Инструктаж по ТБ, охране труда, пожарной и электробезопасности на АТП.
Оглавление
1. Ознакомление с предприятием. Инструктаж по ТБ, охране труда, пожарной и электробезопасности на АТП. Инструктаж по организации рабочего места, требования, предъявляемые к инструменту и оборудованию.
2. Оборудование и выполнение работ при определении неисправности системы питания карбюраторных двигателей.
3. Оборудование и выполнение работ при определении неисправностей системы питания инжекторных двигателей.
4. Оборудование и выполнение работ при определении неисправностей системы питания дизельного двигателя.
5. Оборудование и выполнение работ при определении неисправностей ходовой части, органов управления и трансмиссии.
6. Оборудование и выполнение работ при определении неисправностей датчиков ЭСУД.
7. Ознакомление с порядком оформления заказ-наряда на ремонт автомобиля.
1. Ознакомление с предприятием. Инструктаж по ТБ, охране труда, пожарной и электробезопасности на АТП. Инструктаж по организации рабочего места, требования, предъявляемые к инструменту и оборудованию.
Автомастерская выполняет работы по техническому обслуживанию, текущему ремонту легковых автомобилей различных моделей и грузовых автомобилей малой грузоподъёмностью типа Газель. В помещении расположены два подъемника для технического обслуживания легковых автомобилей различных моделей и грузовых автомобилей малой грузоподъёмности.
Автомастерская выполняет техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) и текущий ремонт агрегатов и систем автомобилей. Выполнение технического обслуживания автомобиля производится в полном объеме в соответствии с картами технического обслуживания разработанные заводом-изготовителем на конкретные типы автомобилей.
Текущий ремонт агрегатов и систем автомобиля заключается в восстановлении работоспособности агрегата или системы автомобиля. Капитальный ремонт автомобиля в данной автомастерской не производится ввиду малых площадей и не хватки мощностей. Проанализировав всё оборудование находящееся в автомастерской для выполнения тех технологических операций которые выполняются при ремонте можно обойтись и этим технологическим оборудованием, производительность его вполне хватает для того потока ремонта автомобилей, который осуществляется в автомастерской и составляет 3-5 автомобилей в день. Как правило, объём работ приходится на ремонт и восстановление работоспособности таких систем автомобиля как: тормоза, а именно замена изношенных колодок дисковых и барабанных тормозов, ремонт бензонасоса, очистка карбюратора, работы связанные с электрооборудованием, освещение, световая сигнализация и другие.
Оборудование и выполнение работ при определении неисправности системы питания карбюраторных двигателей.
В систему питания карбюраторного двигателя входят топливный бак, топливопроводы, топливные фильтры, топливный насос, воздушный фильтр, карбюратор и впускной трубопровод. К системе питания относят также выпускной трубопровод двигателя и глушитель.
Запас топлива для работы двигателя хранится в баке, из которого топливо подается к карбюратору насосом по топливопроводам. Фильтр-отстойник очищает топливо от механических примесей и отделяет случайно попавшую в него воду. Воздушный фильтр очищает от пыли поступающий в карбюратор атмосферный воздух.
Карбюратор приготовляет горючую смесь, которая по впускному трубопроводу поступает в цилиндры. Выпускной трубопровод отводит из цилиндров отработавшие газы. Глушитель уменьшает шум отработавших газов, выходящих в атмосферу.
Принцип действия и общее устройство карбюратора. В корпусе простейшего карбюратора размещены поплавковая и смесительная камеры. Поплавок, действующий на игольчатый клапан, поддерживает в поплавковой камере постоянный уровень топлива. Отверстие сообщает поплавковую камеру с атмосферой.
В верхней части смесительной камеры расположен входной воздушный патрубок, в средней установлен диффузор, имеющий суженное проходное сечение (горловину), а в нижней части (выходном патрубке) — заслонка, называемая дросселем, укрепленная на валике, пропущенном через отверстия в стенках смесительной камеры. При помощи рычага на наружном конце валика дросселя последний можно повернуть в требуемое положение. Выходной патрубок смесительной камеры соединен с впускным трубопроводом двигателя посредством фланца.
Полость поплавковой камеры сообщена с распылителем, выведенным в горловину диффузора, жиклером, имеющим калиброванное отверстие. Верхний срез распылителя расположен выше уровня топлива в поплавковой камере, топливо самотеком не выливается.
Во время работы двигателя атмосферный воздух, поступающий в цилиндры при тактах впуска, проходит через смесительную камеру, в которой, как и в цилиндрах, образуется разрежение, равное разности давлений атмосферного и в смесительной камере. Известно, что при движении жидкости или газа по трубопроводу их давление в суженном участке снижается, а скорость повышается. Поэтому наибольшее разрежение, а следовательно,максимальная скорость воздуха создаются в горловине диффузора
Основными неисправностями системы питания бензинового двигателя с карбюратором являются:
· прекращение подачи топлива в карбюратор;
· образование слишком бедной или богатой горючей смеси;
· подтекание топлива, затрудненный пуск горячего или холодного двигателя;
· неустойчивая работа двигателя на холостом ходу;
· перебои в работе двигателя, повышенный расход топлива;
· Основными причинами прекращения подачи топлива могут быть: повреждение клапанов или диафрагмы топливного насоса; засорение фильтров; замерзание воды в топливопроводах. Для того чтобы определить причины отсутствия подачи топлива, нужно отсоединить шланг, подающий топливо от насоса к карбюратору, опустить снятый с карбюратора конец шланга в прозрачную емкость, чтобы бензин не попал на двигатель и не произошло его возгорание, и подкачать топливо рычагом ручной подкачки топливного насоса или проворачивая коленчатый вал стартером. Если при этом появляется струя топлива с хорошим напором, то насос исправен.
· Тогда нужно вынуть топливный фильтр входного штуцера и проверить, не засорился ли он. О неисправности насоса свидетельствует слабая подача топлива, периодическая подача топлива и отсутствие подачи топлива. Эти причины могут говорить и о том, что засорилась магистраль подачи топлива от топливного бака к топливному насосу.
· Основными причинами обеднения горючей смеси могут быть: уменьшение уровня топлива в поплавковой камере; заедание игольчатого клапана поплавковой камеры; слабое давление топливного насоса; загрязнение топливных жиклеров.
· Если изменяется пропускная способность главных топливных жиклеров, то это приводит к увеличению токсичности отработанных газов и снижению экономических показателей двигателя.
· Если двигатель теряет мощность, из карбюратора слышны «выстрелы», а двигатель перегревается, то причинами этих неполадок могут быть: слабая подача топлива в поплавковую камеру, засорение жиклеров и распылителей; засорение или повреждение клапана экономайзера, подсос воздуха через неплотности крепления карбюратора и впускного коллектора. Потеря мощности двигателя при работе на обедненной смеси может происходить из-за медленного сгорания смеси и, как следствие, меньшего давления газов в цилиндре. При обеднении горючей смеси двигатель перегревается, потому что сгорание смеси происходит медленно и не только в камере сгорания, но и во всем объеме цилиндра. В этом случае увеличивается площадь нагрева стенок и температура охлаждающей жидкости повышается.
Для ремонта и устранения дефектов необходимо проверить подачу топлива. Если подача топлива нормальная, необходимо проверить, нет ли подсоса воздуха в соединениях, для чего запускают двигатель, закрывают воздушную заслонку, выключают зажигание и осматривают места соединения карбюратора и впускного трубопровода. Если появляются мокрые пятна топлива, это указывает на наличие в данных местах неплотностей. Устраняют дефекты подтягиванием гаек и болтов крепления. При отсутствии подсоса воздуха проверяют уровень топлива в поплавковой камере и, если нужно, регулируют его. Если засорены жиклеры, их продувают сжатым воздухом или, в крайнем случае, осторожно прочищают мягкой медной проволокой.
Подтекание топлива следует устранять немедленно из-за возможности возникновения пожара и перерасхода топлива. Необходимо проверить плотность спускной пробки топливного бака, соединений топливо-проводов, целостность топливопроводов, герметичность диафрагм и соединений топливного насоса.
Причинами затрудненного запуска холодного двигателя могут быть: отсутствие подачи топлива в карбюратор; неисправность пускового устройства карбюратора; неполадки системы зажигания.
Если топливо хорошо подается в карбюратор и система зажигания исправна, возможной причиной может быть нарушение регулировки положения воздушной и дроссельной заслонок первичной камеры, а также пневмокорректора пускового устройства. Необходимо отрегулировать положение воздушной заслонки регулировкой ее тросового привода и проверить работу пневмокорректора.
Неустойчивая работа двигателя или прекращение его работы при малой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу может быть вызвана следующими причинами: неправильной установкой зажигания; образованием нагара на электродах свечей или увеличением зазора между ними; нарушением регулировки зазоров между коромыслами и кулачками распределительного вала; снижением компрессии; подсосом воздуха через прокладки между головкой и впускным трубопроводом и между выпускным трубопроводом и карбюратором.
Сначала нужно убедиться в исправности системы зажигания и механизма газораспределения, затем проверить отсутствие заеданий дроссельных заслонок и их привода, регулировку системы холостого хода карбюратора. Если регулировка не помогает добиться устойчивой работы двигателя, необходимо проверить чистоту жиклеров и каналов системы холостого хода карбюратора, исправность экономайзера принудительного холостого хода, герметичность соединений вакуумных шлангов системы ЭПXX и вакуумного усилителя тормозов.
После каждых 15 000–20 000 км пробега проверяют и подтягивают болты и гайки крепления воздухоочистителя к карбюратору, топливного насоса к блоку цилиндров, карбюратора к впускному трубопроводу, впускного и выпускного трубопроводов к головке блока цилиндров, приемной трубы глушителя к выпускному трубопроводу, глушителя к кузову. Снимают крышку, достают фильтрующий элемент воздухоочистителя, заменяют его новым. При работе в условиях запыленности фильтрующий элемент меняют после пробега 7000–10 000 км, меняют фильтр тонкой очистки топлива. При установке нового фильтра стрелка на его корпусе должна быть направлена по ходу движения топлива к топливному насосу. Необходимо снять крышку корпуса топливного насоса, вынуть сетчатый фильтр, промыть его и полость корпуса насоса бензином, продуть сжатым воздухом клапаны и установить все детали на место, вывернуть пробку из крышки карбюратора, вынуть сетчатый фильтр, промыть его бензином, продуть сжатым воздухом и поставить на место.
Кроме перечисленных работ через 20 000–25 000 км пробега карбюратор очищают и проверяют его работу, для чего снимают крышку и удаляют загрязнения из поплавковой камеры. Загрязнения отсасывают резиновой грушей вместе с топливом.
Затем продувают жиклеры и каналы карбюратора сжатым воздухом; проверяют и регулируют уровень топлива в поплавковой камере карбюратора; проверяют работу системы ЭПXX; регулируют карбюратор на соответствие содержания оксида углерода СО и углеводородов в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями.
Техническое обслуживание системы питания заключается также в ежедневном осмотре соединений топливопроводов, карбюратора и топливного насоса, чтобы убедиться в отсутствии подтекания топлива. Прогрев двигатель, нужно убедиться в устойчивости работы двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала. Для этого быстро открывают дроссельные заслонки, затем их резко закрывают.
Ремонт топливного насоса.
Недостаточное наполнение карбюратора топливом может быть вызвано неисправностью топливного насоса. В этом случае насос разбирают, все детали промывают в бензине или керосине и тщательно осматривают их для выявления трещин и обломов корпусов, негерметичности всасывающего и нагнетательного клапанов, проворачивания в посадочных местах или осевого смещения патрубков верхнего корпуса, разрывов, отслоений и затвердений мембраны насоса, вытянутости краев отверстия под тягу мембраны. Должны хорошо работать рычаг ручного привода и пружина рычага. Фильтр насоса должен быть чистым, сетка должна быть целой, а уплотнительная кромка – ровной. Упругость пружины проверяют под нагрузкой. Пружины и мембраны, не удовлетворяющие техническим требованиям, подлежат замене.
В корпусе топливного насоса могут быть такие повреждения, как износ отверстий под ось рычага привода, срывы резьбы под винты крепления крышки, коробление плоскостей разъема крышки и корпуса. Изношенные отверстия под ось рычага привода развертывают до большего диаметра и вставляют втулку; сорванную резьбу в отверстиях можно восстановить путем нарезания резьбы большего размера.
Коробление плоскости прилегания крышки устраняют притиранием на плите пастой или шлифовальной шкуркой.
Ремонт карбюратора.
Для ремонта карбюратора его обычно снимают с автомобиля, разбирают, чистят и продувают сжатым воздухом его детали и клапаны; меняют износившиеся детали и вышедшие из строя, собирают карбюратор, регулируют уровень топлива в поплавковой камере и регулируют систему холостого хода. Снимать и устанавливать карбюратор, а также крепить и подтягивать гайки крепления можно только на холодном карбюраторе, при холодном двигателе.
Чтобы снять карбюратор, сначала надо снять воздушный насос, затем отсоединить от сектора управления дроссельными заслонками трос и возвратную пружину, тягу и оболочку тяги привода воздушной заслонки. Далее выворачивают винт крепления и снимают блок подогрева карбюратора; потом отсоединяют электрические провода концевого выключателя карбюратора, а в некоторых автомобилях – экономайзер принудительного холостого хода. После этого отворачивают гайки крепления карбюратора, снимают его и закрывают заглушками входное отверстие впускной трубы. Устанавливают карбюратор в обратном порядке.
Для того чтобы разобрать крышку карбюратора, нужно осторожно оправкой вытолкнуть ось поплавков из стоек и снять их; снять прокладку крышки, вывернуть седло игольчатого клапана, топливо-провод подачи топлива и вынуть топливный фильтр. Затем вывернуть актюатор системы холостого хода и вынуть топливный жиклер актюатора; вывернуть болт и снять жидкостную камеру; снять хомут крепления корпуса пружины, саму пружину и ее экран. Если необходимо, отсоединяют корпус полуавтоматического пускового устройства, его крышку, диафрагму, упор плунжера, регулировочный винт приоткрывания дроссельной заслонки, тягу рычага приоткрывания дроссельной заслонки.
В некоторых случаях восстановить работоспособность карбюратора можно, не снимая его с автомобиля и не разбирая полностью, а путем регулировки системы холостого хода, привода воздушной заслонки, вывертывания и чистки его фильтра либо с частичной разборкой карбюратора.
Частичная разборка включает в себя снятие крышки, регулировку уровня топлива в поплавковой камере и продувку жиклеров.
Рис.1. Установка ТНВД на двигатель КамАЗ-740 по меткам
Рис.1. Установка ТНВД на двигатель КамАЗ-740 по меткам:
1 - автоматическая муфта опережения впрыска; 2 - ведомая полумуфта; 3 - фланец ведомой полумуфты; 4 - болт; 5 - задний фланец ведущей полумуфты; 6 - ТНВД
Для установки угла опережения впрыска топлива при установке ТНВД необходимо:
1. Установить поршень первого цилиндра на такт сжатия. Положение метки на заднем фланце 5 ведущей полумуфты вверху соответствует установке первого цилиндра на такте сжатия.
2. Установить ТНВД в развал блока цилиндров на специальные поверхности так, чтобы метки на корпусе ТНВД и муфте опережения впрыска совместились, закрепить ТНВД, затянуть болты крепления ТНВД в определенной последовательности, обеспечивая их равномерную затяжку, и затянуть верхний болт 4 полумуфты привода;
3. Перевести фиксатор в мелкий паз и, повернув коленчатый вал на один оборот, затянуть второй болт полумуфты привода.
4. Присоединить масляные трубопроводы, топливопроводы низкого давления и топливоприводы высокого давления и прокачать топливную систему с помощью ручного топливоподкачивающего насоса.
5. Повернуть коленчатый вал двигателя на 1/2 оборота против хода вращения и перевести рукоятку фиксатора в глубокий паз. Медленно повернуть коленчатый вал по ходу вращения до тех пор, пока фиксатор под действием пружины войдет в отверстие на маховике. При этом метки на корпусе ТНВД и автоматической муфте должны совместиться, что соответствует правильной установке угла опережения впрыска топлива.
6. Фиксатор перевести в мелкий паз.
7. Проверить работу двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, величина которой не должна превышать 600 мин.
8. Регулировка осуществляется болтом ограничения минимального скоростного режима, расположенным на крышке ТНВД . Если метки не совместились, необходимо произвести регулировку в следующей последовательности:
9. Ослабить верхний болт ведомой полумуфты привода, повернуть коленчатый вал по ходу вращения и ослабить второй болт;
10. Развернуть муфту опережения впрыска за фланец ведомой полумуфты привода в направлении, обратном ее вращению, до упора болтов в стенки пазов (рабочее вращение муфты правое, если смотреть со стороны привода).
11. Опустить фиксатор в глубокий паз и медленно повернуть коленчатый вал двигателя по ходу вращения до совмещения фиксатора с отверстием на маховике.
12. Медленно повернуть муфту опережения впрыска за фланец ведомой полумуфты привода только в направлении вращения привода ТНВД до совмещения меток на корпусе насоса и муфте опережения.
13. В положении, соответствующем совпадению меток, закрепить верхний стягивающий болт полумуфт привода, установить фиксатор в мелкий паз, повернуть коленчатый вал и закрепить второй болт;
14. Проверить правильность установки угла опережения впрыска, как указывалось выше.
Диагностика и замена пружин
Поломка пружин в ходовой части автомобиля – явление достаточно частое, детали выходят из строя по нескольким причинам:
· автомобиль часто эксплуатируется по плохим дорогам;
· машина регулярно перегружается;
· установлены детали плохого качества.
Характерные неисправности этих элементов подвески – проседание самой пружины или слом пружинного витка. От перегруза обычно страдают задние пружины, при этом задняя ось становится ниже передней по высоте. Чтобы приподнять багажник, используют разные методы:
· ставят под пружины дополнительные проставки;
· меняют стандартные пружины на усиленные.
Если ломается одна из пружин, в подвеске появляется стук, а машина проседает в том месте, где пружинный виток лопнул.
Ремонт органов управления автомобиля:
Для установления степени износа и характера ремонта деталей рулевой механизм необходимо разобрать. При этом для снятия рулевого колеса и сошки руля применяют съемники. Основными дефектами деталей рулевого механизма являются износ червяка и ролика вала сошки, втулок, подшипников и мест их посадки, обломы и трещины на фланце крепления картера, износ отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки и деталей шаровых соединений рулевых тяг, погнутость рулевых тяг.
Червяк рулевого механизма заменяют при значительном износе рабочей поверхности или отслоении закаленного слоя. Ролик вала сошки бракуют при наличии на его поверхности трещин и вмятин. Червяк и ролик заменяют одновременно.
Разборку и сборку рулевого механизма необходимо производить только на стенде, предварительно сняв его с автомобиля, а регулировку можно выполнять как на стенде при сборке, так и на автомобиле при текущем ремонте. Зазор в подшипниках червяка рулевого вала у автомобилей ВАЗ и ГАЗ-3102 регулируют подбором регулировочных прокладок, у автомобиля «Москвич-2140» регулировочной гайкой, которая вначале затягивается до отказа, затем отпускается до свободного вращения рулевого вала без появления осевого люфта и затягивается стопорной гайкой. Момент проворачивания подшипников червяка должен составлять для автомобилей ВАЗ и «Москвич» 20...50 Н * м, для автомобиля ГАЗ-3102 — 40...80 Н * м.
Боковой зазор в зацеплении червяка с роликом регулируют с помощью регулировочного винта (или втулки), связанного с валом сошки. Беззазорное зацепление червяка с роликом должно быть в пределах поворота червяка на угол не менее 30...60° влево и вправо от положения, соответствующего прямолинейному движению. В правильно отрегулированном рулевом механизме усилие на ободе для поворота рулевого колеса в среднем положении должно составлять 8...12 Н.
Шарниры рулевого привода автомобилей ВАЗ ремонту не подлежат, а шарниры автомобилей «Москвич» и ГАЗ-3102 подлежат разборке и последующей сборке с заменой изношенных сферических поверхностей пальцев и сухарей.
Ремонт трансмиссии автомобиля:
Ремонт сцепления:
Основными неисправостями механизма сцепления могут быть: неполное включение, когда сцепление пробуксовывает; неполное выключение, когда сцепление ведет; резкое включение сцепления.
При пробуксовывании сцепления и нормальном свободном ходе педали основными причинами неисправности могут быть:
- замасливание фрикционных накладок ведомого диска, поверхностей и нажимного диска;
- повышенный износ или прогорание фрикционных накладок ведомого диска;
- засорение или перекрытие кромкой уплотнительного кольца компрессионного отверстия главного цилиндра;
- разбухание манжет главного и рабочего цилиндров из-за применения несоответствующих сортов тормозной жидкости или ее загрязнения.
Для устранения неисправности необходимо:
- при замасливании маховика, нажимного диска, фрикционных накладок ведомого диска – тщательно промыть бензином или уайт-спиритом замасленные отверстия и насухо их вытереть; сильно замасленный ведомый диск заменить или приклепать новые фрикционные накладки; устранить причину замасливания;
- при сильном износе или прогорании фрикционных накладок ведомого диска – заменить фрикционные накладки или ведомый диск в сборе.
Если заедает или поврежден привод выключения сцепления, следует устранить причины заедания.
При неполном выключении сцепления затрудняется переключение передач переднего хода, а передача заднего хода включается с шумом.
Причинами неисправности могут быть:
- неправильная установка, ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок ведомого диска;
- коробление ведомого диска;
- задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска;
- заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного вала коробки передач;
- перекос или коробление нажимного диска;
- заедание переднего подшипника первичного вала коробки передач.
Для устранения неисправности необходимо:
- заменить фрикционные накладки новыми, правильно установить заклепки, проверить торцевое биение диска;
- прошлифовать рабочую поверхность маховика или заменить его новым.
При короблении ведомого диска – выправить ведомый диск или заменить его новым.
При задире поверхности нажимного диска – заменить кожух с нажимным диском в сборе.
При заедании ступицы ведомого диска – очистить шлицы, нанести на них свежую смазку.
При значительном износе или повреждении шлицев – заменить диск или первичный вал коробки передач.
При перекосе или короблении нажимного диска – заменить кожух с нажимным диском в сборе.
При заедании переднего подшипника – смазать подшипник или заменить новым.
При рывках автомобиля в движении и в момент трогания с места основными причинами неисправности могут быть:
- потеря упругости пружинных пластин ведомого диска;
- замасливание рабочих поверхностей фрикционных накладок, маховика и (или) нажимного диска;
- повреждение или ослабление крепления подушек подвески силового агрегата, размягчение резиновых деталей подвески;
- износ переднего подшипника первичного вала коробки передач;
- деформация ведомого диска;
- перекос нажимного диска из-за деформации кожуха при неправильной сборке сцепления в сборе на маховик двигателя;
- ослабление крепления накладок ведомого диска вследствие неплотности клепки;
- заедание в приводе выключения сцепления.
Для устранения причин неисправности необходимо:
- заменить ведомый диск в сборе новым;
- заменить резиновые детали подвески силового агрегата;
- при замасливании рабочих поверхностей фрикционных накладок заменить ведомый диск новым;
При повреждении или ослаблении крепления подушек подвески силового агрегата – исключить повреждение или ослабление.
При износе переднего подшипника – заменить его.
При деформации ведомого диска – выправить диск или заменить его новым.
При ослаблении крепления накладок ведомого диска – заменить заклепки, если накладки не изношены; если износ значительный, заменить накладки или ведомый диск в сборе; устранить причины, вызывающие заедание в приводе выключения сцепления, поврежденные детали заменить.
При рывках и ударах в трансмиссии автомобиля в момент трогания с места основными причинами неисправности могут быть:
- износ деталей гасителя крутильных колебаний;
- значительная осадка или поломка пружин гасителя крутильных колебаний;
- задиры на рабочих поверхностях маховика или нажимного диска;
- деформация ведомого диска;
- значительный износ или образование трещин на фрикционных накладках ведомого диска;
- замасливание фрикционных накладок ведомого диска.
Для устранения неисправностей при износе деталей гасителя крутильных колебаний необходимо заменить ведомый диск.
При значительной осадке или поломке пружин гасителя – заметить ведомый диск.
Список используемой литературы
o Буралёв Ю.В. и др. Устройство, обслуживание и ремонт топливной аппаратуры автомобилей: Учебник для сред.проф.-техн. Училищ
o Инструкция по безопасности труда для персонала, занятого на ремонте и техническом обслуживании автомашин и дорожно-строительной техники ИБТ-К–97-85.
o Крамаренко Г.В. Техническая эксплуатация автомобилей. М., Автотрансиздат, 1962.
o Румянцев С.И., Боднев А.Г., Бойко Н.Г., и др.; Ремонт автомобилей. Учебник для автотрансп. техникумов. Под ред. Румянцева.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1988. Боровских Ю.И., Буралев Ю.В., Морозов К.А. Устройство автомобилей: Практическое пособие - М.: Высшая школа,1988
Оглавление
1. Ознакомление с предприятием. Инструктаж по ТБ, охране труда, пожарной и электробезопасности на АТП. Инструктаж по организации рабочего места, требования, предъявляемые к инструменту и оборудованию.
2. Оборудование и выполнение работ при определении неисправности системы питания карбюраторных двигателей.
3. Оборудование и выполнение работ при определении неисправностей системы питания инжекторных двигателей.
4. Оборудование и выполнение работ при определении неисправностей системы питания дизельного двигателя.
5. Оборудование и выполнение работ при определении неисправностей ходовой части, органов управления и трансмиссии.
6. Оборудование и выполнение работ при определении неисправностей датчиков ЭСУД.
7. Ознакомление с порядком оформления заказ-наряда на ремонт автомобиля.
1. Ознакомление с предприятием. Инструктаж по ТБ, охране труда, пожарной и электробезопасности на АТП. Инструктаж по организации рабочего места, требования, предъявляемые к инструменту и оборудованию.
Автомастерская выполняет работы по техническому обслуживанию, текущему ремонту легковых автомобилей различных моделей и грузовых автомобилей малой грузоподъёмностью типа Газель. В помещении расположены два подъемника для технического обслуживания легковых автомобилей различных моделей и грузовых автомобилей малой грузоподъёмности.
Автомастерская выполняет техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) и текущий ремонт агрегатов и систем автомобилей. Выполнение технического обслуживания автомобиля производится в полном объеме в соответствии с картами технического обслуживания разработанные заводом-изготовителем на конкретные типы автомобилей.
Текущий ремонт агрегатов и систем автомобиля заключается в восстановлении работоспособности агрегата или системы автомобиля. Капитальный ремонт автомобиля в данной автомастерской не производится ввиду малых площадей и не хватки мощностей. Проанализировав всё оборудование находящееся в автомастерской для выполнения тех технологических операций которые выполняются при ремонте можно обойтись и этим технологическим оборудованием, производительность его вполне хватает для того потока ремонта автомобилей, который осуществляется в автомастерской и составляет 3-5 автомобилей в день. Как правило, объём работ приходится на ремонт и восстановление работоспособности таких систем автомобиля как: тормоза, а именно замена изношенных колодок дисковых и барабанных тормозов, ремонт бензонасоса, очистка карбюратора, работы связанные с электрооборудованием, освещение, световая сигнализация и другие.
Инструктаж по ТБ, охране труда, пожарной и электробезопасности на АТП.
Рабочий обязан:
-соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии;
-соблюдать требования настоящей инструкции, инструкции о мерах пожарной безопасности, инструкции по электробезопасности;
-соблюдать требования к эксплуатации оборудования;
-использовать по назначению и бережно относиться к выданным средствам индивидуальной защиты.
При обнаружении загорания или в случае пожара:
-отключить оборудование;
-сообщить в пожарную охрану и администрации;
-приступить к тушению пожара имеющимися в цехе первичными средствами пожаротушения в соответствии с инструкцией по пожарной безопасности.
· При использовании верстака укладывать только те детали и инструмент, которые необходимы для выполнения данной работы.
· С левой стороны тисков на верстак кладут инструмент, который берут левой рукой, а с правой - инструмент, который берут правой рукой (молоток, напильник, гаечные ключи и т.д.), на середине верстака - измерительный инструмент.
· Для удобства и с целью избежания микротравм верстачные тиски должны быть установлены так, чтобы верхняя часть губок находилась на уровне локтя слесаря.
· Работы по слесарной обработке металлов выполнять только после надежного закрепления их в тисках во избежание падения и травмирования рабочих.
· Пыль и стружку с верстака сметать щеткой. Запрещается сдувать пыль и стружку сжатым воздухом, ртом или убирать пыль и стружку голыми руками во избежание травмирования глаз и рук.
· При обслуживании станков соблюдать меры безопасности, изложенные в соответствующих инструкциях по охране труда.
· Не производить сверлильные работы и заточку инструмента в рукавицах или с забинтованными пальцами во избежание их захвата сверлом.
· Во время работы станка не открывать и не снимать кожухов, ограждений и предохранительных устройств.
· При рубке, клепке, чеканке и других работах, при которых возможно образование отлетающих частиц металла, следует пользоваться защитными очками или маской с небьющимися стеклами, а место работы оградить переносными щитами, сетками, чтобы рядом работающие или проходящие люди не получали травмы.
3.10. При пользовании клещами должны применяться кольца. Размеры колец должны соответствовать размерам обрабатываемой заготовки. С внутренней стороны ручек клещей должен быть упор, предотвращающий сдавливание пальцев руки.
· Весь слесарно-кузнечный должен периодически осматриваться ИТР , назначенным распоряжением по подразделению не реже 1-го раза в квартал. Неисправный инструмент должен изыматься.
· Рабочая часть пневматического инструмента должна быть правильно заточена и не иметь повреждений, трещин, выбоин и заусенцев. Боковые грани инструмента не должны иметь острых ребер, хвостовик должен быть ровным, без сколов, трещин и во избежание самопроизвольного выпадения должен соответствовать размерам втулки, быть плотно пригнан и правильно центрирован.
· Для пневматического инструмента должны применяться гибкие шланги. Использовать шланги, имеющие повреждения, запрещается.
Инструктаж по организации рабочего места, требования, предъявляемые к инструменту и оборудованию.
Проверить исправность инструмента и приспособлений:
1. Слесарный верстак должен быть без выбоин, трещин и других дефектов, верстачные тиски - с параллельными губками и несработанной на них насечкой, укомплектованы прокладками из мягкого металла для прочного захвата зажимаемого изделия;
2. Рукоятка ударного инструмента (молотка и т.д.) должна иметь овальную форму в поперечном сечении и быть прямой; поверхность бойка молотка должна быть выпуклой, гладкой, нескошенной, без заусенцев;
3. Инструмент ударного действия (зубила, крейцмейсели, бородки и пр.), должны иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов;
4. Веретено ручного инструмента с заостренным рабочим концом (напильники, отвертки и т.д.) должно надежно закрепляться в ровной, гладко зачищенной рукоятке, которая, для большей прочности, должна быть стянута с обоих концов металлическими бандажными кольцами;
5. Отвертки должны быть с неискривленными стержнями, так как возможно соскальзывание лезвия с головки винта или шурупа и травмирование рук;
6. Гаечные ключи должны соответствовать размерам болтов и гаек, зевы гаечных ключей должны иметь строго параллельные губки, расстояние между которыми должно соответствовать стандартному размеру, обозначенному на ключе;
7. Торцовые и накидные ключи не должны смещаться в соединенных подвижных частях.
8. Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так,чтобы исключалась возможность его скатывания или падения.
9. Класть инструмент на перила ограждений или край площадки лесов , подмостей, а также вблизи открытых люков, колодцев запрещается.
10. Ответственными лицами за исправное состояние ручного слесарного инструмента являются лица, выдающие инструмент(инструментальщик), а также рабочий его использующий.
11. При необходимости использование переносного светильника, проверить: наличие защитной сетки, исправность шнура и изоляционной трубки, исправность розетки и вилки. Напряжение переносных светильников не должно быть выше 42 В. Не рекомендуется использовать самодельные переносные светильники.
12. Избавляясь от отработанных масел, тормозной жидкости, антифриза и т. д., выливайте их в отведенные для этого места, не загрязняйте систему канализ<