Формы и методы надзора за дорожным движением
Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации работы подразделений дорожно - патрульной службы дорожной полиции (далее - дорожно - патрульная служба) органов внутренних дел Республики Казахстан и требования, касающиеся осуществления надзора за дорожным движением.
2. Правовой основой деятельности подразделений дорожно - патрульной службы дорожной полиции органов внутренних дел являются Конституция Республики Казахстан, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", Закон Республики Казахстан "О безопасности дорожного движения", иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
Обязанности должностных лиц Управлений дорожной полиции Главных управлений внутренних дел (далее - ГУВД) г. Астаны, г. Алматы, ГУВД - Управлений внутренних дел (далее - УВД) областей по руководству дорожно - патрульной службой
3. Начальники Управлений, отделов дорожной полиции ГУВД г. Астаны, г. Алматы, ГУВД - УВД областей и их заместители:
1) непосредственно осуществляют организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения на территории области, города, комплектование и воспитание личного состава службы, его использование по прямому назначению, соблюдение сотрудниками дорожной полиции служебной дисциплины, прав и свобод граждан, предупреждение и профилактику коррупционных правонарушений и преступлений среди личного состава службы, ее материально - техническое обеспечение, обеспечивают своевременность и достоверность передачи оперативной информации;
2) осуществляют общее руководство, контроль за деятельностью дорожно - патрульной службы, исходя из складывающейся оперативной обстановки маневрируют силами и средствами;
3) осуществляют постоянный контроль за состоянием учетно - регистрационной дисциплины по дорожно - транспортным происшествиям, правильностью применения мер административного воздействия к нарушителям Правил дорожного движения, качеством производства дознания, организацией работы по розыску угнанного и похищенного автомототранспорта, водителей, скрывшихся с мест дорожно - транспортных происшествий;
4) обеспечивают взаимодействие службы с подразделениями органов внутренних дел, иными государственными органами, общественными организациями в работе по обеспечению безопасности дорожного движения, охране общественного порядка и борьбы с преступностью;
5) организуют учет и анализ деятельности службы, принимают необходимые меры по ее совершенствованию, способствуют обобщению и внедрению положительного опыта работы;
6) контролируют своевременное и качественное рассмотрение поступающих жалоб и заявлений граждан по вопросам деятельности службы, принимают по ним меры;
7) организуют работу по осуществлению контроля за несением службы личным составом дорожно - патрульной службы.
Планирование, учет и анализ
4. Деятельность дорожно - патрульной службы осуществляется в соответствии с квартальными планами работы строевого подразделения, составляемыми в установленном в органах внутренних дел порядке.
5. Планирование осуществляется на основе анализа и прогнозирования оперативной обстановки, состояния аварийности на обслуживаемой территории, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, дисциплины и законности в подразделениях дорожно - патрульной службы, с учетом имеющихся сил и средств.
6. Планы работы должны содержать мероприятия по выполнению требований приказов и указаний Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД) и Департамента дорожной полиции, ГУВД, УВД областей, городов Астаны, Алматы и соответствующих управлений дорожной полиции, государственных и региональных программ по обеспечению безопасности дорожного движения, а также вопросы улучшения деятельности службы, повышения эффективности ее работы, предупреждения коррупционных правонарушений.
7. Планы работы строевых подразделений согласовываются с начальником отдела (отделения) дорожно - патрульной службы управлений (отделов) дорожной полиции и утверждаются начальником Управления (отдела) дорожной полиции ГУВД, УВД области (города). По согласованию с начальниками управлений (отделов) дорожной полиции, командирами строевых подразделений в планы работ могут вноситься изменения и дополнения.
8. По окончании планового периода составляется отчет (справка) о выполнении запланированных мероприятий и докладывается руководителю, утвердившему план. В случаях невыполнения, какого-либо мероприятия, в отчете указывается причина и при необходимости новый срок его исполнения. Итоги выполнения планов рассматриваются на оперативных совещаниях при командире строевого подразделения.
9. Контроль за выполнением планов осуществляют командиры (начальники штабов) строевых подразделений, а также соответствующие начальники Управлений дорожной полиции ГУВД, УВД.
10. В подразделениях дорожно - патрульной службы организуется регистрация, учет и анализ сведений, имеющих значение для выполнения основных задач, стоящих перед службой. Регистрации, учету и анализу подлежат дорожно - транспортные происшествия, преступления и административные правонарушения в сфере дорожного движения и сообщения о них, принимаемые меры по их предупреждению, данные о состоянии дисциплины и законности среди личного состава дорожно - патрульной службы, обращения организаций, общественных объединений и граждан, а также иные сведения, касающиеся деятельности дорожно - патрульной службы по обеспечению безопасности дорожного движения.
11. Командир строевого подразделения непосредственно организует и контролирует состояние учетно - регистрационной дисциплины и аналитической работы в строевом подразделении. Регистрация, учет и анализ осуществляются сотрудниками, на которых эти задачи возложены в соответствии с функциональными обязанностями, в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами.
12. Для повышения оперативности в проведении учетно - аналитической работы подразделения дорожно - патрульной службы оснащаются компьютерной техникой.
Расстановка сил и средств
13. Работа дорожно - патрульной службы организуется исходя из наличия сил и средств, принципа их концентрации в местах, характеризующихся напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются состояние аварийности, преступности и правонарушений на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и особенности условий движения по ним, интенсивность движения транспорта и пешеходов в различные часы суток, дни недели, времена года.
14. В деятельности дорожно - патрульной службы организуются:
1) наряд дорожной полиции - сотрудник или несколько сотрудников дорожной полиции, назначенные для несения службы на постах и маршрутах патрулирования;
2) маршрут патрулирования - определенный дислокацией участок автомобильной дороги, на котором сотрудники дорожной полиции выполняют возложенные на них задачи;
3) пост дорожной полиции - определенное дислокацией конкретное место, на котором сотрудники дорожной полиции выполняют возложенные на них обязанности;
4) стационарный пост дорожной полиции - место несения службы нарядами дорожной полиции, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенными оперативно - техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности;
5) контрольно - пропускной пункт - наряд полиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций.
Порядок несения службы
79. По прибытии на пост (маршрут патрулирования) сотрудник дорожно - патрульной службы обязан:
1) проверить исправность технических средств регулирования, специальных средств, средств связи, состояние дорог и улиц, условия производства на них ремонтно - строительных и других работ, получить соответствующую информацию о состоянии оперативной обстановки в районе поста, маршрута патрулирования от сменяемого им сотрудника;
2) о принятии поста, маршрута патрулирования и выявленных недостатках доложить в дежурную часть строевого подразделения, а при удаленности поста и невозможности передачи информации сделать соответствующую запись в журнале;
Общие положения
1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок организации работы подразделений дорожно - патрульной службы дорожной полиции (далее - дорожно - патрульная служба) органов внутренних дел Республики Казахстан и требования, касающиеся осуществления надзора за дорожным движением.
2. Правовой основой деятельности подразделений дорожно - патрульной службы дорожной полиции органов внутренних дел являются Конституция Республики Казахстан, Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона "Об органах внутренних дел Республики Казахстан", Закон Республики Казахстан "О безопасности дорожного движения", иные нормативные правовые акты Республики Казахстан.
Обязанности должностных лиц Управлений дорожной полиции Главных управлений внутренних дел (далее - ГУВД) г. Астаны, г. Алматы, ГУВД - Управлений внутренних дел (далее - УВД) областей по руководству дорожно - патрульной службой
3. Начальники Управлений, отделов дорожной полиции ГУВД г. Астаны, г. Алматы, ГУВД - УВД областей и их заместители:
1) непосредственно осуществляют организацию работы по обеспечению безопасности дорожного движения на территории области, города, комплектование и воспитание личного состава службы, его использование по прямому назначению, соблюдение сотрудниками дорожной полиции служебной дисциплины, прав и свобод граждан, предупреждение и профилактику коррупционных правонарушений и преступлений среди личного состава службы, ее материально - техническое обеспечение, обеспечивают своевременность и достоверность передачи оперативной информации;
2) осуществляют общее руководство, контроль за деятельностью дорожно - патрульной службы, исходя из складывающейся оперативной обстановки маневрируют силами и средствами;
3) осуществляют постоянный контроль за состоянием учетно - регистрационной дисциплины по дорожно - транспортным происшествиям, правильностью применения мер административного воздействия к нарушителям Правил дорожного движения, качеством производства дознания, организацией работы по розыску угнанного и похищенного автомототранспорта, водителей, скрывшихся с мест дорожно - транспортных происшествий;
4) обеспечивают взаимодействие службы с подразделениями органов внутренних дел, иными государственными органами, общественными организациями в работе по обеспечению безопасности дорожного движения, охране общественного порядка и борьбы с преступностью;
5) организуют учет и анализ деятельности службы, принимают необходимые меры по ее совершенствованию, способствуют обобщению и внедрению положительного опыта работы;
6) контролируют своевременное и качественное рассмотрение поступающих жалоб и заявлений граждан по вопросам деятельности службы, принимают по ним меры;
7) организуют работу по осуществлению контроля за несением службы личным составом дорожно - патрульной службы.
Планирование, учет и анализ
4. Деятельность дорожно - патрульной службы осуществляется в соответствии с квартальными планами работы строевого подразделения, составляемыми в установленном в органах внутренних дел порядке.
5. Планирование осуществляется на основе анализа и прогнозирования оперативной обстановки, состояния аварийности на обслуживаемой территории, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью, дисциплины и законности в подразделениях дорожно - патрульной службы, с учетом имеющихся сил и средств.
6. Планы работы должны содержать мероприятия по выполнению требований приказов и указаний Министерства внутренних дел Республики Казахстан (далее - МВД) и Департамента дорожной полиции, ГУВД, УВД областей, городов Астаны, Алматы и соответствующих управлений дорожной полиции, государственных и региональных программ по обеспечению безопасности дорожного движения, а также вопросы улучшения деятельности службы, повышения эффективности ее работы, предупреждения коррупционных правонарушений.
7. Планы работы строевых подразделений согласовываются с начальником отдела (отделения) дорожно - патрульной службы управлений (отделов) дорожной полиции и утверждаются начальником Управления (отдела) дорожной полиции ГУВД, УВД области (города). По согласованию с начальниками управлений (отделов) дорожной полиции, командирами строевых подразделений в планы работ могут вноситься изменения и дополнения.
8. По окончании планового периода составляется отчет (справка) о выполнении запланированных мероприятий и докладывается руководителю, утвердившему план. В случаях невыполнения, какого-либо мероприятия, в отчете указывается причина и при необходимости новый срок его исполнения. Итоги выполнения планов рассматриваются на оперативных совещаниях при командире строевого подразделения.
9. Контроль за выполнением планов осуществляют командиры (начальники штабов) строевых подразделений, а также соответствующие начальники Управлений дорожной полиции ГУВД, УВД.
10. В подразделениях дорожно - патрульной службы организуется регистрация, учет и анализ сведений, имеющих значение для выполнения основных задач, стоящих перед службой. Регистрации, учету и анализу подлежат дорожно - транспортные происшествия, преступления и административные правонарушения в сфере дорожного движения и сообщения о них, принимаемые меры по их предупреждению, данные о состоянии дисциплины и законности среди личного состава дорожно - патрульной службы, обращения организаций, общественных объединений и граждан, а также иные сведения, касающиеся деятельности дорожно - патрульной службы по обеспечению безопасности дорожного движения.
11. Командир строевого подразделения непосредственно организует и контролирует состояние учетно - регистрационной дисциплины и аналитической работы в строевом подразделении. Регистрация, учет и анализ осуществляются сотрудниками, на которых эти задачи возложены в соответствии с функциональными обязанностями, в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами.
12. Для повышения оперативности в проведении учетно - аналитической работы подразделения дорожно - патрульной службы оснащаются компьютерной техникой.
Расстановка сил и средств
13. Работа дорожно - патрульной службы организуется исходя из наличия сил и средств, принципа их концентрации в местах, характеризующихся напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются состояние аварийности, преступности и правонарушений на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и особенности условий движения по ним, интенсивность движения транспорта и пешеходов в различные часы суток, дни недели, времена года.
14. В деятельности дорожно - патрульной службы организуются:
1) наряд дорожной полиции - сотрудник или несколько сотрудников дорожной полиции, назначенные для несения службы на постах и маршрутах патрулирования;
2) маршрут патрулирования - определенный дислокацией участок автомобильной дороги, на котором сотрудники дорожной полиции выполняют возложенные на них задачи;
3) пост дорожной полиции - определенное дислокацией конкретное место, на котором сотрудники дорожной полиции выполняют возложенные на них обязанности;
4) стационарный пост дорожной полиции - место несения службы нарядами дорожной полиции, оборудованное специальными служебными помещениями, оснащенными оперативно - техническими и специальными средствами, инженерными и иными сооружениями, а также закрепленная за ним зона ответственности;
5) контрольно - пропускной пункт - наряд полиции, выставляемый для обеспечения пропускного режима или ограничения движения транспорта и пешеходов в определенном районе (местности) при проведении массовых мероприятий, возникновении стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций.
Формы и методы надзора за дорожным движением
24. Основными формами несения дорожно - патрульной службы являются:
1) патрулирование на автомобилях и мотоциклах;
2) пешее патрулирование;
3) несение службы на постах, в том числе стационарных;
4) сопровождение и эскортирование транспортных средств;
5) вертолетное патрулирование.
25. Надзор за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым, скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами дорожной полиции на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на специальных автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков и только в светлое время суток. Одной из форм скрытого контроля за соблюдением Правил дорожного движения водителями общественного пассажирского транспорта может быть проезд инспектора дорожной полиции в гражданской одежде в салоне транспортного средства до конечной его остановки и фиксирование нарушений, допущенных водителем в пути следования. При необходимости, по окончании маршрута или на загородных дорогах на стационарном посту полиции инспектором составляется протокол об административном правонарушении.
26. Решение об осуществлении скрытого контроля принимает командир строевого подразделения по согласованию с начальником управления дорожной полиции или лицом, его замещающим, о чем делается соответствующая запись в постовой ведомости (приложение 3).