Расписание прибытия (ГТ) и отправления (О)

Номер выхода Пункты назначения
Рейс 1 Рейс 2   Рейс...
П О П О   П О
5.30 5.32 5.47 6.00      
             

Формой расписания предусматривается наличие реквизитов, содержащих технико-экономические показатели использования подвижного состава на маршруте. В частности, приводятся данные о протяженности маршрута, нулевых рейсов и рейсов для заправки, общей продолжительности работы на маршруте, пробеге за день, нормативном времени выполнения рейса по часам суток, времени выезда, прибытия на маршрут, убытия с маршрута, возврата в парк (депо), обеденного перерыва, пересмены водителей, количестве рейсов и др.

К достоинствам табличного метода составления маршрутного расписания следует отнести наглядность в работе подвижного со­става каждого выхода в течении суток. Он может использоваться при большом количестве подвижного состава на маршрутах. Недос­татками метода можно считать необходимость вспомогательных расчетов для определения фактических моментов времени прибытия на конечную станцию маршрута и отсутствие наглядности в обсле­довании интервалов движения. Применение данного метода при со­ставлении расписания требует от составителя опыта и навыков в ра­боте. Средняя трудоемкость составления одного расписания состав­ляет от 1 до 6 чел.-дн. и зависит от числа транспортных средств, ра­ботающих на маршруте.

Трафаретный метод применяется взамен табличного или со­вместно с ним. При этом расписание составляется графически на минутной сетке рейсов, получаемой после расчетов на ЭВМ. На этой сетке формируются: 1) столбцы с условным обозначением ко­нечных пунктов маршрута (А и Б); 2) первая строка с указанием времени открытия (например, 5.00) и окончания движения (24.00); 3) остальные сроки с указанием времени отличаются по вертикали на 1 мин. а по горизонтали — на время рейса на маршруте. Расписа­ние составляется вручную. Для этого на минутной сетке наносят горизонтальную линию, соответствующую времени начала работы отдельных выходов. На концах линий условными знаками обозна­чают события: выпуск, отстой, обед, пересмену водителей и воз­врат в парк (рис. 7.2).

В условиях большого числа подвижного состава на маршруте (50 выходов одновременно) для построения маршрутного расписа­ния используется ЭВМ. Наибольшие функциональные возможно­сти при составлении расписания предоставляет программа, разра­ботанная в «Мосгортрансе». Программа обеспечивает расчет одно­го расписания за 0,5 ч, при этом рассматривается до 31 варианта организации режима труда водителей. Критерием качества распи­сания принята равномерность интервалов движения транспортных средств на маршруте. После составления расписания определяются все ТЭП. характеризующие работу ГПТ на маршруте.







Расписание прибытия (ГТ) и отправления (О) - student2.ru

Рис. 7.2. Построение расписания движения автобусов на минутной сетке рейсов (метод НИИАТ)

7.3. Организационно-технические мероприятия по улучшению функционировании транспортной системы города

Повышение эффективности функционирования действующей транспортной системы достигается за счет внедрения комплекса организационно-технических мероприятий, направленных: 1) на повышение пропускной способности транспортных узлов, остано-

вочных пунктов и транспортной сети; 2) улучшение режима и усло­вий движения подвижных единиц на маршрутах; 3) рассредоточе­ние времени работы предприятий города и др.

Повышение пропускной способности транспортных узлов дос­тигается в результате: 1) пересмотра цикла работы светофоров, уве­личения горения зеленого сигнала на основных направлениях движения общественного транспорта; 2) изменения порядка движе­ния на перекрестках, включая отмену левых поворотов; 3) расши­рения проезжей части на пересечениях; 4) поддержания в хорошем состоянии проезжей части перекрестков.

Для повышения пропускной способности остановочных пунк­тов необходимо: 1) рассредоточение пунктов с большой частотой движения и значительным пассажирооборотом; 2) вывод остано­вочных пунктов общественного транспорта из зоны накопления транспорта на перекрестках; 3) удлинение посадочных площадок с целью увеличения фронта посадки и высадки пассажиров; 4) за­прещение стоянки других видов транспорта на остановках общест­венного транспорта; 5) поддержание в хорошем состоянии дорож­ного покрытия в зоне размещения остановочных пунктов.

Повышение пропускной способности транспортной сети воз­можно в результате: 1) запрещения движения отдельных видов транспорта по наиболее напряженным участкам сети в часы «пик» либо на весь день; 2) выделения специальных полос для движения пассажирского транспорта на многополосных магистралях; 3) уст­ройства заездных «карманов» на остановочных пунктах; 4) запре­щения стоянок на участках с интенсивным движением; 5) огражде­ния тротуаров в местах сосредоточения пешеходных потоков; 6) поддерживания в хорошем состоянии дорожного покрытия, раз­метки, знаков, уличного освещения; 7) своевременной уборки про­езжей части и других мер.

Улучшение режима и условий движения транспортных средств на маршрутах достигается за счет: 1) ввода укороченных рейсов на участках с наибольшей напряженностью пассажиропотоков; 2) пе­реключения подвижных единиц с маршрута на маршрут при несов­падении во времени максимальных нагрузок; 3) ввода ускоренного режима сообщений на маршруте путем отмены ряда остановочных пунктов; 4) внедрения комбинированного режима движения, пре-

дусматривающего движение части машин на ускоренном режиме, а остальных машин с сохранением поостановочного режима движе­ния: 5) организации группового движения на маршрутах по системе спаренных рейсов, когда для повышения пропускной способности и остановочных пунктов и провозной способности маршрута форми­руется поезд из нескольких единиц подвижного состава, которые двигаются на дистанции, определяемой не пропускной способно­стью остановок, а дистанцией безопасности; 6) ввода «караванно­го» графика движения на маршруте за счет концентрации транс­портных средств в ограниченном периоде времени; 7) резервирова­ния части планового выпуска для оперативного использования на маршрутах взамен отсутствующих по каким-либо причинам линей­ных подвижных единиц; 8) организации перевозок по специальным маршрутам для ускорения доставки работников от места жительст­ва к местам работы, для перевозки детей и других целей.

Для снижения пиковых пассажиропотоков и выравнивания на­грузок на транспортную систему города время работы предприятий рассредоточивают как в отдельные часы периода «пик», так и по отдельным внутричасовым периодам (табл. 7.2). Рассредоточивать время следует с учетом следующих рекомендаций: 1) работу про­водят по группам предприятий и организаций, расположенных вдоль транспортной магистрали, или в районе города, обслуживае­мом фиксированной группой маршрутов; 2) численность работаю­щих в каждую смену должна составлять в городах I и II группы бо­лее 1000 человек, в городах III и IV группы - более 500 человек; 3) на предприятиях по возможности следует рассредоточивать вре­мя работы отдельных производств и цехов; 4) рассредоточение проводят по 10-15-минутным периодам каждого часа; 5) чем даль­ше расположено предприятие, тем ранее следует начинать рабочий день на этом предприятии.

При разработке предложений по рассредоточению времени начала работы на транспортной схеме микрорайона указывают ме­сто нахождения предприятий, численность их работников по сме­нам, время начала работы и проезда по маршруту между предпри­ятиями. На основании этих данных строят диаграмму пассажиро-напряженности на транспортной сети. Затем методом последова­тельных приближений с учетом изложенных рекомендаций рассре­доточивают время начала работы предприятия микрорайона.

Таблица 7.2 Примерные нормы рассредоточения времени работы

Предприятия и организации 11ачало работы Окончание работы
Промышленные предприятия, работающие в две 6.00 - 7.00 24.00
смены    
То же в одну смену 7.45-8.15 -
Строительные организации, работающие в две 7.15-7.30 24.00
смены    
То же в одну смену 8.30 - 8.45 -
Организации и учреждения 9.00 - 9.30 -
Учебные заведения 8.30 -9.45  
Научные и проектные организации 9.15 -9.45 -
Торговля 7.00-11.00  

7.4. Организация работы диспетчерской службы

Для всех видов ГПТ характерна работа по заранее установ­ленным маршрутам в соответствии с разработанным расписанием -планом. Под воздействием случайных факторов появляются раз­личные нарушения и отклонения в линейной работе ГПТ, что сни­жает качество обслуживания пассажиров.. Такие отклонения при средних условиях эксплуатации и отсутствии диспетчерского управления возникают не менее чем в 50% всех рейсов. Организа­ция диспетчерской службы позволяет сократить этот брак до 2-3%.

Основной целью диспетчерских служб следует считать выпол­нение планового задания - маршрутного расписания при заданном качестве обслуживания пассажиров. Для достижения этой цели соз­дается внутрипарковая и линейная диспетчерские службы. Внутри-парковая диспетчеризация решает задачи: 1) обеспечения выпуска подвижного состава на маршруты в соответствии с установленным нарядом; 2) возврата транспорта на предприятие: 3) контроля и ана­лиза выпуска подвижных единиц на маршруты; 4) ведения диспет­черской документации. Данные задачи возлагаются на диспетчер­скую группу службы эксплуатации транспортного предприятия. Диспетчеры, входящие в эту группу, в начале смены должны:

1) изучить суточный наряд выпуска подвижных единиц по группе закрепленных маршрутов; 2) уточнить техническую готовность за­планированных к работе машин; 3) выдать водителю под расписку путевой лист, расписание движения, схему маршрута, данные о до­рожных и метеорологических условиях. Подвижной состав ГПТ считается выпущенным на линию с момента отметки на контрольно-техническом пункте времени выезда. Время работы на маршруте ис­числяется с момента явки водителя к диспетчеру линейного диспет­черского пункта. Возврат автобуса на предприятие фиксируется диспетчером по окончании работы на маршруте и при сходе автобу­са с маршрута (преждевременный возврат).

К основным задачам линейной диспетчеризации относятся:

1) организация диспетчерской деятельности на маршрутах ГПТ;

2) постоянный контроль и учет выполнения плана работы подвиж­-
ных единиц на маршрутах города; 3) оперативное привлечение ава­
рийно-восстановительных средств для ликвидации нарушений в
движении, устранения аварийных ситуаций на улицах города и др.;

4) разработка и реализация решений по оперативному управлению
перевозочным процессом, включая изменения маршрутов, расписа­-
ния движения, отмену отдельных остановочных пунктов и т. п.;

5) организация движения пассажирского транспорта в экстремаль­-
ных ситуациях, например, при авариях, заторах, перекрытии дви­
жения на отдельных улицах и т. п.; 6) прием жалоб и заявлений
пассажиров; 7) прием и оприходование забытых пассажирами ве­
щей; 8) ведение диспетчерской документации и др.

В условиях большого города диспетчерское руководство дви­жением осуществляется на четырех уровнях: 1) диспетчеризация ко­нечных станций и промежуточных контрольных пунктов, обеспечи­вающих учет, контроль и оценку выполнения каждого рейса; 2) дис­петчеризация отдельного района города организует оперативное взаимодействие подвижного состава разных маршрутов и ведет опе­ративную отчетность о работе маршрутов по видам транспорта сво­его района; 3) диспетчеризация на уровне города по видам транс­порта оценивает в целом положение с перевозками на маршрутной схеме одного вида транспорта и при необходимости организует взаи­модействие подвижных единиц одного вида транспорта на разных маршрутах и в разных районах города; 4) диспетчеризация всех видов городского пассажирского транспорта организует взаимодействие

подвижных единиц разных видов транспорта в транспортной системе города.

На основе специального информационного обеспечения ли­нейные диспетчеры принимают, реализуют и контролируют ход исполнения управленческих решений по организации перевозочно­го процесса в сфере своей компетенции - маршрут, группа маршру­тов, автобусный, трамвайный или троллейбусный транспорт, все виды транспорта. При необходимости используются различные ме­тоды диспетчерского управления. Так, например, при опоздании прибытия на конечные станции сокращают продолжительность от­стоя или направляют данную подвижную единицу в укороченный рейс. При сходе на маршруте осуществляют ввод резервных ма­шин, переключение с других маршрутов и другие приемы. Управ­ленческие решения в типовых ситуациях диспетчер принимает на основе технологических карт устранения сбоев перевозного про­цесса на маршруте.

Эффективность работы диспетчерских служб в значительной мере зависит от технической оснащенности, наличия прямой дис­петчерской связи, рационального размещения и организации рабо­ты. Деятельность диспетчерских служб должна оцениваться отсут­ствием нарушений и отклонений в линейной работе ГПТ, а в необ­ходимых случаях быстротой выработки и реализации управленче­ских решений, направленных на повышение качества и эффектив­ности обслуживания пассажиров.

Наши рекомендации