Понятие, предмет, принципы и методы таможенного права

Таможенное право—это комплексная отрасль права, представляю­щая собой систему правовых норм, регулирующих общественные отноше­ния, связанные с перемещением товаров и транспортных средств через та­моженную границу, которые устанавливаются либо санкционируются госу­дарством.

Предмет регулирования в таможенном праве — это общественные отношения в сфере таможенного дела. Круг этих отношений очень широк: организация таможенного дела в стране, таможенные процедуры, таможен­ные тарифы, специальные таможенные процедуры, таможенные платежи, таможенный контроль, ответственность в таможенной сфере, международ­но-правовое сотрудничество и др.

Как комплексная отрасль права таможенное право включает в себя по­ложения многих правовых отраслей — конституционного, административно­го, налогового, гражданского, финансового, уголовного и международного права. В нем применяются все имеющиеся в системе права и способы право­вого воздействия на субъектов таможенных правоотношений. Однако речь идет прежде всего о двух методах— административно-правовом и граж­данско-правовом в различных формах их выражения.

Принципы таможенного дела —это исходные нормативно-руководя­щие начала таможенно-правового регулирования. Они обеспечивают взаи­мосвязь таможенного права, таможенного законодательства и таможенной политики, гарантируют непрерывность и последовательность нормотворческого процесса в сфере таможенного дела, содействуют толкованию право­вых актов и устранению правовых пробелов в таможенном законодательст­ве. Таможенному праву присущи принципы законности и демократизма.

Принцип законности означает, что все участники отношений таможен­ной сфере обязаны действовать в строгом соответствии с законодательством стран-Таможенного союза и ТКТС.

Принцип демократизма предполагает, что таможенное право служит народу и государству, физическим и юридическим лицам стран-участников Таможенного союза.

Помимо этих принципов, для таможенного дела характерны и специ­альные принципы.

К ним следует отнести принцип полного и четкого таможенного регули­рования. Он означает, что таможенное право должно во всей полноте и чет­кости регулировать отношения в таможенной сфере.

Следующий принцип таможенного дела — обеспечение эффективности таможенно-правовых средств и инструментов, который предполагает, что та­моженные средства и инструменты должны применяться и действовать с максимальной эффективностью в целях ускорения внешнеторгового оборо­та, соблюдения действующего законодательства в таможенной сфере, обес­печения интересов всех участников таможенных правоотношений.

Одним из важных принципов таможенного дела является учет опыта международно-правового сотрудничества и регулирования в области тамо­женного дела. Следует отметить, что Россия активно участвует в междуна­родно-правовом регулировании вопросов таможенного дела и является членом Таможенного союза.

Система таможенного права

Таможенное право как совокупность правовых норм имеет свою специ­фику. Оно состоит из правовых норм различной правоотраслевой принад­лежности, объединенных общим предметом 'правового регулирования — кругом общественных отношений, возникающих в связи и по поводу переме­щения товаров и транспортных средств через таможенную границу Тасможенного союза. Комплексный характер таможенного права накладывает свой отпечаток и на критерии его систематизации.

В отрасли таможенного права можно выделить три составные части — общую, особенную и специальную.

Общая часть включает понятие, особенности, методы, источники и сис­тему таможенного права — его институты; правовой статус таможенных ор­ганов и их должностных лиц; ответственность в таможенном праве.

Особенная часть включает в себя расположенные в определенном ТКТС и логической последовательности институты тамо­женного права, связь между которыми обусловлена самим существом тамо­женного дела. Сюда входят правовое регулирование порядка перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, применения та­моженных процедур, таможенного оформления и таможенного контроля, та­моженно-тарифного регулирования и взимания таможенных платежей, по­рядка применения таможенных льгот, ведения таможенной статистики и то­варной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Специальная часть включает разделы: 1) международное правовое и организационное сотрудничество в таможенной сфере; 2) международные организации, конвенции и многосторонние соглашения в области таможен­ного дела; 3) сотрудничество государств — участников СНГ по таможенным вопросам; 4) таможенное законодательство государств — участников СНГ.

Источники таможенного права

Иерархия источников таможенного права выглядит следующим образом:

Конституция Российской Федерации;

международные договоры и соглашения;

федеральные законы (включая федеральные конституционные законы);

подзаконные нормативные акты.

Конституциякак Основной закон страны по праву возглавляет иерар­хию источников таможенного права, определяя ключевые моменты и основ­ные принципы государственной политики в области таможенного регулиро­вания. Положения, относящиеся к сфере таможенного права, содержатся в статьях 8, 71 и 74 Конституции.

Статья 8 определяет перечень гарантий, в том числе единство экономи­ческого пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансо­вых средств, поддержку конкуренции.

Основные принципы таможенного права отражены в статье 74: На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

В соответствии с положениями статьи 71 в исключительном ведении России находятся:

установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти (п. «г»; применительно к сфере тамо­женного права — установление системы и формирование таможен­ных органов);

установление правовых основ единого рынка, финансовое, кредит­ное, таможенное регулирование (п. «ж»);

внешнеэкономические отношения России (п. «л»);

определение статуса и защита государственной границы, территори­ального моря, воздушного пространства, исключительной экономиче­ской зоны и континентального шельфа России.

Международные договоры Россииносят подзаконный, но не надконституционный характер, поэтому в иерархии источников они следуют сразу же за Конституцией РФ. Часть 4 ст. 15 Конституции уста­навливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России являются составной частью правовой системы нашей страны. Кроме того, если международным договором России установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены российским за­конодательством, применяются правила международного договора.

В области таможенного права применяются следующие договоры:

Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17)

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможен­ных процедур (Киотская конвенция) 1979 г. в редакции от 1999 г.;

Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирова­ния товаров 1983 г.;

Конвенция о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 г.;

Таможенная конвенция о контейнерах 1972 г.;

двусторонние договоры России с иностранными государствами в об­ласти таможенного дела.

Федеральные законы представляют собой основную группу источни­ков таможенного права России: ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Гражданский, Налоговый, Бюджетный кодексы, Закон о таможенном тарифе и др.

Российское таможенное законодательство состоит из Таможенног законодоательства Таможенного союза (ТКТС), законоадательства РФ (ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"), и принятых в соответствии с ними иных федеральных законов. При ре­гулировании отношений по установлению, введению и взиманию таможен­ных платежей таможенное законодательство применяется в части, не урегулированной законодательством о налогах и сборах.

Подзаконные нормативные акты издаются в соответствии и во испол­нение положений Конституции РФ, международных договоров и федераль­ных законов. К их числу можно отнести указы Президента РФ, постановле­ния и распоряжения Правительства РФ, издающиеся на основании и во ис­полнение актов таможенного законодательства, а также нормативные акты Минэкономразвития России и Федеральной таможенной службы (ФТС).

Акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела), применяются к отношениям, возникшим после дня вступления их в силу, и не имеют обратной силы, за исключением случаев, прямо установленных ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (ч.1 ст. 6 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела могут иметь обратную силу, если это прямо предусмотрено таможенным законодательством Таможенного союза или федеральными законами.

В соответсвии с ч. 3 ст. 6 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" акты законодательства Российской Федерации о таможенном деле вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, если иное не установлено таможенным законодательствомТаможенного союза. Иные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела вступают в силу не ранее чем по истечении 30 дней после дня их официального опубликования, за исключением следующих случаев:

1) если актами таможенного законодательства Таможенного союза или настоящим Федеральным законом установлен специальный порядок вступления в силу указанных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела;

2) если указанные правовые акты Российской Федерации в области таможенного дела устанавливают более льготный порядок, чем действующий, в части требований представления документов и сведений, сроков для принятия решений таможенными и иными государственными органами или других административных (процедурных) ограничений.

Согласно ч. 10 ст. 4 ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, изданные ими по предмету регулирования настоящего Федерального закона, затрагивающие права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд в соответствии с законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.

В связи с важностью и сложностью правового регулирования ввоза-выво­за товаров в нашу страну закон содержит ряд специфических требований к по­ложениям федеральных законов и подзаконных правовых актов (см. ст. 8ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации"). Положения актов законодательства Российской Федерации о таможенном деле, а также иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждое лицо точно знало, какие у него есть права и обязанности, а также какие действия, когда и в каком порядке следует совершать при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации товаров и транспортных средств международной перевозки.

Положения нормативных и иных правовых актов федеральных органов исполнительной власти по предмету правового регулирования настоящего Федерального закона не могут противоречить положениям актов таможенного законодательства Таможенного союза, федеральных законов и актам Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в области таможенного дела, устанавливать требования, условия и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, федеральными законами и актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации в области таможенного дела.

Никто не может быть привлечен к ответственности за нарушение актов таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и (или) иных правовых актов Российской Федерации в области таможенного дела, если такое нарушение вызвано неясностью правовых норм, содержащихся в таких актах.

Наши рекомендации