Предоставление услуг по сопровождению туристов

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ УСЛУГ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ТУРИСТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ МОДУЛЮ ПМ.02

Санкт-Петербург

Авторы: Бурова Т.Н., Юдкина Л.В.

Рецензенты:

Высоцкий В.Б., кандидат культорологических наук, доцент Санкт-Петербургского института гуманитарного образования (СПбИГО);

Сырцев А.Н., кандидат технических наук, проректор по качеству и стратегическому развитию, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга, старший научный сотрудник НОУ ВПО «Санкт-Петербургского института гостеприимства»

Отзыв от работодателей - Горелый А.В., генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «ТурЛайн»

Предоставление услуг по сопровождению туристов: методические указания к выполнению курсовой работы по профессиональному модулю ПМ.02.

Методические указания к выполнению курсовой работы по профессиональному модулю ПМ.02 для студентов среднего профессионального образования разработаны на основе рабочей программы ПМ 02 «Предоставление услуг по сопровождению туристов» и Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 100401 Туризм.

Предназначены для выполнения студентами курсовой работы по двум междисциплинарным курсам, входящим в состав данного модуля ПМ.02 - МДК.02.01 Технология и организация сопровождения туристов и МДК.02.02 Организация досуга туристов.

Основная цель методических указаний по выполнению курсовой работы по профессиональному модулю ПМ.02 для студентов среднего профессионального образования - обеспечить качественное выполнение курсовой работы и освоение, в контексте данного вида деятельности, профессиональных и общих компетенций.

Данные методические рекомендации не имеют аналогов и являются важным опорным материалом при написании курсовой работы студентами, обучающихся по специальности 100401 Туризм. Содержание методических рекомендаций структурировано, изложено логично и последовательно, в доступной для студентов форме. Определены этапы работы,перечень обязательных элементов курсовой работы (с указанием объема), форма изложения материала и оформления его, подготовка к защите работы. Четко прописаны критерии оценки курсовой работы.

Методические указания содержат комплекс приложений, ориентированных на помощь студенту при выборе темы работы, выборе района исследования, оформления работы.

Содержание методических рекомендаций соответствует современным требованиям ФГОС третьего поколения и интересам работодателей, предъявляемым к уровню подготовки специалистов по специальности «Туризм».

СОДЕРЖАНИЕ

I.Общие положения. Цели и задачи курсовой работы. Этапы работы………..4

II. Содержание курсовой работы................................................................... 8

III. Подготовка к защите курсовой работы………….……………….………...17

IV. Критерии оценки курсовой работы………………………...………………21

V. Оформление курсовой работы................................................................ 23

VI. Рекомендуемая литература для написания курсовой работы.............. 26

Приложение 1. Классификация туристских маршрутов............................. 27

Приложение 2. Этапы разработки туристских маршрутов........................ 30

Приложение 3. Виды туризма на территории Ленинградской области..... 34

Приложение 4. Реестр туристских ресурсов Ленинградской области....... 38

Приложение 5. Паспорт трассы похода (пример оформления)………………66

Приложение 6. Технологическая карта экскурсии (пример оформления)…..67

Приложение 7. Функции туристской анимации........................................... 68

Приложение 8. Карта Ленинградской области………………………………..69

Приложение 9. Правила оформления списка использованной литературы...70

Приложение 10. Образец оформления титульного листа……………..……...72

Приложение 11. Образец содержания……………………..…………………...73

Приложение 12. Отзыв руководителя………………………………………….74

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ. ЭТАПЫ РАБОТЫ

Курсовая работа является неотъемлемой составной частью учебного процесса при изучении ПМ 02 «Предоставление услуг по сопровождению туристов».

Целью работы является подтверждение освоения профессиональных компетенций (ПК):

· Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.

· Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.

· Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.

· Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.

· Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.

· Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.

А также овладение общими (ОК) компетенциями:

· Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

· Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

· Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

· Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

· Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

· Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

· Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

· Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

· Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

· Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Курсовая работа предполагает расширение и закрепление знаний и умений, полученных студентами при изучении дисциплины во время аудиторных занятий и самостоятельно.

При выполнении курсовой работы студенты должны решить ряд конкретных задач, связанных с изучением и анализом дополнительного материала по заданной теме, закрепляются навыки работы со специальной литературой, навыки отбора и систематизации информации, ее изложения в наиболее лаконичном, но достаточно полном виде, представления материалов в виде таблиц, графиков и т.д.

Выполнение студентом курсовой работы осуществляется на заключительном этапе изучения ПМ 02 «Предоставление услуг по сопровождению туристов».

Этапы работы

Процесс работы делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

В течение подготовительного этапа:

· студентам необходимо определиться с выбором темы работы;

· составить план выполнения курсовой работы;

· согласовать и утвердить план с руководителем работы;

· провести анализ и подбор литературы для написания курсовой работы;

Основной этап:

· определение целей и задач работы;

· аргументирование актуальности выбранной темы;

· разработка основной части работы;

· формирование выводов в виде заключения работы.

Заключительный этап:

· оформление работы в соответствии с требованиями, оговоренными

в разделе V;

· защита работы.

Тему курсовой работы выбирает студент, согласовав с преподавателем перед началом работы. Основными критериями выбора темы работы являются:

· практический интерес студента;

· стремление студента расширить свои познания в определенной области;

· наличие у студента достаточных знаний и положительного опыта в той предметной области, которую отражает тема работы.

Выбор темы может быть обоснован студентом самостоятельно как ре­зультат собственных наблюдений, изучение опыта, анализа литературы. Также тема может быть рекомендована руководителем.

Тематика курсовых работ

1. Разработка транспортного маршрута с элементами анимационной деятельности (вид туризма и район по выбору студента).

2. Разработка автобусного маршрута с элементами анимационной деятельности (вид туризма и район по выбору студента).

3. Разработка железнодорожного маршрута с элементами анимационной деятельности (вид туризма и район по выбору студента).

4. Разработка речного маршрута с элементами анимационной деятельности (вид туризма и район по выбору студента).

5. Разработка морского маршрута с элементами анимационной деятельности (вид туризма и район по выбору студента).

6. Разработка туристско-спортивного тура с элементами анимационной деятельности (вид туризма и район по выбору студента).

7. Разработка горнолыжного тура с элементами анимационной деятельности (район по выбору студента).

8. Разработка пешеходного тура с элементами анимационной деятельности (район по выбору студента).

9. Разработка спортивного водного тура с элементами анимационной деятельности (вид туризма и район по выбору студента).

10. Разработка велосипедного тура с элементами анимационной деятельности (район по выбору студента).

11. Разработка лыжного тура с элементами анимационной деятельности (район по выбору студента).

Разработку маршрута в курсовой работе необходимо проводить в рамках выбранного района на территории Ленинградской области с целью продвижения туристского продукта и рационального использования туристских ресурсов области.

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Введение

Введение - это вступительная часть курсовой работы, в которой необходимо отразить:

Актуальность исследуемой темы и её обоснование:выявление значимости данной темы в современных условиях и оценку ее современного состояния. Необходимо указать на не изученность или недостаточную изученность темы в теоретическом обучении. Таким образом, студент должен кратко аргументировать причину выбора именно данной темы (региона/района, вида туризма, анимационной программы).

Исходя из степени исследования данной темы, формируется цель работы. Цель курсовой работы,которая представляет собой модель предполагаемого результата, указывает направление исследовательской деятельности. Цель работы должна быть сформулирована как исследовательское действие (разработать, выявить, определить и т.д.).

Задачиработы показывают пути достижения исследовательской цели. Их можно характеризовать как «шаги», приводящие к реализации цели. Предлагая комплекс задач, необходимо помнить, что цель всегда «шире» раскрывающих ее задач, поэтому они не должны дублировать или повторять цель.Задачами исследования являются конкретизированные или более частные цели исследования

Объект и предмет исследования обусловлены проблемой (темой) исследования и отражают ее суть.

Объект исследования – это та крупная, относительно самостоятельная часть объектной области, в которой находится предмет исследования.

Для студентов, обучающихся по специальности 100401 это – сфера социально-культурного сервиса и туризма.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта (объект – это целое, а предмет – это часть целого), значимый для исследования элемент.

Методы исследования. Выбор методов исследования зависит от темы, проблемы, цели и задач исследования. По уровню проникновения в сущность выделяют методы эмпирического и теоретического исследования.

К эмпирическим методам – способам выявления и обобщения фактов непосредственно в опыте, в практике – относятся: наблюдения, опросные методы.

К теоретическим методам, направленным на раскрытие внутренней структуры изучаемого предмета, механизмов его развития и функционирования, относятся теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнение, классификация, обобщение. По функциям выделяют методы диагностики, объяснения, прогнозирование, преобразование, коррекции, статистической обработки материала и др.

Из этого разнообразия методов необходимо выбрать такие, которые обеспечат максимальный эффект. Причем следует учитывать, что для каждого этапа и части исследования, так же как и для каждого объекта, предмета, общих задач исследования, накопленного материала, обычно отбираются наиболее адекватные методы, чтобы, в конечном счете, они соответствовали современным принципам научного исследования, т.е. давали надежные результаты; обладали максимальной направленностью на изучение предмета исследования; находились в гармоничной взаимосвязи с другими методами в единой схеме, например:

· теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

· наблюдение;

· дедуктивный метод (от общих теоретических разработок этого вопроса к конкретному его применению);

· анкетирование;

· интервьюирование ведущих специалистов области.

Обоснование практической значимости исследования.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования можно применить и использовать в таких-то процессах, на таких-то объектах, в таких-то ситуациях или оно позволяет сделать усовершенствование такого-то объекта, процесса и т.п.

Анализ литературы по проблеме исследования предполагает краткое описание наиболее значимых научных работ, профессиональной туристской литературы, периодических изданий, которые были использованы автором в процессе написания курсовой работы.

Основная часть

Основная частькурсовой работы содержит две главы. Структура основной части определяется характером курсовой работы.
Основная часть курсовой работы практического характера может иметь главы, содержание которых представляют теоретические основы изучаемой проблемы, проектирование конкретного туристского маршрута, разработка программ диверсификации услуг и т.д., а также рекомендации по их применению. Обязательным для курсовой работы является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы.

Результатом основной части курсовой работы должна являться разработка проекта туристского маршрута по территории Ленинградской области с элементами анимационной деятельности.

Первая глава отражает содержание междисциплинарного курса ПМ.02 - МДК.02.01 Технология и организация сопровождения туристов.

В данной главе студенты должны обосновать выбор района путешествия и вид туризма, на основе которого составляется программа тура. Программа тура должна отражать единую цель путешествия, ориентирована на конкретного потребителя, сезон года, быть оптимальна по времени; объекты туристского показа должны соответствовать тематике маршрута. На объекты туристского показа должна быть представлена краткая характеристика. В соответствии с типом маршрута должна быть заполнена документация - паспорт трассы похода и/или технологическая карта экскурсии. Обязательным условием разработки туристского маршрута является карта-схема маршрута с необходимыми обозначениями.

Вторая глава отражает содержание междисциплинарного курса ПМ.02 - МДК.02.02 Организация досуга туристов.

В данной главе студенты должны предложить анимационное мероприятие к проекту тура, разработанному в первой главе. Цель анимационного мероприятия на маршруте - разнообразие туров, увеличение интереса туристов, повышение спроса на туристские ресурсы конкретного района Ленинградской области, увеличение конкурентоспособности маршрута. Вторая глава должна быть логически связанна с первой: обоснован выбор анимационного мероприятия для конкретного маршрута и района. Анимационное мероприятие должно давать полную характеристику действий туристов, вовлеченных в программу.

Структура основной части

Программа тура

Программа тура оформляется в таблице, где обязательно указывается день маршрута и время. В программе чётко должно быть прописано откуда, куда и на чём мы передвигаемся.

Например:

1 день 9.00 Отправление от станции метро Нарвская на заказном автобусе в город Псков. 14.00 Прибытие в Псков к гостинице Центральная 14.30 Размещение в гостинице 15.30 Обед в кафе гостиницы. Свободное время 17.30 Анимационная программа «………………» 19.00 Ужин в кафе гостиницы
2 день 9.00 Завтрак в кафе гостиницы 10.00 Автобусная обзорная экскурсия «Великолепный Псков» с посещением ............. 13.00 Обед в кафе города «Псковушка» 14.00 Посещение …… с анимационной программой «……..» 17.00 Возвращение в гостиницу 18.30 Ужин в кафе гостиницы
3 день 9.00 Завтрак в кафе гостиницы 10.00 Освобождение номеров 10.30 Отправление на автобусе в Изборск 11.15 Прибытие в Изборск 11.30 Пешеходная экскурсия с посещением Славянских ключей и Изборской крепости 12.30 анимационная программа «…..» на территории крепости И так далее ………

Карта-схема маршрута

В данном пункте необходимо приложить карту-схему маршрута. На карте-схеме должны быть нанесены: нить маршрута, с обозначением начала и окончания маршрута, места остановок, места ночёвок, посещаемые объекты. На карте-схеме в обязательном порядке должны быть условные обозначения.

Раздел 2. Разработка анимационного мероприятия натуристско–экскурсионном (указать тематику) маршруте «Назад в Средневековье»

С целью улучшения качества обслуживания и разнообразия туристских маршрутов в данном курсовом проекте была разработана туристско-анимационная программа, которая является неотъемлемой частью туристско-экскурсионного маршрута «Назад в Средневековье» (Образец).

2.1. Характеристика туристско - анимационного мероприятия:

· что представляет собой анимационное мероприятие;

· в какое время года возможно реализовывать;

· к какому событию можно приурочить мероприятие;

· на какую возрастную категорию оно рассчитано;

· какое социальное значение имеет мероприятие (воспитание патриотизма, воспитание здорового образа жизни, воспитание командного духа, развитие здоровой конкуренции среди участников и т.д.) – см. функции туристской анимации (Приложение 7).

Объем – 1-2 страницы.

Структура заключения

В заключении логически последовательно излагаются теоретические и практические выводы и предложения, к которым пришел студент в результате исследования, т.е. формулируются ответы на поставленные во введении цель и задачи. Они должны быть краткими и четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности разработок. Пишутся они тезисно (по пунктам) и должны отражать основные выводы по теории вопроса, по проведенному анализу и всем предлагаемым направлениям совершенствования проблемы с оценкой их эффективности по конкретному объекту исследования.

В этой части приводятся основные результаты работы с учетом целей и поставленных задач. Формулируются основные выводы, сделанные в процессе написания курсовой работы.

Студенту необходимо обобщить сказанное в работе и отразить следующее:

· В чем выражена актуальность разработанного проекта тура и представленной анимационной программы в проекте;

· Актуальность на рынке туристских путешествий туристской анимации;

· Возможность внедрения разработанного проекта тура на практике.

Объем заключения – 1- 2 страницы.

Приложение (я)

В приложение следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст. Приложение нумеруется, продолжая счет после списка литературы, но его объем не ограничен и не включается в обязательное количество страниц курсовой работы. К вспомогательному материалу относятся инструкции, иллюстрации, таблицы и т.д.

III. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Процедура защиты, рекомендации по защите курсовых работ
Курсовая работа, прошедшая проверку руководителя, допускается к защите.
Готовясь к защите работы, студент составляет тезисы выступления, презентацию, наглядные пособия, продумывает ответы на возможные вопросы членов комиссии.

Защита курсовых работ является открытой.

Процедура защиты включает:

· доклад студента (не более 5-7 минут) с мультимедийной презентацией;

· вопросы членов комиссии;

· ответы студента.

В своем выступлении студент должен отразить:

1. мотивы выбора темы, ее актуальность;

2. объект и предмет исследования;

3. цель и задачи исследования;

4. основные источники, на которых базируется работа;

5. характеристика теоретических и практических положений, используемых методов, полученных результатов и их практической ценности;

6. характеристика и представление маршрута;

7. результаты проведенного исследования изучаемого материала (конкретные предложения по решению поставленных проблем, обоснование предложений, выводы по работе, предполагаемые результаты).

Особое внимание в докладе необходимо уделить собственным разработкам. В заключение доклада нужно дать собственную оценку достигнутым результатам курсовой работы и возможности их дальнейшего практического применения.

При определении итоговой оценки по защите курсовой работы учитываются:

· доклад студента: актуальность, содержание, соответствие содержания теме работы, самостоятельность выполнения работы, глубина раскрытия темы, уровень выполненных исследований, теоретическая и практическая значимость полученных результатов, наличие выводов и рекомендаций;

· качество презентации и качество оформления курсовой работы;

· полнота и глубина ответов на вопросы руководителя (членов комиссии).

V. ОФОРМЛЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

1. Общие требования

1.1.Курсовая работа печатается на компьютере на одной стороне белого листа бумаги формата А 4 через полтора интервала, размер шрифта должен быть 14, выравнивание по ширине, отступ 1,25 см;

1.2.Шрифт Times New Roman;

1.3. Объём курсовой работы должен быть не меньше 15 страниц;

1.4. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей:

левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 15 мм, нижнее – 20 мм;

1.5. Заголовки структурных элементов курсовой работы и разделов следует располагать по левому краю без точки в конце, жирным шрифтом, не подчёркивая.

Нумерация

2.1. Страницы нумеруются арабскими цифрами;

2.2. Страницы рекомендуется проставлять внизу по центру, либо в правой части страницы;

2.3. Титульный лист и содержание включаются в общую нумерацию, но номера страниц на них не ставятся;

Иллюстрации, таблицы и др.

3.1. Оформление и нумерация рисунков и таблиц.
Рисунки – это любые иллюстрации (графики, схемы, фотографии, диаграммы). В курсовой работе рисунки следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице, если размеры не позволяют разместить рисунок после текста. В этом случае в тексте приводится ссылка на рисунок (например, рис.2.1 с.25). Номер и название рисунка пишутся под рисунком курсивом, (например, Рис. 2.1. Название). Номер рисунка зависит от номера главы: первая цифра номер главы, вторая – номер рисунка в этой главе.
Цифровой материал, как правило, следует оформлять в виде таблицы. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблица обозначается словом “Таблица”, порядковым номером и должна иметь название.

Таблицы нумеруются аналогично рисункам арабскими цифрами (например, Таблица 1.2 (вторая таблица первой главы).)

Примеры ссылок на таблицы в тексте работы: ….. в табл. 1.2, ….. (табл. 1.2).
В таблице допустимо использовать более мелкие размеры шрифта (например, 10 или 12) и меньший междустрочный интервал.

3.2. Иллюстрации (схемы, графики, диаграммы, фотоснимки, рисунки) и таблицы рекомендуется располагать непосредственно после текста, где они упоминаются или в приложении;

3.3. Иллюстрации, таблицы и картосхемы должны иметь название, которое помещают под иллюстрацией или над таблицей или картосхемой.

Ссылки

4.1 Статистические данные, выдержки из официальных документов и другие материалы, взятые из литературных источников, должны обязательно сопровождаться ссылками: либо подстрочный вариант внизу страницы; либо в квадратных скобках с указанием порядковых номеров по списку источников;

4.2. Ссылки на иллюстрации, таблицы, карты, приложения следует указывать их порядковым номером;

Приложения

В приложение следует помещать материалы, которые раскрывают положения курсовой работы: документы организации, программу исследования, анкеты и другие методики, большие таблицы и схемы.Приложения следует оформлять как продолжение курсовой работы, располагая их в том порядке, в каком давались на них ссылки в тексте.

Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами.

В правом верхнем углу над заголовком должно быть написано «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если их больше, чем одно, то с указанием порядкового номера – арабскими цифрами (без знака №).

VI. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ НАПИСАНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Основная литература:

1. Гаранин Н. И., Булыгина И. И. «Менеджмент туристской и гостиничной анимации»: Учебное пособие.- М.: Советский спорт, 2006.

2. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности - М., Искра, 2009.

3. Осипова О. Я. «Транспортное обслуживание туристов»: учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / О. Я. Осипова. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

4. Усков С. Практика туристских путешествий. Учебное пособие по туризму и краеведению. – СПб.: Творческий Учебный Центр «ГЕОС», 2009.

Дополнительная литература:

1. Биржаков М.Б. Туристский путеводитель по Ленинградской области. Издание второе, переработанное и дополнение / Под. ред. М.Б. Биржакова. – Спб.: Издательский дом Герда, 2007.

2. Константинов Ю.С. Туристские слёты и соревнования учащихся. Учебно-методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2008.

3. Ленинградская область: Знаете ли вы? (Учебное пособие). / Сост. В.А.Уланов. – Спб.: Издательство «Паритет», 2007.

4. Приезжаева Е.М. Анимационный менеджмент: учебно – методическое пособие / Е.М. Приезжаева; Российская международная академия туризма. – М.: Советский Спорт, 2007.

5. http://www.turbooks.ru/ - электронная библиотека туристской литературы.

6. http://tourlib.net/ - электронная библиотека туристской литературы.

7. http://www.lentravel.ru/ - туризм в Ленинградской области.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Туристский маршрут

Туристский маршрут (трасса туристского похода): маршрут следования туристов (экскурсантов), разработанный в соответствии с требованиями безопасности и включающий посещение различных исторических мест, культурных объектов, природных ландшафтов и т.п. в культурно-познавательных, оздоровительных, спортивных и других целях.

Туристский маршрут – географически определенная, привязанная к данной местности и особенным объектам и описанная с различной степенью детальности, трасса похода, путешествия, передвижения.

Туристские маршруты классифицируются по различным признакам.

По типам маршруты бывают:

· тематические – с преобладанием экскурсионного обслуживания и познавательной направленности;

· походные – маршруты с активными способами передвижения;

· физкультурно-оздоровительные – с преобладанием в программе спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятий;

· комбинированные – маршруты, сочетающие элементы всех перечисленных маршрутов.

По сезонности действия маршруты подразделяются на:

· круглогодичные (внесезонные);

· сезонные – функционирующие в определенный сезон (лыжные, водные, горные и т.д.)

По строению трассы маршруты в отношении географической привязки тура к местности подразделяются на:

· линейные – с посещением одного или нескольких пунктов (кроме начального), находящихся на трассе. Туристский маршрут может быть линейным от места отправления до места назначения (пребывания в туристском центре), чаще всего турист по прибытию проживает в одном отеле, совершает экскурсионные и иные поездки в пределах данной местности. Такой маршрут удобен для туристов, которые не любят каждый день собирать и раскладывать свои чемоданы и рюкзаки, часто перемещаясь из одного отеля в другой;

· радиальные – (стационарные) с посещением одного пункта на маршруте. Возможен вариант радиальных перемещений из выбранного туристского центра или места размещения с экскурсионными целями, предусматривающими ночевки в посещаемых населенных пунктах и объектах с возвращением обратно. При этом на период поездок или экскурсий места в первоначальном туристском центре остаются за туристами;

· кольцевые – с совпадением точек начала и конца маршрута и посещением нескольких пунктов на маршруте. Другим вариантом может быть кольцевой маршрут по посещаемой местности или стране, причем место прибытия в страну или местность (условно аэропорт, станция железной дороги) может быть (а) неизменным, т.е. путешествие по стране началось и завершилось в одном и том же пункте, и (б) отличным от места прибытия в местность или страну.

По продолжительности маршруты бывают:

· многодневными (14-30 дней);

· несколько дней (1-3 дня) – маршруты выходного дня;

· несколько часов (экскурсии).

По виду транспорта на маршруте:

· собственный транспорт туристской фирмы;

· арендованный (зафрахтованный) транспорт у других организаций;

· личный транспорт туристов.

В зависимости от вида передвижения выделяются:

· пешеходные туристские маршруты или прогулки. Обычно протяженность маршрута составляет от 2 – 6 или даже до 20-50км;

· маршруты с передвижением на животных (лошадях, собаках, оленях). Весьма популярен конный туристский маршрут. Участники могут посетить труднодоступные для технических средств передвижения природные достопримечательности;

· железнодорожные туристские маршруты, в которых туристы знакомятся с различными местностями и районами в процессе поездки, при этом они проживают в купе комфортабельных вагонов, питаются в передвижных ресторанах. Основные этапы передвижения предусмотрены по ночам, а днем туристы посещают в туристских центрах местные достопримечательности, объекты, предусмотренные программой.

· водные туристские маршруты: самый распространенный – на лодках любых видов, яхтах или иных маломерных водных судах и плавсредствах по системе озер или рек.

· комбинированные маршруты. Многие туристские поездки предусматривают использование в туре нескольких различных видов транспорта.

По содержанию маршрута:

· отдых на природе;

· отдых в горах;

· охота и рыбная ловля и др.

Естественно, возможны любые комбинации из различных вариантов туристских маршрутов.

Активные виды туризма предусматривают виды отдыха и путешествий, развлечений, спорта (лазание по скалам, спортивные игры, плавание на плотах по бурным рекам, подводный туризм, сафари и др.), требующие значительного физического напряжения и доступные далеко не всем категориям туристов. Еще более выделяется в этом смысле экстремальный туризм.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Этапы разработки маршрутов

Разработка маршрутов – сложная многоступенчатая процедура.

При разработке маршрутов необходимо придерживаться следующих этапов:

1. Исследование туристских ресурсов по предполагаемой трассе маршрута;

2. Выявление ограничений по потреблению туристских ресурсов;

3. Маркетинг рынка на туристские услуги по данной трассе маршрута;

4. Определение типа маршрута;

5. Построение эскизной модели маршрута;

6. Построение трассы маршрута;

7. Привязка маршрута к пунктам жизнеобеспечения;

Кроме того, при разработке любого маршрута необходимо определиться со следующими вопросами:

1. Выбор маршрута – один из наиболее важных моментов подготовки. Зависит он, как правило, от цели, которую ставит перед собой группа, от круга интересов ее участников. Как бы разнообразны ни были их цели, их можно сгруппировать следующим образом: посещение исторического или природного памятника; отдых на природе; физическая тренировка, связанная с длительными пешими переходами. На практике они, естественно, могут сочетаться.

2. Определение сложности маршрута.

Отдельные части маршрутов проходят по вполне «приличным» дорогам и поэтому не связаны с преодолением естественных препятствий. Они не требуют и картографического материала – вполне достаточными оказываются дорожные указатели и обзорные схемы, расположенные в местах массового отдыха. Во время таких походов не обязательно устраивать длительные привалы, так как время активного передвижения невелико.

Другие маршруты проложены не только по дорогам, но и по лесным тропам и просекам; по берегам рек и озер; по болотам и вырубкам; горам и перевалам. Здесь могут встретиться отдельные естественные препятствия: буреломы, кочки, камни, ручьи, канавы. Требуется карта или туристская схема. Обязательное условие - длительные привалы, ночлег.

Также необходимо соблюдать следующие правила:

· по сложности и протяженности участок маршрута дневного перехода должен быть по силам всем туристам;

· для передвижения между туристскими и объектами использован местный транспорт, а также транспорт принадлежащий турфирме организующей путешествие, значительные часть маршрута преодолеваются пешком и другими способами активного передвижения;

· места для длительных привалов и ночлегов по возможности комфортно оборудованы с запасом топлива и продовольствия, а также оснащены связью;

· при планировании маршрута учитывается резерв времени на случай непредвиденной задержки в пути.

При разработке маршрута необходимо использовать разнообразные источники: справочники, путеводители, краеведческая литература, картографический материал. Маршруты должны быть согласованы с расписанием движения транспорта, режимами допуска на объекты туристского показа так т.д.

Туристский поход– это путешествие по маршруту, проложенному по пересеченной местности, с использованием активных способов передвижения.

Походы могут различаться по цели: оздоровительные, приключенческие (экзотические), спортивные (категорийные маршруты), учебно-тренировочные, научно-познавательные и другие. Длительная экскурсия также относится к категории походов. Могут быть пешеходные походы, с использованием средств активного передвижения (велосипедов, мотоциклов, автомобилей, плотов, байдарок и лодок, других средств передвижения, вплоть до воздушных шаров).

Походы подразделяются по видам туризма (пешеходные, лыжные, горные, водные и др.), по протяженности маршрута, по категории сложности, по продолжительности.

Туристская тропа есть предмет и объект туристского интереса. Она всегда является завлекательной и несет определенную познавательную нагрузку. Это особое понятие исходит из двух разновидностей туризма. Первый и самый распространенный – это тропа пешеходная в санаториях, домах отдых, пр

Наши рекомендации