Расчет и построение динамической характеристики автомобиля
С целью получения данных для построения динамической характеристики автомобиля по формуле проводим ряд расчетов в следующей последовательности. Для удобства построения всех последующих характеристик эксплуатационных свойств автомобиля, расчетные данные будем заносить в таблицу 3
В начале определим величину касательной силы тяги по передачам
Величину Мкр при каждом значении частоты вращения коленчатого вала двигателя определяем по ранее построенной внешней скоростной характеристике двигателя табл. 1. Полученные значения Рк заносим в табл. 3.
Подсчитываем значения силы сопротивления воздуха автомобиля, соответствующей исходным значениям частоты вращения коленчатого вала двигателя по формуле:
Данные заносим в табл. 3.
Определяем величину динамического фактора для каждой скорости на всех передачах по формуле:
Полученные данные заносим в табл. 3 и строим по ним динамическую характеристику автомобиля.
Дополнительно на график динамической характеристики в масштабе принятом для D наносим кривые сопротивления качению fv и суммарного коэффициента сопротивления дороги φ в функции скорости.
Коэффициент fv при различных скоростях движения подсчитываем по формуле:
Суммарный коэффициент сопротивления дороги находится из выражения
где - угол подъема дороги.
Таблица 3 – данные для построения динамической характеристики автомобиля
nдв | Pk | Pw | D | fv | ||||||
1-я передача | ||||||||||
82,4 | 0,30 | 0,0074 | ||||||||
107,6 | 0,31 | 0,0075 | ||||||||
136,1 | 0,33 | 0,0077 | ||||||||
168,1 | 0,33 | 0,0079 | ||||||||
203,4 | 0,34 | 0,0080 | ||||||||
242,0 | 0,35 | 0,0082 | ||||||||
284,0 | 0,35 | 0,0084 | ||||||||
329,4 | 0,35 | 0,0087 | ||||||||
378,1 | 0,35 | 0,0089 | ||||||||
430,2 | 0,35 | 0,0092 | ||||||||
485,7 | 0,35 | 0,0095 | ||||||||
544,5 | 0,35 | 0,0098 | ||||||||
606,7 | 0,34 | 0,0101 | ||||||||
672,3 | 0,33 | 0,0104 | ||||||||
741,2 | 0,32 | 0,0108 | ||||||||
2-я передача | ||||||||||
137,2 | 0,23 | 0,0077 | ||||||||
179,2 | 0,24 | 0,0079 | ||||||||
226,9 | 0,25 | 0,0082 | ||||||||
280,1 | 0,26 | 0,0084 | ||||||||
338,9 | 0,26 | 0,0087 | ||||||||
403,3 | 0,27 | 0,0091 | ||||||||
473,3 | 0,27 | 0,0094 | ||||||||
548,9 | 0,27 | 0,0098 | ||||||||
630,1 | 0,27 | 0,0102 | ||||||||
717,0 | 0,27 | 0,0107 | ||||||||
809,4 | 0,27 | 0,0111 | ||||||||
907,4 | 0,27 | 0,0116 | ||||||||
1011,0 | 0,26 | 0,0121 | ||||||||
1120,3 | 0,26 | 0,0127 | ||||||||
1235,1 | 0,25 | 0,0133 | ||||||||
3-я передача | ||||||||||
229,1 | 0,18 | 0,0082 | ||||||||
299,3 | 0,19 | 0,0085 | ||||||||
378,8 | 0,19 | 0,0089 | ||||||||
467,6 | 0,20 | 0,0094 | ||||||||
565,8 | 0,20 | 0,0099 | ||||||||
673,4 | 0,21 | 0,0104 | ||||||||
790,3 | 0,21 | 0,0110 | ||||||||
916,6 | 0,21 | 0,0117 | ||||||||
1052,2 | 0,21 | 0,0124 | ||||||||
1197,2 | 0,21 | 0,0131 | ||||||||
1351,5 | 0,21 | 0,0139 | ||||||||
1515,2 | 0,20 | 0,0147 | ||||||||
1688,2 | 0,20 | 0,0156 | ||||||||
1870,6 | 0,19 | 0,0165 | ||||||||
2062,3 | 0,19 | 0,0175 | ||||||||
4-я передача | ||||||||||
382,0 | 0,14 | 0,0089 | ||||||||
499,0 | 0,14 | 0,0095 | ||||||||
631,5 | 0,15 | 0,0102 | ||||||||
779,7 | 0,15 | 0,0110 | ||||||||
943,4 | 0,16 | 0,0118 | ||||||||
1122,7 | 0,16 | 0,0127 | ||||||||
1317,6 | 0,16 | 0,0137 | ||||||||
1528,1 | 0,16 | 0,0148 | ||||||||
1754,2 | 0,16 | 0,0159 | ||||||||
1995,9 | 0,16 | 0,0172 | ||||||||
2253,2 | 0,16 | 0,0185 | ||||||||
2526,1 | 0,15 | 0,0199 | ||||||||
2814,6 | 0,15 | 0,0213 | ||||||||
3118,7 | 0,14 | 0,0229 | ||||||||
3438,3 | 0,14 | 0,0245 | ||||||||
5-я передача | ||||||||||
645,6 | 0,11 | 0,0103 | ||||||||
843,3 | 0,11 | 0,0113 | ||||||||
1067,3 | 0,11 | 0,0124 | ||||||||
1317,6 | 0,11 | 0,0137 | ||||||||
1594,3 | 0,12 | 0,0151 | ||||||||
1897,4 | 0,12 | 0,0167 | ||||||||
2226,8 | 0,12 | 0,0183 | ||||||||
2582,6 | 0,12 | 0,0202 | ||||||||
2964,7 | 0,12 | 0,0221 | ||||||||
3373,1 | 0,11 | 0,0242 | ||||||||
3808,0 | 0,11 | 0,0264 | ||||||||
4269,1 | 0,11 | 0,0287 | ||||||||
4756,7 | 0,10 | 0,0312 | ||||||||
5270,5 | 0,10 | 0,0338 | ||||||||
5810,8 | 0,10 | 0,0366 | ||||||||
Рисунок 4.1 – Динамическая характеристика автомобиля
Построение графиков ускорения, времени разгона и пути разгона
Максимально возможное ускорение
Ускорение автомобиля j определяется по передачам на сухом асфальтобетонном покрытии полностью груженого автомобиля по формуле
Предварительно определяем коэффициент учета вращающихся масс на каждой передаче по формуле
Где: – коэффициенты вращающихся масс колес
– коэффициент вращающихся масс маховика (
Значения D динамического фактора берем из ранее построенной динамической характеристики (табл. 3).
Полученные данные заносим в табл. 4 и строим по ним графики ускорений автомобиля по передачамj = f(V).