- анализировать желания и интересы потребителей услуг;

- согласовывать спрос и предложения услуг;

- оформлять по результатам диагностирования объектов сервиса рабочую документацию на процессы оказания услуг;

- прогнозировать развитие предприятий сферы сервиса и перспективность отдельных услуг;

- разрабатывать направления развития производственно-технологическую базу сервисных предприятий;

получить навыки:

- поиска оптимальных технических решений при проектировании процессов оказания услуг, разработки проектов рабочих мест исполнителей услуг;

- расчета производственной программы и загрузки предприятий коммунально-бытовой и транспортной сферы услуг.

Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных студентами при изучении дисциплин: «Человек и его потребности (сервисология)», «Системный анализ в сфере сервиса», «Менеджмент и маркетинг в сфере сервиса», «Прогнозирование и планирование в сервисе», «Основы функционирования систем сервиса», «Технологические процессы в сервисе», «Экспертиза и диагностика объектов и систем сервиса» и «Технические средства предприятий сервиса». Знания, полученные при изучении этой дисциплины, необходимы для изучения дисциплин: «Система, технология и организация сервиса транспортных средств», «Системы автоматизированного проектирования в сервисе», «Организация технического обслуживания и ремонта транспортных средств», «Организация автотранспортных предприятий и перевозочных услуг» и «Автоматизированное управление предприятиями автосервиса».

Проектирование процесса оказания услуг включает в себя проектированием предприятий, на которых оказываются услуги. В данном учебном пособии излагаются основные положения проектирования предприятий сферы СТС, приводятся требования строительных норм и правил, пожарной, технической и экологической безопасности проектов. Более подробно и с применением информационных технологий эти вопросы изучаются в дисциплинах «Технические средства предприятий сервиса» и «Системы автоматизированного проектирования в сервисе». Здесь больше внимания уделяется проектированию самих процессов оказания услуг, начиная с процессов, обеспечивающих реализацию маркетингового комплекса с целью привлечения потребителей услуг, а также всего комплекса требований нормативно-технической, правовой и т.д. документации, обеспечивающих высокое качество их предоставления.

Рампы и лифты

Для перемещения подвижного состава в многоэтажных зданиях следует предусматривать рампы или наклонные перекрытия. В зданиях с количеством шесть этажей и более допускается предусматривать лифты. Изолированные рампы должны располагаться у наружной стены здания с естественным освещением и отделяться от производственных помещений и помещений хранения автомобилей противопожарными перегородками 1-го типа. Проемы в перегородке, отделяющей рампу от помещений хранения и постов ТО и ТР подвижного состава, должны закрываться противопожарными воротами или предусматриваться открытые тамбуры длиной не менее 4 м, оборудованные дренчерными завесами[1] с автоматическим пуском с объемным расходом воды 1 л/с на 1 м2 пола тамбура. Ограждающие конструкции тамбура должны быть противопожарными с пределом огнестойкости 0,75 ч. Допускается устройство неизолированных рамп в следующих случаях:

а) при реконструкции и техническом перевооружении предприятий для всех типов подвижного состава в существующих зданиях I и II степеней огнестойкости со сложившейся конструктивной схемой рамп и устройстве соответствующих противопожарных преград в пределах площади пожарного отсека, указанного в табл.3, при этом площадь пожарного отсека должна определяться как сумма площади этажей, соединенных неизолированными рампами и перекрытиями, и не превышать площади этажа, указанного для одноэтажного здания;

б) в здании до 3 этажей I и II степеней огнестойкости, предназначенного только для хранения легковых автомобилей, работающих на бензине или дизельном топливе, при суммарной площади этажей не более 10400 м2.

Число рамп должно определяться расчетом, исходя из условий эвакуации всех автомобилей из здания в течение 1 ч при движении автомобилей со скоростью 15 км/ч и интервалом между ними 20 м.

При этом тип и число рамп следует принимать при количестве автомобилей, расположенных на всех этажах, кроме первого:

до 100 включительно - не менее одной однопутной рампы
свыше 100 до 200 - не менее одной двухпутной рампы
свыше 200 до 1000 - не менее двух однопутных рамп
свыше 1000 - не менее трех однопутных рамп или двух двухпутных рамп

Число лифтов следует принимать из расчета один стационарный лифт на каждые 100 автомобилей, один передвижной лифт на каждые 200 автомобилей, но во всех случаях не менее двух лифтов.

Ограждающие конструкции лифтовых шахт, помещений машинных отделений лифтов, каналов шахт и ниш для прокладки коммуникаций следует проектировать в соответствии со СНиП 2.01.02-85.

При проектировании рамп следует соблюдать следующие нормы:

- продольный уклон закрытых прямолинейных рамп по оси полосы движения должен быть не более 18%, криволинейных рамп - не более 13%, продольный уклон открытых, не защищенных от атмосферы осадков, рамп - не более 10%;

- поперечный уклон виражей криволинейных и прямолинейных рамп должен быть не более 6%;

- сопряжение рамп с горизонтальными участками пола должно быть плавным, а расстояние от низа автомобиля до пола должно быть не менее 0,1 м;

- с обеих сторон проезжей части рамп должны предусматриваться колесоотбойные устройства (барьеры) высотой 0,1 м и шириной 0,2 м; средний барьер, разделяющий проезжие части двухпутной рампы, должен иметь ширину не менее 0,3 м;

- на рампах с пешеходным движением вместо одного колесоотбойного устройства (барьера) должен предусматриваться тротуар шириной не менее 0,8 м, на криволинейных рампах тротуар должен располагаться с внутреннем стороны;

- расстояние от пола проезжей части рампы до выступающих строительных конструкций или до подвесного оборудования должно быть не менее чем на 0,2 м больше высоты наиболее высокого подвижного состава, но не менее 2 м.

Наклонные междуэтажные перекрытия должны иметь уклон не более 6%.

Планировочные параметры постов мойки, ТО и ТР

Количество постов мойки рекомендуется определять из условия, что мойкой в течение суток пользуется около 10% автомобилей от общей вместимости автостоянки для постоянного хранения и около 5% автомобилей от общей вместимости стоянки для кратковременного хранения. Необходимо учитывать:

- пропускную способность моечных постов (при ручной шланговой мойке - 5-6 автомашин в час, при механизированной - 10-12 автомашин в час);

- время возврата автомобилей на автостоянку - примерно через 4 часа.

В автостоянках для индивидуальных владельцев (с закрепленными автомобиле-местами) рекомендуется предусматривать на 100 и более (до 200 включительно) автомобиле-мест 1 пост ТО (ТР) и по 1 посту на каждые последующие полные и неполные 200 автомобиле-мест.

Планировку постов мойки, ТО и ТР автомобилей в составе автостоянки следует выполнять с учетом параметров, приведенных в таблицах.2.2, 2.3 и 2.4 настоящего пособия.

Высоту помещений постов ручной шланговой мойки автомобилей, а также постов ТО и ТР напольных и оборудованных смотровыми канавами следует принимать не менее 2,5 м в чистоте. При оборудовании моечных постов механизированными щеточными установками, высоту помещений следует принимать не менее 3,6 м в чистоте.

Размеры осмотровых канав рекомендуется проектировать с учетом следующих требований:

- длина рабочей зоны осмотровой канавы должна быть более габаритной длины обслуживаемого автомобиля (но не менее 5м);

- ширина осмотровой канавы должна устанавливаться исходя из размеров колеи автомобиля с учетом устройства наружных реборд (0,9 м для легковых автомобилей, также для автобусов особо малого класса);

- рекомендуемая глубина осмотровой канавы - 1,5 м.

На въездной части осмотровой канавы целесообразно предусматривать рассекатель высотой 0,15м.

Для входа в осмотровую канаву рекомендуется предусматривать лестницы шириной не менее 0.7м.

Входы в осмотровые канавы не следует располагать под автомобилями и на путях движения и маневрирования автомобилей, рекомендуется также устройство ограждения указанных входов перилами высотой 0,9 м.

На тупиковых осмотровых канавах целесообразно предусматривать устройства упоров для колес автомобилей.

В осмотровых канавах желательно устройство ниш для размещения светильников и розеток для включения переносных ламп напряжением 12В.

Ворота

Количество наружных ворот в помещениях для хранения или постов обслуживания автомобилей, расположенных в первом или цокольном этаже, принимается согласно таблицы 2.6.

При количестве автомобилей более 50 к количеству ворот, указанному в последней строке таблицы, добавляют одни ворота на каждые 50 автомобилей.

Таблица 2.6 Количество наружных ворот в помещениях для хранения и ТО

Количество АТС в помещении, не менее Количество наружных ворот
До 10
От 11 до 25
От 26 до 50

Примечания.

1. При возможности выезда автомобилей наружу через смежные помещения количество наружных ворот может быть уменьшено на одни ворота, кроме помещений для хранения до автомобилей.

2. При размещении помещений для хранения или постов обслуживания автомобилей на втором и выше этажах к количеству ворот, указанному в таблице, добавляют одни ворота на каждую однопутную рампу или на каждую полосу движения двухпутной рампы.

2.1.6 Противопожарные требования

При проектировании предприятий необходимо учитывать противопожарные требования согласно Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) [12]. Здания и сооружения в зависимости от предела огнестойкости отдельных их частей разделяются по пожарной опасности на пять степеней. В зданиях I и II степеней огнестойкости все части несгораемые. В зданиях III степени огнестойкости междуэтажные чердачные перекрытия и перегородки могут быть трудносгораемыми, совмещенные покрытия — сгораемыми, все прочие части здания — несгораемыми. В зданиях IV и V степеней огнестойкости, кроме «брандмауэров» все части здания могут быть трудносгораемыми исгораемыми. Требуемая степень огнестойкости здания обусловливается пожарной опасностью (категорией) производственных процессов проектируемого предприятия.

Все виды производств по степени их пожарной опасности разбиваются на пять категорий (А, Б, В, Г и Д) и применительно к автотранспортным предприятиям приведены в таблице 2.7.

Таблица 2.7 Классификация помещений по категории пожарной опасности

Категория Наименование помещений
А Малярное отделение, склад лакокрасочных материалов, помещение для заряда аккумуляторных батарей
Б Склад топливо-смазочных материалов (со вспышкой от 28 до 120оС)
В Помещение для хранения автомобилей, кузовное, обойное и шиномонтажное отделения, склад топливо-смазочных материалов (вспышка выше 20оС), шин, материалов и запасных частей, если они хранятся в упаковке, деревянной таре и т.д.
Г Кузнечно-рессорное, сварочное и жестяницкое отделения
Д Помещение для постов ТО, слесарно-механическое и электромеханическое отделения, компрессорная и склад запасных частей

Степень огнестойкости одноэтажных зданий с помещениями, предназначенными для хранения или технического обслуживания автомобилей, должна быть не менее указанной в таблице 2.8.

Таблица 2.8 Огнестойкости одноэтажных зданий для хранения или ТО

Количество автомобилей в помещении для хранения Количество постов для обслуживания автомобилей Степень огнестойкости здания или его части
Более 100 Более 30 II
От 51 до 100 От 11 до 30 III
От 21 до 50 10 и менее IV
20 и менее   V

На открытых площадках автомобили должны храниться группами при количестве автомобилей в одной группе не более 200. Противопожарный разрыв между группами должен быть не менее 20 м.

Противопожарные разрывы от площадок для открытого хранения автомобилей до производственных зданий и сооружений промышленных предприятий принимают: не менее-15 м до зданий и сооружений I и II степеней огнестойкости; не менее 20 м до зданий и сооружений III, IV и V степеней огнестойкости.

Отопление и вентиляция

Здания автотранспортных предприятий должны быть оборудованы центральным отоплением от теп­лосети или собственной котельной. В качестве теплоносителя для отопления и вентиляции применяется перегретая вода с температурой до 150° С, а для производственного пароснабжения - пар давлением 0,4-0,5 МПа. Температура нагревательных приборов в административно-конторских помещени­ях допускается не выше 95°С. Расчетные температуры воздуха помещений для хранения и обслуживания автомобилей, а также некоторых складских помещений следует принимать по данным таблицы 2.9.

Таблица 2.9 Расчетные температуры воздуха помещений

Наименование помещений Расчетная температура воздуха, оС
Помещения для хранения автомобилей
Помещения для обслуживания автомобилей
Помещения для хранения запасных частей, инструментов, масел, обтирочных материалов

Отопление помещений для хранения и обслуживания автомобилей следует предусматривать воздушное, совмещенное с приточной вентиляцией.

В остальных производственных помещениях для отопления предусматривают установку местных нагревательных приборов.

При расчете отопления помещений для хранения и технического обслуживания автомобилей следует учитывать также расход тепла на обогревание холодных автомобилей, въезжающих в помещения. Продолжительность обогревания автомобилей в помещении следует принимать:

Для легковых автомобилей ………………………………… 1 час
Для грузовых автомобилей и автобусов с карбюраторными двигателями …………………………...   2 часа
Для грузовых автомобилей и автобусов с дизельными двигателями ………………………………………………….   3 часа

Воздушные или воздушно-тепловые завесы у наружных ворот следует предусматривать в помещениях для хранения более 15 автомобилей и в отделениях для обслуживания и ремонта автомобилей с количеством рабочих постов более 5.

Вентиляция предусматривается во всех помещениях предприятия независимо от степени загрязнения воздуха. Вентиляция может быть естественной или искусственной, последняя осуществляется при помощи местных отсосов и вытяжных и приточных агрегатов. Воздух, удаляемый общеобменной вытяжной вентиляцией и местными отсосами, должен возмещаться приточными системами. В целях наилучшего использования объема здания рекомендуется вентиляционные камеры располагать на антресолях с таким расчетом, чтобы максимальная протяженность воздуховодов не превышала 40—50 м. В помещениях технического обслуживания и хранения автомобилей применяют общеобменную вентиляцию, при этом приточный воздух подается в помещения технического обслуживания рассредоточение в рабочую зону, а в помещении хранения - сосредоточенно сверху вниз. Воздух из помещений хранения автомобилей следует удалять из верхней и нижней зон помещений, а из помещений постов обслуживания автомобилей - только из верхней зоны.

На постах, предназначенных для проверки состояния и регулировки, двигателей, должны предусматриваться местные отсосы отработавших газов. Воздух, удаляемый из помещений для окраски автомобилей с применением пульверизации, перед выбросом его наружу должен очищаться в гидравлических фильтрах.

Водоснабжение и канализация

Автотранспортные предприятия должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и производственным водопроводами. Расход воды на хозяйственно-питьевые нужды принимают из расчета 45 л на одного человека в смену, работающего в тепловых участках, и 25 л на одного человека, работающего в остальных помещениях, при коэффициенте часовой неравномерности водопотребления 2,5—3. Расход воды на душ принимают из расчета 500 л/ч на одну душевую сетку, а на умывальники – 180-200 л/ч на кран. Расход на производственные нужды определяют суммированием расходов воды отдельными потребителями с учетом одновременности их работы. Количество воды на мойку одного автомобиля приведено в таблице 2.10.

Таблица 2.10 Расчетный расход воды на мойку одного автомобиля

Тип АТС Ручная мойка, л Автоматическая мойка, л
Легковой 500-700 1000-1500
Грузовой 700-1000 1500-2000

В целях сокращения расхода воды на мойку автомобилей следует рекомендовать оборотное водоснабжение. Расход воды для котельной определяют по паспортным данным и продолжительности работы котлов. Водоснабжение для пожаротушения должно осуществляться от наружных пожарных гидрантов или из водоемов.

В предприятиях сферы сервиса транспортных средств обычно предусматриваются две самостоятельные системы канализации: производственная и хозяйственно-фекальная. Производственные сточные воды, содержащие песок, грязь, топливо и смазочные материалы, перед спуском в канализационную сеть должны подвергаться очистке в грязеотстойниках и топливомаслоуловителях, размещаемых, как правило, вне здания. Предприятия, находящиеся в городской черте, должны оснащаться системами оборотного водоснабжения.

Электроснабжение

Для освещения используют люминесцентные лампы, так как они наиболее экономичны как с точки зрения потребления энергии, так и срока службы светильников. В больших цеховых зданиях и помещениях зарекомендовали себя ряды люминесцентных ламп в качестве осветительных полос. По своему характеру этот тип освещения наиболее приближается к спектру дневного света.

Для каждого места производится расчет освещенности в пределах значений 300— 500 люкс на высоте 1 м над полом ПАС.

Минимальные рекомендуемые значения освещенности для отдельных участков следующие:

Выставочные помещения ……………………… от 300 до 500 лк
Офисы …………………………………………... 500 лк
Мастерские ……………………………………... 400 лк
Склад запчастей ………………………………... 300 лк

Помещения для хранения машин, складские помещения, а также другие помещения, постоянного пребывания работников в которых не требуется, могут быть без естественного освещения.

Окна, обращенные на солнечную сторону, должны быть оснащены устройствами, обеспечивающими защиту от прямых солнечных лучей.

Не допускается загораживать окна и другие световые проемы материалами, оборудованием и т. п.

Световые проемы верхних фонарей должны быть застеклены армированным стеклом или под фонарем должны быть подвешены металлические сетки для защиты от возможного выпадения стекол.

Очистка от загрязнений остекления светопроемов и фонарей должна проводиться регулярно, при значительном загрязнении - не менее 4 раз в год, а при незначительном - не менее 2 раз в год.

Помещения и рабочие места должны обеспечиваться искусственным освещением, достаточным для безопасного выполнения работ, пребывания и передвижения людей в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил.

Для электропитания светильников общего освещения в помещениях применяют, как правило, напряжение не выше 220 В. В помещениях без повышенной опасности указанное напряжение допускается для всех стационарных светильников независимо от высоты их установки.

В помещениях с повышенной опасностью и особо опасных при установке светильников напряжением 220 В общего освещения с лампами накаливания и газоразрядными лампами на высоте менее 2,5 м необходимо применять светильники, конструкция которых исключает возможность доступа к лампе без применения инструмента. Электропроводка, подводимая к светильнику, должна быть в металлических трубах, металлорукавах или защитных оболочках. Кабели и незащищенные электропровода можно использовать лишь для питания светильников с лампами накаливания напряжением не выше 50 В.

Светильники с люминесцентными лампами напряжением 127—220 В допускается устанавливать на высоте менее 2,5 м от пола при условии недоступности их токоведущих частей для случайных прикосновений.

Для местного освещения рабочих мест следует использовать светильники с непросвечивающими отражателями. Конструкция светильников местного освещения должна предусматривать возможность изменения направления света.

Для электропитания светильников местного стационарного освещения должно применяться напряжение: в помещениях без повышенной опасности - не выше 220 В, а в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных - не выше 50 В.

Штепсельные розетки напряжением 12—50 В должны отличаться от штепсельных розеток напряжением 127—220 В, а вилки 12—50 В не должны подходить к розеткам 127—220 В.

При использовании для общего и местного освещения люминесцентных и газоразрядных ламп должны быть приняты меры для исключения стробоскопического эффекта.

В помещениях сырых, особо сырых, жарких и с химически активной средой применение люминесцентных ламп для местного освещения допускается только в арматуре специальной конструкции.

Освещение осмотровых канав светильниками напряжением 127—220 В допускается при соблюдении следующих условий:

- вся электропроводка должна быть внутренней (скрытой), имеющей надежную электро- и гидроизоляцию;

- осветительная аппаратура и выключатели должны иметь электро- и гидроизоляцию;

- светильники следует закрывать стеклом или ограждать защитной решеткой;

- металлические корпуса светильников должны заземляться (зануляться).

Аварийное освещение должно обеспечивать необходимую освещенность для продолжения работ или безопасного выхода людей из помещений при внезапном отключении рабочего освещения. Светильники аварийного освещения должны присоединяться к электросети, независимой от рабочего освещения, автоматически включаться при внезапном выключении рабочего освещения.

В помещениях для хранения машин, работающих на газе, а также в помещениях для их технического обслуживания, ремонта и проверки технического состояния должно предусматриваться аварийное освещение в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.

В этих помещениях электропитание аварийной вентиляции, аварийного освещения, а также системы контроля газовой среды должно предусматриваться по первой категории надежности электроснабжения.

Для электропитания переносных светильников в помещениях с повышенной опасностью и особо опасных необходимо применять напряжение не выше 50 В.

При наличии особо неблагоприятных условий, когда опасность поражения электрическим током усугубляется теснотой, неудобным положением работника, соприкосновением с заземленными (запуленными) поверхностями (работа в котлах, емкостях и т. п.), для питания переносных светильников применяют напряжение не выше 12 В.

Во взрывоопасных помещениях должны применяться светильники во взрывозащищенном исполнении, а в пожароопасных - светильники во влагонепроницаемом и пыленепроницаемом, закрытом исполнении.

Общие положения

Расчетные технологические данные предназнача­ются для целей технологического проектирования автотранспортных предприятий как комплексных, так и с централизованным обслуживанием, и могут быть распространены на проектирование новых и реконструкцию действующих предприятий.В основу настоящих данных заложены следующие материалы.

1) Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта.

2) Ведомственные строительные нормы ВСН 01-89 «Предприятия по обслуживанию автомобилей».

3) Система нормативных документов в строительстве. Основные положения (СНиП 10-01-94).

4) Планировка и застройка городских и сельских поселений (СНиП 2.07.01-89).

5) Руководство по организации производства технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей в автотранспортных предприятиях.

Нормами предусматривается расчет:

- плана технического обслуживания и ремонта АТС;

- производственной программы предприятия;

- количества рабочих постов для ТО и ТР;

- количества производственных рабочих;

- площадей производственных, складских поме­щений и хранения подвижного состава.

Трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта предусматривают:

- механизированную мойку подвижного состава;

- организацию работ первого технического обслуживания на поточных линиях;

- организацию работ по текущему ремонту на универсальных и специализированных постах;

- агрегатно-участковую организациюпроизводства технического обслуживания и текущего ремонта;

- ремонт основных агрегатов и узлов на специализированных постах.

В России принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей. Сущность этой системы состоит в том, что техническое обслуживание носит профилактический характер и осуществляется по плану, а ремонт - по потребности.

Техническое обслуживание включает следующие виды работ: уборочно-моечные, контрольно-диагностические, крепежные, смазочные, заправочные, регулировочные, электротехническое и другие работы без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов и механизмов. Если при техническом обслуживании нельзя убедиться в полной исправности отдельных узлов, то их следует снимать с автомобиля для контроля на специальных стендах и приборах

На предприятия сферы СТС выполняются следующие виды воздействий на АТС:

- ежедневное обслуживание (ЕО),

- первое техническое обслуживание (ТО-1),

- второе техническое обслуживание (ТО-2),

- текущий ремонт (ТР).

Для расчета периодичности ТО и ТР в ОНТП-01-91 приведена классификация подвижного состава автомобильного транспорта (таблица 2.11)

Таблица 2.11 Классификация АТС

Тип подвижного состава Характеристика подвижного состава
Автомобили легковые Рабочий объем двигателя, л
особые малого класса до 1,2 вкл.
малого класса св. 1,2 до 1,8
среднего класса св. 1,8 до 3,5
Автобусы Длина, м
особые малого класса до 5,0 вкл.
малого класса св. 6,0 до 7,5
среднего класса св. 8,0 до 10,0
большого класса св 10,5 до 12,0
особо большого класса св. 12,0
Автомобили грузовые общего назначения Полезная нагрузка, т
особо малой грузоподъемности от 0,5 до 1,0
малой грузоподъемности св. 1,0 до 3,0
средней грузоподъемности св. 3,0 до 5,0
большой грузоподъемности св. 5,0 до 8,0
особо большой грузоподъемности св. 8,0 до 16,0

Рекомендации по составу и размещению технологического оборудования

1. Перемещение людей, материалов и документов должно совершаться на минимально возможное расстояние. Одна из самых больших составляющих затрат на многих оптовых складах - это управление движением материалов.

2. Высокое использование пространства наряду с возможностями для расширения. Если существующей загрузки будет недостаточно, должно существовать доступное для роста подразделения пространство или здания должны быть построены таким образом, чтобы к ним можно было легко добавить крыло или еще один этаж.

3. Гибкость для переустройства, изменения услуг и возможного роста. Изме­нения в продукции или услугах, изменения требуемого выпуска и улучшения в схеме расположения время от времени делают необходимым проведение модификаций.

4. Удовлетворительная физическая среда для рабочих. Она включает хорошее освещение, температурный контроль, низкий шум и комнаты отдыха. Стационарное оборудование, такое как бойлер, должно находиться вне рабочей области.

5. Удобство для потребителей во время обслуживания.

6. Привлекательный вид помещений, предназначенных для руководства и потребителей.

ООО Advising Bureau «Решения успеха» г. Санкт-Петербург в 2006 году провело маркетинговые исследования комплектации участков автосервиса с целью определения оптимального уровня комплектации участков. Исследование проводилось по 75 автосервисам России. Результаты следующие участки [23]:

Участок развала – схождения

1) Подъёмник четырёхстоечный с углублениями под поворотные круги и подвижными пластинами.

2) Домкрат пневмогидравлический (траверса)

3) Два поворотных круга.

4) Стенд сход-развал 3D, монитор, принтер.

Участок шиномонтажа

1) Балансировочный станок (автоматический ввод, дисплей).

2) Шиномонтажный станок (автоматический, взрывная подкачка).

3) Автоматическая мойка колёс.

4) Подъёмник для шиномонтажа.

5) Станок для правки дисков (используется редко).

6) Электрогайковёрт/пневмогайковерт.

7) Домкрат подкатной гидравлический.

8) Пистолет для подкачки шин.

9) Станок для финишной балансировки колёс.

10) Устройство для монтажа/демонтажа низкопрофильных шин.

11) Конус для автомобилей 4x4.

12) Ключ динамометрический.

13) Ванна для проверки колёс.

14) Верстак.

Компрессорная

1) Компрессор (винтовой или поршневой).

2) Ресивер.

3) Осушитель.

4) Влагоотделитель.

5) Линейный фильтр.

6) Клапан слива конденсата.

7) Индикатор загрязненности фильтрующего элемента.

Участок покраски

1) Покрасочно-сушильная камера.

2) Пистолет окрасочный сопло 1.4мм (лак, эмаль)

3) Пистолет окрасочный сопло 1.7мм (наполнитель, шпатлевка)

4) Мойка краскопультов автоматическая

5)Фильтр для очистки воздуха

6) Шлифмашинка с пневмоприводом

7) Сушка инфракрасная передвижная

8) Машинка полировальная угловая

9) Пневмо-шлифовальная машинка эксцентриковая

10) Аппарат пылеудаляющий

11) Блок подготовки воздуха

12) Стойка для покраски элементов

13) Стойка для бамперов

14) Пистолет для нанесения антикоррозионных покрытий

Кузовной участок

1) Стапель + подъемник (или напольный стапель).

2) Набор суппортов.

3) Набор кронштейнов

4) Кронштейн роликовый с цепью для вытяжки вниз

5) Тяговое устройство

6) Кузовные зажимы (по маркам автомобилей)

7) Измерительная система (меха

Наши рекомендации