Бережливое решение находчивых связистов принесло всесторонний эффект – технический, экономический и эстетический

На станции Гипсовая Екатеринбургского региона обслуживания дороги модернизирована парковая система громкоговорящего оповещения. Эта мера принесла реальный экономический эффект в размере 48,8 тыс. рублей. Проект бережливого производства признан завершённым в конце июня.

На Свердловской магистрали продолжается инфраструктурное и техническое обновление. Помимо прочего, оно помогает выявить и позднее задействовать скрытые резервы. В частности, после реконструкции, прошедшей на станции Мезенский Екатеринбургского региона СвЖД, высвободился и оставался вне работы шкаф радиооборудования с аппаратурой станционной двухсторонней парковой связи марки СДПС-Ц2МД. Всё находилось в исправном состоянии.

– Эта информация легла в основу проекта бережливого производства, – сообщил «УМ» главный инженер Свердловского регионального центра связи Егор Женихов. – В рамках его подготовки и дальнейшей реализации рабочая группа установила несколько видов потерь. Все они были проанализированы. Определено, что потери возможны при излишних перемещениях и обработке. Для выявления «узких» мест сформирована карта потока создания ценности.

Чтобы полностью устранить потери и повысить степень эффективности производственно-хозяйственной деятельности Свердловского регионального центра связи, рабочая группа проекта предложила решение: освободившийся в процессе реконструкции шкаф поставить на станции Гипсовая и компактно разместить в нём оборудование. Выгода от него – очевидная и многогранная. Оно помогло избавиться от устаревшего шкафа с усилительной установкой – его сразу демонтировали. Взамен отжившей свой век аналоговой аппаратуры двухсторонней парковой связи появилось современное – на цифровой основе.

– Это предложение рабочей группы принесло разноплановый эффект, – рассказал главный инженер Екатеринбургской дирекции связи, руководитель регионального проектного офиса Евгений Поднебесов. – Оно позволило нам, в первую очередь, рационально использовать свои же, внутренние ресурсы и задействовать свободное оборудование. Повысилось качество и удобство при обслуживании радиоаппаратуры, надёжность двухсторонней парковой связи. В дополнение ко всему этому наш объект сейчас выглядит более эстетичным.

Экономический же эффект от внедрённого на практике тиражируемого проекта достигнут за счёт уменьшения затрат на приобретение оборудования, а конкретно: шкафа для станционной двухсторонней парковой связи (СДПС) и универсальных пультов управления (ПУ.У). Их суммарная стоимость равна 48 тыс. руб. Благодаря высвобождению оборудования со станции Мезенский и его размещении на Гипсовой нет нужды в дополнительных приобретениях.

На данный момент проект бережливого производства по модернизации парковой системы громкоговорящего оповещения полностью окончен. Ранее поставленные задачи успешно реализованы, ожидавшийся эффект достигнут. Занесение информации в систему проектного мониторинга также завершено.

Евгений Невольниченко

В дистанции готовятся к зиме

Один из локальных проектов бережливого производства хозяйства автоматики и телемеханики Свердловской дирекции инфраструктуры направлен на обеспечение эффективной работы станции Пермь-Сортировочная уже в предстоящую зиму.

Реализуется он в Пермской дистанции сигнализации, централизации и блокировки – путём проведения модернизации воздухопроводной сети вагонных замедлителей. Данные устройства входят в систему замедлителей нечётной горки станции. Очистка от снега котлованов системы в зимний период была трудоёмкой и представляла до недавнего времени серьёзную проблему. В этом году задачу устранения сезонных осадков решили кардинально.

– Прежняя технология очистки замедлителей, существовавшая до 2015, года обеспечивала нам необходимый уровень механизации, – рассказал начальник дистанции ШЧ-2 Александр Трофимов. – Однако в прошлом году задействованный в ней грейферный кран на железнодорожном ходу был передан на другой участок дороги, где в нём нуждались больше: использовали чаще и в значительных объёмах. Между тем кран выполнял важную часть работ: во время технологических «окон» этот подвижной состав заходил на участок замедлителей горки, убирал намётанные снеговые валы и тем самым обеспечивал безопасную работу движенцам, локомотивным бригадам, у которых залежи снега ограничивали видимость из кабины. После того как кран передали в другое подразделение, эсцебисты вынуждены были последние два года производить очистку – убирать валы вручную. При этом существенно увеличилось время на производство работ, возросли трудозатраты.

В этом году у руководства дистанции появилась хорошая идея задействовать в уборке снега имевшийся в дистанции трактор с оборудованным на нём фронтальным погрузочным ковшом. Но для того, чтобы он имел возможность зайти и работать на участке, требовалось выполнить ряд условий. В частности, перенести воздухопроводные трубы, колонки управления вагонными замедлителями, кабельные муфты.

В прежней «механизированной» технологии, чтобы вывести на участок замедлителей грейферный кран, необходимо было задействовать тепловоз, вагон для погрузки снега. Выгрузка заполненного вагона производилась на отдалённом тупиковом пути. Соответственно, в таком процессе участвовали: стропальщики, локомотивная бригада, движенцы – маневровые диспетчера, дежурные по станции. Экономический расчёт трудозатрат показывал суммарные значительные расходы, однако их «перевешивали» оперативность и качество произведённой уборки. Вынужденный вариант «ручной» технологии сразу привёл к увеличению времени очистки и неэффективному использованию штатного персонала дистанции. Применение трактора оказалось хорошим решением проблемы.

– Чтобы обработать все валы тормозной системы трактору понадобится примерно неделя, – рассказывает начальник механизированной горки Сергей Грошев. – Так, вторая тормозная позиция состоит из четырёх валов длиной по 25 метров. Если убирать трактором только один вал в смену (за день) – уже хорошо. В неделю – четыре вала.

Сейчас на станции производятся подготовительные работы: переключаются воздуховодные трубы на вагонных замедлителях второй тормозной позиции. Для того, чтобы трактор с ковшом для фронтальной погрузки смог заехать на этот участок. Предварительный (ожидаемый) расчёт экономического эффекта – 85,7 тысячи рублей в год. А если учесть, что все работы проводятся зимой, то основной их объём укладывается в три зимних месяца.

Ранее в Пермской дистанции сигнализации, централизации и блокировки были разработаны (и действуют в настоящее время) проекты: экономичного обогрева оборудования и контроля расходования воздуха в компрессорной установке.

– Из-за реструктуризации предприятия и выделения в отдельные производства сервисных организаций нам пришлось пересмотреть старую технологию предоставления воздуха высокого давления, – рассказал главный инженер дистанции Владимир Мезенцев. – Поскольку она не предусматривала точный контроль объёма воздуха, подаваемого с компрессора нашей дистанции для обеспечения работы сторонних предприятий. Наше предложение бережливого производства заключалось в установке счётчика, который объективно показывал бы объём расхода. Другой проект был направлен на оптимизацию режимов электрообогрева электропневматических клапанов управляющей аппаратуры ВУПЗ-72. Именно этот проект позволил занять группе его разработчиков из ШЧ-2 третье место на сети. Тем самым только в первую зиму, благодаря реализации проектов, удалось достичь экономии в несколько десятков тысяч рублей.

Владимир Андреев

Стекловолокно и эпоксидка

Благодаря внедрению технологии восстановления изношенных композитных накладок в Свердловск-Сортировочной дистанции пути уменьшились затраты на содержание изолирующих стыков рельсов. Проект реализован в рамках технологии бережливого производства.

– В процессе эксплуатации изостыков с композитными накладками типа «Апатек» и «Пластрон-Ко» образуется выработка, – рассказывает заместитель начальника дистанции Виталий Курсевич. – Всё это приводит к появлению вертикальных ступенек. При этом на главных путях износ накладок в зоне контакта с головкой рельса не должен превышать трёх миллиметров, а на приёмоотправочных путях без движения пассажирских поездов – шести миллиметров. В остальных случаях скорость движения поездов на участках, где есть такие дефекты, ограничивается или накладки заменяются.

Проанализировав ситуацию, команда по улучшению процесса, которой руководит Виталий Курсевич, предложила восстанавливать первоначальный профиль накладок по такой схеме.

– Демонтируем дефектную накладку, шлифуем её неровную поверхность шлифовальным станком МРШ до появления плавного перехода по всей поверхности изношенного участка в зависимости от глубины выработки, – отмечает Виталий Александрович. – Затем первоначальный профиль накладки восстанавливается с помощью послойного приклеивания стекловолокна на двухкомпонентный эпоксидный клей. Потом отремонтированная поверхность накладки снова шлифуется. Тем самым создаётся требуемый профиль. В результате мы получаем восстановленную пару накладок, которая прослужит достаточно долго, как минимум – ещё один срок.

Как подчёркивает Виталий Курсевич, данная технология разработана путейцами в конце прошлого года. Тогда же на путях станции Ревда и на чётном пути перегона Ревда – Ильмовка путейцы впервые установили отремонтированные таким образом композитные накладки.

– Потом каждый месяц количество восстановленных накладок на этих «экспериментальных» участках увеличивалось, – подытоживает заместитель начальника Свердловск-Сортировочной дистанции пути. –

В целом наши ожидания от внедрения проекта оправдались. Применение новой технологии значительно продлевает срок службы композитных накладок. Тем самым снижаются затраты на содержание изолирующих стыков. Добавлю, что по самым скромным подсчётам годовой эффект от восстановления сотни изношенных накладок и их последующей эксплуатации составит 746,7 тысячи рублей.

Серик Мустафин

Грамотные действия

Наши рекомендации