Системы управления производством

Система Канбан разработана группой японских менеджеров. Потери в данном методе - излишки продукции, досрочное производство, брак, нерациональная транспортировка, хранение излишних запасов. Карточки Канбан стали основой системы “Точно в срок”. Система “Точно в срок” - поставка необходимой продукции в требуемом количества в требуемый срок - служит для оперативного управления производством и включает не только специальные карточки, но и транспортные средства, производственные графики, технологические и операционные карты. Основной смысл работы системы Канбан можно изложить в шести пунктах:

1. В системе вытягивания движение начинается с участка, где используется деталь (уч. В). Готовый контейнер с ТК с места хранения запаса L направляется на участок обработки. Предварительно с него снимается транспортировочная карточка, которая помещается в коллектор транспортных карточек.

2. Освободившийся контейнер с участка В направляется к месту хранения запаса М, где на него прикрепляется транспортировочная карточка и контейнер с карточкой направляется к месту хранения запаса L, который расположен на другом участке.

3. В месте хранения запаса L транспортировочная карточка с пустого контейнера снимается и прикрепляется к полному контейнеру, готовому к отправке в место запаса М.

4. В момент прикрепления к полному контейнеру транспортировочной карточки с него снимается производственная карточка, которая помещается в коллектор производственных карточек.

5. Пустой контейнер направляется на участок обработки и находится там до тех пор, пока не поступил сигнал на обработку деталей, которыми он заполняется.

6. Производственные карточки через определенные промежутки времени направляются на участок обработки А и служит сигналом для начала изготовления и обработки деталей. Готовыми деталями заполняется пустой контейнер и с прикрепленной к нему производственной карточкой направляется к месту хранения запаса L.

7. Детали для каждого выполненного заказа загружаются в пустой контейнер, к нему прикрепляется производственная карта и контейнер отправляется к месту хранения запаса М.

Эффективность обеспечивается соблюдением нескольких правил:

1. Последующий этап вытягивает необходимые изделия с предыдущего этапа в необходимом количестве и в строго установленное время.

2. На участках изготовления \ обработки не может быть изготовлена ни одна деталь, пока не будет получена производственная карточка, разрешающая производство

3. Количество карточек канбан должно строго соответствовать количеству продукта

4. Ни одна деталь не производится, если нет производственной карточки

5. Различные детали должны изготавливаться в той последовательности, в которой поступали карточки

6. Бракованная продукция не должна поступать на следующий участок

7. Количество карточек должно д.б. минимально, т.к. оно отражает максимальный запас деталей. Право изменять количество карточек принадлежит среднему управляющему персоналу.

8. На каждый контейнер приходится 1 транспортировочная карточка и 1 производственная карточка, число контейнеров рассчитывается менеджером по производству

9. Применяются только стандартные контейнеры в которых помещается определенное количество деталей

“Шодзинка” Заключается в регулировании количества задействованных на участке рабочих при колебании спроса на продукцию.

Условия для реализации:

- V образное или линейное расположение оборудования (по ходу технологического процесса, рабочие могут быстро перейти на другой участок)

- Наличие хорошо подготовленных рабочих-многостаночников, владеющих разными специальностями.

Система профессиональной ротации предполагает обучение рабочих нескольким специальностям с целью превращения их в универсалов.

Общая эксплуатационная система нацелена на максимальное использование оборудования. Позволяет сократить простои, время на переналадку и т.п. Система 4-8-4-8-4 (4 часа профилактики, 8 - работы)

Дзидоко -автономный контроль качества на каждом рабочем месте. Для внедрения системы потребовалось 10 лет. Она нацелена на выпуск разнообразной продукции.

Производство методом “Точно во время” позволяет выявить проблемы, которые не видны из-за избыточных запасов и лишнего персонала. Идея системы - производить и поставлять готовые изделия как раз к моменту их реализации. Отдельные детали - к моменту сборки узлов. Узлы и комплектующие - к моменту сборки изделия в целом.

Система предусматривает уменьшение размера партий обрабатываемых деталей; Сокращение задела; Сведение к минимуму объемов запасов практически невозможно без существенного сокращения времени на переналадку оборудования. Японцы считают, что q опт (оптимальный запас) можно делать 1. В Японии время на переналадку 10-12 минут для 99% продукции, 100 секунд – для 60%. Условия применения системы - высокий уровень автоматизации, синхронизация производственных процессов, высокий уровень культуры производства, высокое качество продукции, высокая производительность, ликвидация складских помещений, сокращение длительности цикла.

Система “Точно в срок” предполагает сокращение до возможных пределов разницы между временем поступления материалов на очередную стадию производства и временем их потребления. Данная система минует промежуточное складирование (производство без запасов, работа с колес). Применение системы требует синхронизации материального потока и технических операций. Применение системы Канбан без системы “Точно во время” и “Точно в срок” невозможно.

Система “Оптимизированная производственная технология” (ОПТ) – это система организации производства и снабжения, разработанная Израильскими и Американскими специалистами в 80-е годы, “Израильский Канбан”. Цель - выявление в производстве узких мест или, по терминологии создателей, “критических ресурсов”, в качестве которых выступают сырье, материалы, машины, оборудование, тех. процессы, персонал.

Система JIT (ДЖИТ) заключается в сведении к минимуму простоев в ожидании материалов, и обеспечить полную сбалансированность процессов перевозок, производства, монтажа, их синхронизация.

Варианты системы:

- Производство одновременно с монтажом (сборкой) - “сборка с колес”.

- Закупка одновременно с производством (в организацию производства вовлекаются субпоставщики) при изготовлении продукции участвуют несколько самостоятельных предприятий: один генподрядчик, другие - субпоставщики, которые изготовляют и поставляют на головное предприятие отдельные составные части изделия.

Система “Семь 0” является модификацией системы JIT, имеет следующие основные особенности:

- 0 дефектов (высокое качество)

- 0 простой (мин. Время наладки при смене изделия)

- 0 размер партии на рабочем месте

- 0 потери времени и затрат на транспорт

- 0 сверхнормативной продукции

- 0 простоев при устранении неисправностей

- 0 длительность цикла (итог шесть первых пунктов)

0 не означает сведение к абсолютному нулю, а минимизация, к которой стремимся производство.

Система CIM. Синхронизация движения материальных и информационных потоков, т.е. два параллельных потока. Позволяет получить любую информацию о месте нахождения материального потока.

Сбытовая логистика

Функции сбытовой логистики

Задача распределительной логистики или сбытовой - довести товар до потребителя с минимальными издержками и в кратчайший срок. Место сбытовой логистики и ее функции в логистической системе зависит от самого предприятия и его вида деятельности. Сбытовая логистика связана с товародвижением в сфере распределения, т.е. с планированием и контролем за физическим перемещением материалов и готовых изделий от мест происхождения к местам их использования.

Распределение одного предприятия тесно связано с закупкой на другом предприятии. Отличия логистики сбыта от логистики закупок в том, что процесс распределения продукции и процесс закупок проходят в разных звеньях сферы обращения, протекают неодинаково и имеют различные целевые задачи. В сбытовой логистике исполнитель - предприятие изготовитель, в закупочной - покупатель. Логистические операции и издержки могут быть многовариантные в зависимости от условий поставки. Переход распределительной логистики в закупочную - транкировка цен.

Распределительная логистика строиться на следующей схеме: цена франко-вагон-станция отправления. Это значит, что поставщик выполнил все условия по транспортировке и отправке груза, начиная с момента его упаковки и отгрузки до момента, когда груз погружен в вагон.

Закупочная логистика - остальные операции, совершаемые покупателем.

Как правило, большая часть прибыли приходится на долю производителя (от 3 до 40 и даже 50%). Граница между распределительной и закупочной логистикой подвижна, но правила, определяющие эту подвижность стабильные и четкие.

Функции сбытовой логистики:

- выгодно распределить

- выгодно реализовать

- выгодно продать.

Цели сбытовой логистики (у предприятия-изготовителя):

- обеспечить постоянную готовность к расширению предложения товаров или услуг

- обеспечить конкурентоспособность товаров или услуг

- постоянно осуществлять поиск новых рынков сбыта и закреплять положение на старых рынках

- обеспечивать транспортировку товаров к месту назначения

- совершенствовать условия поставки

- устанавливать устойчивые контакты с потребителями

- следить за выполнением заказов на поставку

- создавать новые склады на рынках потребителя

- обеспечивать экстренные нужды потребителей

- создавать и поддерживать необходимый уровень ТМЗ

- обеспечивать максимальный сервис

Сервис:

- поддержание больших объемов ТМЗ

- безупречная система транспортировки

- наличие множества складов на разных рынках

- организация дополнительных точек сервисного обслуживания и консультирования клиентов.

Для большинства случаев с обслуживанием потребителей нужно помнить, что затраты на сервис долговременные - эффект проявляется не сразу. При этом при насыщении рынка сервисом, проявляется эффект кривой насыщения - дальнейшие вложения не влекут эффекта. Деньги на сервис, потраченные меньше определенной суммы также не влекут эффекта инвестиции.

Минимизация издержек на распределение:

- дешевая система транспорта

- поддержание небольших товарно-материальных запасов (ТМЗ)

- наличие оптимального количества складов

- оптимальная мощность складов

- оптимальное расположение складов

Некоторые фирмы часть своего ТМЗ хранят на самом предприятии или недалеко от него, остальное - на складах в различных частях страны. Фирма может иметь собственные арендованные склады, арендованные места.

Степень контролирования ТМЗ выше на своем складе, но фирме труднее гибко реагировать на спрос. Общественный склад - высокие издержки, но зато предоставляются дополнительные услуги - контроль и охрана. Фирма может легко переместиться на другой рынок.

Логистические цепи (логистический канал, канал распределения) - это линейно упорядоченное множество физических или юридических лиц (посредники, производители, склады общественного пользования и т.д.).Это множество осуществляет логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного предприятия до другого и производства, потреблении материальных ресурсов. По месту формирования логистические каналы делятся на внешние и внутренние:

- Внешние - складываются между разными предприятиями и формируются за воротами предприятия.

- Внутренние - между участками самого предприятия, как правило циклические и периодически возобновляются.

Внешние цепи могут быть нескольких видов: циклические (при наличии долгосрочных контрактов между предприятиями), краткосрочными и длительными.

Классы сложности логистических цепей

1. Простая логистическая цепь. Складывается либо внутри одного предприятия, или между 2 предприятиями, которые находятся в одном городе, либо имеется договор на прямые поставки. Перевозка осуществляется либо самим продавцом, либо покупателем.

2. Средней сложности, где существует между продавцом и покупателем посредник или перевозчик.

3. Сложные логистические цепи, где кроме посредника могут быть товарные биржи.

4. Сверхсложная цепь – может быть в виде древовидного графа и по сути является сетевой моделью.

Упрощение логистической цепи происходит, когда посредником выступает торгово-закупочная организация со своим складом, транспортом, экспертами.

Отличие логистической цепи от цепи распределения - наличие выбора.

При выборе канала распределения рекомендуется учитывать особенности конечных потребителей:

- местоположение потребителей

- количество потребителей

- концентрация потребителей

- величина среднеразовой закупки

- уровень доходов потребителей

- закономерность поведения потребителей при покупке

- объем услуг, который хотели бы видеть потребители

Возможности фирмы производителя:

- если фирма малая - ей выгоднее участвовать в коротких системах распределения

- возраст фирмы (для молодой фирмы предпочтительнее короткие цепи)

- финансовые возможности

- месторасположение на рынке

- фактор конкуренции

- управление маркетинговой деятельностью

- охват рынка

- доступность информации о рынке

- мощность предприятия

- стратегия или политика, которой придерживается предприятие в области распределения (если политика пассивная - цепи длинные)

Преимущества коротких каналов распределения:

- непосредственное изучение своего рынка

- контроль за ведением торговых операций

- экономия на посредниках

- тесное сотрудничество с потребителями

- возможность проведения научных разработок с участием потребителей

- развивать контрактные отношения со своими непосредственными потребителями

- формировать постоянную систему заказов

Преимущества использования посредников:

- помогает поддерживать контакт со множеством торговых точек

- посредник может действовать в качестве агента по закупке для розничного торговца и как агент по сбыту для производителя

- фирма может не иметь своих складов, а переложить обязанность хранения на посредников

- выход на рынок через посредника с опытом работы доставляет товар эффективнее

- снижаются затраты на доставку товара конечному потребителю, снижается штат сотрудников отдела сбыта, затраты на орг. структуру

Наши рекомендации