Неделя – логопедическое обследование

Год обучения

Примерный режим дня

Дома Подъем, утренний туалет     6.30-7.30
В дошкольном учреждении  
Прием, осмотр детей, игры, утренняя гимнастика 7.00 - 8.00
Завтрак 8.00 - 8.30
Игры, подготовка к занятиям 8.30 - 9.15
Занятия (по подгруппам) 9.15 -10.00
Занятие фронтальное воспитателя 10.00-10.20
Подготовка к прогулке 10.20-10.40
Прогулка 10.40 - 11.50
Возвращение с прогулки, подготовка к обеду 11.50 - 12.10
Обед 12.10 – 12.40
Подготовка ко сну, сон 12.40 - 15.00
Постепенный подъем, воздушные ванны в сочетании с физическими упражнениями 15.00 - 15.30
Полдник 15.30 - 15.50
Игры, самостоятельная деятельность 15.50 - 16.30
Подготовка к прогулке Прогулка 16.30 – 16.50 16.50 - 17.20
Возвращение с прогулки Ужин 17.20 - 17.40 17.40 - 18.05
Игры, уход детей домой 18.05 - 19.00
Дома  
Прогулка 19.00 - 19.50
Спокойные игры, гигиенические процедуры 19.50 - 20.20
Укладывание, ночной сон 20.20 - 6.30 (7.30)

Год обучения.

Примерное тематическое планирование занятий.

Сентябрь Октябрь Ноябрь
1. Семья. 2. Детский сад.   1. Игрушки. 2. Овощи. 3. Фрукты. 4. Осень. 1. Одежда. 2. Обувь. 3. Части тела. 4. Предметы гигиены.
Декабрь Январь Февраль
1. Зима. 2. Праздник елки. 1. Домашние животные. 2. Дикие животные. 3. Птицы.   1. Посуда. 2. Продукты питания. 3. Мебель.
Март Апрель Май
1.Весна. 2. Мамин праздник. 1. Улица. 2. Транспорт. Повтор тем, изученных за год.

Примерное планирование занятий на неделю.

Дни недели Учитель-дефектолог   Воспитатель
1 период обучения 2 период обучения 3 период обучения
Понедель-ник Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка 1. Озн. с окруж. 2. Муз. занятие
Вторник Занятие по формированию лексико-грам-матических средств языка Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка Занятие по формированию лексико-грам-матических средств языка 1. Сенсорное восп. 2. Физкультура.
Среда *Занятие по формированию произносительной стороны речи Занятие по формированию произносительной стороны речи Занятие по формированию произносительной стороны речи 1. Аппликация/ Конструирование. 2. Игра.
Четверг Занятие по формированию лексико-грам-матических средств языка Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка 1. Худ. лит. 2. Физкультура.
Пятница Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия Индивидуальные занятия 1. Лепка / Рисование 2. Муз. зан.

* Упражнения по формированию правильного произношения могут быть частью занятий по ознакомлению с окружающим, художественной литературе и др.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА И

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ УСТНОЙ РЕЧИ

Неделя – логопедическое обследование

СЕНТЯБРЬ

Тема: Семья.

Знания:

- о себе (имя, фамилия, возраст);

- о членах своей семьи.

Умения:

- откликаться на свое имя поворотом головы;

- называть своё имя, имена членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки);

- узнавать и называть себя на фотографии, находить ее среди других фотографий;

- соотносить реальных людей с их фотографией, показывать и называть членов своей семьи на фотографии, узнавать их среди изображений незнакомых людей;

- идентифицировать себя (я – мальчик, я – девочка), различать и называть имена мальчиков и девочек.

Словарь существительных.Мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь, девочка, мальчик.

Словарь глаголов.Звать, давать, кушать, играть, спать, помогать.

Словарь прилагательных.Хороший, плохой, добрый, злой.

Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной устной речи.

1. Формирование слухового восприятия к неречевым звукам (скрип двери, плеск воды, шелест бумаги).

2. Воспитание умения вслушиваться в речь окружающих и давать ответные двигательные и речевые реакции.

3. Обучение пониманию вопросов ГДЕ? КОГО? У КОГО? (Где мама, кого ведет мама, у кого кукла?) и ответу с помощью слов: это, вот, тут.

4. Обучение пониманию действий, совершаемых одним и тем же лицом (Папа идет, едет, спит).

5. Вызывание аморфных слов. Развитие умения правильно однословно отвечать на вопросы: КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? (Дед. Спит).

Игровые упражнения. «Подойди ко мне», «Кто тебя позвал», «Кто что услышал?», «Что за звук», «Где постучали», «Позови друга в круг», «Познакомимся с куклой Таней», «С кем пришел я в детский сад», «Расскажи (покажи), с кем ты живешь», «Расскажи, кто на фотографии», «Семейный альбом», «Кто большой, а кто – маленький».

Выражение своего состояния междометьями: ай (ой) в значении «больно», ш-ш - в значении «тише», бух (бах) в значении «упал».

Тема: Детский сад.

Знания:

- о внешнем виде здания д/сада снаружи и внутри;

- о расположении и назначении помещений в группе и детском саду;

- о предметном наполнении группы;

- о простейших действиях, совершаемых детьми в быту (пойдем гулять, садись – будем одеваться);

- о правилах поведения в детском саду.

Умения:

- ориентироваться в группе (узнавать место для игры, для занятий, для сна);

- ориентироваться в помещении (знать, где туалет, спальня, раздевалка), называть их;

- находить свое место за столом, свой шкафчик в раздевалке (по условному обозначению – геометрической фигуре, картинке);

- ориентироваться на уличной игровой площадке (показывать песочницу, вход в группу);

- вступать в контакт со сверстником, со взрослым.

Словарь существительных.Детский сад, группа, спальня, туалет, раздевалка, шкаф, игрушки, двор, улица.

Словарь глаголов.Ходить, играть, копать, спать, раздеваться, одеваться.

Словарь прилагательных.Большой, маленький.

ОКТЯБРЬ.

Тема. Игрушки.

Знания:

- о цвете, форме, величине игрушек;

- о действии с игрушками;

- о местонахождении игрушек в группе;

- о бережном отношении к игрушке.

Умения:

- отыскивать свою игрушку среди других, называть ее;

- действовать с игрушками (катить мяч, укачивать куклу) по образцу, вместе со взрослым, по инструкции педагога;

- различать большие и маленькие игрушки;

- *узнавать игрушку по описанию;

- убирать игрушки на место.

- бережно относится к игрушкам.

Словарь существительных.Кукла, мяч, машина, юла, зайка, мишка, кубики, пирамидка, совок, ведро.

Словарь глаголов.Играть, строить, качать, ходить, кормить, катать (в коляске), спать, падать, ехать, возить, копать.

Словарь прилагательных.Круглый, большой, маленький, красный, синий.

Темы: Овощи. Фрукты.

Знания:

- о внешнем виде наиболее употребляемых овощей и фруктов;

- о вкусе овощей, фруктов.

Умения:

- соотносить знакомые овощи, фрукты с муляжом, с изображением (фотографией, рисунком);

- определять контрастный размер (большой - маленький), вкус овощей, фруктов (сладкий - горький);

- выделять овощи, фрукты из группы предметов (игрушек, посуды).

Словарь существительных.Овощи, помидор, морковь, лук, огурец, фрукты, яблоко, груша, банан.

Словарь глаголов.Собирать, мыть, кушать, давать, делиться.

Тема: Осень.

Знания:

- об основных признаках осени (идет дождь, падают листья).

Умения:

- замечать разное состояние погоды (холодно, тепло);

- определять пору года по характерным признакам;

- рассматривать картины с изображением осенних признаков, сравнивать их с погодой на улице.

Словарь существительных.Осень, тучи, дождь, ветер, солнце, листья, зонт.

Словарь глаголов.Дуть, падать, капать, идти, вянуть.

Словарь прилагательных.Холодный, теплый, желтый, зеленый, мокрый, сухой.

НОЯБРЬ

Темы: Одежда. Обувь.

Знания:

- об одежде, обуви для дома (группы), улицы;

- о последовательности одевания (раздевания);

- о месте хранения одежды, обуви.

Умения:

- показывать и называть свою одежду, обувь;

- находить свою одежду (обувь) среди чужой;

- показывать и называть одежду (обувь), в которой ходят дома (в группе) и на улице;

- определять последовательность одевания.

Словарь существительных.Майка, трусы, платье, кофта, рубашка, брюки, куртка, шуба, шапка, шарф, колготы, носки. Тапки, сандалии, ботинки.

Словарь глаголов.Носить, надевать, снимать, застегивать, расстегивать, стирать, завязывать, класть.

Словарь прилагательных.Чистый, грязный, мокрый.

ДЕКАБРЬ

Темы: Зима. Праздник елки.

Содержательный компонент.

Знания:

- об основных признаках зимы (холодно, идет снег);

- об атрибутике новогоднего праздника (елка, дед Мороз, подарки).

Умения:

- замечать разное состояние погоды: идет снег, дует ветер;

- определять время года по основным характерным признакам;

- показывать и называть зимнюю одежду (шуба, шапка, шарф);

- подавать взрослому елочные игрушки для украшения елки.

Словарь существительных.Зима, снег, ветер, мороз, санки, горка, шуба, шапка, шарф, елка, дед Мороз, подарки.

Словарь глаголов.Падать, ехать, везти (санки), лепить, украшать, получать.

Словарь прилагательных.Большой, маленький, белый, зеленый, холодный, теплый, мокрый, сухой, веселый, красивый.

ЯНВАРЬ

ФЕВРАЛЬ

Тема. Мебель.

Знания:

- о внешнем виде мебели;

- о назначении мебели;

- о действиях с предметами мебели.

Умения:

- находить свой шкаф в раздевалке, свое место за столом, свою кровать;

- показывать и называть мебель, на которой люди сидят, спят и т.д.;

- соотносить мебель с назначением помещения (В спальне – кровати, в группе – столы, стулья);

- показывать большие и маленькие предметы мебели;

- переключаться с одного действия на другое /по словесной инструкции/ (Садись - встань, ложись-садись);

- выполнять простые поручения взрослого (Принеси стул).

Словарь существительных. Стол, стул, шкаф, кровать.

Словарь глаголов.Сидеть, спать, кушать, вешать, ставить, стоять, нести, двигать, ломать, чинить.

Словарь прилагательных.Большой, маленький, мягкий, твердый.

МАРТ.

АПРЕЛЬ

Тема. Улица. Транспорт.

Содержательный компонент.

Знания:

- об основных видах транспорта;

- о частях машины;

- о способе передвижения транспорта;

- о частях улицы (тротуар, проезжая часть).

Умения:

- показывать и называть основные виды транспорта;

- показывать и называть части машины;

- показывать и называть части улицы;

- выполнять действия по инструкции взрослого.

Словарь существительных.Машина, автобус, поезд, самолет, руль, окно, колесо, улица, дорога.

Словарь глаголов.Ехать, возить, лететь, крутить, идти, гулять.

Словарь прилагательных.Большой, маленький, круглый, чистый, быстрый.

МАЙ.

Повторение тем, изученных за год.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Развиваем слуховое восприятие детей. Уточняем и закрепляем правильное произношение звуков:гласных - а, у, и, о, согласных - п, б, м, н и др. (произношение изолированного звука, несложных звукосочетаний, слов).

Учим соотносить звук с определенным образом (у-у-у – гудит пароход). Учим детей прозносить звуки, звукосочетания громко и тихо. Учим соотносить звукоподражания с определенным объектом (ко-ко – курица).

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

I полугодие

Ходьба. Упражняем детей в ходьбе в заданном направлении вместе с воспитателем (вперед, назад), со сменой направления, обходя предметы (цепочкой, парами, по кругу, взявшись за руки). Учим переступать через линии, тесьму, гимнастическую палку.

Бег. Учим детей бегать в разных направлениях, не толкая друг друга; бегать за воспитателем и убегать от него.

Прыжки. Учим детей подпрыгивать на двух ногах на месте, понемногу двигаясь вперед. Учим подпрыгивать, стараясь рукой дотронуться до предмета, который находится вверху; перепрыгивать через линию.

Бросание. Учим катить шарики, мячи воспитателю, друг другу; бросать мяч вперед двумя руками снизу, от груди; ловить мяч, который бросил воспитатель (расстояние 50-100 см).

Лазанье. Учим детей доползать до игрушки на четвереньках 3-4 м, подлазить под преграду высотой 30-40 см; перелазить через бревно, которое лежит на полу; лазить по лесенкам (произвольно).

Упражнения в равновесии. Учим детей проходить по прямой дорожке (ширина 20 см, длина 2-3 м); по шнуру, который положен прямо; по гимнастической скамейке (высота 15-20 см); переступать через преграды высотой 10-15 см.

2 полугодие

Ходьба. Учим детей ходить друг за другом по кругу; переходить от ходьбы к бегу и от бега к ходьбе.

Бег. Учим пробегать между двумя линиями, не наступая на них (расстояние 25-30 см); догонять предметы, которые катятся; бегать змейкой, группой за воспитателем, бегать друг за другом в определенном направлении.

Прыжки. Учим детей перепрыгивать через веревку, канат, которые лежат на полу, через две линии (расстояние 10-20 см); прыгать с места на двух ногах; соскакивать с предметов высотой 10-15 см.

Бросание.Учим перебрасывать мяч через ленту, веревку (расстояние 1-1,5 м); бросать мяч в горизонтальную цель (расстояние 1 м) двумя руками, правой и левой рукой.

Лазанье. Учим детей ползать на четвереньках по доске, приподнятой на высоту 15-20 см; лазить по ступенькам, гимнастической стенке вверх и вниз удобным для ребенка способам.

Упражнения для развития равновесия. Учим детей переступать через веревку, канат; ходить по начерченной на полу линии, положенной веревке.

Упражнения для формирования правильной осанки. Учим детей перекатывать мяч воспитателю, лежа на животе; ползать на четвереньках по доске, приподнятой на высоту 15-20 см; топтаться по веревке.

Упражнения для рук и плечевого пояса. Учим детей поднимать руки вперед, вверх, в стороны; сгибать и разгибать руки; перекрещивать руки перед грудью и разводить их в стороны; отводить руки назад за спину.

Учим хлопать в ладоши перед собой, над головой; размахивать руками вперед-назад (из положения руки внизу), вниз - вверх (из положения руки в стороны), размахивать руками над головой и перед собой.

Упражнения для ног. Продолжаем учить ходить на месте; делать шаги вперед, в стороны, назад; сгибать и разгибать одну ногу в колене (стоя на второй); приседать, держась руками за опору; становиться на носки, шевелить пальцами ног.

Упражнения для туловища. Учим детей поворачиваться вправо-влево, передавая предмет соседу; наклоняться вперед, в стороны; сидя на полу, сгибать и разгибать ноги; лежа на спине, поднимать и опускать ноги, двигать одновременно руками и ногами; лежа на животе, приподнимать руки и ноги, поворачиваться с бока на бок.

Построения. Учим детей становится друг за другом; строится в круг подгруппами и всей группой, строиться парами (при помощи воспитателя).

Примерные подвижные игры и игровые упражнения.

Игры с ходьбой и бегом: "Ножки на дорожке", "Не наступи", "Перейди через ручеек", "Догони мяч", "Пузырь", "Жуки", "Курочка-хохлатка", "Утки и собачка", "Веселые зайчата", "Воробушки и автомобиль", "Дождик", "Кто тише?", "Самолеты".

Игры с ползанием: "Доползи до погремушки", "Дотянись до хвоста", "Собери кольца", "Мышки в норке", "Дети и дождик", "Кошка и мышки", "Не наступи на линию".

Игры с бросанием и ловлей: "Послушный мяч", "Большой и маленький мяч", "Кто дальше", "Брось и догони", "Скати мяч с горки", "Прокати мяч по дорожке", "Мяч в кругу", "Попади в ворота".

Игры с прыжками: "Поймай птицу", "Кто первый допрыгает до колокольчика", "Лошадки", "Мой веселый звонкий мяч", "Зайка беленький сидит".

Игры на ориентировку в пространстве: "Где звенит?", "Кто тебя позвал?", "Найди, где спрятано", "Волшебный карандаш", "Собери предметы".

Игры с разнообразными движениями и пением: "Паровоз", "Зайчик", "Флажок", "Жуки".

И НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ

Знакомим детей с назначением предметов гигиены (мыло, полотенце, расческа, носовой платочек), возможностями их использования. Учим детей находить свое полотенце по картинке (с помощью взрослого, по указательному жесту, по словесной инструкции).

Учим детей замечать загрязнения рук и лица. Приучаем мыть руки перед едой, после посещения туалета (закатывать рукава с помощью взрослого, подставлять руки под поток воды, намыливать мылом, смывать мыльную пену водой), пользоваться полотенцем, вешать его на место. Поддерживаем и поощряем стремление детей к самостоятельности.

Воспитываем умение культурно вести себя за столом. Учим детей самостоятельно пользоваться ложкой, аккуратно пить из чашки, пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Приучаем детей выходить из-за стола после окончания еды.

Учим детей участвовать в раздевании, одевании: в соответствующей последовательности снимать и надевать расстегнутую (развязанную) взрослым одежду, складывать ее в шкаф или на стульчик. Учим замечать непорядок в одежде, обращаться за помощью ко взрослому.

Формируем активность детей, желание слушать и выполнять поручения взрослых.

Достижения к концу года: дети правильно понимают и реагируют на словесные инструкции воспитателя (помоги, принеси, дай и др.); могут кушать, одеваться, раздеваться, выполнять отдельные поручения по самообслуживанию (с помощью взрослого).

ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

Учим детей узнавать и называть предметы бытового назначения, которые используются ежедневно (одежда, обувь, предметы гигиены). Накапливаем опыт самостоятельных действий в режимных моментах и бытовых процессах.

Воспитываем у детей желание и готовность помогать взрослым: ставить стулья к столам, раскладывать ложки на столе, ставить хлебницы, салфетницы; раздавать карандаши, бумагу для занятий; кормить рыбок, птиц, поливать растения.

Побуждаем детей оказывать посильную помощь в поддержании чистоты и порядка в группе: поднимать упавшие игрушки, убирать место игрушки, книжки, строительный материал. На участке включаем детей в посильную работу: собирать в определенное место листья, веточки, мелкие камешки; поливать из лейки цветы на клумбе; расчищать дорожки от листьев, снега.

Учим детей переносить реальные бытовые действия в игру: сервировать стол для куклы, подставлять стульчик, садить на его куклу, кормить ее.

Формируем активность, интерес детей к труду взрослых, желание выполнять поручения (с помощью взрослых).

Достижения к концу года: дети понимают и выполняют соответствующее действие (дай, принеси, убери, попроси), простые поручения в группе и на участке, обращаются за помощью.

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

Семья

Учим узнавать себя, своих родных, друзей на фотографии, соотносить фотографии с реальными людьми и наоборот. Учим детей назвать свое имя, фамилию, возраст (показывать на пальцах), имена своих родных, педагогов группы.

Детский сад

Учим детей называть детей и педагогов группы по именам. Учим детей ориентироваться в помещении детского сада (показывать, где находится групповая комната, кабинет учителя-дефектолога, спальня, раздевалка, туалет), в предметной среде группы (показывать уголок игрушек, уголок строительного материала, место для занятий). Учим находить свой шкафчик в раздевалке, свое место за столом, свою кровать и т. д. Учим ориентироваться на игровой площадке.

Игрушки

Учим детей рассматривать и обследовать игрушки, определяя особенности их внешнего вида. Организуем разные ситуации для действий детей с образными игрушками (куклой, кошкой и др.). Учим находить свою игрушку среди других, узнавать игрушку по отдельным частям, по характерным звукам. Учим соотносить игрушку с графическим изображением (цветной, контурный рисунок), составлять разрезную картинку из 2-х частей. Проводим игры "Лото для малышей", "Чудесный мешочек", "Игрушки на место", "Парные рисунки".

Овощи и фрукты

Знакомим детей с внешним видом наиболее употребляемых овощей и фруктов. Учим выделять знакомые овощи и фрукты из группы разнородных и однородных предметов; соотносить знакомые овощи, фрукты с графическим изображением (иллюстрации, фотографии).

Одежда и обувь

Знакомим детей с предметами одежды и обуви, их назначением и действиями с ними. Учим рассматривать, показывать и называть свою одежду и обувь (на себе, в раздевалке в шкафу). Упражняем в нахождении своей одежды и обуви. Учим выбирать одежду, обувь для группы, для улицы.

Посуда. Продукты питания

Знакомим детей с назначением предметов посуды и действиями с ними (в тарелку наливают суп, ложкой едят, из чашки пьют). Знакомим детей с продуктами питания, названием блюд (суп, каша). Учим детей понимать элементарную причинную зависимость между событиями (выпустил из рук чашку - разлил компот).

Мебель

Знакомим детей с предметами мебели, их назначением. Учим детей находить свой шкаф в раздевалке, свое место за столом, свою кровать; соотносить мебель с назначением помещения.

Транспорт

Знакомим детей с частями улицы (тротуар, проезжая часть), с транспортом (машина, автобус, поезд, самолет). Упражняем в узнавании и назывании транспорта и частей машины, звукоподражании звукам транспорта: у-у-у – поезд, ж-ж-ж – машина.

Неживая природа

Учим детей замечать разное состояние погоды: идет дождь, светит солнышко, дует ветер, холодно, тепло. В процессе практической деятельности знакомим детей со свойствами природных объектов: вода течет, снег тает, вода холодная, теплая. Рассматриваем с детьми картины с изображением состояния погоды, сравниваем с погодой на улице; вместе с детьми делаем зарисовки, передаем состояние погоды с помощью условных обозначений.

При рассматривании растений (деревьев, кустов, трав, цветов) обращаем внимание детей на их строение (во время прогулок - повседневных и целевых). Наблюдения за растениями проводим в связи с сезонными явлениями: осенью отмечаем смену цвета листьев, их падение, исчезновение цветов; зимой - голые деревья и кусты, снег; весной - появление почек, потом листьев на деревьях, летом - большое количество цветов. В процессе наблюдений делаем зарисовки, используя их для календаря природы, для занятий. В процессе наблюдений постепенно подводим детей к понимания пор года (осень, зима, весна, лето).

Живая природа

Знакомим детей со внешним видом животных (кошка, собака, корова, лошадь), акцентируем внимание на основных, наиболее характерных признаках внешнего вида ( у коровы – рога, у лошади – грива). Наблюдаем за птицами и насекомыми, обращаем внимание на характер движений (летает, ползает), учим детей имитировать действия наблюдаемых объектов.

Учим детей находить картинки, на которых изображены изучаемые объекты. Проводим дидактические игры: "Кто где?", "Лото для малышей", "Подбери картинку.

К концу года дети называют свое имя, фамилию; ориентируются в группе, здании детского сада, распознают игрушки, предметы одежды, обуви, посуды по назначению, выполняют с ними адекватные действия; имеют первичные представления о сезонных явлениях и порах года.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вызываем у детей интерес, эмоциональный отклик на содержание художественных произведений, учим рассматривать иллюстрации в книге. Формируем умение внимательно слушать сказку, стихотворение, рассказ, обучаем пониманию вопросов по содержанию произведения. Учим детей повторять звукоподражания, слова потешек, стихотворений.

Детский фольклор: “Водичка-водичка», «Как у нашего кота», «Скок-поскок», «Идёт коза рогатая», «Пошёл котик на торжок», “Сорока-ворона”, “Кую-кую ножку”.

Русские сказки: “Курочка ряба”, “Теремок”, “Колобок”, “Репка” (обр. К.Ушинскога), “Кот, петух и лиса» (обр. М.Булатова), “Снегурочка и лиса” (обр. М.Булатова), “Маша и медведь” (обр.М.Булатова).

Украинская сказка: “Коза-дереза” (пер.Е.Благининой).

Стихотворения:

А.Барто “Мячик”, “Бычок”, “Лошадка”, “Самолёт”, “Девочка-ревушка”, “Машенька”, “Девочка чумазая”; К.Чуковский “Елка”, “Телефон”; Е.Благинина “Вот какая мама”; С.Маршак “Мяч”; О.Высоцкая “В марте есть такой денек”, И.Токмакова “Елки”, З.Александрова “Топотушки”; В.Лодыжец “Чук, чук, чук; А.Тайц “Поезд”.

Рассказы. Л.Толстой “Пошла Катя”, “Была у Насти кукла”, “У Розки были щенки”; Я.Тайц “Кубик на кубик”; К.Чуковский “Цыпленок”; В.Сутеев “Кто сказал “Мяу?”, “Цыпленок и утенок”; Е.Чарушин “Кто как живет?”; Г.Виеру “Ежик и барабан”, Н.Калинина “Про жука”, “Как Саша и Алёша пришли в детский сад”.

Достижения к концу года: дети проявляют интерес к слушанию литературных произведений, рассматриванию иллюстраций; узнают знакомые потешки, сказки, песенки; пытаются воспроизвести отдельные слова или строчки.

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Развитие зрительного восприятия.Учим детей узнавать знакомые предметы, игрушки, находить их в разных местах комнаты. В процессе игры с куклой учим детей следить за ее перемещением в пространстве.

Предлагаем детям находить парные предметы, сравнивать их, соотносить с их изображением (фотографии, рисунки); соотносить парные рисунки.

Побуждаем детей выполнять разные действия с предметами (совместно, сопряжено и по подражанию), соотносить действия на рисунке с реальными действиями.

Восприятие цвета.Учим распознавать цвет, находить предметы определенного цвета в окружающей обстановке (совместно, по подражанию, самостоятельно), выбирать предмет одного цвета из ряда других (найти предмет красного цвета среди предметов желтого цвета).

Учим чередовать по цвету геометрические формы (бусы для мамы, новогодняя гирлянда), классифицировать предметы по цвету.

Знакомим с названиями цветов: красный, желтый, синий, зеленый.

Восприятие формы.Учим различать плоскостные формы (круг, квадрат, треугольник) путем обводных движений и объемные формы (куб, призма, параллелепипед) - на ощупь; использовать прием наложения для соотнесения предметов по форме.

Учим выбирать круг, квадрат, треугольник по образцу на основе зрительного восприятия и тактильных ощущений; группировать одинаковые предметы по форме, не учитывая величину и цвет. Знакомим с названиями: круг, шар.

Восприятие величины.Учим детей различать предметы по величине – большой, маленький; брать большие предметы двумя руками, маленькие – одной; складывать большие предметы в большую корзину, маленькие – в маленькую.

Учим детей составлять пирамидку из трех-четырех колец, трехместную матрешку, мисочки, вкладыши с учетом величины (на основе ощупывания, обведения, сравнения предметов, по словесной инструкции: «Возьми большое кольцо», «Найди маленькое кольцо»). Знакомим со словами: большой, маленький.

Восприятие пространственных отношений.Знакомим детей со словами «вверху, внизу», учим воспринимать пространственные расположения предметов по вертикали («Посмотри вверх, вниз»), раскладывать мелкие предметы вверх и вниз по отношению к линии, складывать игрушки на верхнюю и нижнюю полку. Формируем представление о том, что предметы могут иметь разное пространственное размещение (один и тот же предмет изменяет положение, может быть вверху и внизу, разные предметы изменяют одно и то же место и г. д.);

Тактильно-двигательное восприятие.Учим детей воспринимать форму и величину предметов на ощупь, обводными движениями (большой, маленький, круглый, квадратный); выбирать знакомые плоскостные и объемные игрушки на ощупь, по образцу и по слову (дай машину, куклу, зайчика) в играх "Чудесный мешочек", "Узнай на ощупь", "Возьми такой же".

Развитие слухового восприятия.Учим детей различать шум и тишину. Знакомим детей с бытовыми предметами и звуками, которые они издают (звонок телефона, дверной звонок, звук льющейся воды и др.), звуками природы (капли дождя, вой ветра и др.), звуками улицы (сигнализация, сирена машины и др.). Учим определять направление звука в пространстве («Где звенит?», «Что звучит?»).

Учим различать звучание музыкальных инструментов, вырабатываем соответствующие двигательные реакции на их звучание разных инструментов: барабан - дети шагают, металлофон - топают ногами, дудочка - танцуют. Знакомим с голосами животных, учим находить игрушку по звукоподражанию: мяу-мяу - кошка, ко-ко - курица.

Вкусовая и обонятельная чувствительность.Формируем у детей вкусовые ощущения сладкого и соленого. Во время приема пищи обращаем внимание детей на то, что еда отличается по вкусу: яблоко сладкое (кислое), огурец - соленый (кислый).

Учим детей различать запахи употребляемых продуктов (конфета, лук), используемых предметов (мыло).

ИГРА

1 полугодие

Формируем элементарный игровой опыт. Вызываем у детей интерес и эмоциональные отношения к игрушкам: предлагаем им для рассматривания красивые яркие игрушки, различные по цвету, форме, величине, материалу, звучанию. Показ сопровождаем эмоционально-положительным отношением взрослого к игрушкам, звукоподражаниями (котик – мяу-мяу, собачка – ав-ав). Побуждаем детей к повторению звукоподражаний.

Учим детей брать игрушку, удерживать ее в одной руке; затем брать в каждую руку по игрушке, одновременно удерживая их. В игре создаем условия для яркого проявления эмоций (смеха, оживленной заинтересованности, звукоподражания).

Побуждаем детей к эмоциональному реагированию на действия взрослого с игрушками. В качестве игрового материала используем сюжетные игрушки. Разыгрываем с ними маленькие сценки, доступные пониманию детей. Например, к детям в гости приходит кукла (мишка, зайчик), приветствует детей. Дети приветствуют куклу (мишку, зайчика), улыбаются, обнимают, гладят по головке. Отрабатываем игровые действия: кукла ходит по группе, танцует, сидит за столом. Постепенно сценки могут включат более сложное содержание (например, кукла играет, появляется птица, кукла кормит птичку; прибегает собачка, птица испугалась и улетела). Разыгрывание тех или других сюжетов сопровождаем включением лепетных слов типа: пи-пи, ляля, топ-топ, хлоп-хлоп, ма-ма и др.

Демонстрируем заводные игрушки. Побуждаем детей к имитационным действиям и речевым реакциям.

Формируем предметно-отобразительную игровую деятельность: побуждаем детей выполнять простые игровые действия по подражанию, а потом самостоятельно, исходя из свойств предмета (погремушка гремит, когда ею трясем; мяч катится, когда его толкаем.). Учим переносить способ действия со знакомой игрушки на другую (разные погремушки, мячи). Учим детей выполнять одну и тую же игровую задачу с одними и теми же игрушками, которые отличаются по признакам (величине, цвета и т.д.). Используем приемы обучения разной сложности: совместные действия, действия по подражанию, по образцу с постепенным переходом к самостоятельным действиям.

В процессе действия с игрушками создаем необходимые условия для развития внимания, зрительного восприятия, речи, формирования пространственных представлений.

Примерное содержание игровых действий:

обыгрывание куклы: укачивать на руках, играть с куклой, танцевать (аналогичные действия выполнять с разными куклами); объединять несколько игровых действий: играть с куклой, потом укачивать, укладывать спать;

обыгрывание матрешки: матрешка идет, бежит; несколько матрешек выстраиваются в ряд, идут друг за другом; выстраиваются в круг;

обыгрывание игрушек-животных и игрушек-птиц: мишка топает на месте, идет, танцует; зайчик прыгает, бежит, сидит; птица сидит, клюет, летит;

обыгрывание машин: возить машины (разные по величине, цвету) за веревочку и без ее; возить машины по дороге прямо, по кругу, с поворотом (огородить место шнурком, кубиками);

В процессе действий с игрушками учим детей называть игровой материал и действие (допускается искаженное произношение слов, используется прием сопряженного и самостоятельного проговаривания). Детей с низким уровнем речевого развития учим использовать не только жесты, но и осмысленные звукоподражания или слова, способствуем постоянному выявлению связей между предметом, действием и словом (учим по просьбе взрослого показывать, а потом называть игрушки), выполнять действия с разными игрушками, которые имеют одно и то же название.

К концу 1 полугодия в структуре предметно-отображающей игровой деятельности формируем определенный уровень одиночной игры.

Дидактические игры

Учим детей выполнять различные действия с предметами:

открывать и закрывать разные предметы (коробочки, одноместные матрешки, кастрюльки);

подбирать для маленькой и большой коробки крышку и закрывать ее; подбирать к коробкам крышку соответствующей формы (круглой, квадратной);

раскладывать и собирать предметы (например, доставать со коробки кубики, раскладывать, а затем обратно собирать в коробку; раскладывать и собирать цветные колпачки к фломастерам, крышки к бутылкам,); перекладывать предметы (например, шарики в коробку, в ведерко; грибы в корзину, в ведерко); скатывать цветные шарики по желобку;

снимать и нанизывать на стержень 3-5 колец одинаковой величины: сначала с большим отверстием, а потом с постепенным сужением отверстия; снимать и нанизывать на стержень кольца разной величины, не соотнося их размеры;

ставить кубик на кубик (строить башню из двух, затем из трех кубиков одинаковой величины);

вставлять в отверстие предметы и доставать их (грибки, втулки); вкладывать пустые предметы одинаковой формы (меньшие в большие – матрешки, колпаки);

собирать в определенной последовательности пирамидку из 2-3 колец одного цвета, которые резко отличаются размерам;

собирать разборные игрушки из двух частей;

находить соответствующие детали-вкладыши при сборке и раскладывании пустых кубов, цилиндров, полусфер из двух деталей.

Строительные игры

Проводим предварительную работу для возникновения строительных игр: в

Наши рекомендации