Тема 4. Ключевыe/комплексные показатели эффективности логистической системы
Тема 4. Ключевыe/комплексные показатели эффективности логистической системы
Продолжительность логистических циклов
Важнейшим комплексным показателем эффективности логистической системы является продолжительность полного логистического цикла - время исполнения заказа потребителя (покупателя). Использование этого показателя (или его отдельных составляющих) обусловлено требованиями корпоративной стратегии, если в качестве основного фактора повышения конкурентоспособности фирмы выбирается время.
Производительность
Комплексный показатель - производительность (результативность) логистической системы- определяется объемами логистической работы (услуг), выполненными техническими средствами, технологическим оборудованием или персоналом, задействованными в логистической системе, в единицу времени, или удельными расходами ресурсов в логистической системе.
В большинстве зарубежных фирм, имеющих логистические службы, составляются специальные отчеты о логистической производительности/продуктивности, в которых отражается достаточно большое число показателей, например:
§ число обработанных заказов в единицу времени;
§ грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств;
§ отношение типа «вход-выход» для отражения динамики выпуска продукции и документооборота;
§ отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала;
§ отношение логистических издержек на единицу производимой продукции;
§ логистические издержки в дистрибуции на единицу объема продаж и т.п.
Как видно из приведенного перечня, если производительность измеряется объемом работы персонала или техники в единицу времени (или на удельные параметры технологического оборудования, транспортных средств, или на единицу площади, объема и т.п.), то результативность характеризуется в основном удельными расходами финансовых ресурсов в логистической системе.
Показатели производительности могут применяться для инфраструктурных логистических подразделений логистической системы в целом. Например, общим показателем производительности склада может служить грузооборот склада за сутки и т.п.
В зарубежной практике логистического менеджмента в большинстве случаев не разделяются показатели производительности и продуктивности (результативности). Показатель «логистическая результативность» по смыслу больше соответствует принятому в нашей экономике показателю « ресурсоотдача», характеризует удельный расход финансовых, материальных, энергетических, трудовых ресурсов по отношению к объемным или другим плановым показателям.
?? В качестве показателей эффективности использования транспортных средствможет, например, служить коэффициент использования грузоподъемности (грузовместимости) транспортного средства, объем перевозок или грузооборот подвижного состава транспорта в час (смену, сутки), грузооборот, приходящийся на 1 тонну грузоподъемности транспортного средства и т.п. Для оценки эффективности использования складского подъемно-транспортного оборудования может применяться показатель объема грузопереработки в единицу времени.
Таблица 1. Основные измерители и состав показателей KPI эффективности логистических решений
Измерители | Состав показателей (KPI) |
Длительность логистических циклов | Время: · · выполнения заказа; · · длительности составляющих цикла заказа; · · доставки заказа потребителю; · · обработки заказов потребителем; · · подготовки и комплектации заказа; · · пополнения запасов; · · производственно-технологического цикла; · · цикла закупки продукции; · · цикла подготовки отчетов |
Использование инвестиций в логистической инфраструктуре | · · Возврат на инвестиции в основные фонды · · Инвестиции в информационную систему · · Инвестиции в складскую инфраструктуру · · Инвестиции в технологическое оборудование · · Инвестиции в транспортный парк · · Скорость и количество оборотов запасов · · Средний уровень запасов |
Качество логистического сервиса для потребителей | · · Доступность запасов · · Информационная и коммуникационная надежность · · Количество возвратов товаров; отсутствие запасов, повышение тарифов · · Наличие жалоб потребителей · · Обеспечение выполнения заказа точно к указанному сроку · · Полнота удовлетворения заказа · · Точность выполнения параметров заказа |
Общие и операционные логистические издержки | Затраты: · · на внутреннюю и внешнюю транспортировку; · · грузопереработку и складирование; · · логистическую поддержку производства; · · обработку заказов; · · управление запасами; · · ущерб от недостаточного уровня качества логистического сервиса (потери продаж, возврат товаров и т. п.) |
Производительность (ресурсоотдача) логистической инфраструктуры и персонала | · · Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузовместимости транспортных средств · · Затраты в дистрибуции на единицу объема продаж · · Количество обработанных заказов за единицу времени · · Отношение общих логистических издержек на единицу производимой продукции · · Отношение операционных логистических издержек на единицу инвестированного капитала · · Отношения типа «вход-выход» для динамики выпуска продукции и документооборота |
Таблица 2.Примеры KPI логистики
Показатель | Ед. изм. | Цель | Определение | Формула | Пример/Комментарии |
KPI «Надежность доставки в цепи поставок» | |||||
KPI «Затраты в цепи поставок» | |||||
Общие логистические издержки / продажи | % | Общие логистические затраты включают в себя все затраты на складирование, транспортировку, управление и администрирование, также затраты на тару и управление возвратными потоками. Показатель рассчитывается за определенный период времени | Отношение общих затрат к общему объему продаж | ||
Удельные затраты на складирование и транспортировку | Долл. США / тонна | Определить общие затраты на складирование и транспортировку на одну тонну проданного товара. Это помогает отслеживать процессы по снижению и оптимизации затрат на логистику в операциях физического распределения | Определение соотношения общих затрат на складирование и транспортировку одной тонны. Затраты должны включать затраты на складирование, дистрибуцию и транспортировку | Удельные затраты на складирование и транспортировку / общее количество тонн проданных товаров | Общие затраты на складирование и транспортировку за месяц – 285 000 долл. США. 48 580 тонн доставлено клиентам. Удельные затраты на складирование и транспортировку = 285 000 / 48 580 = 5,866 долл. США/тонна |
KPI «Эффективность управления логистическими активами в цепи поставок» | |||||
Запас товарной продукции | Дни | Определение количества товара на складе, готового к продаже. Отражает уровень капитала, связанного в товарах, ассортимент, гибкость процедуры планирования. Если товарный запас большой, это свидетельствует о том, что компания не способна гибко реагировать на рыночные изменения, и в запасах могут храниться устаревшие товары | Показатель может быть рассчитан за неделю или за месяц; как общий показатель работы компании и также по SKU, товарным группам и т. д. | Запас (объем) = запас на конец периода / прогноз продаж на следующий период в штуках / количество дней в периоде. Запас (стоимость) = стоимость запаса на конец периода / прогноз продаж на следующий период / количество дней в периоде (стоимость проданных товаров) | Расчет по объему На конец месяца запас компании – 80 000 штук. Прогноз продаж на следующий месяц – 270 500 штук. В месяце 30 дней = 9017 штук за 1 день (270 500 / 30). Запас = 80000 / 9017 = 8,87 дней хранения |
Тема 4. Ключевыe/комплексные показатели эффективности логистической системы