Услуги в контрейлерных перевозках

По международной классификации под обобщенным названием «контрейлерные перевозки» следует понимать перевозку специализированным подвижным составом железнодорожного транспорта, прежде всего груженых автопоездов, полуприцепов и съемных автомобильных кузовов.

Один из вариантов контрейлерных перевозок - «движущееся шоссе», когда автопоезд, состоящий из седельного тягача и полуприцепа, перевозят на специальном вагоне с пониженной грузовой площадкой. В этом случае водитель может оставаться в транспортном средстве.

В целом контрейлерные перевозки относятся к смешанным железнодорожно-автомобильным перевозкам, как правило, в прямом сообщении. Они представляют собой сухопутный вариант интермодальных перевозок (преимущественно унифицированных грузовых единиц) по взаимоувязанной сквозной (начально-конечной, грузовой, коммерческой и собственно перевозочной) технологии. Контрейлерные перевозки называют также комбинированными.

Постепенное изменение транспортного законодательства привело к развитию взаимовыгодного сотрудничества между железными дорогами и автомобильными компаниями. Однако конкурентная борьба за морские и трансконтинентальные грузопотоки не прекращается до настоящего времени и ориентируется прежде всего на совершенствование технических средств, организацию сквозной доставки, расширение спектра услуг грузовладельцам, а также на пересмотр законодательной базы.

В странах Западной Европы введены законодательные ограничения автомобильных перевозок через экологически охраняемые зоны, в выходные дни, транзита по территории не которых стран из-за превышения допустимой осевой нагрузки автопоездов на дорожное полотно, длины автопоезда и др.

Анализ мирового процесса совершенствования интермодальных технологий показывает, что развитие направлено в сторону создания бимодальных технических средств и прямых смешанных железнодорожно-автомобильных перевозочных технологий на основе применения крупнотоннажных контейнеров в качестве универсального транспортного оборудования.

Период с середины 1950-х до середины 1970-х годов прошёл под знаком преимущественного развития контейнерных перевозок, с конца 1970-х до середины 1990-х годов - интермодальных, а для настоящего времени характерно совершенствование принципа равного доступа транспортных средств, перевозящих контейнеропригодные грузы, на железнодорожный транспорт. Это проявляется в создании средств, имеющих признаки автомобильного и железнодорожного транспорта.

Наиболее экономичной следует считать перевозку автомобильных полуприцепов и съемных кузовов. Однако для этого необходим специализированный подвижной состав, способный также перевозить крупнотоннажные контейнеры.

Начало работ по организации комбинированных перевозок на Российских железных дорогах следует отнести к 1992 г., когда была достигнута договоренность о развитии перевозок в сообщении Запад-Восток между Россией и Германией транзитом через Польщу и Белоруссию с учетом международного опыта комбинированных перевозок, а также с учетом реальной конкуренции на рынке транспортных услуг. Были одобрены две основные технологии комбинированных перевозок и условия их реализации на железных дорогах России с учетом специфики их сети, складывающихся контейнеропотоков и потоков перевозок автомобильного транспорта.

Первая технология - - перевозка крупнотоннажных контейнеров специализированными поездами по единому сквозному перевозочному документу. Вторая технология - это перевозка преимущественно автопоездов на специализированных плат формах ускоренными маршрутами.

Для перевозок контейнеров разработан специальный тариф. Перевозка осуществляется поездом «Восточный ветер» (Берлин Москва).

Для организации комбинированных перевозок по второй технологии в 1996 г. на железных дорогах России прошла испытания новая специализированная платформа модели 13-9009 длиной 25,52 м максимальной грузоподъемностью 60 т производства АО «Абаканвагонмаш». Платформа предназначена для перевозки автопоездов, полуприцепов, съемных автомобильных кузовов и двух 40-футовых контейнеров. Для перевозок разработаны технические условия погрузки и крепления авто поездов и правила перевозок. Первый специализированный контрейлерный поезд отправился со станции Кунцево-2 до станции Малашевичи 4 апреля 1997 г. Поезд был сформирован из 16 платформ. За прошедшие годы проследовало еще несколько контрейлерных поездов, например, в сообщении Новороссийск Москва. В 1999 г. украинская фирма «Спецвагон», используя собственный специализированный подвижной состав, организовала ряд экспериментальных рейсов контрейлерных поездов из Молдовы в Москву до станции Москва-товарная-Курская.

Разработана правовая база контрейлерных перевозок по железной дороге. В частности, для внутренних перевозок утверждены Правила перевозки автотракторной техники на железнодорожном транспорте, которые дополнены разделом «Особенности перевозки автопоездов и контрейлеров». Правила определяют порядок и требования к перевозке грузов с участием автопоездов и полуприцепов по железной дороге. При этом предусматривается, что автопоезд или полуприцеп может быть предъявлен к перевозке по железной дороге водителем-экспедитором на станции, открытой для таких операций из расположенных по маршруту движения автопоезда. Водитель-экспедитор может получить автопоезд на станции назначения по доверенности, выданной грузоотправителем, для дальнейшего следования по маршруту перевозки. Поэтому Правилами предусмотрено, что груз в автопоездах при перевозке по железной дороге должен сопровождать водитель автопоезда, следуя в специально выделенном вагоне.

В Правилах изложены требования, предъявляемые к авто поездам и полуприцепам, размещению груза в них, а также требования к брезентовым чехлам (покрытиям), обвязочным тросам и пломбированию.

В тех случаях, когда к перевозке предъявляется автопоезд или контрейлер, следующие без сопровождения уполномоченного представителя грузоотправителя, к заполненной наклад ной ГУ-29 прикладывается транспортная автомобильная накладная, выписанная на размещенный в кузове груз. Наименование груза в автомобильной и железнодорожной накладной должны совпадать. Контрейлерные перевозки принципиально в правовом и коммерческом отношении не отличаются от контейнерных.

Наши рекомендации