Факторы, влияющие на процесс сгорания
На скорость сгорания и выделение тепла влияет состав смеси. Минимальные значения j3 , q1 , q11 и Рmax достигаются при a = 0,85…0,9 – наибольшей скорости распространения пламени и интенсивности тепловыделения, т. е. при максимальной мощности. При a>0,9 возрастает длительность q1 , что вызывает необходимость увеличить jз. В современных двигателях при e=8 при почти полном открытии дроссельной заслонки aзк колеблется в пределах 1,15…1,2.
По мере уменьшения мощности двигателя путем дросселирования снижаются начальное и конечное давления сжатия и увеличивается степень разбавления рабочей смеси остаточными газами.
Неудовлетворительное протекание сгорания на режимах малых нагрузок и необходимость при этом обогащения смеси являются одним из главных недостатков бензинового двигателя, приводящего к перераспределению топлива и выбрасыванию в атмосферу отработавшими газами значительного количества СО и не полностью сгоревших углеводородов СхНу.
С увеличением e повышаются Р и Т рабочей смеси и уменьшается концентрация остаточных газов. При этом создаются более благоприятные условия для воспламенения смеси искрой, сокращается длительность начальной фазы сгорания, расширяются пределы обеднения смеси.
Большие Р и Т сжатой смеси способствуют повышению скоростей сгорания в основной фазе, но в то же время при больших e увеличивается отношение поверхности КС к ее объему, вследствие чего возрастает относительное количество смеси в пристеночных слоях, т.е. увеличивается доля смеси, догорающей в третьей фазе. Это приводит к тому, что в двигателях с большими e уменьшаются оптимальные углы опережения зажигания, сокращается продолжительность сгорания до момента достижения Pz , Pzсближается с ВМТ, но одновременно понижается коэффициент активного тепловыделения в точках Pz , Tzивозрастает значение процесса догорания.
При повышении частоты вращения сокращается время на развитие сгорания. Если при постоянном составе смеси повышать число оборотов, сохраняя j3 постоянным, то будет наблюдаться более позднее развитие процесса сгорания по циклу.
При соответствующем увеличении j3 можно добиться того, что линии повышения давления в основной фазе сгорания при разных оборотах двигателя будут совпадать. С увеличением оборотов увеличивается длительность фазы сгорания q111 , но сниженная с этим эффективность тепловыделения компенсируется уменьшением теплоотдачи в стенки из-за сокращения времени нахождения в цилиндре газов с высокими температурами.
Увеличение турбулизации
Для улучшения сгорания и снижения токсичности используются:
– интенсификация искрового зажигания путем применения транзисторных и тиристорных схем, что позволяет расширить пределы эффективного обеднения смеси на малых нагрузках и переходных режимах, снижая расход топлива и выбросы СО, CxHy;
– завихрение рабочего заряда в цилиндре и тангенциальный впуск заряда – для сокращения длительности сгорания;
– расслоение рабочего заряда: в зоне свечи – обогащенная смесь, а по мере удаления – обедненная. Это достигается организацией либо вихревого впуска, либо раздельного впуска обогащенной и обедненной смеси. Для этого может служить разделенная камера с форкамерно-факельным зажиганием. В основной камере смесь воспламеняется факелом из форкамеры сгораемой обогащенной смеси. Это эффективно на частичных нагрузках обедненных смесей (a>1,5).
Сгорание в дизелях
Анализ характера изменения давления, температуры и относительного количества поданного в цилиндр топлива дает возможность условно подразделить процессы воспламенения и сгорания топлива на четыре фазы (рис. 11).
Фаза 1 – период задержки воспламенения (dq/dj®0) – характеризуется углом ji от начала топливоподачи точки b до начала видимого горения – резкого излома на кривых P=f(j) и T=f(j) точки c.
За период времени происходят процессы физико-химической подготовки топлива к самовоспламенению (предпламенной реакции). В период задержки воспламенения впрыскивается до 60…90% цикловой подачи топлива, которое частично испаряется и образует начальные очаги самовоспламенения.
Фаза II – период воспламенения и сгорания топлива (c–z) – продолжается от точки самовоспламенения до момента достижения максимального давления сгорания Pz , сопровождающийся интенсивным выделением теплоты (dq/dj®max). Фаза характеризуется взрывообразным воспламенением и сгоранием топлива. Основным показателем интенсивности процесса сгорания в течение фазы II является скорость нарастания давления сгорания по углу пкв w=dp/dj. Средняя скорость нарастания давления за фазу II составляет
w=(DP/Dj)cp=Pz - Pc /jz - jc .
Рис. 11. Развернутая индикаторная диаграмма процесса сгорания
Фаза III – соответствует периоду от момента достижения Pz до момента получения наибольшей температуры цикла Tz , характеризуется наиболее интенсивным протеканием процесса сгорания по всему объему КС при наибольшей скорости выделения теплоты. (dp/dj)max=const.
Фаза IV – догорание топлива на линии расширения при непрерывно понижающихся значениях Р и Т от точки z до точки zI,того момента, когда доля выгоревшего топлива x=f(j) достигает значения х=0,96…0,99 от полного (х=1).
Догорание характеризуется отсутствием поступления топлива, уменьшением тепловыделения (dq/dj®0) и скорости сгорания, а также возрастанием количества конечных продуктов сгорания.
Основными факторами, оказывающими наибольшее влияние на эффективность процесса сгорания, являются: малая продолжительность периода задержки воспламенения, осуществление фазы III при Рmax и Tmax, интенсификация догорания топлива, уменьшение продолжительности IV фазы.
Теплота, выделяющаяся при сгорании, используется для повышения внутренней энергии рабочего тела, а также для совершения работы. Сгорание топлива сопровождается неизбежными потерями теплоты на неполноту сгорания Qн.с., которая обусловлена следующими факторами: во-первых, часть поданного топлива не успевает сгореть на участке c – z и, во-вторых, газы содержат некоторое количество продуктов неполного сгорания топлива.
Показателем качества теплоты, выделяющейся при сгорании топлива, является коэффициент выделения теплоты
,
где Qдис- потеря теплоты на диссоциацию.
Коэффициент c зависит от совершенства процесса сгорания и возрастает от c=0 (в точке начала выделения теплоты) до c=1 (в конце процесса догорания топлива).
Qдис в дизелях обычно пренебрегают, так как наибольшая температура сгорания не превышает 2000 К.
Долю теплоты сгорания топлива Qн , которую можно использовать для повышения внутренней энергии рабочего тела и совершения механической работы, оценивают коэффициентом использования теплоты
.
Для произвольной точки процесса сгорания – расширения
xQн=cQн – Qw .
Для конца видимого сгорания xzQн=czQн – Qwz .
Для конца процесса расширения xвQн=cвQн – Qwв.
Рекомендуемые значения для дизелей cz =0,7…0,8; cв = 0,85…0,90.
При расчетах рабочего цикла обычно задаются величиной l=Pz/Pc. Зная значения luTx(Tmax), можно определить степень предварительного расширения .