Трансмиссия. Виды, типы, бренды, совместимость.
Основные элементы навески, на уровень которых стоит обратить внимание – это трансмиссия (переключатели скоростей и шифтеры). Если говорить о фирмах производителях, то, безусловно, на рынке два основных поставщика подобного оборудования: SHIMANO (ЯПОНИЯ) и SRAM (США).
Фирма Shimano основана в 1921 году, в г. Осака, Япония. Компания выпускает линейки оборудования для шоссейных и горных велосипедов, колеса, аксессуары, а так же рыболовные катушки и снасти.
Горные велосипеды, МТБ/MTB и Кросс кантри/Cross Country - (чем выше в списке, тем качественнее и дороже оборудование в группе):
- XTR/ XTR Di2 - высшая группа в линейке оборудования для горных велосипедов кросс кантри, использование карбона, гениальных инженерных решений и современных сплавов позволяет добиться наименьшего веса велосипедных запчастей и высокой надежности. Из-за заоблачной стоимости компоненты этой группы ориентированы больше на профессионалов велоспорта, и вряд ли подойдут обычному велолюбителю. Отдельно выпускается группа с электронным переключением скоростей, отличается приставкой Di2.
- DEORE XT -профессиональная группа оборудования, современные технологии и лучшее качество от Шимано еще по доступной цене.
- SLX -полупрофессиональная группа оборудования для начинающих спортсменов.
- DEORE -оборудование этой группы имеет наилучшее соотношение цена к качеству для большинства велолюбителей.
- ALIVIO/ACERA/ALTUS/TOURNEY - начальные группы для горных велосипедов, подойдут для новичков и не требовательных велолюбителей, отличаются низкой стоимостью и удовлетворительной надежностью с качеством. Крайне не рекомендуются использование компонентов этих групп, в велосипедах, которые будут использоваться для частых и длительных, от 50 км, вело поездок.
Велосипеды используемые в Даунхилле и Фрирайде (Downhill/Freeride) - (чем выше в списке, тем качественнее и дороже оборудование в группе):
- Saint - топовое решение для экстремальных велосипедов.
- ZEE -10 скоростная группа, с одной звездой впереди создана более доступной для любителей, которые любят погонять по горам и имеют ограниченный бюджет.
- Hone -верхняя группа от Шимано для фрирайда, является компромиссом между легкостью Shimano XT и прочностью Shimano Saint / ZEE.
Шоссейные велосипеды (чем выше в списке, тем качественнее и дороже оборудование в группе):
- DURA ACE / DURA ACE Di2 -топовое и ультимативное предложение от Shimano для шоссейного велоспорта. Инновационные технологии, использование гениальных инженерных решений и материалов из современных сплавов с карбоном позволило создать без компромиссное решение для будущих чемпионов. Отдельно выпускается группа с электронным переключателем скорости, отличается приставкой Di2.
- ULTEGRA / ULTEGRA Di2- профессиональная группа оборудования, лучшее соотношение качества и стоимости. С приставкой Di2 выпускается обвес с электронными переключателями скоростей.
- 105 -данная группа делает технологии профессионального уровня доступными для гонщиков-любителей и энтузиастов велоспорта.
- TIAGRA- из-за еще достаточно низкой стоимости и хорошего качества, это оборудование отлично подойдет новичкам шоссейного велоспорта и юниорам.
- SORA/CLARIS- самые низкие линейки оборудования ориентированы на любителей шоссейного велосипеда.
Брэнд SRAM основан в 1987 году, в г. Чикаго, США. Выпускает линейки оборудования для шоссейных и горных велосипедов. SRAM является аббревиатурой включающий имена своих учредителей Скотт, Рэй и Сэм, (где Рэй является отчеством главы компании Стэна Дэя).
В качестве старт-апа компании, SRAM в 1988 году представила технологию Grip-Shift, способа переключения передач на шоссейных велосипедах, схожего с переключением скоростей на мотоциклах. В дальнейшем данная технология, не имеющая особенного успеха на шоссейных, стала популярна на горных велосипедах.
На сегодняшний день SRAM владеет такими популярными торговыми марками как RockShox, Avid и Truvativ.
Производимое оборудование на МТБ и Кросс кантри велосипеды - (чем выше в списке, тем качественнее и дороже оборудование в группе):
- XX1 - новейший топовый обвес, построенный с учетом только одной звезды/скорости впереди на системе, что делает в общем группу более легкой, простой в обслуживании и долговечной.
- XX1 EAGLE - верхняя линейка 12 скоростного оборудование с одной звездой спереди.
- XX- профессиональная группа оборудования, построенная на 2x10 трансмиссии. Лучшее решение для велосипеда, участвующего в соревнованиях.
- X1- доступная и качественная 11-ти скоростная группа, спроектированная с использованием впереди только одной звезды/скорости на системе.
- GX - 11 скоростная трансмиссия SRAM теперь доступна для широких масс, уровень цен позволит удовлетворить высокие запросы при ограниченном бюджете.
- X.9- полупрофессиональная группа, отличное соотношение цена/качество позволяет ее рекомендовать для большинства велолюбителей и новичков велоспорта.
- X.7/X.5 - средняя группа, из-за своей низкой стоимости подходит для новичков и не требовательных велолюбителей.
Обвес используемый в Даунхилле и Фрирайде (Downhill/Freeride) - (чем выше в списке, тем качественнее и дороже оборудование в группе):
- X01 - группа повышенной надежности, используется в велосипедах для экстремальных дисциплин в даунхилле.
- X0 -оборудование хоть и подходит для велосипедов кросс кантри направления, но общая надежность группы рекомендуется использовать в даунхилльных и фрирайдных дисциплинах.
Шоссейные велосипеды (чем выше в списке, тем качественнее и дороже оборудование в группе):
- RED eTAP - электронная группа оборудования от Sram, отличительной особенностью от аналогов конкурентов - использованиебеспроводного подключения компонентов!
- RED/RED 22 - топовое оборудование для шоссейных велосипедов от компании СРАМ, все инновации в велосипедных технологиях появляются в первую очередь в этой группе.
- FORCE 1 - все компоненты — это линейки созданы с расчетом на использовании с дисковыми гидравлическими тормозами
- FORCE/FORCE 22 - профессиональная группа, без компромиссов по качеству и надежности, но в тоже время по еще доступной цене.
- FORCE CX1 - оборудование, разработанное специально для циклокроссовых велосипедов.
- RIVAL 1 - групсет заточен на использование с дисковыми гидравлическими тормозами, начальная гидравлика у Sram
- RIVAL/RIVAL 22 - начальный 2x11 скоростной обвес этой группы (Rival 22), отлично подойдет вело- спортсменам для ежедневных тренировок и вело- любителям для длительных поездок.
- APEX - группа спроектирована быть доступной нетребовательным любителям и новичкам велоспорта.
Компоненты этих фирм в основном несовместимы друг с другом. Если покупается велосипед с навесным оборудованием фирмы Shimano, то для перехода на оборудование фирмы Sram придётся поменять трансмиссию ЦЕЛИКОМ. Сравнение оборудования обеих фирм по уровню приведена на картинке ниже.
Помимо двух лидеров трансмиссий для горных велосипедов так же встречаются такие бренды как CAMPAGNOLO (ИТАЛИЯ) и microSHIFT (ТАЙВАНЬ).
Campagnolo - итальянский производитель высококачественных компонентов для велосипеда с штаб-квартирой в городе Виченца, Италия. Основанная итальянцем Туллио Кампаньоло, компания начала свою деятельность в 1933 году в обычной вело мастерской. Основатель был велогонщиком в 1920-х годах и во время гонок задумал несколько идей, например, такие как механизм быстрого освобождения для велосипедных колес и переключатели передач. За всю свою историю Campagnolo была удостоена более 135 патентов на инновации в велосипедных технологиях. Campagnolo плодотворно работала с производителем рам - Colnago, и знаменитым велогонщиком Эдди Мерксом, вместе совместными усилиями они побили мировой рекорд по скорости велосипеда в 1972 году.
За свою историю, компания прославилась не только качественным оборудованием для велосипедов, в конце 1950-х годов, Campagnolo приступила к производству магниевых колесных дисков для спортивных автомобилей, таких как Alfa Romeo, Ferrari, Lamborghini, Maserati, а также построила шасси для спутников НАСА в 1969 году. В 1970-х они также поставляли колеса для Формулы 1 автомобилям Феррари.
Группы оборудование на шоссейные велосипеды (чем выше в списке, тем качественнее и дороже оборудование в группе):
- SUPER RECORD - уникальное и ультимативное оборудование от Кампаньолы, в материалах которого используется только карбон и титан. Маркировка"EPS" - означает использование в группе электронных переключателей скоростей.
- RECORD - полностью профессиональная группа без каких либо компромиссов, активное использование карбона и самых новых технологий даст вам преимущество в любой велогонке. При использование электронных переключателей передач к названию группы добавляется приставка "EPS".
- CHORUS- полупрофессиональная группа, в некоторых частях уже используется карбон для более легкого веса компонентов. CHORUS EPS - отдельная группа с 11-скоростным электронным переключателем скоростей.
- POTENZA - топовая алюминиевая группа, более современная замена ATHENA, 11-скоростное оборудование с использованием технологий верхних линеек групп Кампаньоло, но в алюминиевом варианте.
- ATHENA - верхняя алюминиевая группа с 11-скоростным оборудованием, наиболее современная технология от Campagnolo спроектирована чтобы быть доступной по цене всем желающим.
- CENTAUR -отличный выбор для тех кто хочет получить за небольшие деньги - топовое 10-скоростное оборудование.
- VELOCE - любительская группа от Кампаньолы, из за лучшего соотношения цены к качеству, является правильным выбором для начинающих спортсменов, юниоров и вело-любителей.
- XENON - начальная группа от Кампаньолы, лучший выбор для новичков и гражданских велосипедов.
microSHIFT - была основана в 1999 году командой специалистов, с опытом работы в отрасли для велосипедов больше, чем 20 лет. Штаб компании расположен на Тайване.
Отличительной особенностью велосипедного оборудования от этой фирмы, является полная совместимость с аналогичными групсетами от Shimano!
Произведенные комплектующие отличаются относительно низкой ценой и хорошей надежностью.
Производимое оборудование на МТБ и Кросс каунтри велосипеды - (чем выше в списке, тем качественнее и дороже оборудование в группе):
- XCD - топовый обвес от микроШИФТ, относительно легкий вес, отличная надежность, 10-ти скоростная трансмиссия
- XLE- доступный и качественный 10-ти скоростной МТБ групсет
- XE Marvo, Marvo LT- бюджетный выбор для велолюбителей, 9-ти скоростная трансмиссия позволит сэкономить деньги в будущем
- Mezzo - 8 скоростной групсет, ценой и качеством подходит для начинающих велосипедистов и прогулочных велосипедов.
Шоссейные велосипеды (чем выше в списке, тем качественнее и дороже оборудование в группе):
- ARSIS11 - новая полупрофессиональная 11-ти скоростная группа, качественная и надежная
- CENTOS, CENTOS11 - доступная 11-ти скоростная трансмиссия, из за лучшего соотношения цены к качеству, является правильным выбором для начинающих спортсменов, юниоров и вело-любителей
- R10 - самый бюджетный 10ти скоростной обвес от microSHIFT, хорошая надежность подойдет вело- любителям для длительных поездок
- R9, R8 - групсеты спроектирована быть доступной нетребовательным любителям велоспорта для прогулочного шоссейного велосипеда
Так же стоит обратить внимание покупателя на такие части велосипеда, как вилка велосипеда и покрышки.
Велосипедные вилки.
- пружинные
- пружинно-эластомерные
- воздушные
- масляно-воздушные
- масляно-пружинные
Пружинные велосипедные вилки - к ним относятся дешёвые вилки, конструкция которых содержит одну или две пружины. Как амортизатор такие вилки не работают, поскольку отсутствует демпфер, но все равно добавляют комфорта в езду. В таких вилках может быть настройка жесткости Preload +/-.
Пружинно-эластомерные амортизационные велосипедные вилки - в таких вилках помимо стальной пружины установлен стержень из полимерного материала, он выполняет роль демпфера. Эти бюджетные вилки могут иметь регулировку Preload и LockOut.
Воздушные амортизационные вилки - в них роль демпфера и амортизатора воздух, которых закачивается в вилку насосом. При длительной и агрессивной эксплуатации могут пропускать воздух из-за износа манжет (теряет плотность). Имеют регулировку Preload и Rebound в широком диапазоне, также может быть LockOut.
Масляно-воздушные - в таких вилках в роле демпфера играет роль заполненный маслом картридж, а пружиной служит накачанный воздух.
Масляно-пружинные вилки - также демпфером служит масляный картридж, а пружина изготовлена из прочной стали. Одни из самых надежных и дорогих велосипедных вилок. Имеют различные настройки жесткости и блокировку.