Расписание прибытия (ГТ) и отправления (О)
Номер выхода | Пункты назначения | ||||||
Рейс 1 | Рейс 2 | Рейс... | |||||
П | О | П | О | П | О | ||
5.30 | 5.32 | 5.47 | 6.00 | ||||
Формой расписания предусматривается наличие реквизитов, содержащих технико-экономические показатели использования подвижного состава на маршруте. В частности, приводятся данные о протяженности маршрута, нулевых рейсов и рейсов для заправки, общей продолжительности работы на маршруте, пробеге за день, нормативном времени выполнения рейса по часам суток, времени выезда, прибытия на маршрут, убытия с маршрута, возврата в парк (депо), обеденного перерыва, пересмены водителей, количестве рейсов и др.
К достоинствам табличного метода составления маршрутного расписания следует отнести наглядность в работе подвижного состава каждого выхода в течении суток. Он может использоваться при большом количестве подвижного состава на маршрутах. Недостатками метода можно считать необходимость вспомогательных расчетов для определения фактических моментов времени прибытия на конечную станцию маршрута и отсутствие наглядности в обследовании интервалов движения. Применение данного метода при составлении расписания требует от составителя опыта и навыков в работе. Средняя трудоемкость составления одного расписания составляет от 1 до 6 чел.-дн. и зависит от числа транспортных средств, работающих на маршруте.
Трафаретный метод применяется взамен табличного или совместно с ним. При этом расписание составляется графически на минутной сетке рейсов, получаемой после расчетов на ЭВМ. На этой сетке формируются: 1) столбцы с условным обозначением конечных пунктов маршрута (А и Б); 2) первая строка с указанием времени открытия (например, 5.00) и окончания движения (24.00); 3) остальные сроки с указанием времени отличаются по вертикали на 1 мин. а по горизонтали — на время рейса на маршруте. Расписание составляется вручную. Для этого на минутной сетке наносят горизонтальную линию, соответствующую времени начала работы отдельных выходов. На концах линий условными знаками обозначают события: выпуск, отстой, обед, пересмену водителей и возврат в парк (рис. 7.2).
В условиях большого числа подвижного состава на маршруте (50 выходов одновременно) для построения маршрутного расписания используется ЭВМ. Наибольшие функциональные возможности при составлении расписания предоставляет программа, разработанная в «Мосгортрансе». Программа обеспечивает расчет одного расписания за 0,5 ч, при этом рассматривается до 31 варианта организации режима труда водителей. Критерием качества расписания принята равномерность интервалов движения транспортных средств на маршруте. После составления расписания определяются все ТЭП. характеризующие работу ГПТ на маршруте.
Рис. 7.2. Построение расписания движения автобусов на минутной сетке рейсов (метод НИИАТ)
7.3. Организационно-технические мероприятия по улучшению функционировании транспортной системы города
Повышение эффективности функционирования действующей транспортной системы достигается за счет внедрения комплекса организационно-технических мероприятий, направленных: 1) на повышение пропускной способности транспортных узлов, остано-
вочных пунктов и транспортной сети; 2) улучшение режима и условий движения подвижных единиц на маршрутах; 3) рассредоточение времени работы предприятий города и др.
Повышение пропускной способности транспортных узлов достигается в результате: 1) пересмотра цикла работы светофоров, увеличения горения зеленого сигнала на основных направлениях движения общественного транспорта; 2) изменения порядка движения на перекрестках, включая отмену левых поворотов; 3) расширения проезжей части на пересечениях; 4) поддержания в хорошем состоянии проезжей части перекрестков.
Для повышения пропускной способности остановочных пунктов необходимо: 1) рассредоточение пунктов с большой частотой движения и значительным пассажирооборотом; 2) вывод остановочных пунктов общественного транспорта из зоны накопления транспорта на перекрестках; 3) удлинение посадочных площадок с целью увеличения фронта посадки и высадки пассажиров; 4) запрещение стоянки других видов транспорта на остановках общественного транспорта; 5) поддержание в хорошем состоянии дорожного покрытия в зоне размещения остановочных пунктов.
Повышение пропускной способности транспортной сети возможно в результате: 1) запрещения движения отдельных видов транспорта по наиболее напряженным участкам сети в часы «пик» либо на весь день; 2) выделения специальных полос для движения пассажирского транспорта на многополосных магистралях; 3) устройства заездных «карманов» на остановочных пунктах; 4) запрещения стоянок на участках с интенсивным движением; 5) ограждения тротуаров в местах сосредоточения пешеходных потоков; 6) поддерживания в хорошем состоянии дорожного покрытия, разметки, знаков, уличного освещения; 7) своевременной уборки проезжей части и других мер.
Улучшение режима и условий движения транспортных средств на маршрутах достигается за счет: 1) ввода укороченных рейсов на участках с наибольшей напряженностью пассажиропотоков; 2) переключения подвижных единиц с маршрута на маршрут при несовпадении во времени максимальных нагрузок; 3) ввода ускоренного режима сообщений на маршруте путем отмены ряда остановочных пунктов; 4) внедрения комбинированного режима движения, пре-
дусматривающего движение части машин на ускоренном режиме, а остальных машин с сохранением поостановочного режима движения: 5) организации группового движения на маршрутах по системе спаренных рейсов, когда для повышения пропускной способности и остановочных пунктов и провозной способности маршрута формируется поезд из нескольких единиц подвижного состава, которые двигаются на дистанции, определяемой не пропускной способностью остановок, а дистанцией безопасности; 6) ввода «караванного» графика движения на маршруте за счет концентрации транспортных средств в ограниченном периоде времени; 7) резервирования части планового выпуска для оперативного использования на маршрутах взамен отсутствующих по каким-либо причинам линейных подвижных единиц; 8) организации перевозок по специальным маршрутам для ускорения доставки работников от места жительства к местам работы, для перевозки детей и других целей.
Для снижения пиковых пассажиропотоков и выравнивания нагрузок на транспортную систему города время работы предприятий рассредоточивают как в отдельные часы периода «пик», так и по отдельным внутричасовым периодам (табл. 7.2). Рассредоточивать время следует с учетом следующих рекомендаций: 1) работу проводят по группам предприятий и организаций, расположенных вдоль транспортной магистрали, или в районе города, обслуживаемом фиксированной группой маршрутов; 2) численность работающих в каждую смену должна составлять в городах I и II группы более 1000 человек, в городах III и IV группы - более 500 человек; 3) на предприятиях по возможности следует рассредоточивать время работы отдельных производств и цехов; 4) рассредоточение проводят по 10-15-минутным периодам каждого часа; 5) чем дальше расположено предприятие, тем ранее следует начинать рабочий день на этом предприятии.
При разработке предложений по рассредоточению времени начала работы на транспортной схеме микрорайона указывают место нахождения предприятий, численность их работников по сменам, время начала работы и проезда по маршруту между предприятиями. На основании этих данных строят диаграмму пассажиро-напряженности на транспортной сети. Затем методом последовательных приближений с учетом изложенных рекомендаций рассредоточивают время начала работы предприятия микрорайона.
Таблица 7.2 Примерные нормы рассредоточения времени работы
Предприятия и организации | 11ачало работы | Окончание работы |
Промышленные предприятия, работающие в две | 6.00 - 7.00 | 24.00 |
смены | ||
То же в одну смену | 7.45-8.15 | - |
Строительные организации, работающие в две | 7.15-7.30 | 24.00 |
смены | ||
То же в одну смену | 8.30 - 8.45 | - |
Организации и учреждения | 9.00 - 9.30 | - |
Учебные заведения | 8.30 -9.45 | |
Научные и проектные организации | 9.15 -9.45 | - |
Торговля | 7.00-11.00 |
7.4. Организация работы диспетчерской службы
Для всех видов ГПТ характерна работа по заранее установленным маршрутам в соответствии с разработанным расписанием -планом. Под воздействием случайных факторов появляются различные нарушения и отклонения в линейной работе ГПТ, что снижает качество обслуживания пассажиров.. Такие отклонения при средних условиях эксплуатации и отсутствии диспетчерского управления возникают не менее чем в 50% всех рейсов. Организация диспетчерской службы позволяет сократить этот брак до 2-3%.
Основной целью диспетчерских служб следует считать выполнение планового задания - маршрутного расписания при заданном качестве обслуживания пассажиров. Для достижения этой цели создается внутрипарковая и линейная диспетчерские службы. Внутри-парковая диспетчеризация решает задачи: 1) обеспечения выпуска подвижного состава на маршруты в соответствии с установленным нарядом; 2) возврата транспорта на предприятие: 3) контроля и анализа выпуска подвижных единиц на маршруты; 4) ведения диспетчерской документации. Данные задачи возлагаются на диспетчерскую группу службы эксплуатации транспортного предприятия. Диспетчеры, входящие в эту группу, в начале смены должны:
1) изучить суточный наряд выпуска подвижных единиц по группе закрепленных маршрутов; 2) уточнить техническую готовность запланированных к работе машин; 3) выдать водителю под расписку путевой лист, расписание движения, схему маршрута, данные о дорожных и метеорологических условиях. Подвижной состав ГПТ считается выпущенным на линию с момента отметки на контрольно-техническом пункте времени выезда. Время работы на маршруте исчисляется с момента явки водителя к диспетчеру линейного диспетчерского пункта. Возврат автобуса на предприятие фиксируется диспетчером по окончании работы на маршруте и при сходе автобуса с маршрута (преждевременный возврат).
К основным задачам линейной диспетчеризации относятся:
1) организация диспетчерской деятельности на маршрутах ГПТ;
2) постоянный контроль и учет выполнения плана работы подвиж-
ных единиц на маршрутах города; 3) оперативное привлечение ава
рийно-восстановительных средств для ликвидации нарушений в
движении, устранения аварийных ситуаций на улицах города и др.;
4) разработка и реализация решений по оперативному управлению
перевозочным процессом, включая изменения маршрутов, расписа-
ния движения, отмену отдельных остановочных пунктов и т. п.;
5) организация движения пассажирского транспорта в экстремаль-
ных ситуациях, например, при авариях, заторах, перекрытии дви
жения на отдельных улицах и т. п.; 6) прием жалоб и заявлений
пассажиров; 7) прием и оприходование забытых пассажирами ве
щей; 8) ведение диспетчерской документации и др.
В условиях большого города диспетчерское руководство движением осуществляется на четырех уровнях: 1) диспетчеризация конечных станций и промежуточных контрольных пунктов, обеспечивающих учет, контроль и оценку выполнения каждого рейса; 2) диспетчеризация отдельного района города организует оперативное взаимодействие подвижного состава разных маршрутов и ведет оперативную отчетность о работе маршрутов по видам транспорта своего района; 3) диспетчеризация на уровне города по видам транспорта оценивает в целом положение с перевозками на маршрутной схеме одного вида транспорта и при необходимости организует взаимодействие подвижных единиц одного вида транспорта на разных маршрутах и в разных районах города; 4) диспетчеризация всех видов городского пассажирского транспорта организует взаимодействие
подвижных единиц разных видов транспорта в транспортной системе города.
На основе специального информационного обеспечения линейные диспетчеры принимают, реализуют и контролируют ход исполнения управленческих решений по организации перевозочного процесса в сфере своей компетенции - маршрут, группа маршрутов, автобусный, трамвайный или троллейбусный транспорт, все виды транспорта. При необходимости используются различные методы диспетчерского управления. Так, например, при опоздании прибытия на конечные станции сокращают продолжительность отстоя или направляют данную подвижную единицу в укороченный рейс. При сходе на маршруте осуществляют ввод резервных машин, переключение с других маршрутов и другие приемы. Управленческие решения в типовых ситуациях диспетчер принимает на основе технологических карт устранения сбоев перевозного процесса на маршруте.
Эффективность работы диспетчерских служб в значительной мере зависит от технической оснащенности, наличия прямой диспетчерской связи, рационального размещения и организации работы. Деятельность диспетчерских служб должна оцениваться отсутствием нарушений и отклонений в линейной работе ГПТ, а в необходимых случаях быстротой выработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение качества и эффективности обслуживания пассажиров.