Тема: ТЕМА: «ОСЕНЬ. ПРИМЕТЫ ОСЕНИ»

Рассказ об Осени:
Раннюю осень называют «золотой» — золотыми становятся травы, листья на деревьях и кустарниках. Воздух прохладный, прозрачный и в нем летают серебряные нити паутины. Стоят погожие солнечные деньки короткого «бабьего лета». Но солнце уже не поднимается высоко, дни становятся короче, а ночи длиннее. Моросят мелкие холодные дожди, по утрам стелются туманы. Порывы ветра срывают с деревьев желтые, багряные и лиловые листья, которые устилают землю пестрым ковром. Начинается пора листопада. Деревья постепенно теряют свой пышный яркий убор, ветви их обнажаются. В середине осени солнце выглядывает редко, дни становятся пасмурными, часто идут холодные затяжные дожди. По ночам бывают заморозки. Позднюю осень называют «серебряной». Лужи затягивает первый тонкий ледок, летят на мерзлую землю серебряные звездочки — снежинки, звенят на ветру обледенелые ветки деревьев, серебрятся на солнце опавшие, покрытые инеем листья. Исчезают насекомые, улетают на юг перелетные птицы. Звери готовятся к зиме, делают запасы, строят и утепляют гнезда и норы, меняют летние шубки на зимние — более пушистые и светлые, чтобы стать незаметными на белом снегу. Осенью у людей много работы: надо собрать урожай овощей и фруктов, приготовить к весне пашни, посеять озимые. Надо позаботиться и о тех пернатых, которые остаются зимовать в наших краях, собрать для них семена и плоды, приготовить кормушки.

1. Поговорите с ребенком об осени. Знать приметы осени: на улице осенью стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, они опадают, стало меньше жуков, бабочек, улетают в теплые края птицы, в садах и огородах убирают овощи и фрукты.

Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...(листопад)
***
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
***
Несет она нам урожай,
Поля вновь засевает,
Птиц к югу отправляет,
Деревья укрывает,
Но не касается елей и сосен,
Потому что это..(Осень)
***
Это кто такой садовник?
Полил вишню и крыжовник,


Полил сливу и цветы,
Вымыл травы и листы.
А как сумерки настали,
Нам по радио сказали,
Что и завтра он придет
И польет наш огород.(Дождик)

2. Выучить названия осенних месяцев. Знать какой месяц сейчас.

3. Подобрать по 2 определения:
• Небо осенью (какое?) – пасмурное, осеннее, солнечное.
• Солнце осенью -
• Погода осенью –
• Ветер осенью –

4. Выучить названия деревьев: дуб, осина, береза, клен, рябина. Уметь показать эти деревья на картинке.

5. Посчитать листочки до 5, правильно согласовывая слова: 1 листочек, 2 листочка, 3…….,4…….., 5 листочков.

6. Сказать по – образцу: лист дуба – это дубовый лист, лист клена – это……., лист рябины - ….., лист осины - …,лист березы - …

Закончи предложение об Осени
На смену лету пришла ... (золотая осень).
Солнышко все реже и реже выглядывает ... (из—за туч).
Деревья надели ... (разноцветный наряд).

... (красные, желтые) листья горят на солнышке, а затем ... (опадают, кружатся, укрывают) землю золотым ковром.
Дождик ... (моросит) и заставляет прятаться ... (по домам).
Птицы собираются в стаи ... (и улетают в теплые края).
Зверям некогда резвиться, они делают ... (запасы на зиму).
Скоро белокрылая зима вступит в свои права.

7. Прослушать текст (Читают родители). Ответить на вопросы полными предложениями.
Наступила золотая осень. На небе ходят серые тучи. Моросит холодный дождь. Мало светит осеннее солнце. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый, разноцветный ковер.
• Какая осень наступила? (Наступила золотая осень)
• Какие тучи на небе?
• Какой дождь осенью?
• Какие осенью листья?
• Почему говорят, что осенью земля похожа на красивый ковер?

Тема: «ОСЕНЬ. (ПОВТОРЕНИЕ)»

1. Назови осенние месяцы. Какой месяц первый, второй, третий.
Какой месяц сейчас?

2. Вспомни и назови по 2 слова: какая бывает осенью погода, какой ветер, какой дождь, какое небо.

3. Вспомни осенние приметы, что происходит на улице осенью, что делают животные, птицы, люди?

4. «Один - много» назвать во множественном числе:

• ЛУЖА, ЛИСТ, КАПЛЯ

5. Назвать одним словом:

• Шапка, шарф, плащ
• Подосиновик, лисичка, боровик
• Дуб, осина, рябина
• Огурец, помидор, кабачок
• Яблоко, банан, персик

«Один - много» (словоизменение)
Ветер дует, а ветры дуют
Птица улетает, а … Лист желтеет, а …
Дождь моросит, а ... Цветок увядает, а … Холод наступает, а … Лист падает, а ....
Урожай созревает, а …

«Большой - маленький» (словообразование)
Лист - листочек.
(гриб, птица, ветер, солнце, трава, дождь, дерево, сапоги, зонт, туча, облако, лужа, холод, цветок)

«Осенние картинки» (образование относительных прилагательных)
День с солнцем - солнечный день.
День с дождём - ... Лист берёзы - …
Ствол ели- .... Голоса птиц - ...
Небо без облаков- .... День с ветром- ...

К КАЖДОЙ СТРОКЕ ДОБАВИТЬ ПО ОДНОМУ ПОДХОДЯЩЕМУ СЛОВУ

6. Скажи наоборот:

Светло – темно
Холодно - ……..
Большой - ………
Горячий - ……….
День - …………..
Длинный - ………
Широкий - ………
Старый - …………
Рано - …………….

Пословицы Осени
Лето со снопами – осень с пирогами.
Холоден сентябрь, да сыт.
Весной дождь растит, а осенью – гноит.
В ноябре зима с осенью борется.
В осеннее ненастье семь погод на дворе – сеет, веет, крутит, мутит, и ревет, и льет, и снизу метет.

Тема: «ОСЕНЬ. (ПОВТОРЕНИЕ)»

1. Перечисли времена года. Назови осенние месяцы. Какой месяц первый, второй, третий. Какой месяц за каким?
Сентябрь идет за августом и перед октябрем.
Октябрь идет за …… и перед………
Ноябрь идет за ……...и перед ……..

2. Вспомни и назови по 2 слова: какая бывает осенью погода, какой ветер, какой дождь, какое небо.

3. Ответь на вопросы.
• Если сейчас осень, то какое время года было до нее? А что наступит потом?
• Если сейчас ноябрь, то какой месяц был до него? А что будет после?

4. Какие дни недели ты знаешь? Сколько их? Перечисли, что за чем следует.

5. Что лишнее? Почему?
• Зима, весна, ноябрь, лето.
• Осень, осенний, ясень

6. Прослушай текст. Ответь на вопросы, подготовь пересказ.

На дворе дождь, ветер, холодно. Саша подбежал к окну. А под окном качается от ветра большое дерево. Ветки уже голые, без листьев. Только у самого окошка один листок качается. Заметил его Саша, закричал: «смотрите, какой листочек красивый!»
Подбежали ребята. А сильный ветер налетел, листок сорвал и унес.

• Какая погода была на дворе?
• Что увидел Саша из окна?
• Почему ребята не смогли увидеть последний листок?

Наши рекомендации