Что, на ваш взгляд, должно быть приоритетным в коррекционно-логопедической работе с ребенком?

- развитие коммуникации в процессе взаимодействия со взрослым;

- выработка побуждения к речи;

- развитие понимания речи ;

- формирование пассивного словарного запаса;

- формирование активного словаря;

- развитие интонационно-выразительных

- средств общения;

- развитие мимики и пантомимики;

- постановка дыхания;

- коррекция звукопроизношения;

- ___________________________________

- ___________________________________

- ___________________________________

- ____________________________________

Фразы.

Пожалуйста, отметьте фразы, которые, как вам кажется, ребенок понимает.

□Беги к маме. □ Не трогай! □ Брось мячик.

□Нельзя! □Встань. □Обними маму.

□Выплюнь это. □Осторожно. □Дай это маме.

□Открой рот. □Держись крепче. □Помаши ручкой.

□Идем спать. □Пора спать. □Иди сюда.

□Посмотри. □Не делай этого! □Похлопай в ладоши.

□Помоги мне □Молодец! □Поцелуй маму.

□Хочешь еще?(Еще?)□Прекрати! □Хочешь кушать?

□Сядь! □Хочешь покататься? □Тихо!

□Устал? □Хочешь спать? □Положи на стол.

Ниже представлен список типичных слов из детского словаря.

Слова, которые ваш сын (дочь) понимает, но еще не произносит, отметьте галочкой в первом столбике (например, птичка □□)

Слова, которые ваш ребенок не только понимает, но и умеет произносить сам, отметьте галочкой во втором столбике (птичка □□)

Если ребенок вместо слов использует звукоподражания, напишите их, пожалуйста, рядом со словами(птичка — пи-пи, упал — бах).

Звукоимитации и звукоподражания.

(голоса животных и птиц - 16)

Понимает говорит сам(сама)

ав-ав □□ иа-иа □□ кря-кря □□ мяу □□

бе-е-е □□ (и -) го-го□□ ку-ка-ре-ку □□ пи-пи □□

га-га □□ ко-ко □□ ку-ку □□ хрю-хрю □□

з-з-з-□□ кар-кар □□ кап-кап □□ р-р-р □□

Дополнительно________________________________________________________________

(звуки машин, инструментов, часов — 8)

би-би □□ ту-ту-у □□ тук-тук □□ тик-так□□ чик-чик□□

бам-бам□□ динь-динь□□ вжик-вжик□□ чух-чух□□

Дополнительно________________________________________________________________

(плач ребенка, ауканье, восклицание и эмоциональные возгласы людей - 9)

а-а □□ алло □□ ой □□ брысь!□□ фу!□□

ау □□ ах □□ ха-ха □□ тс!□□

Дополнительно________________________________________________________________

Звукоподражания занимают важное место в первых детских словах – это обязательный речевой этап в речевом развитии ребенка. Если ваш малыш использует мало подобных «слов» обратите внимание на то, насколько часто вы сами используете эти слова в общении с ними.

Имена животных, птиц, насекомых (реальных и игрушечных) — 36

Понимание тех слов, которые ребенок еще не произносит сам можно проверить, обратившись к нему с просьбой показать на картинке или принести игрушку (предмет).

белка □□ корова □□ муха □□ рыба □□

волк □□ кошка □□ мышка □□ слон □□

гусь □□ кукушка □□ обезьяна □□ собака □□

ёжик □□ курочка □□ олень □□ сова □□

жираф □□ лев □□ оса □□ тигр □□

жук □□ лиса □□ ослик □□ утка □□

зайка □□ лошадка □□ пони □□ хрюша □□

змея □□ лягушка □□ птичка □□ цыпленок □□

коза □□ мишка □□ рак □□ щука □□

Дополнительно (+персонажи мультфильмов)__________________________________

_________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Транспорт (реальный и игрушечный) — 9

автобус □□ коляска □□ мотоцикл □□

велосипед □□ машина □□ поезд □□

грузовик □□ метро □□ самолет □□

Дополнительно________________________________________________________________

Игрушки — 15

Шарик (воздушный) □□ книжка □□ карандаш□□ пирамидка□□

ведерко □□ кубик □□ лопатка□□ пузыри(мыл.)□□

дудочка □□ кукла □□ мячик□□ санки □□

колокольчик □□ колечко □□ колесико□□

Дополнительно________________________________________________________________

Продукты питания, напитки -55

ананас □□ картошка □□ макароны □□ сок □□

апельсин □□ каша □□ мандарин □□ сосиски □□

арбуз □□ кекс □□ масло □□ суп □□

банан □□ кефир □□ молоко □□ сушки □□

борщ □□ колбаса □□ морковка □□ сыр □□

варенье □□ компот □□ мясо □□ творожок □□

виноград □□ конфета □□ огурец □□ торт □□

вода □□ косточка □□ печенье □□ хлеб □□

горошек □□ кофе □□ помидор □□ чай □□

грибы □□ котлета □□ пряник □□ щи □□

груша □□ крекер □□ пирожок □□ яблоко □□

изюм □□ курица □□ рыба □□ яйцо □□

йогурт □□ кукуруза □□ сахар □□ ягода □□

капуста □□ лук □□ слива □□

Дополнительно________________________________________________________________

Подчеркните в анкете любимую еду вашего ребенка.

Одежда, детали одежды -32

ботинки□□ кофта□□ платок□□ тапочки□□

брюки □□ куртка □□ плащ □□ трусы □□

варежки □□ майка □□ пуговица □□ туфли □□

джинсы □□ носки □□ рубашка □□ фартук □□

карман □□ пальто □□ сапожки □□ халат □□

кепка □□ памперс □□ сандалии □□ шапка □□

колготки □□ пижама □□ свитер □□ шарф □□

комбинезон□□ платье □□ слюнявчик□□ юбка □□

Дополнительно________________________________________________________________

Подчеркните в анкете только ту одежду, которую ваш ребенок помогает вам снимать с себя при раздевании или пытается надевать/надевает самостоятельно.

Часто ли вы привлекаете ребенка к участию в процессе одевания/раздевания? Обращаетесь ли вы к нему в тот момент с просьбой о помощи? («Где другой носочек?») ,комментируете ли вы свои действия («Вот штанишки. Вот шапочка» «Сейчас наденем тебе штанишки, снимем тапочки» и т.д. ) Такие слова, как «юбка», «платье», «фартук» мальчики вправе не знать. Название деталей одежды («карман», «молния») ребенку важно понимать, а не произносить самостоятельно.

Части тела — 20

волосы □□ животик □□ нога □□ пятка □□

глаза □□ зубы □□ нос □□ рука □□

голова □□ коленка □□ пальчик □□ ухо □□

грудь □□ ладошка □□ пупок □□ щека □□

губы □□ лицо □□ попа □□ язык □□

Попросите вашего ребенка показать эти части тела и подчеркните в анкете те из них, которые он показал (на себе или на вас)

Наиболее просто показать такие части тела как нога, рука, пальчик.

Детали лица лучше попросить показать на маме, а только потом на себе. Сложнее со словами «грудка», «пяточка», «коленка». Малыш чаще выполняет действия, связанные с частями тела, чем знает их названия. Поэтому, чтобы не ошибиться в том, действительно ли ваш малыш знает названия этих частей тела, проверьте понимание этих названий несколько раз в различных ситуациях. «Покажи ладошку», «Похлопай в ладошки», «Садись к маме на коленки», «Согни коленку» - подберите разнообразные инструкции, исходя из реального опыта общения с ребенком.

В целом усвоение слов из этого раздела во многом зависит от того, как родители разговаривают с ребенком, насколько часто называют и показывают части тела.

Наши рекомендации