Глава 6. Расписание движения воздушных судов
Регулярные рейсы выполняются в соответствии с расписанием движения воздушных судов, сформированным перевозчиком и опубликованным в компьютерном банке данных расписания движения воздушных судов.
Чартерные рейсы выполняются в соответствии с планом (графиком) чартерных перевозок.
Опубликованное расписание движения воздушных судов должно отражать следующую информацию по каждому регулярному рейсу:
аэропорт отправления;
аэропорт назначения;
аэропорт, расположенный по маршруту перевозки, в котором по расписанию движения воздушных судов предусмотрена посадка воздушного судна;
код перевозчика;
номер рейса;
дни недели выполнения рейса;
время отправления (местное);
время прибытия (местное);
период выполнения рейса;
тип (ы) воздушного судна.
Расписание движения воздушных судов может содержать другую информацию.
В случае изменения расписания движения воздушных судов перевозчик должен принять возможные меры по информированию пассажиров, грузоотправителей, с которыми заключен договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза, об изменении расписания движения воздушных судов любым доступным способом.
Вопросы построения расписания и его согласования лежат в основе коммерческой политики авиаперевозчиков и оказывают существенное влияние на всю деятельность авиакомпании. Не менее важным является и способ распространения соответствующей информации, её заведение в системы бронирования.
Единые стандарты описания рейсов, разработки и правил применения тарифов обеспечивают возможность эффективного сотрудничества между авиакомпаниями.
На мировом рынке стандарты расписания устанавливает IАТА (Руководство по стандартному расписанию Standard Schedules Information Manual (SSIM)), а информацию о расписании аккумулируют независимые коммерческие компании – такие, как и OAG и другие.
В России наряду с собственными системами бронирования существует и свой Центр расписаний и тарифов (ЦРТ). Он входит в состав Транспортной Клиринговой Палаты (ТКП) и решает целый ряд задач – от разработки законодательно-правовой базы и выдачи перевозчикам кодов до регистрации расписаний, тарифов, ставок и сборов.
Расписание включает все регулярные рейсы авиаперевозчиков, зарегистрированных на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности, планируемые к выполнению на основании лицензии, на право выполнения внутренних регулярных перевозок. Расписание разрабатывается, издаётся и ведётся в целях:
обеспечения контроля параметров лицензий на право выполнения регулярных перевозок;
планирования условий безопасного выполнения рейсов в воздушном пространстве и аэропортах;
контроля соблюдения рейсами нормативов пропускной способности служб аэропорта;
координации рейсов различных авиаперевозчиков, исходя из потребных материальных ресурсов на их выполнение, ограничений пропускной способности авиасети и удовлетворения коммерческих условий выполнения рейсов;
создания условий регулярного выполнения рейсов;
расчета материальных ресурсов, необходимых для выполнения запланированных рейсов;
обеспечения потребителей различными данными о расписании и другой информацией для организации коммерческой и технической деятельности.
Регулярный рейс считается включенным (опубликованным) в расписание при условии прохождения информации о расписании движения самолетов по этому рейсу в соответствии с действующими требованиями.
Регулярные перевозки, не включенные в расписание, не обслуживаются органами Управления Воздушным Движением (УВД) и, на них не разрешается продажа авиабилетов.
До ввода расписания в действие авиаперевозчик должен установленным порядком опубликовать тарифы.
Расписание разрабатывается на два сезона, которые называются ЛЕТО и ЗИМА. Сроки действия летнего и зимнего расписаний соответствуют срокам, установленным ИАТА, для аналогичных сезонов международного расписания:
“Лето" Начало - последнее воскресенье марта;
Конец - суббота, перед последним воскресеньем октября;
“Зима” - Начало-последнее воскресенье октября;
Конец - суббота, перед последним воскресеньем марта.
Формирование, издание, оперативная корректировка расписания и ведение нормативно-справочной информации осуществляются в местном времени.
Для служб УВД расписание представляется в формате повторяющихся планов полетов с указанием всех временных параметров во Всемирном координированном времени – UTC.
Основополагающим является унификация информации о расписаниях, контроль её соответствия нормативам, лицензиям и т.д., в процессе формирования и доведения её до заинтересованных пользователей. Достигается это за счёт формализации описания информации и схемы её распространения, сначала от авиаперевозчика в ЦРТ, а из ЦРТ, после специальной обработки, уже остальным заинтересованным пользователям.
Только авиаперевозчик может быть инициатором изменения расписания, именно он направляет предложения по формированию или изменению расписания в ЦРТ, где они после прохождения специального контроля или отклоняются, или публикуются.
При публикации все заинтересованные пользователи получают абсолютно идентичную информацию, с точки зрения содержания, но в разных согласованных форматах. Этим достигается как минимизация искажений информации, так и оптимизация самих информационных потоков.
ЦРТ, являясь посредником между авиаперевозчиками и заинтересованными потребителями информации по расписанию, используя свою научно-техническую базу, которую может иметь далеко не каждая авиакомпания, обеспечивает доведение информации до широкого круга потребителей.