Химические реакции сгорания бензинов
Как известно, жидкое топливо, применяющееся в ДВС, обычно состоит из углерода С, водорода Н и кислорода О. Кроме того, в топливе содержится незначительное количество серы, азота и других веществ, которыми в расчете можно пренебречь.
Если элементарный состав можно охарактеризовать весовыми долями, то
С+Н+О=1кг.
Теоретическое количество воздуха, необходимое для сгорания топлива такого состава:
кмоль/кг топл (4)
. (5)
Ни в карбюраторном, ни в газовом, ни в дизельном двигателе невозможно получить такую идеальную смесь топлива с теоретически необходимым количеством воздуха, при котором каждая частичка топлива нашла бы нужное для ее полного сгорания количество кислорода.
В бензиновых двигателях на некоторых режимах отношение , а в дизельных - , где отношение a носит название коэффициента избытка воздуха для сгорания. В бензиновых двигателях с воспламенением однородной смеси и полностью открытой дроссельной заслонкой наибольшая экономичность и устойчивость протекания рабочего процесса достигается при a = 1,1…1,3.
Максимальная мощность этих двигателей обеспечивается при некотором обогащении смеси (a= 0,85…0,9). Устойчивая работа на малых нагрузках и ХХ (холостых ходах) требует большого обогащения смеси. При a <1 из-за недостатка кислорода топливо не сгорает полностью, вследствие чего происходит неполное выделение теплоты при сгорании и в отработавших газах появляются продукты неполного окисления (СН, Н, СН4 и др.).
Полное сгорание топлива при a>1
Жидкое топливо
Горючая смесь до начала сгорания в карбюраторных двигателях состоит из молекул воздуха и испарившегося топлива, поэтому, если через mm обозначить молекулярный вес паров топлива, то количество кг/моль горючей смеси на 1 кг топлива выразится величиной
M1 = aLo + кмоль/кг топл. (6)
В газовых двигателях горючая смесь состоит из топлива и воздуха
М1 = 1+ aLo м3/м3топл. (7)
При полном сгорании топлива продукты сгорания состоят: из СО2 (углекислый газ), Н2О (водяной пар), О2 (избыточный кислород), N2 (азот).
М2 = Мсо2 + Мн2о + Мо2 +МN2 . (8)
Количество отдельных составляющих:
Мсо2 =C/12 , кмоль/кг топл, Мн2о = H/2, кмоль/кг топл. ,
Мо2 = 0,21Lo (a-1), кмоль/кг топл. ,
МN2 = 0,79aLo , кмоль/кг топл .
После преобразования получим
М2 = C/12+ H/2+aLo - 0,21Lo . (9)
Подставив , будем иметь в кмоль
М2 = aLo+1/4(H+O/8). (10)
Определим количество продуктов сгорания через характеристику топлива:
М2 = , где J = .
Для стехиометрического состава смеси (a = 1) Мо2 = 0;
М2 (a=1)= C/12 + H/2 + 0.79aLo . (11)
Для любого значения a>1 количество продуктов сгорания в кмоль составляет:
М2= М2 (a=1)+(a-1)Lo ; (12)
G2 = C + 9H + 0,23(a-1)lo+ 0,79aLo = G1. (13)
Газообразное топливо
Определим количество продуктов сгорания газообразного топлива. Для 1 моля (или 1м3) газообразного топлива имеем количество отдельных составляющих:
Мсо2 =Sn(CnHmOr);
Мн2о =S m/2(CnHmOr);
Мо2= 0,21 (a-1)Lo;
МN2 = 0,79aLo + N2 .
При сгорании 1 моля (1м3) газообразного топлива количество продуктов сгорания составит
М2 = S(n +m/2) CnHmOraLo – 0,21aLo +N2,
учитывая, что S CnHmOr + N2 =1 получим
М2(a>1) = S ( Lo,
М2(a=1) S 2,
М2(a>1)=М2(a=1)+ (a-1)Lo,
где (a-1)Lo – избыточное количество воздуха, не принимавшее участие в сгорании.
В то время, как весовое количество продуктов сгорания остается равным сумме весов воздуха и топлива до сгорания, количество кмоль М2 не равно кмоль горючей смеси, т. е. М1. В результате сгорания в процессе химической реакции происходит распад одних молекул и образование других новых.
DМ = М2 –М1.
Для карбюраторных двигателей DМ = H/4+O/32-1/m.
Относительное изменение объема при сгорании характеризуется химическим коэффициентом молекулярного изменения
mо = ;
(m)0 a>1 = ; (m)0a<1 = . (14)
Для газообразного топлива можно написать
DМ =М1 – М2 = S [m/4 + r/2 -1]CnHmOr . (15)
Для газообразных топлив в уравнение m0 необходимо подставить DМ со своим знаком.
Увеличение объема при сгорании жидкого топлива, характеризуемое величинами DМ и m0, является положительным фактором, ибо дает соответствующее увеличение механической работы в цилиндре двигателя при расширении продуктов сгорания.
В отличие от жидкого топлива при сгорании газообразного топлива:
– возможно как увеличение, так и уменьшение объема,
– изменение объема зависит от содержания в топливе окиси углерода, водорода и тяжелых углеводородов.
Тяжелые углеводороды вида CnH2n при своем сгорании дают увеличение объема (DМ>0) в том случае, если n>2, и не дают изменение объема (DМ=0) при n=2. Что же касается общего изменения объема при сгорании газообразного топлива, содержащего в своем составе тяжелые углеводороды вида CnHm при n>2, то знак DМ зависит от процентного содержания этих углеводородов в топливе. Так как их содержание обычно незначительно по сравнению с содержанием СО и Н2, то практически при сгорании генераторного газа всегда наблюдается уменьшение объема (DМ<0).
При условии полного сгорания a не влияет на абсолютные количества СО2 и Н2О, содержащиеся в продуктах сгорания. Однако, с увеличением a в продуктах сгорания увеличивается количество двухатомных газов (N2 и О2), а следовательно, увеличивается и М2. Вследствие этого в зависимости от изменения a меняется объемный состав продуктов сгорания.
Неполное сгорание топлива a<1
Получение от карбюраторного двигателя максимальной мощности приводит к необходимости работы на переобогащенной смеси с недостатком воздуха при a<1. При этом увеличение мощности происходит за счет ухудшения экономичности и сопровождается неполнотой сгорания топлива.
В этом случае, когда горючая смесь настолько переобогащена топливом, что в продуктах сгорания отсутствует углекислый газ, к продуктам сгорания добавляется некоторое количество свободного углерода, которое не прореагировало с кислородом воздуха. Этот свободный углерод поступает в выхлоп в виде сажи. При этом падает мощность двигателя, ухудшается его экономичность, и работа его становится неустойчивой. То критическое значение a, при котором весь углерод сгорает в окись углерода, т. е. при котором теоретически не образуется в выхлопном газе сажа, обозначается aкр и равно ~ 0,67…0,72.
В случае же, если горючую смесь необходимо обогащать, то из-за недостатка кислорода часть углерода топлива сгорает в окись углерода, а часть водорода не реагирует с кислородом. Анализ остаточных газов показывает, что отношение молей водорода и окиси углерода примерно постоянно для данного топлива и не зависит от a.
Это отношение К= у бензинов при H/C= 0,17…0,19 ,
K = 0,42…0,50 , при H/C = 0,13 , K =0,3.
Реакция углерода с кислородом при неполном сгорании 2С +О2 = 2СО
1кг/C/ + .
Обозначив через j долю углерода /C/ топлива, сгоревшего в СО, получим
jСкг /C/ + .
При сгорании углерода частично в СО2 и СО количество продуктов сгорания (кмоль) следующее:
Мсо2 + Мсо = .
Количество свободного водорода (кмоль) в продуктах сгорания
Мн2 = , где j1 – доля свободного водорода.
Суммарное количество водяных паров и водорода в продуктах сгорания
Мн2о + Мн2 = .
Количество водяных паров в продуктах сгорания
Мн2о = , где 1-j1 – доля водорода, окисленного в Н2О.
С учётом азота в воздухе общее количество продуктов сгорания
(М2)a<=1 = .
При неполном сгорании общее количество кислорода, участвующее в реакции, равно 0,21aLo O/32.
Количество каждого компонента (кмоль), входящего в состав продуктов сгорания определяют по формулам:
Мсо = 0,42 ;
Мсо2 = ;
Мн2 = 0,42К ;
Мн2о = ;
МN2 = 0,79aLo.