Таможенные посты: правовой статус, задачи и функции

Таможенный пост входит в единую систему таможенных органов Рос­сийской Федерации и осуществляет свою деятельность под непосредствен­ным руководством таможни РФ либо РТУ в случае непосредственного под­чинения управлению.

Территория региона деятельности таможенного поста определяется РТУ (в отношении таможенного поста, непосредственно подчиненного та­можне, по представлению таможни) либо ФТС России по согласованию с Минэкономразвития.

Таможенный пост финансируется за счет средств федерального бюд­жета, а также иных предусмотренных российским законодательством источ­ников.

Правовой основой таможенного поста является ТКТС, "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Общее положение о таможенном посте от 10 октября 2002 г.

В отличие от других таможенных органов таможенный пост не является юридическим лицом. Однако таможенный пост может быть образован и как юридическое лицо решением ФТС России по согласованию с Минэкономраз­вития. По согласованию с данным министерством ФТС специальными нор­мативными актами может определять специфические особенности деятель­ности отдельных таможенных постов.

Основные задачи таможенного поста: непосредственное осуществле­ние таможенного дела в регионе деятельности; таможенное оформление и таможенный контроль; борьба с контрабандой, иными преступлениями и ад­министративными правонарушениями в таможенной сфере.

Функции таможенных постов условно можно разделить на три взаимо­связанные: экономические (фискальные), правоохранительные и организа­ционно-аналитические.

Для реализации возложенных функций таможенный пост обладает пра­вами, предусмотренными ТКТС, ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Общим положением о та­моженном посте.

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

Общие вопросы таможенного дела в Российской Федерации

Основные положения таможенного регулирования и таможенного дела в Российской Федерации

Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.

В соответствии с Конституцией РФ таможенное регулирование находится в ведении Российской Федерации и заключается в установлении порядка и правил на территории РФ, при соблюдении которых лица реализуют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», Таможенным кодексом Таможенного союза и законодательством России о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В настоящее время законодательные основы правового регулирования отношений, возникающих при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза можно представить с помощью схемы, изображенной на рис.1

 

Правовые акты федерального министерства , уполномоченного в области таможенного дела и Федеральной таможенной службы России– издаются в случаях прямо предусмотренных актами таможенного законодательства и иными правовыми актами РФ, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию
Таможенное регулирование (в РФ осуществляется посредством ТКТС И ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"  
Таможенное законодательство
  Акты таможенного законодатьства
ТКТС
Иные федеральные законы, принятые в соответствии с ТКТС
Законодательство РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности
Законодательство о Государственной границе РФ – регулирование порядка фактического пересечения товарами и транспортными средствами таможенной границы в местах ее совпадения с Государственной границей РФ
Законодательство РФ о налогах и сборах – регулирование отношений по установлению, ведению и взиманию таможенных платежей
Указы Президента Российской Федерации


Постановления и распоряжения Правительства РФ – во исполнение актов таможенного законодательства и указов Президента РФ
Международные договора РФ – применяются в приоритетном порядке

Рис.1Законодательные основы правового регулирования при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу

Таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство РФ.

Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела.

Федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, обеспечивает непосредственную реализацию в таможенных целях задач в области таможенного дела.

Федеральное министерство, уполномоченное в области таможенного дела, и федеральная служба, уполномоченная в области таможенного дела, в пределах своей компетенции обеспечивают единообразное применение таможенного законодательства Российской Федерации и Таможенного союза всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Территория РФ составляет единую таможеннуютерриториюТаможенного союза.

Единую таможенную территорию таможенного союза (далее - таможенная территория таможенного союза) составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

На территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории Таможенного союза. Товары, помещенные на территории особых экономических зон, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Таможенного союза для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, за исключением случаев, определяемых ТКТС и иными федеральными законами.

Наши рекомендации